Эта практика направлена на развитие осознанности. Вы поймете, насколько сложно бывает отказаться от постоянного сосредоточения на желаниях других людей и переключиться на себя. Подготовьте дневник для записей, но пока отложите его в сторону примерно на 15 минут. Прежде чем приступить к упражнению, внимательно ознакомьтесь с двумя правилами, касающимися ответов на вопрос «Каковы мои чувства?».
Выученный оптимизм: как избавиться от зацикленности на негативе и сделать свою жизнь более яркой
Мы все уникальны. И это прекрасно. Оптимисты воспринимают жизнь ярко и насыщенно и делают все возможное, чтобы улучшить ее. В то время как пессимисты могут немного приземлить оптимистов, призывая их к осторожности и реалистичному подходу. Тем не менее, излишне негативное восприятие реальности может мешать человеку развиваться и быть счастливым. Хорошая новость заключается в том, что оптимизму можно научиться и его можно развивать.
В данной статье мы обсудим следующие вопросы:
- Почему одни люди становятся оптимистами, а другие — пессимистами?
- Какова польза оптимизма?
- Как научиться оптимизму?
- Тренируем мышцу оптимизма: две практики
На улице дует ветер и грязно, а в вашем доме отключили отопление — ничего страшного, у вас есть возможность надеть новый свитер, закутаться в плед и насладиться чашкой какао с зефирками (или глинтвейном, или чаем с облепихой, в зависимости от предпочтений) либо прогуляться по лужам в резиновых сапогах. Так думает оптимист. Для пессимиста даже солнечный день может показаться слишком жарким и скучным, а дружелюбные люди вокруг — неискренними (они явно улыбаются не просто так).
Пессимист и рад бы смотреть на мир сквозь розовые очки, но, к сожалению, не может. Давайте попробуем разобраться, почему у одних людей стакан всегда наполовину пуст, а у других — наполовину полон, и возможно ли научиться быть оптимистом.
Оптимисты против пессимистов: причины нашей несхожести
Существовало мнение, что пессимизм и оптимизм — это наследственные черты. Мартин Селигман, один из основоположников позитивной психологии, проводил исследования с близнецами и пришел к выводу, что черты пессимизма и оптимизма могут передаваться по наследству. Тем не менее, он также доказал, что гены не определяют наш взгляд на мир полностью.
Представьте себе: один ребенок спит и ест по распорядку, почти не капризничая. А у другого — проблема: он засыпает только на руках и ненадолго, плохо ест и постоянно требует внимания. Кто-то охотно делится игрушками в песочнице, а кто-то, наоборот, этого не делает. У нас различные генетические задатки, жизненные условия и темперамент — это наш врожденный набор психологических характеристик. Физическое состояние также отражается на восприятии мира: трудно радоваться, если у вас постоянно что-то болит. Нередко именно в детстве мы впитываем пессимистичное восприятие действительности. Даже среди детей дошкольного возраста бывает очевидно, кто из них оптимист, а кто — пессимист.
Один ребенок рождается в семье, полной любви и заботы. У него есть собственная комната и множество игрушек. Мама активно играет с ним и много общается. Отец устраивает вечерние прогулки, а в выходные водит в парки, музеи и зоопарки. Бабушка балует блинами и рассказывает сказки. Если он еще и сангвиник по своей природе — жизнелюбивый, общительный и активный, то, скорее всего, он вырастает оптимистом.
В противоположность ему, другой ребенок живет с матерью в общежитии. Думая о том, что она много работает, часто грустит и скитается, этот ребенок зачастую остается один — например, когда он болеет или когда у мамы вечерняя смена в выходные. Ему не разрешают гулять в одиночку, так как маме всегда некогда. Посещение детских праздников в детском саду — это все развлечения, которые ему доступны. Этот ребенок — меланхолик: его легко обидеть и расстроить, а к окружающим он относится с недоверием. Как, в таком случае, ему не стать пессимистом?
В некоторых случаях дети, казалось бы, растут и развиваются в противовес своему наследству и среде. Например, ребенок, выросший у активных и жизнерадостных родителей, может быть вечно недовольным. Это подчеркивает, что мы сами можем влиять на то, как мы воспринимаем наш мир.
Недаром формула счастья Селигмана включает три ключевых компонента:
Счастье (устойчивое и долговременное) = Наследственность + Жизненные обстоятельства + Факторы, находящиеся в нашей власти
Оптимисты и пессимисты проявляют разные подходы к жизни в повседневной рутине и в моменты, когда происходят особые события.
Ситуация 1. Произошло что-то негативное: вас уволили с работы, или вы поссорились с партнером.
Пессимист: «Опять мне не везет, это всегда происходит только со мной. Я никогда не буду счастлив.»
Оптимист: «Неприятности могут случаться, сейчас случилась одна, но вскоре все наладится.»
Ситуация 2. Произошло что-то хорошее: вам сделали повышение на работе, вы победили в конкурсе.
Пессимист: «Это просто случайность, удача — это временная вещь.»
Оптимист: «Мне всегда везет, и сейчас мне повезло, значит, повезет еще раз.»
Получается, что от нас зависит, как мы воспринимаем настоящее, а также и прошлое, и будущее. Таким образом, бесконечные попытки раскапывать детские травмы и прочие «призраки» из прошлого не способствуют увеличению оптимизма.
Почему человек может начать считать себя неудачником
Существует множество причин, по которым человек может начать считать себя неудачником или менее способным, чем другие. Одной из основных причин является низкая самооценка, которая возникает, когда люди начинают сравнивать себя с окружающими и приходят к выводу, что они недостаточно умны, успешны или талантливы. Такие сравнения могут быть связаны с собственными ожиданиями и стандартами, которые они сами себе устанавливают.
Кроме того, негативные комментарии или критика со стороны окружающих могут сильно повлиять на самооценку, заставляя человека чувствовать себя некомпетентным. Постоянное сравнение себя с другими и с недостижимыми идеалами создает ощущение неполноценности.
Иногда проблема заключается в том, что человек не замечает результатов своих усилий или не видит себя преуспевающим в какой-либо области. Это может вызвать чувство разочарования и недоумения, только усиливая самообвинения.
Важно помнить, что самооценка человека, выражающаяся в форме «я неудачник» или «я глуп», является субъективной и не отражает действительности. Каждый из нас уникален, у нас есть собственные способности, таланты и потенциал. Вместо того чтобы называть себя «дебилом» или именовать себя неудачником, полезнее сосредоточиться на своих сильных сторонах, развивать их и работать над повышением самооценки.
Признаки неосторожного поведения
Человек, который кажется недалековатым, часто обладает ограниченным кругозором и не проявляет интереса к новым знаниям и идеям. Он может быть неосознано легкомысленным по отношению к окружающему миру и суживать свой взгляд на события, придерживаясь привычных и стереотипных мнений.
Люди с ограниченными интеллектуальными способностями могут не владеть навыками анализа информации, не способны логически мыслить и различать факты от мнений. Часто они легко принимают высказывания за истину, не проверяя их достоверность.
Недалекий человек, как правило, не стремится развивать свои навыки или расширять свои горизонты. У него может отсутствовать интерес к чтению, образованию и саморазвитию.
Человек с ограниченным мышлением часто сопротивляется изменениям и новым идеям. Он предпочитает оставаться в привычной обстановке и избегает выхода из своей зоны комфорта.
Люди с недалеким подходом могут испытывать трудности в общении с другими. Они могут проявлять неуместное поведение, не уметь слушать собеседника и не понимать социальные нормы и правила.
Важно отметить, что оценка интеллектуальных способностей и неосмотрительности личности — это сложный и многогранный вопрос, и никто не является полностью неразумным или полностью умным. Каждый человек имеет свои уникальные способности и потенциал для роста и развития.
На что способен удобный человек
Личность, которая стремится угодить окружающим, будет стараться удовлетворить желания других, даже если это принесет ей дискомфорт. Однако не следует думать, что такая натура безобидна. Желая быть хорошим в глазах окружающих, удобный человек может даже пойти на рискованные или аморальные поступки, которые противоречат его принципам. Такие люди обычно страдают от страха высказать свое мнение, полагая, что оно может быть воспринято неправильно, и они боятся вызвать конфликт. Им свойственно сосредотачиваться на мнении тех, кто их не поддерживает, чувствуя тревогу и внутреннее напряжение из-за отторжения.
Как удобный человек связан с токсичностью?
Как может удобный человек ассоциироваться с токсичностью? Ведь он кажется таким добрым и готовым идти на компромиссы, и с ним легко общаться. Чтобы разобраться, стоит задать себе вопрос: на кого же на самом деле направлена токсичность удобного человека? Ответ очевиден — на него самого. Постоянное желание всеми угодить со временем становится привычкой, которая подрывает самооценку и ощущение собственного достоинства. Быть удобным человеком означает позволить своему Я остаться маленьким или вовсе исчезнуть. Не забывайте, что у каждого из нас есть свои желания, личные границы и право на свободу мысли. Важно осознать, что привычка всем угождать не предоставляет чувство безопасности. Постоянные попытки угодить лишь унижают и вызывают жалость и презрение, что делает невозможным нормальное взаимодействие с другими.
Удобного человека сложно не заметить. Его сутулость и зажатость могут служить сигналами о внутренней слабости и неуверенности в своих силах.»
Чаще всего у удобного человека наблюдаются напряженные челюсти, что может косвенно свидетельствовать о том, что он подавляет свои эмоции. В результате это может привести к хроническим головным болям или шейному остеохондрозу.
Почему опасно оставаться в роли терпилы?
Но еще до применения этого метода все было по-другому. Все эти негативные представления о себе, чувства вины, обиды и гнев на несправедливость мира по отношению к себе привели к серьезным проблемам со здоровьем.
У меня возник целый ряд психосоматических заболеваний. Поинтересуйтесь в интернете терминами «таблица психосоматических причин заболеваний Луизы Хей». Например, у меня развилась язва, что является следствием глубокого убеждения в своей недостаточности.
Постоянный стресс, страхи и тревоги вызывают мышечные зажимы в спине вплоть до остеохондроза и межпозвонковой грыжи. Зажимы в области диафрагмы могут провоцировать гастрит и язву, так как блокируют пути желчи. Они также зажимают дыхательные пути, и как результат, ваш голос может звучать сдавленным.
Еще одна зловещая вещь, которая может произойти, когда вами управляют негативные шаблоны мышления и иррациональные страхи. В соответствии с принципом синхроничности Карла Густава Юнга жизненные события терпил формируются так, чтобы подтверждать их страхи и негативные установки.
Синхроничность — это материализация бессознательных установок в реальных событиях. Вы будете удивлены, но психологи и физики подтвердили это научно еще в 1930 году.
Таким образом, моя жизнь складывалась именно в соответствии с теми убеждениями о себе, которые внушили мне мои родители, настойчивыми упреками и поучениями.
(Алгоритм по поиску и трансформации негативных убеждений в позитивные представлен в моей второй книге.)
Я никоим образом не обвиняю родителей, ведь они самі были терпилами, то есть крайне подавленными и закомплексованными личностями. Как, впрочем, большинство простых людей в СССР.
Я на 100% уверен, что они старались сделать из меня человека. Человека в их понимании, но фактически — терпилу. То есть винтика тоталитарной системы.
Давайте вспомним, как бы я лучше работал на нужды системы и других людей, не задумываясь о себе. О том, для чего я здесь живу? Получаю ли я удовольствие от жизни? Моя жизнь могла бы закончится безрадостно, не дожив до пенсии, чтобы облегчили бремя государства.
Таким образом, в детстве нам навязываются рамки (правила), в пределах которых мы должны существовать в дальнейшем:
- Не думай о себе и своем счастье;
- Другие всегда важнее тебя;
- Работай без усталости;
- Стыдно заботиться о своем здоровье и психическом состоянии;
- И так далее.
Не думайте, что у вас нет подобных бессознательных деструктивных установок, они просто у всех разные, и имеется множество примеров, как они могут угнетать нас. Я привел лишь некоторые из них в этой статье.
Вот пример, как работают внутренние рамки:
Лесоруб, художник и ботаник, пришедшие в один и тот же лес, увидят его совершенно по-разному. У каждого из них свой опыт и самоидентификация. Поэтому они будут вести себя иначе. В одном и том же контексте они ставят разные цели и воспринимают мир по-разному.
Лесоруб будет задействован в получении прибыли, художник сосредоточится на цветах и перспективах, а ботанику будут интересовать мхи и папоротники.
Аналогично, и вы в схожих ситуациях будете вести себя по-разному. Когда у вас есть такое же бессознательное убеждение, как у меня, что вы хуже других, вы не будете требовать достойной оплаты труда, будете уступать другим и всем угождать, в ущерб собственным интересам.
Помогут ли тренинги?
Тренинги личностного роста часто обещают невероятные изменения в жизни, но реальность такова, что они не помогают людям избавиться от роли терпил.
Причина кроется в том, что внутренние установки и поведение, связанные с подчиненностью или неспособностью отстаивать свои интересы, формируются в детстве и глубоко укореняются в психике.
Однодневного тренинга или даже серии таких мероприятий недостаточно для изменения этих паттернов, поскольку они требуют глубокой саморефлексии и понимания.
К тому же, тренинги часто предоставляют легкие решения, не касаясь глобальных проблем самооценки и уверенности в себе, оставляя человека без нужных инструментов и тратя его деньги.
Например, что может сказать вам известный бизнес-тренер в СНГ Радислав Гандапас?
Как правило, он делится дежурными истинами и общими рекомендациями о «успешном успехе». Максимум, что вы можете получить от таких тренингов — это кратковременный прилив энергии, вызванный атмосферой группы, который быстро исчезнет, скорее всего, в течение недели.
Так что, возможно, лучше провести время в клубе или на дискотеке, где вы получите похожий заряд энергии, но за гораздо меньшие деньги.
Самый негативный аспект таких тренингов — это тот факт, что не получив качественного скачка в развитии, вы сделаете вывод, что все тренинги — это обман, а усилия добиться изменений бесполезны — и прекратите развиваться.
Не думаю, что у Радислава Гандапаса есть намерение обмануть вас, однако просто так сложилось, что у него нет блокировок в психике. То есть он никогда не был в роли терпил.
Он не понимает, что у человека, который долго испытывал сложности, одна мысль о публичном выступлении может вызвать настолько сильный стресс, что у него начинает неметь тело и дыхание останавливается.
Но беспроблемных людей в России не так уж много. Наша история, крепостное право, репрессии и тоталитарный режим оставили отпечаток на нашем сознании.
В большинстве тренингов предлагается лишь накачка мотивацией. Но при этом блоки, которые расходуют нашу энергию, остаются невидимыми. Со временем происходит откат, и вы погружаетесь в еще более тяжелую ситуацию. Это вновь приводит к недоверию к бизнес-тренерам и образует замкнутый круг.
Можно ли вырваться из этой позиции терпилы самостоятельно? Возможно ли устранить эти блоки, которые являются источником стрессов?
Да! Я собрал эффективные техники, которые действительно работают. Я проверил их на себе и стал совершенно другим человеком.
С тех пор я чувствую прилив сил и энергии. Я способен действовать и получать удовольствие от общения, не испытывая стресса.
Я общаюсь на равных. Я больше не стремлюсь угодить всем, ставя свои интересы на последнее место.
Все подробные упражнения, которые помогли мне избавиться от негативного программирования, описаны в моих книгах: первой и второй.
Упражнение №3. Заполняем свой «топливный бак»
Отведите на выполнение этого упражнения 10 минут, найдите спокойное место и сосредоточьтесь. Вы можете также использовать дневник для записей.
- Вспомните утро прошедшего дня. Что вы делали? Примеры: я пришел на работу вовремя; я отправил детей на тренировку по футболу; я мучился после вечеринки; я заехал в магазин, чтобы закупить продукты на неделю и т.д.
- Теперь отметьте те моменты, которые приносили вам радость. Пример: я медитировал; я выделил время на прогулку; я приготовил вкусный завтрак и с удовольствием его съел; я провел на 10 минут больше в постели, наслаждаясь пробуждением; я откровенно поговорил с собой и понял свои глубокие чувства; я посетил парикмахера; я позвонил маме и пригласил ее на выходные и т.д.
- Вспомнив прошедший день, ответьте на вопрос, как вы пытались угодить другим людям. (Вы сразу узнаете, что это так, потому что ваши действия вызывали раздражение или усталость.) Пример: я забрала платье подруги и проехала 15 километров, чтобы отдать его; я полностью занималась проектом всей команды; после состоявшегося совещания пришлось отвезти коллегу домой, так как она не рассчитала время; я чувствовала вину за то, что не пригласила к себе маму своего парня, поэтому позвонила ей и договорилась о встрече на выходные.
- Теперь, осознав чувства, которые заставляли вас угождать, можете ли вы определить глубинные мотивы такого поведения (страх, вина и т.д.)? Постарайтесь разобраться, что вызывает у вас такие чувства. Пример: я боялся показаться эгоистичным; меня пугала мысль, что она начнет сплетничать обо мне; меня тревожило, что мы не уложимся в сроки; беспокоило, что обо мне могут забыть; я боялся, что меня не будут любить.
- Подумайте, что вы можете сделать, чтобы избежать следования этому шаблону поведения в будущем? Пример: мне нужно больше заботиться о себе, хотя мне трудно делать это регулярно; мне важно уважать свои чувства и прямо обозначать мотивы собственных поступков; мне нужно попросить коллег организовать работу над проектом так, чтобы я не была загружена полностью и не брала всю ответственность на себя.
- Замечаете ли вы разницу в реакции вашего тела на действия, которые вам приятны, и на действия для других? Что произойдет, если вы начнете делать то, что дарит вам внутренний покой, без условий? Пример: энергии станет больше; я начну злиться; сначала буду переживать из-за мнений окружающих, но потом успокоюсь; не буду сомневаться в своем решении; это станет показателем заботы о других и т.д.
Упражнение №4. Быть достойным
Следующее упражнение требует тишины и наличия под рукой дневника для записей. Вернитесь к этому упражнению несколько раз, чтобы видеть, как вы меняетесь изнутри. Проходите каждый шаг последовательно и старайтесь полностью осознать каждое чувство, прежде чем зафиксировать его в дневнике.
Сначала примите для себя установку: вы достойны всего.
Я должен понимать, что мне достаточно просто быть, чтобы отдавать или получать. Неважно, отдаю я или получаю — это ничего не меняет. Я остаюсь собой и переживаю как негативные, так и позитивные эмоции, не зависимо от внешних факторов. Я сосредоточен на внутреннем мире и на том, что блокирует мою способность с радостью и легко принимать. Какие чувства возникают у вас в этой связи?
Теперь сосредоточьтесь на своих ожиданиях. Какие ожидания вы имеете относительно себя и почему они побуждают вас к определенным действиям, чтобы заслужить одобрение остальных?
Запишите их по пунктам и обращайте внимание на их трансформацию с течением времени.
- Запишите, как вы становитесь более разборчивыми в том, когда и что отдаете. Пример: Я учусь анализировать как свои потребности, так и потребности окружающих, и определяю, действительно ли я хочу что-то сделать для других, или это желание вызвано стремлением что-то получить взамен.
- Как вы ощущаете себя в состоянии зависимости от угождения другим? Что изменилось, когда вы перестали ставить условия для того, чтобы делать людям приятно? Если же условия сохраняются, навязаны ли они вам со стороны? Происходят ли они от личных потребностей, которые вы не можете удовлетворить? Почему да или нет? Запишите свои размышления в дневник. Внимательно обратите внимание на глубокие мотивы и болезненные чувства, они помогут вам сфокусироваться на искренней помощи людям прежде, чем предпринять какие-либо действия.
- Создайте список, чтобы освободить место в вашей жизни для принятия. Давайте сделаем еще один шаг. Запишите причин, которые мешают вам принимать помощь и добрые вещи от других и от себя. Просмотрите список чувств и ожиданий из первого шага и спросите себя: что нужно сделать, чтобы открыться для принятия? Представьте, что вас могло бы порадовать: пара добрых слов, улыбка незнакомца или участие в каком-то процессе. Произнесите вслух: «По мере того как я получаю что-то, мне становится все легче это делать». Я осознаю свои чувства и понимаю, что моя способность принимать придаёт сил тому, кто делится со мной.
- Запишите, что вы чувствуете, когда пытаетесь расслабиться и получать с радостью. Опишите свои страхи. Например: если кто-то рассчитает за меня счет в ресторане, как будто я что-то должна ему, или я больше не смогу влиять на ситуацию, так как моя сила заключалась в стремлении угодить.
- Признайте свою готовность принимать и опишите свои эмоции и чувства. Запишите, как вы расслабляетесь и подготавливаете себя к принятию. Пример: «Я работаю над собой и стремлюсь открыться внутренне, так как это необходимо для искреннего принятия. Я понимаю, что это порой пугает. Однако с каждым разом страх становится слабее, и я открываюсь внутренне.» Запишите ваши реакции на это утверждение в дневнике.
- Напомните себе, что нельзя забывать о радости и удовольствии. Это упражнение — лишь ключевой момент вашего пути. Жизнь становится лёгкой и приятной, когда вы останавливаете поток мыслей в голове и отказываетесь от ожиданий, которые мешают вам жить. Представьте, что вы получаете и отдаете — каковы ваши чувства и ощущения? Пожалуйста, запишите, приносит ли вам это удовольствие и радость.