На автомобилях с механической трансмиссией одним из способов замедления является торможение двигателем. Этот метод подразумевает использование тормозов лишь в крайних случаях, например, при подъезде к светофору или месту остановки.
Механическая коробка передач (МКПП): руководство для новичков
Выжатие сцепления, переключение рычага с нейтрали на первую передачу и плавное отпускание педали — эти простые шаги, которые звучат как советы автоинструкторов, могут вызвать замешательство у любого новичка за рулём, изучающего базовые принципы управления автомобилем с механической коробкой передач. Почему механическая коробка кажется такой сложной, не проще ли выбрать автоматическую? Давайте разберёмся в особенностях вождения автомобиля с механической трансмиссией и постараемся найти ответ на этот вопрос.
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) ускоряется нелинейно. Вы не сможете просто резко надавить на педаль акселератора и мгновенно разогнаться до 120 км/ч. Начальный крутящий момент, передаваемый от коленчатого вала двигателя через трансмиссию на ведущие колёса, достаточно лишь для достижения скорости 20−35 км/ч, но не для больших значений. Причина в том, что для достижения таких высоких скоростей не хватит ни мощности, ни оборотов: эти два параметра взаимосвязаны.
Рассмотрим простой пример: если вы крутите педали велосипеда на скорости 70 оборотов в минуту, вы сможете развить скорость 25 км/ч. Чтобы достичь скорости 70 км/ч, вам нужно будет крутить педали со скоростью 230 оборотов в минуту, но даже для советского велосипедиста такая задача может стать несбыточной. Аналогично происходит и с двигателем автомобиля: при достижении определённой скорости ДВС достигнет своего лимита — максимальной мощности и оборотов. В отличие от велосипеда, двигатель может переключиться во новый диапазон оборотов, продолжая набирать мощность.
Коробка передач служит для контроля оборотов двигателя. При переключении передачи вы переходите в новый диапазон. На большинстве обычных легковых автомобилей предусмотрены 5-6 передач, каждая из которых отвечает за свою часть диапазона мощности. Например, заявленные 140 л. с. в паспорте ДВС можно получить только на последней отсечке, когда обороты достигают максимума, в так называемой красной зоне.
Для иллюстрации обратим внимание на соотношение скорости и оборотов у Ford Focus 1.8 МТ с 1,8-литровым двигателем мощностью 137 л. с.:
Максимальные обороты, об/мин.
Все коробки передач делятся на автоматические (АКПП) и механические (МКПП). Автомат самостоятельно переключает передачи, пользователю нужно лишь выбрать режим передвижения в начале пути. Механическая, в свою очередь, требует активного участия водителя в выборе и переключении передач.
Механическая коробка требует больше усилий во время вождения: водитель должен постоянно следить за оборотами и управлять рычагом переключения. Особенно неудобно это в пробках, где приходится часто переключаться между первой и второй передачами, что сказывается не только на нервах, но и на системе трансмиссии, передающей крутящий момент от двигателя к колёсам.
Тем не менее, механическая коробка имеет свои неоспоримые преимущества: она надёжнее, долговечнее и дешевле в обслуживании по сравнению с автоматической. Например, в случае механики вы можете без особых проблем проехать 500 тысяч километров, тогда как автоматической коробке может потребоваться диагностика и, возможно, ремонт уже после 250 тысяч километров. Средняя разница в цене одного и того же авто с АКПП и МКПП составляет около 50 тысяч рублей.
Важно: Автомобили с механической трансмиссией зачастую более динамичны на дороге, поскольку водитель сам принимает решение о том, какую передачу выбрать и когда увеличивать скорость. Кроме того, на механике расход топлива на 10−15% ниже, чем на автомате.
Педали на автомобиле с механической коробкой: сложности и нюансы
В автомобилях с механической трансмиссией имеется три педали: справа — газ, посередине — тормоз, а слева — сцепление. Расположение этих педалей остается неизменным, независимо от типа автомобиля — будь то праворульный ВАЗ или леворульная Тойота Королла. Какой же из этих элементов самый важный для начала движения? Несомненно, сцепление. Без правильного обращения с ней вы не сможете тронуться с места.
Суть сцепления заключается в следующем: при нажатии левой ногой на педаль сцепление размыкает связь между двигателем и трансмиссией, что, в свою очередь, прерывает передачу крутящего момента на колеса. Только в момент разъединения ДВС и трансмиссии водитель может изменить диапазон оборотов — для этого используется рычаг переключения передач. После установки новой передачи водитель отпускает сцепление и продолжает движение, увеличивая скорость с помощью акселератора.
Устройство автомобиля. Фото: Выберу.ру
Также не следует забывать про тормоза, даже когда вы только выезжаете с места. Если вы находитесь на склоне при светофоре или выезде с прилегающей дороги, обязательно слегка нажмите на тормоза при переключении с нейтральной передачи на первую. Это необходимо для того, чтобы избежать скатывания автомобиля. Либо же включите ручной тормоз перед переключением на первую передачу, так как он необходим для удержания автомобиля во время длительной стоянки. Для этого нужно просто опустить рычаг под сиденьем водителя.
Важно! Никогда не забывайте отключать ручной тормоз. Последствия этого распространённого уклонения могут быть непредсказуемыми. Вы можете проехать много километров, даже ничего не заметив, но есть вероятность, что на высокой скорости колеса заклинаются, шина лопнет, и вы окажетесь в аварийной ситуации.
Перед началом движения обязательно убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении. В противном случае, когда двигатель запустится, он мгновенно передаст крутящий момент на колёса, что вероятно приведёт к ДТП — например, в ближайший забор или столкновение с впереди стоящим автомобилем; ручной тормоз в этом случае не спасёт.
Если с педалями газа и тормоза можно работать более гибко: то нажимая резко, то плавно, то в полсилы, то в полную мощь, то с сцеплением такой подход не сработает.
Педаль сцепления всегда должна: а) выжиматься до конца; б) отпускаться плавно, но не слишком медленно, иначе механизм перегреется. Это можно будет заметить по характерному запаху жжёной резины; в) отпускаться до конца.
Несоблюдение этих правил может привести к тому, что автомобиль будет двигаться рывками, глохнуть, а компоненты сцепления в конечном итоге выйдут из строя.
Что же значит «отпускать плавно»? Идеальная ситуация подразумевает, что весь процесс занимает три-четыре секунды. Ключевой момент заключается в умении уловить нужный момент. Отпустите педаль до середины, почувствуйте, что автомобиль начинает трогаться, подождите ещё полсекунды и спокойно, без напряжения и спешки отпустите сцепление полностью.
Механика требует сосредоточенности. Фото: Unsplash
Кроме этого, необходимо корректно использовать газ в сочетании с отпусканием сцепления: рекомендуется одновременно отпускать сцепление и добавлять газ. Временной зазор между этими действиями должен быть минимальным, что обеспечит максимально плавное движение автомобиля.
Виды тормозных систем
Автомобили с механической трансмиссией обычно имеют два типа тормозных систем.
- Рабочая система. Это основная система, которая отвечает за снижение скорости автомобиля и его остановку. Именно с её помощью осуществляется торможение через нажатие на тормозную педаль.
- Стояночная система. Данная система помогает удерживать автомобиль в неподвижном состоянии во время стоянки. За её работу отвечает ручной тормоз, часто называемый водителями «ручником».
Правила торможения двигателем на механике
- Не выжимая сцепление, отпустите педаль газа;
- При приближении к месту остановки, когда обороты двигателя снижаются до холостых, выжмите сцепление;
- Переключитесь на нейтраль;
- Затем остановите автомобиль с помощью тормоза.
Если скорость во время движения была слишком велика, а расстояние слишком коротким, можно поэтапно переключать передачи вниз, что позволит более эффективно снижать скорость. Если же торможение двигателем кажется вам слишком рискованным, его можно комбинировать с использованием основной тормозной системы.
Основные техники торможения
На дороге могут возникать различные ситуации, поэтому у водителей должны быть разные техники торможения, каждая из которых имеет свои особенности, о которых новичкам стоит знать.
Штатное торможение
Штатное торможение применяется, когда водитель намеревается остановить автомобиль в заранее определённом месте — например, перед запрещающим сигналом светофора или при необходимости уступить дорогу. Вне зависимости от конечной цели, водитель сначала начинает тормозить с помощью тормоза, а только затем, когда обороты двигателя уменьшаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки. Такой подход сохраняет нужную траекторию, и при необходимости позволяет быстро увеличить скорость.
Торможение двигателем
В некоторых случаях возможно и торможение двигателем. В этом случае водитель убирает ногу с педали газа, прекращая подачу топлива и уменьшая тягу двигателя. Такой процесс торможения будет плавным и без чрезмерной нагрузки на тормозную систему.
Этот способ в основном применяется на длинных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В результате происходит быстрое снижение скорости автомобиля, а при необходимости можно дополнительно задействовать и тормоза.
Ступенчатое комбинированное торможение
Эта техника требуется для обретения уверенности новичками за рулём. Суть метода заключается в периодическом нажатии на тормоза за короткие промежутки времени. Сила нажатия на тормоза будет зависеть от конкретной ситуации. Иногда торможение двигателем помогает автомобилю замедлиться.
На дорогах с плохим сцеплением, таких как заснеженные, обледенелые или на бездорожье, влияет ступенчатое торможение с увеличением усилия. В этом варианте водитель быстро касается тормоза, затем постепенно увеличивает силу нажатия и продолжительность торможения. Важно, чтобы при этом была достаточно большая дистанция, так как тормозной путь будет увеличен. Это обеспечит предсказуемость траектории движения.
На сухом асфальте или бетонной поверхности используется ступенчатый способ с уменьшением усилия. Первоначальное нажатие на тормоза будет самым сильным и длительным, после чего следуют короткие и менее сильные нажатия.
Эта техника помогает сократить время тормозного пути при максимальном контроле над движением автомобиля.
Экстренное торможение и управление
В экстренной ситуации многие водители подаются вперёд, крепко держатся за руль и изо всех сил жмут на тормоза. Это грубая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, его траектория движения становится непредсказуемой, а тормозной путь увеличивается.
Правильнее при экстренном торможении будет применять ступенчатое торможение (также известное как импульсное торможение), регулируя усилие на тормозах в зависимости от состояния дорожного покрытия. Если условия позволяют, также можно постепенно переключаться на пониженные передачи.
Управление осуществляется в моменты, когда педаль тормоза отпущена. Руль следует поворачивать небольшими, импульсными движениями, без сильного перехвата руля. Так, траектория движения будет более предсказуемой и снизится риск того, что автомобиль выйдет из-под контроля и уйдёт в занос.
Торможение на автомобилях с системой АБС
В автомобилях без системы ABS при торможении блокируются все четыре колеса. Система ABS работает так, что колеса блокируются только на короткий период. Датчик определяет, что какое-то колесо заблокировалось, и отправляет сигнал к электромагнитному клапану в гидравлическом блоке. В результате давление тормозной жидкости может снижаться или полностью прекращаться, благодаря чему колесо начинает снова свободно вращаться.
Система ABS позволяет осуществлять импульсное торможение, не требуя от водителя участия. Поэтому простое правило: в случае необходимости быстро остановиться, нужно просто нажать на тормоза до упора. Умная электроника сама сделает всё остальное.
На бездорожье необходимо ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключать. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянноблокированы. Поэтому водителю важно непрерывно оценивать обстоятельства, а не слепо полагаться на электронные системы.
Как тормозить на автомобиле с механикой
Правильные навыки торможения на механике чаще всего интересуют курсантов автошкол или неопытных водителей, которые только начали управляющие навыки за своим автомобилем. Часто возникают вопросы: как правильно выжимать сцепление, как перейти на нейтральную передачу и как выполнять все действия, чтобы избежать поломки автомобиля или попадания в опасную ситуацию. Торможение, как и вождение, должно быть безопасным. Давайте разберём основные аспекты безопасного торможения на автомобиле с механической коробкой.
Особенности механической коробки передач (МКПП)
МКПП предполагает ручное переключение передач на автомобиле. Это значит, что водитель сам контролирует изменение передаточного числа, основываясь на скорости и дорожных условиях. Количество передач может варьироваться от 4 до 7. В отличие от автоматической трансмиссии, механическая коробка включает третью педаль — сцепление, которое необходимо нажимать при каждом переключении скорости.
- Отпустите газ.
- Выжмите сцепление.
- Плавно нажмите на тормоза.
- При полной остановке переведите рычаг КПП на нейтральную передачу.
- Поднимите ручной тормоз.
- Уберите ногу с педали тормоза.
Для водителя-новичка уровень чувствительности тормозов имеет важное значение, так как неопытный водитель в попытках замедлиться часто резко жмёт на тормоза, что приводит к падению оборотов и глохнению двигателя. Причина в том, что многие современные автомобили имеют очень чувствительные тормоза. Даже небольшое нажатие на тормоза мгновенно инициирует процесс остановки. Это связано с тем, что функция торможения включается только при работающем двигателе. Если мотор заглушен, преодолеть торможение будет гораздо сложнее, и для этого потребуется гораздо больше усилий на педали тормоза.
Торможение двигателем
Для плавного снижения скорости применяют торможение двигателем в сочетании с нажатием на педаль тормоза. Этот подход обеспечивает более эффективное снижение скорости и существенно снижает нагрузку на тормозную систему. Кроме того, управляемость автомобилей остаётся высокой.
Чтобы освоить технику торможения двигателем на механике, нужно научиться плавно переключаться на более низкие передачи до полной остановки или до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень скорости.
Процесс включает в себя следующие шаги:
- Отпустите газ.
- Постепенно надавите на тормоза до 1000-1500 оборотов.
- Выжмите сцепление.
- Включите пониженную передачу.
- Плавно отпустите сцепление.
- Не убирайте правую ногу с тормоза.
- При необходимости переключитесь на ещё более низкую передачу, для этого снова выжмите сцепление и переключите.
- Повторяйте процесс до достижения нужной скорости или полной остановки.
В ситуации, когда требуется экстренная остановка, применяйте комбинированный подход — торможение двигателем вместе с нажатием на тормоза, не переходя на нейтраль.
Торможение ручником
Стояночный тормоз (или ручник) используется для удержания автомобиля, блокируя задние колёса. Этот рычаг актуален при парковке, остановке на склонах или светофорах. Дергание ручника во время движения не рекомендуется, однако в экстренных ситуациях он может быть использован для остановки. При резком рывке ручника на высокой скорости существует риск блокировки задних колёс и, как следствие, заноса, поэтому, чтобы избежать потери управляемости, этот метод нужно применять с осторожностью. В случае неисправности обычных тормозов, лучше всего использовать двигатель для замедления — когда скорость уже станет достаточно низкой, ручной тормоз может быть задействован для полного остановки автомобиля.
Сцепление при остановке
Держать сцепление поджатым в течение длительного времени нежелательно. Что в этот момент происходит внутри трансмиссии?
При нажатии на сцепление усилие передаётся через трос на выжимную вилку. Это создает значительное напряжение, и при длительном применении деталь может подвергаться чрезмерным нагрузкам. Запас прочности у неё невелик.
Нагрузка передаётся и на выжимной подшипник, который давит на юбку пружины сцепления. Несмотря на то, что компоненты системы рассчитаны на частые срабатывания, они не предназначены для постоянной нагрузки, что может привести к их преждевременному износу и выходу из строя.
Любая повышенная нагрузка — это лишний риск для сложной и дорогой трансмиссии. Поэтому, при каждой остановке необходимо включать нейтраль и отпускать педаль сцепления.
Сцепление во время движения
Неуместно держать сцепление нажатым и при низкой скорости. Обычно данный метод обучают в автошколах. Ученик часто давит на педаль, и при небольшой скоростивает движение автомобиля, однако это приводит к повышенной нагрузке на сцепление. Его диски начинают проскальзывать и изнашиваться.
Молодые водители, научившись так обращаться с педалью, пытаются сохранять ногу на сцеплении даже на равномерных загородных трассах. Такой подход крайне вреден для механической коробки: диски трутся друг о друга, перегреваются и выходят из строя уже через 8-12 тысяч километров пробега.
Поэтому использовать сцепление следует только по назначению. У сцепления всего два состояния: нажатое и отпущенное. Третьего состояния не существует.
Если вы хотите продлить срок службы сцепления, старайтесь как можно реже удерживать педаль в нажатом состоянии. Наилучшей практикой будет использование нейтрали для движения накатом или на светофорах. Старт с места лучше осуществлять при 1200-1500 оборотах двигателя без резких рывков или излишних перегазовок. Следуя этим правилам, ваше сцепление прослужит свыше 100 тысяч километров.