В инклюзивном классе ребенок с аутизмом учится на том же уровне, что и обычный ребенок. Обычно для этого выбирают ребенка с нормальным интеллектом и языком. В инклюзивном классе могут учиться дети с различными нарушениями или все дети с ASD. Соответственно, у них есть свое расписание и свой образовательный путь.
Как учатся аутисты в обычной школе Ребенок с аутизмом в классе
Практикующий дефектолог. Знает все об обучении детей с аутизмом в школе и детском саду.
Для начала давайте познакомимся с терминами. Аутизм как отдельный термин существует только на государственном уровне. Этот диагноз плохо изучен, поэтому его и не диагностируют. В заключениях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) встречается вместо ASD — Autism Spectrum Disorder.
В Международной классификации болезней (МКБ-10) целый раздел F84 отведен под психические расстройства. В него входят детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2) и синдром Аспергера (F84.5). В редких случаях ставится конкретный диагноз; они очень похожи. Обычно врачи ограничиваются F84, что означает «у ребенка аутизм».
Давайте рассмотрим самые распространенные заблуждения и узнаем, что на самом деле скрывается за этим словом.
Мифы о РАС
Не способны чувствовать
Принято считать, что дети с аутизмом не могут ничего чувствовать, не могут проявлять эмоции, не могут быть любящими и добрыми к своим ближним.
На самом деле те же самые процессы происходят с каждым ребенком. Дети с аутизмом могут злиться, плакать, переживать и сострадать. Разница в том, что они не показывают этого, поэтому могут казаться равнодушными.
Не смотрят в глаза
Это заблуждение связано с первым: Если дети с аутизмом не способны проявлять эмоции, то нет смысла устанавливать с ними зрительный контакт.
На самом деле: дети с аутизмом смотрят сквозь людей, даже как будто сквозь их глаза. Они просто не могут сконцентрироваться.
Гениальны
Предполагается, что люди с аутизмом могут по памяти составить карту мира, перемножать в голове пятизначные числа или декламировать наизусть «Войну и мир».
На самом деле одаренность у людей с аутизмом встречается примерно так же, как и у других людей.
Во всём виноваты гены или прививки
Миф возник в 1998 году, когда в журнале «Ланцет» была опубликована статья Эндрю Уэйкфилда, связывающая аутизм с прививками. Выборка на тот момент составляла всего 12 человек. Через год появился отзыв с 500 участниками исследования, в 2005 году — с 10 миллионами детей, а в 2011 году — с почти 15 миллионами.
Действительно: связь между аутизмом, прививками и генами не доказана. Явление в целом плохо изучено.
Развеяв все мифы, давайте теперь уточним, что же это на самом деле значит.
Может ли аутист учиться в обычной школе?
Люди, работающие с аутичными детьми, согласны с тем, что обучение в общеобразовательной школе, а также общение со сверстниками в других условиях положительно влияют на дальнейшее развитие.
К сожалению, возможность ресоциализации через школу доступна не для всех детей, поскольку существуют различные типы аутизма.
Традиционно люди с ASD делятся на четыре группы в зависимости от тяжести симптомов: от 4 — легкая форма до 1 — очень тяжелая.
Дети с 4 и 3 формами ASD могут посещать общеобразовательные школы и даже участвовать в общей учебной программе.
Для детей с формой 2 ситуация хуже. Они могут развиваться, но только с помощью специально разработанной для них программы коррекции и с помощью репетиторства.
Не исключено, что ученики с таким диагнозом могут поступить в первый класс и добиться успехов в учебе. Важно, по какой учебной программе учатся дети с аутизмом и какие дополнительные меры принимаются для поддержки их развития.
Школа должна соответствовать критериям, установленным Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Будущий ученик должен пройти этот критерий.
Типичные условия, которые должны быть соблюдены в школе:
- наличие в первое время, на период адаптации, тьютора, облегчающего процесс взаимодействия ученика с классом, учителями, новыми видами деятельности;
- адаптированная учебная программа;
- ресурсные классы;
- параллельно ведущаяся терапия, работа с психологами, логопедами.
Ребенок с легкой формой аутизма быстро адаптируется к общеобразовательной школе. И научится самостоятельно приобретать необходимые знания. Таким образом, он сможет проявить свои способности, раскрыть свой потенциал и использовать его в будущем.
Мы не должны забывать, что люди с аутизмом должны сначала научиться учиться. Другими словами, они должны научиться воспринимать и хранить информацию. Для них это так же сложно, как для обычного человека выучить второй язык. Таким образом, человек с аутизмом успешно адаптируется и преодолевает ограничения, вызванные его инвалидностью.
Подготовка к школе
Легкий аутизм не является препятствием для посещения школы. Однако это не означает, что ребенок дошкольного возраста с таким диагнозом 1 сентября войдет в класс и освоится там без подготовки. До этого его необходимо подготовить к новым условиям и ежедневному выполнению учебных задач.
На этапе подготовки к школе воспитатели должны смоделировать для ребенка следующие навыки:
- Адекватно относиться к учителю, воспринимать его слова как указание к действию.
- Привыкнуть к новым условиям занятий, в том числе к типичным помещениям: классам с партами, спортзалу, раздевалкам, столовой.
- Выработать необходимые социально-бытовые навыки.
- Развить мотивацию, показать, что учеба интересна. Это делается на основе личных пристрастий маленького пациента. Сначала выясняется, что его интересует больше всего, затем составляются учебные задачи, где в центре будут новые факты о интересующей сфере.
Они также развивают навыки, необходимые для эффективного обучения:
- Концентрация на выполняемом действии. Способность выполнять последовательную цепочку действий.
- Сосредоточение на отдельных предметах, которые используются строго по назначению. Касается школьных принадлежностей.
- Работа в группах или при помощи других людей. Сначала развивается в форме игры с несколькими участниками – близкими родственниками. Затем сотрудниками коррекционной работы и сверстниками.
- Понимание слоговой структуры слов и умение показать это разделение различными физическими действиями.
Скорость, с которой ребенок с аутизмом приобретает навыки, необходимые для обучения в общеобразовательной школе, варьируется от случая к случаю. В некоторых случаях эта зрелость наступает уже в восьмилетнем возрасте.
Невозможно заранее сказать, готов ли ребенок к обучению в общеобразовательной школе со сверстниками.
Меняется всё, меняются все
«Мой ребенок — аутист. В нашей стране у него не было шансов закончить школу, получить образование, потому что существующие учебные заведения просто не подходили для него», — говорит Екатерина Мень, одна из основательниц экспериментального класса.
Но подумайте об этом: Если нас с вами попросят решить, например, уравнение, мы все можем прийти к правильному ответу, но по-разному. Стандартные стратегии не подходят для особенных детей. Аутист — это самый сложный образовательный «клиент». Если мы научимся обучать детей с аутизмом, мы сможем применять систему инклюзии практически ко всем детям с особыми потребностями. Именно поэтому мы начали с самых трудных детей.
Родители говорят: пока нет давления на персонал. Спорить, ругаться, требовать — это не их путь. Они решили что-то создать, добиться результатов и показать хороший пример того, как это нужно делать. Артур Луцишин, директор школы № 1465, поверил в АВА-класс. Он предоставил помещение, дал разрешение на работу, помог общаться с представителями городского управления образования и «позаботился о скептиках», говорят основатели класса. Деньги на программу были собраны путем фандрайзинга: подготовительный этап программы финансировали родители — инициаторы программы и Аутистический центр. Часть средств была предоставлена благотворительным фондом «Выход». Сейчас основным партнером является благотворительный фонд «Галчонок», который рассматривает проект не как единичное событие, а как системную модель, способную изменить реальность. Действительно, класс существует до тех пор, пока поступают деньги от тех, кто хочет помочь.
Все меняется, говорят основатели класса. Это кажется чудом, но в процесс инклюзии вовлечена вся школа. Уборщица помогает ребенку снять сумку, потому что видела, как это делает учитель. Одноклассники улыбаются, относятся снисходительно, предлагают помощь и игнорируют «девиантное» поведение детей с аутизмом в классе. Инициаторы проекта в основном боялись реакции родителей: существует стереотип, что дети с особыми потребностями «тянут за собой» весь класс. В существующей системе это просто невозможно: учитель удаляет ребенка, как только он начинает мешать классу.
«Я боялась, что родители нас не поймут, — говорит учитель начальных классов Елена Кочура, — на первой встрече я сказала родителям: вам очень повезло, у вас хорошие дети, здоровые дети, но не все они такие. В нашем классе будут учиться два ребенка с аутизмом, наша задача — помочь им. И знаете, я не ожидал этого — родители плакали на собрании. А в конце они спросили: «Что еще мы можем для них сделать?».
Елена Кочура узнала об аутизме только в этом году — до этого она только слышала о нем, но не имела ни малейшего представления. «Я всегда поражаюсь. В моем классе есть дети с аутизмом, которые могут говорить. На уроке «Окружающий мир» они удивили весь класс, они так много знают! Аутист начинает говорить, когда ему интересно. Когда они слышат вопрос, на который знают ответ, они говорят с радостью.
Изменить систему
В обычном классе работа обычная. В коррекционном классе продумана каждая деталь. Важно все — даже цвет и расстановка мебели».
Алексей Еськов, учитель, демонстрирует оборудование, которое может помочь ребенку преодолеть сенсорные нарушения. Сенсорный жилет — в него вшиты мешочки с песком, он тяжелый. Его надевают на плечи, чтобы ребенок чувствовал свой вес, свое тело. Наушники, которые пропускают звуки речи, но не пропускают шум — очень важно для ребенка с сенсорными нарушениями. Карточки с индивидуальными правилами для каждого ребенка — одним нужны постоянные напоминания не кричать, другим — сидеть спокойно в классе. У каждого есть планшет — он используется как для поощрения, так и для развития. Во всем мире разрабатывается множество компьютерных приложений для детей с аутизмом.
«В прошлом году мы проводили с детьми специальные занятия, чтобы подготовить их к инклюзии. Но в этом году у нас было три ученика, которые только вошли в программу и так же успешно интегрируются в обычные классы, — объясняет Яна Золотовицкая, — получается, что система работает даже без подготовительного этапа. Однако хотелось бы заниматься с трудными детьми уже с детского сада, поэтому следующим шагом будет открытие таких программ в детских садах. Еще одна важная задача — подготовка кадров, как воспитателей, так и учителей общеобразовательных школ.
Основатели ресурсного класса надеются изменить систему образования. Пока все говорят о гибких моделях, индивидуальном подходе и инновациях, образовательные стандарты становятся все строже. В коррекционном классе подход другой — нужно опираться на сильные стороны каждого ребенка. Это труднее и дороже. Но результаты потрясающие.
Документ. Обучение детей с аутизмом в школе: ответы на часто задаваемые вопросы
Этот документ был подготовлен инициативной группой родителей проекта «Инклюзивная молекула», целью которого является создание и развитие коррекционных классов для обучения детей с аутизмом в общеобразовательных школах. Родители создали закрытую группу в Facebook, где разместили вопросы от руководителей школ, а затем обратились за ответами к экспертам. Все приведенные ниже вопросы подлинные — они были заданы родителями, когда они обсуждали возможность создания коррекционного класса с руководством московской школы.
Координатором и редактором проекта выступила Евгения Лебедева (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории психологии развития РАН и мама ребенка с аутизмом), консультантами — Анастасия Козорез, Елена Кутепова, Татьяна Медведева, Елена Цирульникова и многие другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы дети с аутизмом могли посещать детский сад и школу.
Уважаемые коллеги!
В этом документе содержатся ответы на вопросы директоров школ, к которым обратились инициативные группы родителей с просьбой принять в школу детей с аутизмом. В школах, принимающих таких детей, в международной практике часто создаются классы поддержки. Когда в школе есть такой класс, обучение ребенка с аутизмом становится возможным и эффективным, а школа реализует на практике принципы инклюзивного образования. Сегодня такие программы существуют и в России. Мы рады расширить список ответов и готовы ответить на ваши вопросы. Полная версия с новыми ответами на вопросы будет опубликована на сайте Министерства образования Воронежской области, сайте фонда «Выход» и сайте Института проблем инклюзивного образования (МГППУ). На вопросы отвечали специалисты образовательных учреждений, в которых обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, и представители общественных организаций, основанных родителями детей-аутистов. Судья: Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).
1. Какие особенности могут быть у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)?
Иногда дети с ASD так мало отличаются от других детей, что их особенности очевидны только специалистам. Чаще, однако, особенности детей с РАС четко проявляются в их взаимодействии с другими детьми.
Ребенок может никогда не смотреть на другого человека или поддерживать зрительный контакт во время разговора, не отвечая, создавая впечатление, что он не знает, что с ним разговаривают.
Может быть и обратное: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не замечая, что другой человек потерял интерес к разговору и хочет его прервать. Дети с ASD обычно не способны понять скрытые мотивы поступков других людей и практически не понимают иронии в разговоре других людей или использования слов в метафорических выражениях.
Как правило, дети с ЗПР демонстрируют особенности в развитии речи, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных различий в интонации.
Некоторые дети с ЗПР учатся читать в очень раннем возрасте, еще до того, как начнут говорить предложениями, и читают почти всю учебную программу еще до поступления в школу, или же они настолько интересуются каким-либо предметом, например, историей, что знают учебную программу не хуже учителя.
Как можно помочь людям с аутизмом?
В России существует несколько организаций, которые регулярно рассказывают об аутизме и разрабатывают программы поддержки людей с аутизмом: Выход, Обнаженные сердца, Антон тут рядом, Центр аутизма и Мастер и Маргарита. Вы можете сделать пожертвование этим НКО, чтобы больше россиян узнали об аутизме и потребностях людей с этим расстройством.
Вы можете поддержать эти организации не только деньгами: Например, вы можете поделиться постами или статьями этих организаций в своих социальных сетях — таким образом вы поможете распространить информацию о ASD среди своих знакомых. Вы также можете покупать товары — например, у фонда «Соседство Антона» есть небольшой магазин.
Вы также можете подружиться с человеком с аутизмом. Это возможно в фонде «Лучшие друзья», который работает в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Воронеже, Вологде и Кирове. Организация помогает не только людям с аутизмом, но и всем людям с нарушениями развития и интеллекта.
Для людей с аутизмом очень важно завести друзей, потому что их круг общения обычно ограничивается родственниками и знакомыми. Каждый хочет иметь кого-то, с кем можно поговорить, узнать что-то новое и путешествовать.
Вы также можете стать волонтером. В Фонде Антона Туту, например, волонтеры помогают сопровождать студентов в центры помощи и квартиры. Кроме того, волонтеры планируют, фотографируют, переводят, пишут о фонде в социальных сетях и занимаются транспортировкой автомобилей.
Если у вас свой бизнес, вы можете нанять людей с аутизмом или взять их в качестве стажеров.
Вы также можете просто быть более открытыми, когда встречаете аутиста у двери или в медицинском центре. Чем дружелюбнее обстановка, тем легче всем участникам процесса.
Как оформить регулярное пожертвование и помочь людям с аутизмом
В России существует несколько организаций, которые помогают людям с аутизмом жить полноценной жизнью, заводить друзей и работать.
Общественная организация «Мастера и Маргариты» с 2017 года помогает людям с расстройствами аутистического спектра стать независимыми от родителей и почувствовать себя нужными обществу. Вы можете поддержать работу центра, сделав регулярное пожертвование:
Фонд «Лучшие друзья» существует в России с 2009 года и помогает людям с инвалидностью найти работу и друзей среди сверстников без инвалидности. Вы можете сделать регулярное пожертвование в пользу этой НПО:
Фонд «Антон тут рядом» оказывает системную поддержку людям с аутизмом с 2013 года. НКО помогает людям с аутизмом от ранней диагностики до поддерживаемого трудоустройства. Вы можете поддержать организацию следующими способами:
Фонд «Обнаженные сердца» был основан в 2004 году. НКО помогает семьям с детьми с особыми потребностями и строит инклюзивные игровые площадки по всей России. Вы можете поддержать работу организации, делая регулярные пожертвования:
Фонд «Выход» с 2012 года занимается решением проблем людей с аутизмом в России и просвещением общества об этой особенности. Вы можете поддержать работу НПО:
santeyxxx, я понимаю ваше возмущение, но я бы перенесла негатив с ребенка на мать. особые дети/люди, кстати, бывают разные — есть вполне социальные (насколько это возможно с такими диагнозами), которые ходят в садик-школу-работу, не угрожая окружающим, а есть такие, как в вашем втором примере. но такой ребенок не виноват — она не понимала, что делал и чувствовал ваш малыш. Он не смог изолировать себя от взрослых, которые несут за него ответственность. Он — заложник природы и обстоятельств. К сожалению, его мама знает о диагнозе и последствиях, но не спешит брать на себя ответственность. Нужно работать со взрослыми, а не сажать детей в клетку «потому что они не похожи на меня».
🙄 — мое лицо как человека с диагностированным ras (и диагностированным sdvg) и с чудовищными проблемами с точностью, с инструкциями, которые кажутся абсурдными, и иногда с практичностью.
Но я думаю, что в статье описана «чистая» раса, без sdvg.
У меня сильная потребность в четких инструкциях, в понимании того, что происходит, что будет дальше, в стабильности и предсказуемости, как и у других людей с СДВГ. Однако из-за моего СДВГ я не могу себе этого позволить.
Поэтому для меня и для некоторых других людей с расстройствами эта же потребность превращается в большой страх, в желание хоть что-то контролировать, а значит, в крайний протест против нарушения моих границ, в попытки навязать мне что-то, предъявить какие-то требования (даже если я сама хотела бы это сделать), мне приходится обманывать себя, создавать иллюзию выбора, не использовать в речи «надо», «должен», «обязан» и т.д. и т.п.
Но в принципе мне все же удалось организовать свою жизнь так, что меня это не сильно беспокоит. У нас есть определенные договоренности с мужем, с друзьями, которые учитывают мои идиосинкразии и делают так, чтобы эти идиосинкразии не влияли на других. Или, например, на работе — когда я иду на собеседование, я говорю, что не могу работать с 9 утра до 6 вечера. Мне подходит только гибкий график, я хочу работать дома один день в неделю, мне важно сидеть в комнате, где не шумно, и я предпочитаю получать работу по электронной почте, а не вслух. Но чтобы реализовать свои «хотелки», мне пришлось очень хорошо потрудиться. И мне не удавалось работать в другом месте более четырех лет, потому что с ними нелегко работать, и когда внезапно меняется начальство, от того, кто принимает во внимание мои идиосинкразии и готов терпеть их ради пользы, которую я приношу, к «нормальному» начальнику, который хочет видеть меня на совещаниях, где не обсуждаются вещи, не имеющие отношения к работе, который хочет, чтобы я приходил в девять часов и не опаздывал после шести, который хочет, чтобы я вмешивался в собрания по развитию команды активным и социально корректирующим образом, который хочет давать мне задания, сидя рядом со мной и, например, изредка трогая меня за плечо. Например, иногда трогает меня за плечо (это все реальные проблемы), тогда все ломается, и я становлюсь полностью нетрудоспособным.