РИРО ЯНАО: Без учета мнения родителей менять систему оценивания в школах нельзя

Безусловно, оценки имеют свое значение. Они служат знаком благополучия или неблагополучия как для учащихся, так и для преподавателей и родителей. Однако возникает вопрос: всегда ли такие сигналы адекватно отражают реальное положение дел?

В пятом классе ребенок скатился на тройки. Профессор Марьяна Безруких — о том, как помочь детям учиться

После завершения начальной школы дети вступают в новую фазу учебного процесса, которая сопровождается более сложными предметами, новыми учителями и иногда даже сменой школы и класса. Но почему так много ребят начинают резко терять интерес к учебе и демонстрируют падение успеваемости именно в этот период? С этим вопросом разбирается Анна Данилова в интервью с Марьяной Михайловной Безруких — директором Института возрастной физиологии, доктором биологических наук и профессором.

— Как определить готовность ребенка к средней школе: какими навыками он должен обладать и что знать, переходя из четвертого в пятый класс?

— Существует два основных критерия, на которые стоит обратить внимание. На первом месте — это умение читать и писать.

Если данные способности не развиты до автоматизма, то ребенку постоянно необходимо сосредоточивать внимание на том, как он читает или как пишет.

К сожалению, от 40% до 60% детей не осваивают грамотность в начальной школе в таком объеме, который необходим для успешного обучения в средней и старшей школе. Это представляет серьезную проблему, которая закладывает основу для многих страданий, с которыми сталкиваются дети в последующих классах.

Это вовсе не значит, что ребенок не знает, как писать и читать. Это указывает на то, что навык не автоматизирован:

  • дитя читает с ошибками,
  • пропускает буквы или слова,
  • не понимает смысла прочитанного предложения,
  • не может выделить основную мысль текста,
  • не умеет создавать собственные текстовые блоки.

Организация обучения в начальной школе установила временный рамки, в пределах которых уделяется всего полтора месяца на формирование этих навыков, и это, безусловно, печально. Непростительно, что школы требуют, чтобы дети приходили уже способными к чтению и письму.

Однако важно заметить, что до начала школьного обучения эта способность формируется по-разному, и не каждый ребенок в возрасте 5–6 лет готов к ее освоению. Овладение читательскими и писательскими навыками — это сложный процесс на когнитивном уровне, для которого необходимо созревание мозга.

15 признаков одаренного ребенка:

Чтение и письмо требуют активной работы мозга. Хотя мозг изначально предрасположен к обучению речи и восприятию изображений, письмо и чтение — это навыки, которым нужно учить сознательно. И только в ходе учёбы возможно их совершенствование и автоматизация. К сожалению, этого не удается многим учащимся.

Слушая родителей, часто можно услышать фразу: «Мой ребенок в начальной школе учился хорошо, а в пятом классе — скатился на тройки».

На самом деле он не «скатился», а просто не в состоянии овладеть учебным материалом средней школы.

В этом году мы провели занятное исследование, изучая движение глаз детей в процессе чтения простого и сложного текста. Нашими участниками стали учащиеся пятого класса. И что мы обнаружили?

Дети действительно испытывают трудности при чтении: их внимание сосредоточено не на словах, а на отдельных буквах.

Дети должны тут же считывать буквы. При этом у них наблюдается крайне низкий словарный запас. Трудности с декодированием буквенных символов в звуковой код, необходимой для произношения слов, могут занять много времени. Следовательно, взгляд ребенка, вместо того чтобы плавно двигаться по строке от одного слова к другому, часто замедляется и застревает на отдельных словах, что препятствует пониманию смысла.

Какие трудности возникают у детей после начальной школы?

Мы говорим о подростковом возрасте. Проблемы с письмом и чтением и с коммуникацией происходят на фоне гормонального изменения, которое начинается с 10–12 лет. Это именно тот период, когда учащиеся переходят в пятой класс, и начинается обучение в основной школе.

Состояние и поведение ребенка-подростка характеризуются множеством факторов, которые влияют как на учебный процесс, так и на взаимодействие с окружающими. Одним из наиболее заметных является резкость и сильные эмоциональные реакции. Но важно понимать, что это поведение зачастую не осознанно, и оно связано с тем, что ребенок находится в состоянии гормонального подъема.

Организм не способен выполнять все функции одновременно, поэтому ожидать от него нормального функционирования в период гормональных изменений наряду с идеальным поведением и эмоциональным равновесием нельзя. В таких ситуациях родителям и учителям необходимо осознавать, что это нормально, и искать способы понимания и поддержки.

Следует отметить, что порой взрослые сами становятся причиной эмоциональных всплесков детей. В социальных сетях можно увидеть множество роликов, где подростки демонстрируют агрессию, но за каждой такой реакцией часто стоит определённая ситуация или провокация.

В мозге есть так называемая система вознаграждения, которая активизируется, когда человек испытывает удовлетворение. Подростки особенно чувствительны к этой системе. Негативные оценки, озвученные вслух, зачастую приводят к серьезным психологическим последствиям и блокируют желание не только продолжать, но и добиваться успеха.

10 ошибок, которые часто делают родители подростков:

К сожалению, ошибки родителей в данном вопросе слишком часто оказывают негативное влияние на мотивацию подростков. Мотивация — это не нечто внешнее, это внутренняя сила, которая меняется в зависимости от успешности деятельности школьника.

Безусловно, мы не сможем повысить именно эту мотивацию, если у ребенка сохраняются трудности с письмом и чтением — ведь это основополагающие навыки.

  Чему не учат в школе

Не стоит забывать и о снижении общей активизации у подростков. У них меньше энергии, чем в младших классах, они быстрее утомляются и теряют сосредоточенность. Их способности к концентрации внимания также значительно ниже, что часто становится причиной ухудшения успеваемости.

К тому же, подростки отличаются повышенной реактивностью на стрессовые ситуации. Как правило, стресс в любую минуту может возникнуть из-за контрольной работы или страха не успеть. Это крайне важно, так как именно из-за стресса могут возникать серьезные проблемы в учебе и в целом в жизни подростка.

Отличия средневзвешенной от среднеарифметической

В прошлом году некоторые школы Ямало-Ненецкого автономного округа начали переход к новой системе оценки знаний — средневзвешенному баллу. В отличие от традиционной среднеарифметической системы, где итоговая оценка рассчитывается путем простого сложения всех отметок и деления на количество работ, новая система учитывает важность каждой работы, то есть вес. Например, домашние задания могут иметь минимальное значение, тогда как контрольные или тесты — максимальное. В результате, например, если у ученика текущие оценки 5, 5, 5, 5, 4, 4, итоговый балл может составить 4, потому что более высокие оценки выставлены за устные или домашние задания.

Родители выразили недовольство нововведением в социальных сетях и обратились в прокуратуру округа. В октябре 2022 года прокуратура сделала предписание для 19 школ, в том числе Губкинского, Надыма, Ноябрьска и других, отменить средневзвешенную систему оценивания после размещения информации о нарушении процедуры принятия внутренних документов. При проверке выяснили, что мнение родителей при переходе на новую систему не было учтено.

Школа № 12 Ноябрьска — одна из тех, где сначала внедрили, а потом отменили систему средневзвешенных отметок. В мае этого года среди преподавателей и учеников снова начались разговоры о повторном внедрении нового метода. Родители начали постить возмущенные сообщения в соцсетях. В обсуждение вовлеклись как родители, чьи дети легко адаптировались к новшествам, так и те, кто наоборот, имел негативный опыт.

Родительский комитет школы № 12 также заявил о своем недовольстве, проголосовав против инициативы. Пообещав администрации отменить промежуточные контрольные и даже всероссийские проверочные работы, обсуждения все равно продолжаются, и возникают вопросы, насколько мнением родителей будет уделяться внимание при принятии окончательных решений.

Чем руководствуются школы

Заместитель директора регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа Станислав Ивженко предоставляет информацию о том, что после того, как в регионе семь лет назад был внедрен электронный журнал, школы должны были выбрать одну из систем оценивания: традиционную среднеарифметическую или новую — средневзвешенную.

Станислав Ивженко: Прежде чем информировать родителей, важно объяснять изменения, происходящие в школе.

Изменение системы оценки расценивается как способ устранения необъективности в оценивании успеваемости учащихся. Различия в оценках могут быть подтверждены независимой аттестацией, что также важно учитывать. Например, результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР) используются для выявления объективности работы преподавателя на основании сведений о результатах независимых работ по предмету.

При этом, до сих пор год от года наблюдаются несоответствия в показателях успеваемости и качества образования, которые могут говорить о необъективной оценке со стороны учителей, например, завышении отметок.

Будет ли лучше ученикам?

Наталья Долматова выразила мнение, что новая система оценок поможет добросовестным ученикам получать более высокие оценки.

— Новая система поможет избежать ситуации, когда одна неудачная отметка отрицательно сказывается на общем результате, несправедливо влияя на усердие ученика в целом. Каждая оценка будет взвешена в соответствии с ее значимостью: если это контрольная работа, то и стоимость этой оценки будет выше, чем, например, домашнего задания или вопроса на уроке в конце четверти, — пояснила директор.

По мнению педагогов, старая система зачастую подвержена случайностям, влияющим на результаты тех учеников, которые действительно усердствуют, а не просто используют готовые решения.

— Ученики, которые прикладывают усилия, не всегда получают высокие оценки, что часто кажется несправедливым. Часто бывает, что учащийся, взявший информацию из интернета, вернется с высокими оценками, в то время как другой, более старательный студент, получает меньше — это и есть справедливость, которую мы надеемся восстановить с новой системой, — отмечает Анна.

Станет ли удобнее учителям?

Учитель также акцентирует внимание на том, что новая система позволяет сделать процесс оценки более объективным. Все расчеты производятся компьютерной системой автоматически, поэтому обвинить преподавателя в каких-либо предвзятостях становится гораздо сложнее.

— Новая система поможет родителям увидеть реальные успехи и недостатки их детей. Бывают случаи, когда, к примеру, в конце четверти студент получает неожиданную для родителей оценку. Они приходят в школу с вопросами: как так, что ребёнок столько времени тратит на учебу, а результат оказывается ниже желания? Возникает много споров. Теперь система автоматически производит все расчеты, что делает процесс более прозрачным, — говорит учитель.

Директор СОШ №35 добавила, что такой подход к оцениванию предоставит ясные данные о сильных и слабых сторонах в понимании материала каждым учеником.

— Система средневзвешенного балла позволит делиться более точными данными о недостатках и успехах учащихся, — подчеркивает Наталья Долматова.

Однако отметим, что ранее в социальных сетях было представлено много критических отзывов от родителей относительно этой новой системы оценивания. Некоторые из них даже стали рассматривать возможность перехода на домашнее обучение.

Как принимать важные решения по методу взвешенных оценок

Изображение Как принимать важные решения по методу взвешенных оценок в соцсети TenChat

Вы чувствовали себя неуютно при принятии важных решений? Вам повезло! Я хочу поделиться с вами эффективным методом, который может изменить ваш подход к принятию решений: метод взвешенных оценок.

  Как получить пятерку по геометрии

Метод взвешенных оценок позволяет делать осознанный выбор с учетом различных критериев или факторов, влияющих на ваше решение. Вот как это работает:

1. Определите ваше решение. Четко определите проблему, которую вы пытаетесь решить, или цель, которую хотите достичь. Этот шаг формирует основу для последующих действий.

2. Определите и запишите критерии: проведите мозговой штурм и составьте список факторов, которые являются важными для вас. Например, это могут быть такие параметры, как стоимость, временные затраты, осуществимость, влияние или личные предпочтения.

3. Взвесьте критерии. Присвойте каждому критерию вес или степень важности в зависимости от его значимости. Например, если цена для вас ключевое значение, дайте ей более высокий вес.

4. Оцените варианты. Теперь оцените все доступные альтернативы с учетом перечисленных критериев. Оцените каждый вариант по балльной системе, учитывая, насколько каждый отвечает Вашим критериям. Например, от 1 до 10 для согласованности.

5. Рассчитайте взвешенные баллы: умножьте рейтинг каждого варианта на вес, присвоенный соответствующему критерию. Сложите эти взвешенные оценки, чтобы получить итоговый балл для каждого варианта.

6. Примите решение. Наконец, сравните полученные оценки. Вариант с наивысшим баллом — лучший выбор, основанный на ваших критериях.

Помните, что этот метод предоставляет структурированный подход к принятию решений, позволяя учитывать множество факторов и их относительную значимость. Это помогает избежать предвзятости и обеспечивает более объективную оценку.

Попробуйте этот метод, ведь практика ведет к совершенству, и чем быстрее вы им воспользуетесь, тем более обдуманные решения вы сможете принимать.

Поделитесь вашим опытом использования этого метода или любыми другими способами принятия решений в комментариях ниже. Объединим усилия для того, чтобы делать важные выборы с уверенностью!

948

Булат Шакиров

PostgreSQL — одна из самых популярных систем управления базами данных (СУБД). В этой статье мы подробно разберем, почему она так востребована и какие возможности предоставляет. PostgreSQL (или просто Postgres) — это объектно-реляционная СУБД, известная своей надежностью, мощностью и гибкостью. Впервые она была выпущена в 1996 году и с тех пор постоянно развивается благодаря активному сообществу разработчиков. PostgreSQL представляет собой проект с открытым исходным кодом, что позволяет использовать, изменять и распространять ее совершенно бесплатно.

Почему PostgreSQL стала такой популярной? Во-первых, это open-source проект, который привлекает множество разработчиков и компаний, экономящих на лицензиях и адаптирующих СУБД под конкретные потребности. Над ней работает большое сообщество, занимающееся постоянным улучшением, добавлением новых функций и устранением ошибок. Существует много форумов и документации, которые помогают в решении возможных вопросов.

PostgreSQL полностью соответствует стандартам SQL и поддерживает множество расширений, что делает её идеальной для интеграции с другими системами и приложениями. Более того, она позволяет создавать собственные функции, операторы и типы данных, что делает её крайне гибкой.

PostgreSQL предлагает широкий набор возможностей для обеспечения надежности данных, включая соответствие ACID (атомарность, согласованность, изоляция и долговечность) транзакций, точки восстановления, репликацию и автоматическое восстановление.

Это, безусловно, ключевая характеристика для обеспечения надежности и согласованности данных. Каждая транзакция в PostgreSQL гарантирует завершение либо полное ее отсутствие. PostgreSQL также поддерживает разнообразные типы данных, включая JSON, XML, геопространственные данные (через расширение PostGIS) и массивы. Вместе с традиционными B-tree индексами, PostgreSQL поддерживает индексы GIN, GiST и многие другие, что позволяет существенно ускорить выполнение сложных запросов.

Кроме этого, PostgreSQL имеет встроенные функции для полнотекстового поиска, что особенно полезно для приложений, обрабатывающих большие объемы текстовой информации, и эффективно использует многопроцессорные системы для ускорения выполнения запросов.

PostgreSQL поддерживает как синхронную, так и асинхронную репликацию, что дает возможность строить отказоустойчивые системы и распределенные базы данных.

Пример использования PostgreSQL В качестве примера можем рассмотреть использование PostgreSQL в веб-приложении для управления заказами в интернет-магазине. В этой системе необходимо хранить информацию о товарах, пользователях, заказах и платежах. Вот основные команды для создания базы данных:

CREATE DATABASE shopdb;
\c shopdb
CREATE TABLE users (
  userid SERIAL PRIMARY KEY,
  username VARCHAR(50) NOT NULL,
  email VARCHAR(100) NOT NULL,
  createdat TIMESTAMP DEFAULT CURRENT_TIMESTAMP
);
CREATE TABLE products (
  productid SERIAL PRIMARY KEY,
  name VARCHAR(100) NOT NULL,
  description TEXT,
  price DECIMAL(10, 2) NOT NULL,
  createdat TIMESTAMP DEFAULT CURRENT_TIMESTAMP
);
CREATE TABLE orders (
  orderid SERIAL PRIMARY KEY,
  userid INT REFERENCES users(userid),
  orderdate TIMESTAMP DEFAULT CURRENT_TIMESTAMP,
  status VARCHAR(20) NOT NULL
);
CREATE TABLE orderitems (
  orderitemid SERIAL PRIMARY KEY,
  orderid INT REFERENCES orders(orderid),
  productid INT REFERENCES products(productid),
  quantity INT NOT NULL,
  price DECIMAL(10, 2) NOT NULL
);

После создания БД вы можете добавлять в нее данные с помощью стандартной операции INSERT. Теперь опишем запрос на получение данных из БД:

SELECT o.orderid, u.username, p.name, oi.quantity, oi.price
FROM orders o
JOIN users u ON o.userid = u.userid
JOIN orderitems oi ON o.orderid = oi.orderid
JOIN products p ON oi.productid = p.productid
WHERE o.orderid = 1;

Этот запрос возвращает информацию о заказе, включая имя пользователя, название товара, количество и цену. PostgreSQL представляет собой надежную и мощную СУБД, идеально подходящую для самых различных приложений, от простых веб-сайтов до сложных аналитических систем. Высокая надежность, гибкость и обширный функционал делают ее популярным выбором среди разработчиков и компаний по всему миру. Игнорируя, нужно ли вам хранить структурированные данные или работать с большими объемами текстовой информации, PostgreSQL предоставляет все необходимые инструменты для эффективного управления вашими базами данных.

  Что делать, если ребенок не хочет учиться и приносит двойки? Инструкция от детского психиатра

Что делать родителям, если они считают оценку несправедливой?

Любые конфликты, касающиеся несправедливости оценок, происходят по одной и той же причине: отсутствие надлежащей коммуникации. А эта коммуникация должна быть трехсторонней: между детьми и учителями, между учителями и родителями, а также между родителями и детьми.

Таким образом, первоочередная задача родителей, недовольных оценками своего ребенка, заключается в наладке связи с учителем, чтобы выяснить, что же на самом деле происходит.

Подробная рекомендация о том, как наладить такой диалог, представлена в статье Анны Третьяковой «Как родителям выстраивать правильные отношения с учителями».

Возможно, стоит договориться с учителем о присутствии на уроке, чтобы увидеть, как ведет себя ваш ребенок. Может быть, ему кто-то мешает сосредоточиться на учебе, например, сосед по парте? Кроме того, иногда бывает так, что учитель ставит оценки не за знания, а за поведение, что является абсолютно несправедливым. Это важно обсудить с педагогом, но одновременно плохое поведение может служить важным сигналом для родителей: с ребенком что-то не так. Я сталкивался с подобным случаем, когда ученик-подросток в классе внезапно вскакивал и что-то кричал или смеялся. Это выглядело как обычное хулиганство — явное нарушение порядка, скрытое намерение сорвать урок. Однако, когда мы начали разбираться, мама, увидевшая ситуацию, решила обратиться к специалистам, и выяснилось, что у мальчика были проблемы медицинского характера. Он испытывал удушье и иногда поднимался и кричал в попытках получить воздух, инстинктивно не осознавая своей ситуации.

Второе, что нужно сделать после обсуждения с учителем, — проанализировать, насколько объективны его оценки. Важно понять не только уровень знаний ребенка, но и то, как он демонстрирует эти знания на уроках: устные ответы или письменно. Порой школьник, хорошо усваивающий материал, со временем не может показать свои знания по различным причинам.

  • Психологические моменты, такие как беспокойство, ступор, стресс. В данном случае родителям может понадобиться помощь психолога.
  • Медицинские аспекты: плохое самочувствие, усталость, недостаток сна могут ухудшать успеваемость. Родители должны понимать время сна и питания своих детей. Часто дети могут не успевать позавтракать перед школой, и всё это влияет на здоровье и успеваемость.
  • Отношения с окружающими: страх быть травимым одноклассниками или нежелание показывать свои знания из-за возможного конфликта с учителем.

Существует множество других факторов, которые также стоит учитывать. Однако оценить реальный уровень знаний ребенка бывает не так просто, и не всегда сами родители могут это сделать успешно. Все меняется, когда взрослые понимают, что даже частичное недопонимание может приводить к неправильным выводам. Если родитель уверен, что его ребенок владеет знаниями, а педагог злоупотребляет своим положением, то следующая логическая мера — обратиться к администрации школы для проверки уровня знаний дома.

Но такие обращение стоит проходить только тогда, когда учитель закрыт для общения и полностью игнорирует родителей и детей, когда есть явные нарушения педагогической этики. Однако такие случаи встречаются гораздо реже, чем может показаться тем, кто оценивает современную школу исключительно через призму СМИ.

Как же все-таки реагировать на оценки детей?

Главное: на оценки детей обязательно нужно реагировать. Причем это касается как плохих, так и хороших оценок. Неправильно, когда родитель ругает ребенка за двойки, а пятерки принимает молча. Радость за успехи ребенка должна разделяться! Это особенно важно для младших школьников, что они часто учатся ради родителей, а не ради личного интереса к учебе или для поступления в вуз в будущем. Получая хорошую оценку, ребенка радует не только результат, но и то, что он может порадовать родителей!

И аналогично, неудачи ребенка также должны вызывать родительскую реакцию. Но правильной реакцией становится не гнев, не ужас и крики, а огорчение. Это естественная реакция на неуспех того, кто вам небезразличен. Поддерживая ребенка в момент его горечи, родители демонстрируют свою заботу о школьной жизни сына или дочери и готовы понять его чувства. После этого разговор превращается в конструктивный процесс по выяснению причин ухудшения успеваемости и совместные решения о том, что можно предпринять для исправления ситуации. Здесь важно, чтобы детей и родителей соединяла общая жизнь с ее радостями и печалями, а не так, что у детей есть свои проблемы, а у родителей — свои.

Я знаю случай, когда мама восьмиклассника вообще не сообщала сыну о своем огорчении результатами его учебы. Когда она, наконец, узнала о том, что он получает двойки и тройки, она проявила истинное удивление. «А разве это тебя огорчает? Ты так доволен своими оценками и не знаешь, что мне это небезразлично?». Именно тогда мальчик решил внести изменения, и его успеваемость резко улучшилась. Ошибка той мамы заключалась в том, что она слишком долго не делилась своими переживаниями с сыном.

Тем не менее, в этой ситуации важно не перегибать палку. Нельзя ставить эмоции за оценками выше всего, то есть впадать в разумное отчаяние из-за двоек и чрезмерно радоваться пятеркам. Не стоит забывать, что в жизни ребенка много других ценностей, намного более важных. Важно, чтобы он понимал: его родители любят его не за оценки, а просто так. Эта любовь остается неизменной и не связана ни с высокими, ни с низкими оценками. Она безусловная.

Когда ребенок это понимает, он способен смириться с родительскими реакциями на свои успехи и неудачи.

Оцените статью
Добавить комментарий