Но самое важное: родителям следует избегать давления на ребёнка и критики его усилий. Необходимо найти подходящий метод для поддержания ребёнка в его стремлении к обучению, — утверждает специалист. — Я рекомендую обратиться к школьному психологу для обсуждения с ним, а также с классным руководителем или другим учителем, насколько ребёнок способен усваивать программу.
Оставят ли на второй год: Как поступают в школах с неуспевающими учениками и что делать их родителям
Электронные журналы, внедрённые в современные школы, играют роль своеобразных предателей: теперь родители моментально видят все оценки своих детей. Страничку с низкой оценкой невозможно скрыть, как это было возможно раньше. Тем не менее бывает, что родители редко заглядывают в школьные приложения, и остаются в неведении до конца четверти или учебного года, как в старые добрые времена. В результате они начинают волноваться о возможности того, что их ребёнка оставят на второй год.
ЗАХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
Чаще всего ребёнка действительно оставляют на второй год, но не сразу. Согласно закону об образовании, наличие двойок по итогам года не является окончательным приговором, а расценивается как академическая задолженность, которую необходимо устранить. Школьника переводят в следующий класс условно и предоставляют время для исправления своих оценок. Обычно этот срок составляет до сентября, но может быть длиннее — до года с момента установления задолженности. Для исправления знаний предусмотрены две попытки пересдачи: первая проходит у преподавателя, а вторая — может быть организована комиссией.
Если ребёнок не смог исправиться, ему будет предложено три варианта: остаться на второй год, перейти на обучение по адаптированной образовательной программе, которая назначается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), либо учиться по индивидуальному плану на дому.
Как реагировать на плохие оценки
Важно понимать, что учёба — это, прежде всего, ответственность самого ребёнка. При этом родитель может поделиться своим беспокойством, выражая, например, своё недовольство по поводу успеваемости. Это можно представить так:
— Я переживаю, что твои трудности в учёбе могут привести к ещё большим сложностям при написании контрольных и сдаче экзаменов. Когда ты переживаешь это, я тоже переживаю вместе с тобой.
Стоит обсудить с ребёнком, какой уровень финансового благополучия он хочет иметь в будущем.
— Например, можно сказать: Если ты хочешь обеспечить себя хорошим уровнем жизни, нужно активно учиться новому, — советует психиатр. — Родителям следует задаться вопросом, может ли ребёнок учиться или у него есть реальные трудности в этом. Если не удается это выяснить самостоятельно, разумно обратиться к специалисту, такому как психолог или психотерапевт.
Светлана Хабарова также рекомендует обратить внимание на учебную нагрузку ребёнка. Если у него есть спортивные секции, занятия в музыкальной школе и частные уроки — неудивительно, что у него не остаётся сил или времени на учёбу. В таком случае следует рассмотреть возможность сокращения дополнительных и внеучебных занятий, особенно перед важными аттестациями в школе. Опыт показывает, что даже взрослым бывает трудно справляться с такой нагрузкой.
Если приносит двойки.
Светлана Хабарова отмечает, что следует избегать криков, унижений или оскорблений в адрес ребёнка, но важно сообщить, что такое положение дела вас огорчает. Например:
— Меня очень расстраивает твоя двойка.
В целом ребёнок должен понимать, что это не умаляет вашей любви к нему из-за его оценок. Можно выразить свои чувства так:
— Мне не так важно, какие оценки ты получишь за четверть — главное, чтобы ты был жив, здоров и счастлив, потому что я тебя очень люблю. Ты мой ребёнок, и я буду любить тебя независимо от того, получишь ли ты тройку или пятёрку. Но мне бы хотелось, чтобы ты был доволен своим жизненным путём, — говорит детский психиатр. — Если ребёнок не принимает это, пусть получает свои двойки. Это всего лишь оценки. Разве у вас в жизни не было двоек? Вспомните, как вы реагировали в таких случаях.
Что делать, если ребёнок получил двойку в школе
Правильная реакция на двойку должна заключаться в том, чтобы спокойно разобраться в ситуации и обговорить с ребёнком, как можно её исправить.
Если двойка была выставлена за плохо подготовленное домашнее задание, контрольную работу или ответ у доски, выясните, что именно мешало ребёнку подготовиться лучше. Действительно ли он не знал правильный ответ, или это были невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Однако помните, что помогать с учёбой — это не значит делать всё за ребёнка. Не следует давать готовые решения. Лучше задавайте наводящие вопросы, позволяя вашему школьнику самостоятельно находить решения.
Если же двойка связана с поведением — необходимо разобраться, что стало причиной этого. Возможно, стоит поговорить с учителем о том, что произошло, и объяснить ребёнку, как ему следует вести себя, чтобы ошибки не повторялись.
Покажите ребёнку, что любовь к нему не зависит от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — это всего лишь оценки за успеваемость и они не обрисовывают его как личность.
Можно ли учиться без двоек
Да, это возможно — в тех местах, где оценки не выставляются.
Согласно результатам международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, 79% школьников в России испытывают стресс из-за своей неуспеваемости. Этот высокий процент вызван самой образовательной системой, в которой оценка выступает не в качестве показателя знаний, а как определяющий фактор успеха. Учителя чаще всего хвалят отличников, преподносят их в качестве примера, тогда как ученики, получающие двойки, попадают под осуждение.
Понимая, что успех в учебе становится недостижимым, некоторые дети начинают терять мотивацию и искать другие, не всегда приличные способы самоутверждения.
По этой причине многие современные школы отказываются от привычной системы оценки в пять баллов.
В домашней онлайн-школе Фоксфорда мы используем метод геймификации обучения: ученики получают опытные очки (XP) за выполнение заданий, что знакомо многим из мира компьютерных игр. Чем лучше выполнено задание, тем больше очков начисляется. За ошибки очки не вычитаются, но их количество может быть меньше. Накопленные очки суммируются, и ученики могут повышать свои уровни. Каждый новый уровень требует всё больше XP.
Такой подход позволяет детям избегать плохих оценок, что снижает их поводы для переживаний и разочарований в учебе. Внедрение игровых элементов в образовательный процесс способствует росту мотивации: у ребёнка возникает азарт, который помогает осваивать сложные темы и поддерживать интерес к обучению.
Ведь оценки — это не самое главное, гораздо важнее, чтобы ребёнок стал уверенным в себе человеком, который не боится ошибок, не зависит от мнения окружающих и получает удовольствие от результатов своего труда.
Как быть, если у ребёнка академическая задолженность в школе
Наиболее критическое время для школьника с задолженностями — это переходные 4-й, 9-й и 11-й классы. Ребёнок покидает начальную школу и переходит в среднюю, из средней в старшую. 11-й класс — это завершающий этап получения среднего общего образования.
Если у ребёнка есть двойки, директор вряд ли будет спрашивать согласия родителей и автоматически отправит учащегося на повторное обучение.
Данная ситуация вызывает у ребёнка стресс. Не справиться с уроком или не написать тест — это пугает и тревожит, так как может привести к осуждению со стороны учителя, одноклассников и родителей.
Если в школе происходит буллинг: что делать, если ваш ребёнок стал жертвой.
Что рекомендуют детские психологи
Детские психологи советуют в преддверии ответственных испытаний напоминать и себе, и ребёнку, что волноваться — это нормально. Попробуйте провести доверительный разговор, выслушать его страхи относительно возможного провала, насмешек и неодобрения. Поддержите, укажите на то, что с ним всё в порядке, и он справится. Обязательно дайте понять, что вы готовы быть рядом и поддержать его, если возникнет необходимость в помощи или подсказках.
Постарайтесь выяснить, почему у вашего ребёнка возникли трудности с учёбой. Возможно, он пропустил нужный материал из-за болезни, ссор с друзьями или конфликтов с учителем. Узнайте, в каких условиях он учится в школе и что именно мешает ему успевать по предметам.
Если на успеваемость влияет атмосфера в классе, рассмотрите возможность семейного обучения. Такой формат обучения позволит вашему ребёнку получать знания в спокойной обстановке без лишнего стресса. Вы сможете выбрать преподавателей и образовательную программу, которая будет наиболее подходящей.
В любом случае, важно слушать своего ребёнка. Если потребуется, не стесняйтесь обратиться за помощью к профессиональному специалисту, чтобы найти оптимальное решение для данной ситуации.
Не упустите самое главное
Как планировать семейный бюджет, успешно сдавать экзамены, выбирать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.
Хотите быть в курсе новых публикаций, не заходя на сайт?
Подписывайтесь на наши анонсы в Дзене и Телеграме.
Можно ли отказаться от повторного обучения
Учащегося могут оставить на второй год только с согласия родителей.
Если они не согласны, как уже упоминалось ранее, можно выбрать обучение по облегчённой программе или индивидуальному плану.
Необходимо помнить, что уклоняться от решения этой проблемы невозможно: по закону родители обязаны обеспечить своему ребёнку получение общего образования.
То есть каждый должен завершить хотя бы девять классов школы. Также несовершеннолетние одиннадцатиклассники обязаны продолжать учёбу и получить аттестат.
Бездеятельность со стороны родителей может рассматриваться как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. В таком случае им грозит административная ответственность и штраф: сначала это может быть сумма от 100 до 500 рублей, а затем — от 4000 до 5000 рублей или арест до пяти суток.
Что в итоге
Ребёнка могут оставить на второй год, если у него есть двойки по одному или нескольким предметам за год, и он не смог их исправить. Однако школа не имеет права сделать это без согласия родителей.
В свою очередь, родители не могут игнорировать проблему: если они против повторного обучения, при наличии обоснованных причин возможно перевести ребёнка на обучение по адаптированным образовательным программам или индивидуальному учебному плану.