Учителя подготавливают учащихся к диагностическим проверкам, используя материалы и примеры из предыдущих лет – они проводят тесты на уроках и предлагают их как домашние задания. В дополнение к этому, некоторые ученики самостоятельно готовятся, изучая предоставленные материалы. Мои дети готовились к диагностике исключительно в учебном заведении, в то время как часть их одноклассников дополнительно выполняли задания дома.
Не только контрольные: какие проверочные работы пишут школьники и что о них думают учителя
Внешние диагностические мероприятия в школе являются весьма полезной практикой перед экзаменами и независимым инструментом для оценки качества образования, однако они включают в себя множество скрытых сложностей. Мы побеседовали с несколькими учителями, чтобы выяснить, как это осуществляется с их точки зрения: организация процесса, подготовка и ответственность за результаты.
Кроме привычных контрольных работ, в образовательном процессе также предусмотрены внешние проверки: Всероссийские проверочные работы (ВПР) и тренировочные варианты СтатГрада, которые применяются на всей территории страны, наряду с диагностикой МЦКО для учеников Москвы. Эти работы являются предметными, то есть оценивается уровень знаний по конкретным дисциплинам.
Также школьники могут писать диагностики, оценив свои навыки в области читательской, математической и функциональной грамотности.
ВПР учащиеся выполняют ежегодно с 4-го по 11-й класс с 2015 года. Обычно эти работы проводятся весной как итоговые контрольные тесты. Главная цель этих экзаменов не заключается в том, чтобы оценить индивидуальные достижения каждого ребенка, но в том, чтобы проанализировать, как хорошо дети усвоили материал, следовательно, оценить качество преподавания. Несмотря на кажущуюся логичность этой идеи, на практике возникают множество вопросов к ВПР — мы уже рассматривали, как именно существуют Всероссийские проверочные работы и какова точка зрения учителей на этот процесс.
Диагностики МЦКО и тренировочные варианты СтатГрада организованы несколько иначе.
Эти проверки в первую очередь служат хорошей практикой для подготовки к экзаменам, а также обеспечивают независимую оценку знаний и позволяют отслеживать учебный прогресс на уровне класса и города, как это делает Московский центр качества образования. Кроме того, результаты диагностических работ МЦКО в 6-м классе напрямую влияют на шансы поступления в различного рода профильные классы (первая ступень профильного образования). Мы уже подробно обсуждали, как функционирует эта система.
Как и ВПР, диагностические мероприятия МЦКО проходят для 4–11-х классов, их разрабатывают и проверяют независимые эксперты данного центра, результаты приходят в школу спустя несколько недель — в виде детализированного файла со статистикой ошибок. Этот же файл содержит сведения о среднем уровне знаний класса — он может быть выше или ниже среднего по городу. В случае, если уровень выше, школа может получить дополнительные очки к своему городскому рейтингу в рамках образовательной деятельности.
Тем не менее, результаты диагностических работ не должны влиять на итоговые оценки учеников. Если это не прописано в уставе конкретной школы: для проверки этой информации необходимо изучить локальные нормативно-правовые акты, касающиеся промежуточной и итоговой аттестации.
Почему учителя не любят диагностики
Сложности в организации
Школы идут на организацию диагностик ради получения независимой оценки знаний своих учеников и дополнительных баллов к рейтингу. Первой проблемой становится поиск ответственных за организацию процесса, а также наличие кадров, готовых заменить основных организаторов.
Наталья А., учитель русского языка и литературы в одной из гимназий Московской области, делится своими мыслями по этому поводу:
Каждая диагностика становится некоторым срывом образовательного процесса. Ни классный руководитель, ни учитель-предметник не могут быть организаторами этой работы, что, безусловно, создает дополнительные трудности. Также необходимы технические специалисты на случай поломок, отдельные компьютерные кабинеты и замены на уроках, которые заменяются диагностикой. То есть организация этого процесса в реальных условиях обучения вызывает большие сложности, в первую очередь из-за нехватки кадров.
Например, однажды мне пришлось выполнять обязанности организатора в аудитории, где я рассаживала детей и контролировала их поведение, хотя они выполняли работу по русскому языку, который я преподаю. Обычно техподдержкой становится учитель информатики, который несет ответственность за всю школу и в это время должен также вести уроки. Поэтому нередко вместо программирования, которое у детей запланировано по расписанию в компьютерном классе, они вынуждены писать что-то на бумаге за партой — потому что или их кабинет, или же их учитель занят проведением диагностической проверки.
Расхождение тем и незнакомые формулировки
Даже если с кадрами в школе все в порядке, задания, предлагаемые детям в рамках диагностики, нередко становятся для них неприятным сюрпризом. Для успешного выполнения таких заданий ученикам требует дополнительная подготовка.
Сложность возникает из-за того, что задания отличаются от привычных упражнений и программ или даже могут опережать их. Часто темы, которые еще не были изучены, уже включаются в диагностику, как, например, тема наречий в седьмом классе. Формулировки заданий могут также отличаться от тех, что используются в ЕГЭ и ОГЭ, хотя и не существенно. Поэтому те демоверсии МЦКО, которые присылаются заранее, приходится отдельно разбирать с детьми на уроках или после занятий, чтобы проиллюстрировать особенности того или иного задания. К тому же задания каждый год хоть и незначительно, но меняются, — отмечает Марина В., учитель русского языка и литературы в одной из московских школ.
Также сам формат задач диагнозов может представлять дополнительную сложность для учащихся.
Некоторые учителя, с которыми мы поговорили, подчеркивают, что этот формат работы может быть эффективен, но он не всегда помогает решить конкретные задачи, связанные с изучаемой дисциплиной. Например, при помощи таких мероприятий сложно оценить уровень грамотности учащихся.
Иногда ученик, который хорошо справляется с диктантами и получает в целом четверки, может не справиться с тестовой частью (а диагностики в основном состоят из тестов). Диагностические работы не способствуют формированию лингвистически развитой личности и не всегда точно отражают уровень успеваемости класса, зато вполне позволяют списывать. Более того, учащиеся тратят много времени на подготовку к диагностике, которая сама по себе не ведет к никакому результату, кроме подготовки. В итоге, несмотря на то, что они соответствуют запросам тестирования, многие все равно не овладевают навыками грамотного письма. Получается, что мы либо подготавливаем их к диагностике, либо учим языку, — рассказывает Ольга К., учитель русского языка и литературы в общеобразовательной школе Московской области.
Ответственность за результаты
Очевидно, что результаты учеников — это индикатор работы учителя. Однако есть множество переменных, за которые педагог не может нести ответственность, например, особенности так называемого «классового контингента» или нежелание и неспособность детей к обучению. В таких условиях даже самый квалифицированный педагог не может быстро восполнить пробелы в знаниях учащихся, которые копились годами.
Что такое МЦКО
Московский центр качества образования (далее — Центр мониторинга) был создан в 2004 году. Основные направления его деятельности:
- мониторинг качества образования в столице (обязательные и добровольные диагностики),
- организация итоговых аттестаций для школьников на территории Москвы,
- пробные ОГЭ и ЕГЭ,
- аттестация преподавателей в Москве,
- лицензирование и аккредитация образовательных программ,
- экзамены для иностранных граждан по русскому языку и истории России.
Мониторинг и диагностика МЦКО
Центр мониторинга предоставляет независимую оценку учебных достижений школьников и производит исследования качества образования на национальном и международном уровне. МЦКО анализирует, как ученики в разных учебных заведениях справляются с тестовыми заданиями, и формирует на основе полученных данных выводы. В центре должно быть ясно, насколько успешно педагоги справляются с поставленными перед ними задачами — другими словами, чему и как они обучили учащихся. Для этого МЦКО разрабатывает и проводит диагностические тесты.
Если ваш ребенок когда-либо учился в столице, скорее всего, вы не раз сталкивались с тестированием МЦКО в его школе. Обычно учителя испытывают волнение перед каждой проверкой, и это волнение передается детям. Однако в диагностических испытаниях нет ничего страшного. По сути, это проверка работы преподавателей, а не самих учащихся. Давайте подробнее рассмотрим, как проводятся эти диагностические работы.
Что такое диагностика МЦКО
Диагностика МЦКО — это специальные тесты, которые проводятся среди школьников Москвы для оценки их знаний по различным предметам. Они помогают определить, как хорошо ученики усвоили учебный материал, какие темы ими хорошо изучены, а какие дают сбои.
Что дает значок ГТО школьникам
Учащиеся сдают проверочные работы в очном формате. На каждый предмет выделяется один академический час. Обычно на диагностических занятия присутствуют представители мониторингового центра, которые следят за чистотой проведения тестирования.
Списывать, а также использовать учебники и телефоны строго запрещено — важно, чтобы результаты были как можно более объективными.
Как посмотреть результаты диагностики МЦКО
С результатами можно ознакомиться на портале Московской электронной школы:
- Перейдите по ссылке school.mos.ru.
- Нажмите на кнопку «Войти» и введите учетные данные. Если у вас еще нет логина и пароля для доступа в систему, нажмите на подсказку «Как получить доступ».
- Откройте раздел «Портфолио учащегося».
- Перейдите во вкладку «Учеба».
- Выберите пункт «Диагностика».
- Нажмите на интересующий вас предмет.
На открывшейся странице вы увидите дату проведения проверочной работы, место ученика в рейтинге города, школы и своего класса, а также процент выполненных заданий.
Результат выше 80% говорит о высоком уровне знаний, что соответствует оценке «отлично». Уровень от 60% до 80% равен четверке — это уже повышенный уровень. Для того чтобы добиться базового уровня (или оценки «три»), достаточно выполнить 40–60% заданий. Учащиеся, которые справились с менее 40% заданий, имеют низкий уровень и получают «двойку».
Зачем нужны проверки Центра качества образования
Зачем диагностика МЦКО необходима школе? Диагностики дают возможность понять, насколько хорошо учащиеся усвоили материалы. В отличие от контрольных, итоговые оценки по этим работам школа решает выставлять компьютерный журнал или нет.
Например, в школе моих детей оценки за диагностику фиксируются в журнале с учетом двойного веса — если ребенок получает 4 балла, в дневник записываются два экземпляра четверки.
По результатам диагностики МЦКО школа анализирует, насколько хорошо работают учителя. Также преподаватели проходят независимую оценку знаний и умений в Центре качества образования. Об этом будет рассказано далее в статье.
Можно ли избежать сдачи диагностики МЦКО? Диагностика МЦКО не является обязательной, но школы иногда ставят ее как городское контрольное мероприятие.
Учащихся, которые отсутствуют на занятии, просят принести справку о болезни. Эти ученики повторно выполняют работу в резервный день, однако школа может также освободить их от пересдачи.
Как часто МЦКО проводит диагностики
В начале сентября МЦКО утверждает график диагностик для 1–11 классов московских школ. Каждая параллель учебных классов выполняет различное количество работ. Позвольте рассказать об этом подробнее.
Диагностика в 1–4 классах. Школы самостоятельно решают, будет ли проводиться диагностика в первых классах. Чаще всего первоклассники не проходят контрольные работы.
Вторые классы сдают диагностику по читательской грамотности.
В третьих классах работы проходят только в классах проекта «Эффективная начальная школа». Дети пишут задания по русскому языку, математике и литературе. Это касается и моей младшей дочери, она написала контрольные на пятерки.
Четвертые классы сдают диагностики по математике, русскому языку и окружающему миру. В школе моих детей результаты МЦКО для этой параллели играют важную роль: по ним формируют сильные пятые классы — математические, естественно-научные или гуманитарные. Однако каждая школа сама выбирает, учитывать ли результаты для распределения учащихся по классам.
Диагностика в 5–9 классах. В пятом классе проводят диагностику по английскому языку, а также по предмету, выбранному случайным образом — это может быть русский язык, математика, биология или история — и функциональной грамотности. Этот термин подразумевает комплексный тест на читательскую, математическую и естественно-научную грамотность.
Шестые классы пишут диагностику функциональной и отдельно математической грамотности, а также дополнительный предмет, выбираемый случайным образом: биология, география, история или обществознание.
Седьмые классы проходят контрольные по математике, русскому языку и еще двум предметам, выбранным случайным образом — тем же, что и в шестом классе, плюс физика.
В 2022 году классам седьмого года обучения в школе моей старшей дочери попались по жеребьевке биология и английский язык. Диагностика по математике была углубленной, так как класс участвовал в городском проекте «Математическая вертикаль».
Классы ИТ-вертикали сдают обычную математику, физику и информатику, а классы, связанные с естественными науками, проходят диагностику по своей специализации.
В восьмых классах проходят диагностику по математике, русскому языку и двумя предметам по выбору ученика — выбирают из всей программы. Обычно они выбирают предметы, которые будут сдавать на ОГЭ в девятом классе, но это происходит не всегда.
Моя дочь выбрала для диагностики литературу и обществознание, но на ОГЭ вместо литературы ей нужно было сдавать информатику.
Классы с математической вертикалью пишут углубленную математику, ИТ-вертикали — физику и информатику, а естественно-научные классы получают контрольные по биологии, физике и химии.
Девятые классы сдают диагностику по русскому языку и математике. Классы проекта «Математическая вертикаль» также пишут итоговую диагностику по теории вероятностей. По итогам работы учащиеся получают сертификаты о завершении курса математической вертикали. Остальные классы ничего дополнительного не выполняют.
Кроме того, учащиеся 8–11 классов пишут диагностику по информационной безопасности.
Зачем проходить диагностику МЦКО?
В одной из наших статей мы уже упоминали, что основным требованием к учителю при приеме на работу в школу является наличие диплома. Однако работодатель может также предъявить дополнительные требования при приеме на работу, такие как прохождение диагностики МЦКО.
Для оценки знаний преподавателей в МЦКО проводятся независимые диагностики трех основных типов:
- Онлайн-диагностика в формате ЕГЭ;
- Устная часть для иностранных языков;
- Онлайн-диагностика с предметным и метапредметным наполнением.
В зависимости от требований и целей можно подобрать подходящую диагностику.
Как пройти независимую диагностику МЦКО учителю?
Перед тем как проходить диагностику, стоит подробно изучить этот процесс. Мы расскажем о наиболее значимых фактах за 7 пунктов:
- Оформление заявки происходит на сайте МЦКО в разделе «Индивидуальная диагностика». Затем на вашу электронную почту будет отправлен код регистрации и ссылка на вход на портал.
- Диагностика является платной, ее можно оплатить онлайн в личном кабинете на сайте МЦКО.
- Демоверсии работ доступны на сайте ФИПИ.
- Педагог получает результаты в конвертации на 100-балльную шкалу. Существуют 4 уровня успеваемости:
- Экспертный уровень — от 85 до 100%;
- Высокий уровень — от 70 до 84%;
– от 67 до 84% (для диагностик в формате ЕГЭ по математике профиля); - Базовый уровень — от 50 до 69%;
– от 50 до 66% (для диагностик в формате ЕГЭ по математике профиля); - Нижний базовый уровень — ниже 50%.
- Работы в формате ГИА проверяются в течение 5 рабочих дней начиная с следующего дня после выполнения работы.
- После получения результатов можно ознакомиться с выполненной работой в личном кабинете.
- Свидетельство о прохождении независимой диагностики актуально на протяжении 5 лет.