Не стоит слишком акцентировать внимание на орфографии ребенка: грамотность обязательно сформируется позже. Действительно, для этого нужно регулярно читать и обращать внимание на то, как пишутся слова в различных текстах. На текущий момент более важно помочь ребёнку правильно устроиться, чтобы ему было удобно сидеть, и научить его держать карандаш так, чтобы не возникало давления на пальцы при письме.
Как научиться красиво писать: 4 простых шага
Кажется, что в современном мире важнее не умение красиво писать, а скорость печати на клавиатуре. Однако в последние годы мы наблюдаем возрождение интереса к курсам каллиграфии. Практика опровергает широко распространённый миф о том, что выработать красивый почерк можно исключительно в детстве. Давайте вместе разберёмся, как можно научиться писать красивым почерком и избавиться от стеснения, когда надо заполнить документы от руки.
О чем эта статья:
- Автор: Яна Кононенко
- Дата публикации: 01.10.2021
- Количество просмотров: 140457
Причины неразборчивого и некрасивого почерка
Главная причина, по которой как дети, так и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно эстетично, заключается в необходимости писать много и быстро. Стоит вспомнить, например, почерк врачей, который стал предметом шуток и анекдотов на протяжении многих лет. Но эта проблема затрагивает не только медицинских работников.
С раннего школьного возраста дети сталкиваются с жестким требованием быстро записывать информацию, при этом уделяя недостаточно внимания качеству письма. Необходимые навыки оформления и правильного удерживания ручки формируются в основном в первом классе, однако, по мере роста нагрузки на ученика, способность красиво писать уходит на второй план и в итоге результат бывает похож на «куриный почерк».
В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки: школьникам и взрослым приходилось медленно выводить буквы, чтобы избежать появления чернильных пятен. С изобретением шариковых ручек данные ограничения исчезли, что сделало письмо проще, однако это не способствовало улучшению эстетики почерка.
На чистоту написания букв также влияют и личностные особенности. Например, ребёнку с холерическим типом темперамента, который обладает буйным и взрывным характером, трудно уделять внимание каждой мелочи и оттачивать свои навыки каллиграфии. Для него потребуется дополнительная мотивация, чтобы систематически выводить буквы аккуратно и красиво.
Существующая графологическая экспертиза — это один из методов, используемых в криминалистике, позволяющий исследовать почерк и определять не только темперамент человека, но и его пол, возраст, а также психическое состояние в момент написания. Размер букв, сила нажима и размах почерка все являются важными составляющими при анализе. Некоторые компании даже используют подобные исследования для подбора кадров.
Писала курица лапой
— У современных детей часто можно наблюдать почерк, который вызывает сожаление у учителей. В наше время мы учили выводить буквы аккуратно, однако почему нынешнему поколению это удаётся не так хорошо?
— Письмо не ограничивается лишь механическим процессом написания букв или слов — это также и изложение собственных мыслей, а значит, письменная речь является одним из самых сложных когнитивных навыков. На его формирование у детей уходит достаточно много времени, поскольку для этого необходимо развить речь, двигательные навыки, внимание, память и другие качества. Также важна правильная методика обучения.
Однако не все дети, приходящие в школу, готовы к этому процессу. Кроме того, в первом классе на освоение письма отводится значительно меньше времени, из-за чего навык не успевает закрепиться. Особенно это касается тех учеников, которые сталкиваются с определёнными проблемами в развитии речи, моторики, внимания и других функций (таких в начальной школе сейчас более 40 — 60%).
— Согласно опросам, резко возрос спрос на репетиторов и курсы по улучшению почерка, а также популярны студии каллиграфии. Может ли искусство красивописания помочь первокласснику в его учебе и сделать его более успешным в школе?
— Каллиграфия требует высокой концентрации и отличной координации между движениями руки и зрением. У детей с дефицитом внимания либо неразвитыми навыками мелкой моторики занятия каллиграфией могут стать источником стресса, особенно если родители или преподаватель настроены на серьёзный подход к этому делу. В результате, вместо улучшения почерка, можно достичь обратного эффекта. То есть каллиграфия подходит не всем. Однако если ребенок самостоятельно хочет научиться красиво писать (как правило, такое желание возникает в возрасте 9 — 10 лет), занятия каллиграфией несомненно будут полезны.
Должны ли дети непременно заниматься прописями?
— Слышал, что дети с красивым почерком учатся лучше, чем те, у кого он неразборчивый.
— Это не подтверждено научными данными. Я встречала детей с различными формами умственного развития, обладающих великолепным почерком, но их тексты могли содержать проблемы с содержанием. В действительности, основной смысл обучения письму — не столько в выработке красивого почерка, сколько в умении излагать мысли письменно. И при этом написанное должно оставаться читабельным. На сегодняшний день, когда ручное письмо всё быстрее уступает место машинописному, вопросы о качестве почерка всё более уходят на второй план.
Последние исследования показывают, что ручное письмо следует использовать лишь на начальных этапах обучения до выполнения более серьёзных навыков. Переход к набору текстов на клавиатуре не нарушает образовательный процесс на следующих этапах.
— Всегда считалось, что навык письма напрямую связан с развитием мозга. Означает ли это, что мы становимся менее умными, если меньше пишем от руки и больше печатаем?
— Это зависит от того, с какой целью мы это делаем. Если занятия сводятся к стратегическим играм или написанию собственных текстов, то такое использование клавиатуры может значительно положительно повлиять на развитие мозга. Если же речь идет о бесцельной или бездумной игре, такую деятельность стоит ограничить.
— Но всё же, имеет ли значение, каким образом мы пишем? Например, был бы Пушкин тем же Пушкиным, если бы использовал шариковую ручку или писал на компьютере?
— Не сомневаюсь, Пушкин остался бы таким же великим поэтом. Главное — это наличие мысли и текста, а способ, которым они будут записаны на бумаге, или произнесены для передачи читателям или слушателям, не имеет принципиального значения.
— Существует ли правда в утверждении о том, что самый неразборчивый почерк у врачей?
— Это всего лишь миф, который бытовал долгое время.
— Можно ли через почерк определить характер человека? Или графология — это лженаука?
— Графология — это метод анализа почерка, на основе которого можно делать выводы о личностных качествах, особенностях и способностях человека. Научным этот метод не является, поскольку ему недостает научно обоснованных методик анализа и интерпретации, а исследования в этой области часто противоречивы и ненадежны. Связь между характеристиками почерка и личностными качествами остается распространённым мифом. Это объясняется тем, что он пробуждает интерес к пониманию индивидуальности. Но на протяжении почти четырёх столетий, начиная с момента, когда испанский профессор медицины и психологии Камилло Бальдо написала свою первую книгу по графологии в 1662 году, графология так и не получила статуса научной дисциплины.
Тем не менее, почерк, как составная часть когнитивного навыка, может отражать такие вещи, как уровень регуляции активности, внимательности и сформированности моторики, а также качество применения методов обучения и состояния функции. Эти аспекты почерка берутся во внимание при почерковедческой экспертизе.
Важно помнить различия между графологией и научно обоснованной почерковедческой экспертизой, которая широко используется в судебной практике для подтверждения подлинности и авторства документов и подписей.
Письмо от руки превращается в редкое искусство
Среди взрослых людей сегодня становится все больше тех, кто плохо пишет от руки. В то время как учителя, врачи и некоторые журналисты периодически используют бумагу и ручку, большинство других профессий не требует этого. Например, инженера или таксисту нет нужды писать от руки. Люди даже перестали делать списки покупок. И когда они берут ручку в руки лишь несколько раз в год, они удивляются, как их почерк испортился: рука не помнит буквы, строчки становятся неаккуратными. А ведь раньше многим из них приходилось писать в школе, институте и несколько лет после выпуска. Подумайте, как будут писать даже простые списки дети, которые заканчивают своё знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в первом классе? Их лишь научили писать, на этом всё и заканчивается. Здесь стоит обсуждать не столько почерк, сколько элементарное сохранение навыка письма.
Сможет ли человек, который пишет хотя бы раз в год, например, чтобы составить письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?
На освоение письма в школах традиционно отводится недостаточно времени — всего полгода. Затем учебный процесс сосредотачивается на орфографии, пунктуации, грамматике… Какие именно навыки и знания могли бы дети получить за это время?
Предположим, исследователи из Швеции правы и через 50-70 лет человечество вообще оставит в прошлом ручное письмо как метод коммуникации. И те, кто сегодня еле могут записать на бумаге адрес, будут через полвека считаться художниками-каллиграфами, владеющими практически бесполезным, но завораживающим искусством письма.
Последствия отказа от письма для школьников и для нас всех
1. Мы начнём хуже читать, и тоже пострадает наша моторика и координация. При ручном письме активируются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто не пишет от руки, эти участки функционируют гораздо реже. В нашем мозгу есть так называемый центр Брока, который отвечает за создание слов и их распознавание, а значит, за навыки чтения и письма. При написании от руки центр Брока активируется. Исследования, проведённые университетом Ставангера в Норвегии, показали, что люди, которые быстро пишут, имеют лучшие навыки чтения. Это также иллюстрирует обратную связь: более медленные читатели, с трудом понимающие текст, находятся и на низком уровне письма.
Люди, обучавшиеся в традиционной школе и имевшие опыт жизни в обществе, где ручка и блокнот были стандартными предметами, знают, что встречаются те, кто быстро пишет и при этом имеет лёгкий, «летающий» почерк, и те, кто выводит каждую букву медленно, часто останавливается и перезаписывает строку. Это говорит о том, что у одних развит речевой центр и центр Брока, а у других он развился плохо.
2. У детей, которые мало пишут, развивается слабый глазомер. И наоборот, те, кто справляется с заданиями по глазомеру, как правило, намного лучше пишут. Например, в Китае и Японии для участия в соревнованиях по стрельбе из лука часто выбирают каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто не пишет от руки, может столкнуться с трудностями в понимании написанного. Конечно, в мире, где никто не использует ручку, отсутствие знаний о чтении рукописного текста большого значения не имеет. Но это будет значительной потерей для нашего интеллектуального процесса. Процессы чтения как написанных, так и печатных текстов были изучены досконально. Люди, писавшие от руки или читавшие, проходили МРТ, диагностическое УЗИ и другие исследования, и было установлено, что при чтении рукописного текста активируются гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного текста.
4. С уменьшением ручного письма снизится также и уровень освоения орфографии, пунктуации и грамматики, ведь на большинстве гаджетов и в браузерах есть функция автоисправления. Следовательно, тот, кто не может писать от руки, вряд ли будет способен вести текст грамотно. Многие смогут заблуждаться и считать, что умение писать правильно больше не актуально. Но с таким утверждением можно поспорить — ведь необходимость учить грамматическим правилам ничуть не менее важна, чем вопросы разностороннего образования в университетах, где преподают литературу и астрономию. Дело в том, что сам процесс обучения формирует личность и влияет на развитие интеллекта. Именно обучение — это единственный аспект, который способен научить человека хоть немного лучше понимать окружающий мир.
5. Без составления текстов на бумаге мы будем хуже формулировать свои мысли. Во время написания, прежде чем коснуться бумаги ручкой, человек зачастую формирует в своей голове предложение. На самом деле, написание от руки требует высокой степени абстрактного мышления. Во время печатания текста на клавиатуре вам не нужно обдумывать фразы и конструкции, так как в любой момент их можно изменить. Простая истина — тот, кто часто записывает информацию от руки и кратко излагает свои мысли, зачастую прибегает к абстрактному мышлению. Это важный аспект, требующий постоянного поддержания в активном состоянии.
6. Мы также имеем проблемы с воображением. Люди, которые пишут текст от руки, способны лучше представлять в своих умах содержание. Например, когда речь идёт о лекции о поэтах Серебряного века, студенты, которые ведут записи на бумаге, значительно глубже представляют себе членов Бубного валета и персонажей поэм Есенина, по сравнению с теми, кто печатает на компьютере. Это следует из экспериментов, где люди записывали лекции в МРТ.
7. Дети в целом будут хуже учиться и запоминать. Существует множество исследований, которые подтверждают, что информация, записанная от руки, а не введённая на клавиатуре, запоминается намного лучше, так как при рукописной записи учащиеся самостоятельно формулируют основные мысли. Это подтвердоилось экспериментами американских психологов Пэм Мюллер и Дэниэла Оппенгеймера. Учёные установили, что студенты, которые делают записи на компьютере, делают это более подробно, но при этом именно те, кто пишет от руки, способны лучше запомнить материал. При этом письме мысли формируются гораздо быстрее, а значит, они получаются более ясными и структурированными.
Писать от руки или печатать на клавиатуре: что лучше?
Если у нас есть доступ к клавиатуре, действительно ли есть необходимость писать от руки или даже печатать курсивом?
Вот именно. В чём смысл этого процесса? Многие эксперты в области образования утверждают, что письмо от руки является устаревшей практикой и рекомендовано только детям до школьного возраста и ученикам первых классов. С второго класса эта форма письма должна быть заменена на обучение набору текста. Ведь, согласно их мнению, мы должны прогрессировать и идти в ногу со временем.
Тем не менее, «и с временем» не обязательно предполагает прогресс. Это может означать регресс. И регресс не произойдёт «со временем». Современные научные исследования подтверждают важность письма от руки. Психологи и неврологи установили глубокую связь между навыком писать от руки и развитием ребёнка. Дети, которые учатся писать вручную, быстрее осваивают навыки чтения, лучше запоминают и воспринимают информацию, а также проявляют больше креативности.
Вот еще несколько фактов, почему важно, чтобы дети школьного возраста писали от руки:
- По словам французского психолога Станислава Дахена, при письме от руки активируются уникальные нейронные контуры. Движение и жест распознаются в написанном слове, что происходит благодаря активизации мозга. Это указывает на то, что подобный процесс играет важную роль в развитии мозга, упрощая обучение и запоминание.
- Исследования, проводимые профессором Вирджинией Бернингер из Вашингтонского университета в Сиэтле, показывают, что ученики и студенты, пишущие сочинения от руки, имеют более широкий словарный запас и являются более креативными.
- При написании нам нужно планировать и затем предпринимать действия, тогда как при наборе текста такой необходимости нет. В итоге финальная буква, конечно, может оказаться не идеальной и иногда выглядит изогнутой. Но каждая версия данной буквы будет отличаться, что дает стимул для дальнейшего развития и углубления активности нашего мозга, предназначенного для распознавания определённых букв. Поэтому снова мы возвращаемся к вопросу о влиянии письма на развитие мозга — это касается его двигательных путей. В то время как печатая на клавиатуре, каждая буква будет выглядеть одинаково, мозг не тратит силы для их распознавания.
- Во время дошкольного возраста в мозгу происходит формирование миллиардов синаптических связей. Письмо от руки стимулирует работу мозга и развитие этих связей.
- Письмо и рисование активируют определённые области мозга: левую веретенообразную извилину (отвечающую среди прочего за лексическую информацию и чтение), нижнюю лобную извилину (связанную с фронтальным речевым центром) и заднюю теменную кору (отвечающую за пространственную ориентацию).
- В процессе обучения письму требования к психомоторике варьируются и различны для каждой буквы алфавита, при этом написание букв в разнообразных комбинациях содействует развитию концентрации.
Печатать на клавиатуре и писать от руки: плюсы и минусы
Как для детей, так и для взрослых важно, каким образом мы записываем информацию — от руки или при помощи клавиатуры. Хотя печатание имеет свои преимущества, такие как скорость и моментальное исправление ошибок, эта эффективность может снизить нашу способность обрабатывать новую информацию. Исследование, проведённое Пэм А. Мюллер из Принстонского университета и Даниэлем М. Оппенгеймером из Калифорнийского университета, показало, что студенты, делающие записи вручную, лучше обучаются и глубже усваивают информацию, когда пишут от руки, чем когда используют компьютер для этих целей. Записывая информацию вручную, аккаунт не только фиксирует факты, но и организует их, переосмысляет и критически обрабатывает, что является гораздо более сложным интеллектуальным процессом, чем просто напечатать на клавиатуре.
Даже скептики, такие как Пол Блум, психолог из Йельского университета, признают, что данное исследование действительно поднимает важные вопросы, так как процесс заметок вручную заставляет нас осмысленно выбирать подход и понимать, что важно и почему. Возможно, — отмечает он, — это помогает развитию нашего мышления.
Мы не сомневаемся в этом. Как утверждал неоспоримый гений Монтессори, рука является инструментом нашего разума.
Игра в текст
Продолжайте экспериментировать с письмом: пишите буквы в воздухе и на спине ребёнка, а затем просите его угадать, какая это буква. Обменивайтесь с ним добрыми письмами или записками. Придумывайте увлекательные квесты с поиском записок по квартире.
Добавляйте текстовые задания в сюжетные игры. Например, представьте, что король одного государства отправляет послание другому королю; последствия могут быть захватывающими. Отправьте гонца и прочитайте рассказ от лица иноземного монарха: например, «Эта буква мне знакома… а эта, наверное, относится к дргуой культуре… что же он хочет нам сказать?». Создавайте открытки для любимых людей и просите ребёнка написать свои собственные сказки и истории для последующего издания. Играйте с ним в слова на заданную букву — это обогащает словарный запас и учит анализу слова.
Резюме
Вот, что необходимо для того, чтобы ребёнок освоил технику быстрого письма:
- Регулярные тренировки для развития моторики.
- Улучшение речи и понимания прочитанного.
- Интенсивное чтение и восприятие текстов на слух.
- Правильное использование инструментов — как сидеть, как правильно держать ручку и карандаш.
- Ориентация на листе: понимание строк, понятий выше и ниже, справа и слева.
- Умение различать буквы и находить их в словах, анализировать слова и предложения.
- Владение элементами написания букв и изложения их в сочетаниях.
- Последовательное развитие грамотности и освоение художественных приёмов.
Однако самое важное — это помочь ребёнку понять, зачем ему это нужно именно сейчас, чтобы он получал удовольствие от процесса и от общения с теми, кто учит.
Иллюстрация: Chiara Morra / Dribbble
Если не получится дозвониться, мы всегда можем обратиться по электронной почте.