Во-первых, водителю не нужно переключать передачи вручную, чтобы сдать на автомате. Однако водителю необходимо знать, как управлять автоматической коробкой передач, контролировать скорость и маневрировать на дороге. Также важно знать, как правильно пользоваться стояночным тормозом и как выбрать автоматическую коробку передач.
Механика или автомат – на чем лучше учиться
Извечный вопрос для тех, кто учится в автошколе, — какую коробку передач выбрать: автоматическую или механическую. Даже во время обучения в автошколе многие ученики мучаются этим вопросом. Прежде чем принять окончательное решение между автоматической и механической коробкой передач, мы рекомендуем прочитать эту статью, которая вникает в суть всех фактов 😉.
«В чем разница между механической и автоматической коробкой передач? Я могу ездить и на той, и на другой. Какая разница, если у меня в правах написано «АТ»».
Многие водители впадают в эту ошибку, потому что не знают простейших правил.
Если вы хотите научиться водить машину с автоматической коробкой передач, то в ваших правах есть пометка в пункте 14 — AT. Это означает, что водитель с такой отметкой в правах имеет право управлять только автоматической коробкой передач, а управление механической коробкой передач строго запрещено. Вот это поворот событий!
А что если вы прошли обучение на механическую коробку передач? Можно ли тогда управлять и механической, и автоматической коробкой передач?
Да! Удивительно, но логично, что научиться водить машину с механической коробкой передач немного сложнее, потому что при движении приходится управлять не только акселератором и тормозом, но и сцеплением, а также постоянно переключать коробку передач. Поэтому не зря говорят, что те, кто сдал дорожный экзамен с механикой — прирожденные водители (соблюдающие правила дорожного движения).
Теперь мы переходим к следующей, более подробной главе.
МКПП
Механическая коробка передач (или механическая трансмиссия) — это трансмиссия, которая переключает передачи с помощью механического привода. Это означает, что требуется больше усилий, чтобы сдвинуть ее с места и не сойти с ума в пробке. Но давайте оставим драму в стороне и обсудим преимущества и недостатки механической коробки передач.
Плюсы вождения на механике
Механическая коробка передач действительно имеет много преимуществ. Благодаря им 57%* водителей имеют права категории «М», что означает, что они могут управлять автомобилем с механической или автоматической коробкой передач.
Как описано выше, буква «М» дает вам эту привилегию. Многие ученики проходят обучение на механической коробке передач, чтобы впоследствии водить машину с автоматической коробкой. Но в случае форс-мажорных обстоятельств они могут пересесть на механическую коробку передач и не будут за это оштрафованы.
Интересно отметить, что в Европе в прокате есть почти исключительно автомобили с механической коробкой передач. Поэтому если вы вдруг захотите сесть за руль в городе, к сожалению, вы не сможете этого сделать без диплома международного образца и прохождения обучения на механическую коробку передач.
Обучение и вождение на механической коробке передач гораздо дешевле, чем на автоматической. Она расходует гораздо меньше бензина, а сэкономить его можно благодаря хорошим советам: Начинать движение, тормозить и проходить повороты нужно плавно и без резких движений. Крутое вождение — это именно то, что потребляет больше топлива.
Этот момент можно рассматривать скорее как факт. Именно водитель должен контролировать реакцию автомобиля. Кроме того, дрифтовать можно только с механической коробкой передач 🙂 .
Минусы вождения на механике
Никто не совершенен — даже коробки передач. Прежде чем сразу «пересаживаться» на механическую коробку передач, прочитайте статью полностью и примите взвешенное решение.
Вождение автомобиля с механической коробкой передач может быть утомительным, особенно в условиях городского трафика, когда вам приходится постоянно переключать передачи. Это может привести к усталости и стрессу водителя. Особенно в городе, пробки могут быть утомительными: левая нога на сцеплении, правая на тормозе и еще немного желания нажать на газ.
Вождение автомобиля с механической коробкой передач также может быть неудобным, особенно для начинающих водителей. Вам придется научиться правильно переключать передачи и синхронизировать работу двигателя и коробки передач, что может занять некоторое время. Однако всему этому учат в автошколе. Профессиональный инструктор по вождению научит вас водить машину и привьет вам любовь к переключению передач. Со стороны это выглядит очень хорошо!
Механическая коробка передач имеет ограниченное количество передач, что может быть непрактичным при езде на большие расстояния или в различных дорожных условиях. Например, если вы едете по горным дорогам, вам может понадобиться больше передач для поддержания оптимальной скорости и контроля над автомобилем.
Если вы выберете инструктора по вождению, все недостатки превратятся в преимущества, и вы будете получать только удовольствие от вождения. ☺️
Механика
Большинство школ до сих пор имеют парк автомобилей с механическими коробками передач. Кстати, у нашей школы в Москве автопарк с разными коробками передач больше. В основном это дешевые модели, такие как Lada, Daewoo, Renault, которые имеют пятиступенчатую коробку передач. Основная сложность в управлении этими автомобилями заключается в том, что нужно хорошо чувствовать сцепление и плавно переключать передачи в городском трафике и при движении за городом, что занимает много времени.
Большинство начинающих водителей сторонятся механических коробок передач по двум причинам:
- Есть риск заглохнуть. Зачастую это происходит, когда водитель вместо того, чтобы плавно отпускать, бросает сцепление. Возможен и некорректный подбор передачи. К примеру, если при езде со скоростью до 30 км/ч водитель включает третью либо четвертую передачу, двигатель может заглохнуть. Хотя это будет зависеть от типа ДВС. Так, дизельные моторы имеют высокую тягу, а поэтому спокойно работают на низких оборотах.
- Высокая вероятность отката. При старте движения с горки важно не откатиться назад, ведь это чревато аварией. Современные автомобили, начиная со среднего ценового сегмента, комплектуются противооткатными системами и электронными ручниками, которые препятствуют откату. Но в отечественных машинах таких “помощников” не предусмотрено. Поэтому нужно прочувствовать работу сцепления и научиться грамотно пользоваться ручным тормозом. Тренировку на горке нужно проводить в определенной последовательности:
- Полная остановка авто.
- Включение первой передачи.
- Плавное нажатие на педаль газа и отпускание сцепления. Когда мотор раскрутиться до 2-3 тыс. оборотов, аккуратно отпускайте ручной тормоз. После старта движения важно убедиться, что ручник полностью отпущен.
ПРИМЕЧАНИЕ: Практика старта с холма является одним из основных навыков, изучаемых в автошколе, наряду с обычными маневрами вождения, прохождением поворотов и парковкой.
Преимущества обучения вождению на механике
- Если вы сумеете освоить езду на механике, то с управлением ТС на автомате проблем точно не возникнет.
- При езде на машине с МКПП водитель учиться синхронизировать движения ног и рук.
- Управляя авто с механикой, водитель больше концентрируется на езде и дорожной обстановке. Это снижает вероятность аварии, особенно в том случае, когда за рулём новичок.
- Возможность удерживать обороты в пределах 2–2,5 тысяч, что оптимально для снижения расхода топлива.
Минусы обучения вождению на механике
- Нужно приложить немало усилий, чтобы начать себя чувствовать уверенно за рулём машины с МКПП.
- Высокая вероятность ускоренного износа диска сцепления.
- Сложно тронуться с места на горке, так как в первое время это неминуемо сопровождается откатами.
Автомат
Новые автомобили с автоматической коробкой передач уже составляют 60 % продаж в России. Под автоматической коробкой передач подразумевается как классическая автоматическая коробка передач с гидротрансформатором, так и автоматические коробки передач и гидротрансформаторы. К каждой из этих трансмиссий нужно привыкнуть, потому что, хотя принцип управления схож, конструкция и эксплуатационные характеристики отличаются. Начнем с классической автоматической коробки передач.
Здесь функция сцепления возложена на гидротрансформатор, который выбирает крутящий момент в зависимости от скорости вращения колес. Конструктивно он состоит из турбины и насоса, между которыми расположено реакторное устройство. Обучение вождению на классическом автомате максимально упрощено. Передачи заднего хода исключены, за исключением старых автоматических коробок передач; переключение передач происходит плавно, хотя и не особенно быстро.
Конструкция роботизированной коробки передач варьируется в зависимости от производителя. Принцип работы автоматической коробки передач остается неизменным: сцеплением управляет компьютер, который считывает данные с датчиков. Робот также оснащается механическим селектором передач.
DSG является одной из самых известных таких трансмиссий и устанавливается на все автомобили VAG. Принцип движения такой же, как и в случае с механической коробкой передач, но есть нюансы, которые необходимо учитывать:
- Для РКПП предпочтителен плавный разгон, это положительно влияет на ресурс трансмиссии и делает её поведение более прогнозируемым.
- При движении в крутую горку можно переходить в ручной режим и включать пониженную передачу. Без этого не обойтись, если мощность ДВС низкая. К примеру, 1,0 TSI в том же Фольксваген.
- При длительной стоянке желательно включать нейтральную передачу.
- В пробке стоит переходить в ручной режим и двигаться на первой передаче.
- При эксплуатации робота важно хорошо выжимать педаль тормоза. Если этого не делать, когда вы меняете режимы езды, диски сцепления не будут разжиматься до конца, что чревато их ускоренным износом. Для продления ресурса трансмиссии, помимо полного выжимания тормоза, важно избегать резкого переключения селектора трансмиссии.
Следуя приведенным выше рекомендациям, вы сможете продлить срок службы робота и научиться ездить максимально безопасно и экономично.
Основным недостатком обучения вождению с роботизированной коробкой передач является возможное неудобство вождения из-за задержки при переключении передач. Эта задержка может достигать 1-2 секунд, что часто сбивает с толку начинающего водителя.
ВАЖНО: Некоторые роботы допускают небольшой толчок в начале движения, что также является очевидным недостатком и требует от водителя некоторой сноровки.
Преобразователи также часто называют трансмиссиями CVT. По методологии управления они не отличаются от других автоматических трансмиссий, хотя их работа основана на иных принципах. К преимуществам езды с вариатором относятся плавность хода, отсутствие дрожания и рывков при переключении передач, что обусловлено особенностями его конструкции.
Автомобиль разгоняется плавно — без рывков. Интеллектуальные регулировки обеспечивают постоянную работу двигателя на оптимальном уровне. Электронный блок управления минимизирует нагрузку на двигатель при резком нажатии на педаль газа.
Благодаря очевидным преимуществам, научиться водить автомобиль с механической коробкой передач очень просто:
- Быстрый разгон.
- Плавность работы.
- Оптимизация нагрузок на мотор, благодаря чему он не шумит и не раскручивается до критических оборотов.
Плюсы и минусы МКПП и АКПП
Классическая механическая коробка передач по-прежнему является самым распространенным типом трансмиссии в России. При механической коробке передач водитель выбирает передачу вручную — выжимает педаль сцепления и перемещает рычаг переключения передач на центральной консоли, приборной панели или рулевой колонке. Некоторые спортивные автомобили имеют секвентальную коробку передач, управляемую подрулевыми переключателями или рычагами-джойстиками.
Классическая автоматическая коробка передач не имеет ни педали сцепления, ни джойстика. На центральной консоли есть только рычаг селектора для выбора режима работы коробки передач (драйв, парк, нейтраль и т.д.). Переключение передач происходит в автоматическом режиме.
Преимущества и недостатки двух типов трансмиссий определяются их конструкцией. Основное преимущество автоматической коробки передач заключается в том, что она значительно облегчает управление автомобилем, особенно в городе. Она позволяет избежать ошибок, из-за которых водитель может «пережечь» сцепление, заглушить двигатель или поставить автомобиль не на ту передачу. Гораздо проще управлять автомобилем, не следя за оборотами двигателя, не используя рычаг переключения передач и не выжимая бесконечно сцепление.
Однако у автоматической коробки передач есть и недостатки: Автомобили с автоматической коробкой передач стоят дороже, дороже в обслуживании и потребляют больше топлива. Дешевые автоматические трансмиссии «бездумны», то есть они реагируют не так быстро, как опытный водитель. Кроме того, вы не можете использовать некоторые приемы вождения, которые возможны на автомобилях с механической коробкой передач, например, торможение с выключенной коробкой передач.
Преимущества механической коробки передач находятся на другой стороне: автомобили с таким типом трансмиссии дешевле, имеют лучшее обслуживание, более динамичны и лучше управляются. Но есть и недостатки — механической коробкой передач сложнее управлять и она более утомительна в управлении, чем автоматическая коробка передач.
Есть ли разница в обучении
Фактический процесс обучения в обоих случаях одинаков — студенты изучают правила дорожного движения и вождения, выполняя одни и те же упражнения. Продолжительность занятий также одинакова и в большей степени зависит от графика и загруженности студента. Курсы обычно длятся около 3 месяцев, после чего кандидаты на получение водительских прав сдают экзамены.
Разница может заключаться в стоимости обучения. Автомобили по своей сути дороже, потребляют больше топлива и дороже в обслуживании в гаражах. По этой причине многие автошколы устанавливают более высокую цену на курсы с автоматической коробкой передач. Это не обязательно правило — некоторые автошколы берут одинаковую цену за оба курса. Поэтому если вы хотите научиться водить машину с автоматической коробкой передач, но цена вас отпугивает, поищите автошколу, которая предлагает одинаковые условия для обеих программ.
ЧТО ЛУЧШЕ: АВТОМАТ ИЛИ МЕХАНИКА
Сравнение лучших автошкол не однозначно; здесь есть свои плюсы и минусы. В программе АСР водитель-обучающийся учится:
- уделяет больше внимания дорожной обстановке, т.к. не задумывается о том, на какой передаче ему сейчас положено ехать;
- не создает аварийных ситуаций на перекрестах и светофорах, внезапно заглохнув из-за неосторожного отпуска сцепления;
- больше сосредоточен на вождении, потому что его ничто не отвлекает (педали, селектор, обороты двигателя).
Он просто учится водить машину в предлагаемых условиях (парковка, обгон, пересечение перекрестка и т.д.) без особых трудностей.
Отсюда вытекают недостатки автоматической коробки передач:
- ученик не очень остро чувствует машину;
- забывает контролировать обороты работы двигателя;
- не знает специфику переключения передач, роль сцепления.
Именно поэтому автомобильные эксперты не спорят о том, можно ли переключиться с автоматической на механическую коробку передач. Можно, но только после переобучения. При обучении на механика ученик не только учится водить, он также учится управлять автомобилем, слушать его. Он понимает, когда и зачем переключать передачи, это более тонкая настройка в управлении автомобилем. Да, это более напряженно и сложно, но обучение будет более эффективным и продуктивным. Механическая коробка передач дает обучающемуся больше возможностей, она не ограничивает его рамками, как автоматическая коробка передач. По этой причине целесообразнее изучить механическую коробку передач, а затем выбрать ту, которая лучше всего подходит для вождения. В автошколе лучше думать не об удобстве и легкости вождения, а о максимальном опыте и широких знаниях. Ответ на вопрос: ездить на механической или автоматической коробке передач, конечно же, зависит от самого обучающегося водителя. Все зависит от его желаний, способностей и целей, от того, что он может ожидать от автошколы. Но нельзя не учитывать нюансы сдачи экзамена и получения оценки в АК, поэтому наша автошкола считает обучение на автоматической коробке передач оптимальным вариантом.
Когда вы будете готовы к обучению, загляните в автошколу в районе академии или там, где вы живете. Наши филиалы есть везде.
Отличаются ли права на машины с АКПП и МКПП?
Ранее права были одинаковыми независимо от того, на каком автомобиле — с механической или автоматической коробкой передач — обучался водитель. В 2014 году вступили в силу поправки к Закону о безопасности дорожного движения, согласно которым в левом нижнем углу на обратной стороне водительского удостоверения появляется слово «AT». Это означает, что владелец прав прошел обучение на автомобиле с автоматической коробкой передач. Лицевая сторона водительского удостоверения остается без изменений.
Причины такой маркировки легко объяснить. С тех пор как автоматические коробки передач стали устанавливаться на большинство современных автомобилей, от седанов до минивэнов, требования к обучающимся водителям были смягчены. И если будущий водитель не хочет учиться на автомобиле с механической коробкой передач, то теория и практика вождения — это все, что касается автоматических коробок передач. Это облегчает привыкание к вождению, но управлять автомобилем с механической коробкой передач запрещено — даже если тип автомобиля соответствует классу водительского удостоверения.
Для того чтобы водитель со штампом «АТ» на правах мог управлять автомобилем с механической коробкой передач, он должен пройти переподготовку. Помимо обучения в автошколе, он должен повторно сдать экзамен по вождению в ГИБДД. Водительское удостоверение без отметки «AT» является общим водительским удостоверением. Его владелец, прошедший обучение в автошколе на автомобиле с механической коробкой передач, может управлять любым автомобилем, соответствующим классу удостоверения. К ним относятся модели с любым типом «автоматического двигателя».
Подведение итогов
Таким образом, обучение в автошколе на автомобиле с автоматическим двигателем предназначено только для тех водителей, которые намерены в будущем водить только такие автоматические автомобили. Так они смогут быстрее пройти обучение и легче сдать экзамен. Однако, если нет уверенности, что 100% всех автомобилей будут оснащены автоматической коробкой передач, лучше научиться водить «ручной» автомобиль. Имея права без значка «АТ», вы сможете водить автомобили с любой коробкой передач и даже сэкономите деньги на уроках вождения. Водитель, научившийся водить автомобиль с механической коробкой передач, в будущем сможет легко пересесть на автомобиль с автоматической коробкой передач.
- Обгон и опережение: в чем отличие?
- Самое благоприятное время года для обучения в автошколе
- Что выбрать водителю: автомат или механику?
- Что принести на первое занятие в автошколу?
- Как пройти водительскую медкомиссию в 2021 году
- Как проходит обучение в автошколе в 2022 году
- Что должно быть в аптечке для автомобиля?
- Что такое безопасная дистанция и как ее контролировать
- Как научиться ездить на механике с нуля
- Как правильно настроить зеркала автомобиля
- Круговые перекрестки: плюсы, минусы, статистика аварийности
- Как запустить автомобиль с механической коробкой передач?
- Нововведения для автомобилистов летом 2021 года