Не хочу в школу: что стоит за этой фразой

Таким образом, первые шесть или семь недель перехода в новую школу представляют собой сложный этап адаптации. В этот период родителям, детям и подросткам необходимо приложить значительно больше усилий, чем позже, когда они привыкнут к новому распорядку дня и обстоятельствам.

Я не хочу в школу!: что скрывается за этой фразой

Что делать если я не хочу в школу 2

Фразу «Я не хочу в школу!» наверняка слышали все родители школьников. Анна Порозкова, специалист Московской службы психологической помощи, рекомендует не реагировать на это выражение гневом, а попытаться разобраться в его истинных причинах.

Поскольку родители в большинстве случаев склонны думать, что отказ идти в школу вызван ленью ребенка, стоит взглянуть на ситуацию под другим углом. Школа требует от учащихся высокой концентрации внимания и способности к многозадачности, а также умения быстро адаптироваться и переключаться между различными предметами. Дети одновременно осваивают много процессов: они должны усваивать новые знания, ежедневно демонстрировать результаты своего обучения и учиться взаимодействовать с окружающими — как учителями, так и сверстниками.

Психике ребенка бывает трудно справиться с такой повышенной нагрузкой: иногда возникает эмоциональная и информационная перегрузка, и ребенок не в состоянии вынести такой большой объем. В результате появляется саботаж, нежелание учиться, и это может проявляться в разных формах.

Что на самом деле стоит за отказом ходить в школу? Эмоцию нежелания можно разбить на составляющие — это поможет понять, что именно хочет сообщить ребенок. Он может иметь в виду следующее:

  • Мне сложно просыпаться по утрам, поэтому я не могу моментально сосредоточиться и вспомнить, что нужно сделать;
  • Я устал, чувствую себя плохо, беспокоюсь, не хочу заболеть;
  • У меня не сделано домашнее задание или я не понимаю тему, по которой будет контрольная работа, боюсь получить плохую оценку и не справиться с заданием;
  • Я не могу посетить туалет в школьных условиях;
  • Мне стыдно из-за моего внешнего вида (например, из-за очков или брекетов);
  • У меня плохое зрение или слух;
  • Я самый высокий (или рыжий, курносый и т. д.) в классе;
  • Я потерял учебник или тетрадь, или не могу найти свой рюкзак;
  • Меня укачивает в пути в школу, мне страшно идти одному, мне не нравится, когда кто-то водит меня в школу;
  • Мне скучно (я справляюсь с заданиями быстрее остальных или наоборот, не понимаю и быстро отвлекаюсь);
  • Я чувствую себя одиноким в школе (нет друзей);
  • Мне трудно запомнить так много информации, особенно по разным предметам;
  • Надо мной насмехаются одноклассники;
  • Я много пропустил и не могу догнать класс по успеваемости;
  • Мне неудобна школьная форма (или одежда для школы);
  • Я боюсь учителя — она очень строгая.

В каждом индивидуальном случае отказа от школы кроется своя уникальная история. Важно выявить конкретные причины. Пытаться выяснять это при помощи криков или ругани — неэффективная стратегия. Ребенок лишь замкнется, перестанет доверять, подумает, что родители не понимают и не слышат его, и продолжит сопротивление. Саботаж учебы может быть призывом о помощи. Итак, что же могут сделать родители?

Не торопите ребёнка учиться

Одна из вероятных причин нежелания ходить в школу заключается в слишком раннем развитии (это может показаться парадоксальным). Различные интеллектуальные активности начинают постепенно затмевать игры, которые являются важными для детского возраста. Вместо простых детских игр, таких как прятки или казаки-разбойники, современные дети способны говорить на английском, считать в уме сложные задачи и писать сочинения о морфемах уже в втором классе.

В стремлении вырастить вундеркинда, родители могут забыть о натуральном процессе созревания и развития ребенка. Мозг проходит определенные стадии, и на каждой из них появляются новые мыслительные функции. Если не предоставить мозгу пройти необходимые этапы в отпускные сроки, это может привести к дисбалансу в психической деятельности: мозг начнет выполнять задания, которые от него требуют, но в ущерб другим навыкам. В результате совершенно здоровый ребенок может демонстрировать сложности с изучением даже самых элементарных знаний. Для восстановления нормального функционирования психики может понадобиться помощь специалиста.

  РИРО ЯНАО: Без учета мнения родителей менять систему оценивания в школах нельзя

Как помочь

  1. Наладить режим дня. Как бы это банально ни звучало, правильное питание, регулярный сон и отсутствие привычки засиживаться допоздна — важные факторы. Организму необходимо достаточное время для восстановления сил. В результате ему будет легче справляться с рутиной школьной жизни, а фраза «не хочу в школу» может уйти.
  2. Поговорить с ребёнком. Возможно, отказ идти в школу связан с недопониманием с учителем. Как родитель, нужно быть в курсе происходящего, поддерживать открытость и доверие в общении. Иногда достаточно вежливого разговора с преподавателем, однако в других случаях, если это не приводит к положительным результатам, может потребоваться перевод в другой класс или даже в другую школу. Главное, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и готовы его поддержать.
  3. Узнать о конфликтах. Буллинг — одна из самых сложных ситуаций в жизни ребенка. Ключевым моментом является наличие доверительных отношений между родителями и детьми. Решение такой проблемы самостоятельно у школьника не получится — необходимо вмешательство взрослых, включая родителей и школьных учителей.
  4. Следить за собой. Если родители постоянно подчеркивают, что школа — это ужасное место, скучно и плохо, опираясь на свой негативный опыт, то вряд ли стоит ожидать, что ребенок будет стремиться в учебное заведение.
  5. Решить свои проблемы. При наличии кризиса в семье, ребенок переносит эту ситуацию на школу. Ответ очевиден — нужно обратиться к специалистам и максимально поддерживать своего сына или дочь, не оставляя их наедине с их переживаниями.
  6. Обратиться к психологу. Иногда причины нежелания идут не на поверхность, и ребенок категорически не хочет в школу. Возникновение физических симптомов, таких как повышение температуры, появление тошноты, часто происходят, когда школьник остается дома. В таких случаях в первую очередь стоит обратиться к врачу. Если педиатр и другиеDoctors find no medical reason for the symptoms, it may be a case of psychosomatics, where the body reacts to something unpleasant. Here, the assistance of a qualified psychologist is essential.

Что делать если я не хочу в школу 3

Когда речь идет о таких ситуациях, в первую очередь необходимо обратиться к врачу. Если педиатр и другие специалисты не находят никаких заболеваний, то, возможно, речь идет о психосоматике — организму следует помочь с тем, что его беспокоит. Именно грамотный психолог сможет оказать поддержку в данной ситуации.

Заключение

Дети устают от школьной рутины, и это нормально. Родителям стоит помогать сохранять интерес к учебе и акцентировать внимание на положительных моментах.

Забота родителей и их вовлеченность в школьные дела также мотивирует детей. Например, если мама и папа вместе с ребенком участвуют в организации походов на природу, школьных благотворительных мероприятий или совместно посещают музеи и театры, восприятие школьной жизни не будет негативным.

Вам понравилась статья?

Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять

Ребенок может считать школу скучной и воспринимать обязанности как лишнее бремя?

— Да, это возможно. В России, как и во многих других странах, существует система образования, основанная на необходимости вашего усилия, на психических затруднениях и преодолении трудностей. Если родители не согласны с этой концепцией и имеют возможность выбора, им следует рассмотреть альтернативные варианты.

Льготы домашнего обучения заключаются в том, что график может адаптироваться под потребности семьи и ребенка. В этом подходе также существуют различные частные школы, где можно получать индивидуальное внимание. Есть и системы обучения, которые избегают жесткой системы оценки и зубрежки.

Но важно помнить, что у каждой системы есть свои недостатки.

Однако способность трудиться жизненно важна — труд сам по себе не причиняет вреда. Вред может принести плохая атмосфера в классе или перегруженные программы. Иногда ребенку просто не хватает навыков самодисциплины.

Что делать если я не хочу в школу 4

Фото: Sergey Beynik «Первоклашка» (фрагмент)

Что делать, если ребенок истерит каждый день и заявляет, что не пойдет в школу? Стоит ли переводить его в другую школу или на домашнее обучение?

  Всё, что нужно знать про МЦКО

— Я бы не принимала решение о переводе, пока не пройдет шесть-восемь недель адаптации. Важно понять, что именно беспокоит ребенка. Причин его дискомфорта может быть множество: возможно, в классе появился новый, шумный и агрессивный ребенок, или же в классе произошли изменения с новым педагогом.

Причинами могут быть и социальные факторы: например, если у ребенка есть трудности со взаимодействием с другими, или изменения в привычной школе, которые его затрудняют. Необходимо обратиться к учителю, чтобы выяснить, как ему помочь.

Даже если проблемы кажутся незначительными, это требует анализа. Бывает так, что ребенок просто сталкивается с новыми стрессами: переходом в пятый класс, где другие требования и ожидания. Важно понимать, в чем причина, прежде чем принимать решение о переводе. Нужно учитывать, что дети могут пережить симптомы стресса, такие как головные боли или расстройства желудка, и важно выяснить, что именно их вызывает.

Мама устала и решает: Все плохо, пошли в другое место

— Как важен настрой родителей? Зависит ли он от отношения к школе?

— Если родители не уверены, что школа — это хорошее место или сомневаются в качестве конкретного учебного заведения, это очень сильно обостряет ситуацию с ребенком. Дети чувствуют настроение родителей даже по мельчайшим признакам, и если они слышат разговоры об их недовольстве или усталости от школы, это усиливает их собственное сопротивление.

Ребенку будет легче адаптироваться, если родители настроены на конструктивный подход и объясняют, что адаптация — это часть смены привычного уклада жизни. Родители могут привести примеры из своей жизни, рассказывать о своих собственных трудностях в адаптации.

Что делать если я не хочу в школу 5

— Ты привык вставать в половине десятого, а сейчас тебе нужно вставать в 6:45 или в 7:00. Это трудности, и это нормально. Нужен некоторое время, чтобы адаптироваться — к шуму и другим аспектам нового окружения.

Конечно, бывает, что школа не подходит ребенку и возникают проблемы с адаптацией, прослеживающие на фоне стресса или жизненных осложнений. Однако, решения об уходе из школы нужно принимать после тщательного анализа ситуации.

В ситуации, связанной с насилием или ухудшением образовательной среды, необходимо действовать быстро, но все же важно не спешить с решением, если просто развиваются эмоциональные трудности.

Нельзя забывать, что если ребенок каждый раз вырывается от проблем, не проходит адаптацию нормально, то у него появляется привычка избегать трудностей. Это приводит к долгосрочным последствиям, когда он начинает бояться всех препятствий на жизненном пути.

Кто следит за прогулами и что такое уважительная причина

Контроль за посещаемостью осуществляют как школы, так и органы управления образованием. Это указано в разделе 2 письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977. Каждая школа видит за своими учениками и фиксирует причины их отсутствия на занятиях.

Согласно закону, пропускать уроки можно только по уважительным причинам. К ним относятся ситуации и обстоятельства, которые объективно препятствуют посещению учебного заведения. К ним можно отнести:

  • Проблемы со здоровьем — в этом случае потребуется медицинская справка.
  • Семейные обстоятельства — для этого родители должны подать заявление, в котором указано, что ребенок продолжит осваивать учебную программу самостоятельно.

Термина «семейные обстоятельства» как такового в законодательных нормах нет. Обычно к ним относятся временные отъезды или смерть близких. Однако родители имеют право определять, какие обстоятельства могут служить уважительной причиной для отсутствия ребенка в школе. Например, если он немного заболел и не может учиться.

  • Участие ученика в спортивных, культурных и оздоровительных мероприятиях — необходимо предоставить документы, подтверждающие участие.
  • Другие обстоятельства, предусмотренные школьными правилами. Эти уточнения вытекают из первого раздела письма Министерства просвещения РФ от 20 августа 2020 г. N 07-4977.

Даже если ученик пропускает занятия по уважительной причине, родителям важно заранее уведомлять школу. Каждое учебное заведение может самостоятельно установить правила информирования учителей о пропусках.

Кто несёт ответственность за пропуски

В статье 43 федерального закона об образовании говорится, что учащийся обязан добросовестно осваивать школьную программу. Пропуская занятия, он нарушает это обязательство. Однако за такие действия несут ответственность законные представители ребенка, что указано в статье 44 федерального закона об образовании.

  Что подарить детям на выпускной в 4 классе? 🎁 Топ-160 идей подарков

Не существует юридически закрепленного количества дней, по которым ученику разрешено отсутствовать. Эту практику устанавливали сами школы, и чаще всего информацию относительно допустимого числа пропусков можно найти в школьном уставе.

Если ребенок систематически не посещает занятия, школа может обратиться в органы опеки и попечительства, а также в комиссию по делам несовершеннолетних. В таком случае к родителям могут быть применены административные меры, включая штрафы в размере от 100 до 500 рублей, что указано в статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях.

В уставе конкретной школы также могут быть прописаны другие последствия за непосещение, и правила в этом отношении у каждой школы индивидуальны.

Не хочу в школу! — это нормально?

ребенок не хочет идти в школу

Каждый ребенок в какой-то момент столкнется с нежеланием идти в школу, и это абсолютно нормально. В жизни взрослого человека тоже случаются стрессы, усталость и необходимость взаимодействовать с неприемлемыми людьми. Однако негативные ожидания от дня могут со временем смениться на положительные — как часто бывает у детей, когда то, что их пугает, оказывается всего лишь мимолетным страхом.

Однако если каждый день ребенок говорит: «Не хочу в школу!» и становится подавленным при упоминании учебного заведения, это должно насторожить родителей.

Почему дети не хотят идти в школу?

Чтобы выяснить причину нежелания, нужно поговорить с ребенком. Установите доверительные отношения, чтобы он чувствовал себя в безопасности, зная, что вы не накажете его и не будете принимать быстрое решение. Объясните, что вы хотите помочь, и ваши действия будут связаны с его согласием.

В ответ на вопрос: «Что случилось?» вы можете узнать, что:

У ребёнка плохие отношения с учителем

не хочу идти в школу

Конфликт между учеником и учителем может быть как реальным, так и надуманным. Слишком строгий или эмоциональный педагог может внушать ребенку чувство тревоги, создавая впечатление подавления, даже если взрослый просто в экспрессивной форме излагает свои замечания и ни в коем случае не намерен обидеть.

Также у учителей могут быть свои любимчики, и порой неконтролируемые эмоции могут влиять на них, и это может быть не в интересах всех учеников. Дети иногда сами могут создавать ситуацию с конфликтом, устраивая, например, травлю учителю.

В любом случае, перед тем как отправить ребенка в школу, необходимо понять, в чем именно болсон конфликт и обеспечить ему поддержку в преодолении трудностей.

Более подробную информацию о конфликтах между учениками и учителями, а также о том, как их решить, можно найти в интервью с психологом на портале «Где мои дети».

Что делать, если ребенок не хочет посещать школу из-за напряженных отношений с учителями или сверстниками? Прежде всего, нужен искренний разговор.

Если ваши предыдущие попытки не увенчались успехом, стоит изменить формат общения. Пусть это будет не допрос с пристрастием, а по-настоящему доверительный разговор.

Аккуратно выясняйте обстановку, проверяйте свои версии того, что происходит, задавая вопросы, в которых представлены опасения ребенка. Например:

— «Слушай, кто у вас в школе неприятный учитель? Что тебе кажется несправедливым? Есть ребята в классе, с которыми было бы лучше не общаться?»

Дети могут не делиться такими переживаниями, поскольку часто слышат, что нужно уважать взрослых и это «мелочные проблемы». Но когда ребенок sees that the adult can understand and accept these feelings, he is more likely to share. You become an ally instead of a distant authority. Вместе вы сможете решить возникшие трудности.

Не стесняйтесь поделиться своим опытом биографии, когда вам приходилось сталкиваться с неприятными коллегами — это создаёт связь и непередаваемую атмосферу поддержки. Также можно обратиться к классному руководителю или школьному психологу, если ситуация вызывает беспокойство.

Оцените статью
Добавить комментарий