По его словам, важно то, что эта история имела большое значение для его семьи, что взрослые отреагировали на нее уважительно, а ребенок получил эмоциональное впечатление от значимости события. Поэтому он считал, что эти воспоминания принадлежат ему.
Зачем нужна инфантильная амнезия
Существует множество научных работ, описывающих инфантильную амнезию, но нет однозначного утверждения о причинах ее возникновения.
Ученые считают, что это явление имеет защитную функцию.
- Люди не могут вспомнить момента своего рождения, потому как это своеобразная психологическая травма для новорожденного. Поэтому мозг не запоминает этот момент.
- Первые месяцы жизни также не запоминаются, потому как в этот период малыш беспомощен, и не может реагировать на угрозы.
Если бы человек вспоминал, то психика дала бы сбой, и переживания сказались бы на физиологическом уровне.
- Затем, когда ребенок уже начинает реагировать на угрозу, он начинает запоминать. Это необходимо чтобы человек запоминал, как уберечься от угроз жизни.
С какого возраста ребенок помнит себя
Исследования показали, что человек помнит части своей жизни, начиная с 3,5 лет.
Точный возраст определить невозможно, так как это зависит от конкретного человека.
Некоторые люди помнят события с двухлетнего возраста, другие вспоминают свои первые воспоминания в возрасте 5 или 7 лет. Оба случая считаются нормальными.
Младенческая амнезия: что искал Фрейд?
Термин «инфантильная амнезия» был введен более 100 лет назад отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом. Он, кстати, очень интересовался этой темой, но объяснял все со своей колокольни — короче говоря, мы настолько травмированы в младенчестве осознанием своей сексуальности, что готовы забыть первые годы жизни как страшный сон.
Позже идея «травматической ранней сексуальности» была как-то отброшена и заменена другой, похожей идеей: само рождение — настолько травмирующее событие для человека, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от других, что инфантильная амнезия является естественным защитным механизмом нашей психики.
«Интересно, что дети, у которых было очень несчастливое детство, и дети, чьи первые годы жизни были полны любви и заботы, имеют ранние воспоминания, относящиеся примерно к одному и тому же периоду жизни. Конечно, возраст первого воспоминания варьируется от 2,5 до 7-8 лет. Но это зависит от совершенно разных факторов.
Дети вспоминают, если. так принято
Было показано, что то, насколько рано у ребенка появляются воспоминания, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у китайских студентов, обучающихся там, детские воспоминания формируются на шесть месяцев позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совсем иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашены и сосредоточены на себе, своих чувствах, впечатлениях и реакции родственников на события. Китайские студенты вспоминали памятное событие без какого-либо личного контекста.
— Тема — разница между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, и хотя они были страшными, мне было очень весело», — объясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).
В США родители способствовали развитию воспоминаний, спрашивая малышей, понравилось ли им то, что они видели, и подкрепляли их, вспоминая яркое событие через день, два дня или неделю.
Оказалось, что китайское общество не заботится о впечатлениях и воспоминаниях детей, а поскольку никто не ценит их воспоминания, они не сохраняются.
Интересное исследование провели новозеландские психологи, изучавшие воспоминания коренных жителей Маори. Возможно, в этом виноват патриотизм, но психологи утверждают, что высокая ценность, которую маори придают прошлой культуре, способствует тому, что их потомки помнят себя с двух с половиной лет!
«Азиаты вспоминают себя в среднем в возрасте четырех с половиной лет, европейцы — в возрасте трех с половиной лет, а маори — в возрасте двух с половиной лет.
Связь воспоминаний и культуры
Разница в среднем возрасте первого воспоминания может достигать двух лет; все зависит от культуры страны. Если с детьми принято разговаривать с детства, интересоваться их воспоминаниями и рассказывать семейные истории, то люди вспоминают себя гораздо раньше. Если же этой частью жизни детей пренебрегают, то дети вспоминают себя позже. Поэтому занятия с детьми помогают развивать память.
У американцев память длиннее, подробнее и больше сосредоточена на себе. У китайцев, напротив, короткая память, сосредоточенная на фактах. В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Первыми вспоминают себя маори в Новой Зеландии, где принято уделять больше внимания прошлому.
Навязанные воспоминания
Физик Роберт Вуд разработал теорию памяти. Он считал, что для усиления детских воспоминаний можно использовать дополнительные ассоциации. Вуд провел эксперимент со своей полуторагодовалой внучкой. Каждую неделю он ставил перед ребенком на каминную полку статуэтку собаки, зажигал порох и произносил фразу «fuzzy-wuzzy». В возрасте пяти лет девочка неожиданно произнесла «fuzzy-wuzzy», а когда ученый спросил ее, что это значит, она просто рассказала о собаке на каминной полке и огне на ее голове.
Но к детским воспоминаниям следует относиться с осторожностью. Психолог Элизабет Лофтес придумала очень правдоподобную историю о ребенке, который потерялся в супермаркете. Чтобы убедить испытуемых, она говорила им, что эти события правдивы и подтверждаются рассказами их родителей. Оказалось, что около трети испытуемых «вспомнили» эту историю, некоторые даже в мельчайших подробностях. После того как люди приняли вымысел, они начинают заполнять его своими образами, делая его неотличимым от реальных воспоминаний. По этой причине детские воспоминания изучать гораздо сложнее, чем взрослые.
Самая большая загадка нашей памяти может заключаться не в том, почему мы не помним свое раннее детство, а в том, каким воспоминаниям мы можем доверять в первую очередь.
Можно ли отследить переход от «вакуума» до нормальной памяти?
По словам Шепелевой, ранние воспоминания часто фрагментарны и обычно связаны с необычными событиями: поездка на море, первое посещение детского сада. Только к 5-6 годам ребенок начинает вспоминать последовательные события.
Есть ли объяснение тому, что кто-то помнит себя в два года, а кто-то забывает, что было вчера? Психолог Макарова объяснила, что это связано в первую очередь с физиологическими особенностями организма, то есть с функционированием мозга, социальной средой и эмоциями. Что касается физиологии, психолог рассказала, что есть люди с суперпамятью, то есть они могут вспомнить события раньше, чем их сверстники.
Социальное окружение влияет на ребенка таким образом, что если, например, в семье существует традиция просматривать фотоальбомы или привозить сувениры из поездок и обсуждать, что произошло накануне, он легче усваивает информацию и воспроизводит ее в дальнейшем.
«Память тесно связана с эмоциями. Если мы что-то ярко пережили, нам гораздо легче это вспомнить. Вот почему иногда говорят, что взрослые помнят самые яркие моменты своего детства. Важен не возраст, а яркое эмоциональное событие, даже, скорее, картинка». Макарова объяснила, что такое эмоция.
Место, где живет ребенок, имеет большое значение, говорит он. Например, у людей в сельской местности более однообразная жизнь, что не лучшим образом сказывается на памяти ребенка.
«Например, ребенок в сельской местности с рождения видит одни и те же картинки. Когда он сидит в коляске, он видит курицу. Потом он вырастает, идет в сад и снова видит ту же курицу. Он не обращает на это внимания, потому что для него это норма. Но если ребенок приезжает из города и видит ту же самую курицу, он будет помнить ее и в три года. Потому что для них это очень эмоциональное событие. «, — объясняет Макарова.
Это также связано с этнической культурой, ведь у американцев существует гендерная дискриминация, и женщины запоминают больше, говорит исследовательница Дзерса Гояева. Еще одна замеченная особенность заключается в том, что люди, у которых две руки, имеют более четкую память.
Лайфхак : как вспоминть что-угодно, в том числе из раннего детства.
Елена Макрова также представила схему «извлечения» нужных воспоминаний из детства. Для поиска нужного воспоминания необходима «система учета», которая может направить человека к нужному воспоминанию, но на разработку этой системы уходит много времени.
Более того, иногда «извлечение» воспоминания из раннего детства не срабатывает, сетует психолог. И тут же подбадривает, говоря, что если правильно подобрать внешний стимул, например, известный с раннего возраста детский стишок, то все его слова появляются в памяти сами собой. Это прямое указание на то, что в нашей памяти скрыто много информации, но возможности ее извлечения крайне ограничены.