Если вы оказались в ситуации, когда ваш автомобиль приостановлен на склоне (при этом передняя часть автомобиля направлена в сторону подъема), необходимо следовать особой методике, чтобы начать или возобновить движение.
Как начать движение на автомобиле с механикой
Нередко новички за рулем считают автомобили с механической коробкой передач устаревшими и по умолчанию предпочитают автоматические трансмиссии. Некоторые современные водители даже боятся мысли о том, что их может заставить сесть за руль машины с «механикой». У них существует ошибочное представление, что автомобили на механике постоянно глохнут, дергаются и в любом моменте будут катиться назад.
Тем не менее, мы готовы развеять эти мифы. На самом деле, если педали используются правильно, технически исправный автомобиль с механической коробкой передач будет вести себя корректно. Необходимо всего лишь немного попрактиковаться. В этой статье мы расскажем, как правильно действовать, чтобы движение на механическом автомобиле было мягким и комфортным. Вы также познакомитесь с преимуществами автомобилей с механической коробкой передач, узнаете о роли сцепления, методах торможения с помощью коробки передач и множестве других интересных деталей. Пристегните ремни безопасности и начинаем движение!
Основы работы механической коробки передач
Механическая коробка передач (МКПП) является одним из самых простых трансмиссионных устройств, доступных сегодня. Как правило, она состоит из пяти или шести ступеней и функционирует как цилиндрический редуктор, в котором переключение передач осуществляется в ручном режиме. Для того чтобы подключить привод колес и переключать передачи во время движения, в автомобиле предусмотрена третья педаль, кроме тормоза и акселератора – это сцепление.
Педаль сцепления необходима для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Когда они соединены, крутящий момент от двигателя передается к ведущим колесам автомобиля через редуктор коробки передач. Перед каждым переключением передачи водитель обязан нажимать педаль сцепления.
Когда сцепление нажато, двигатель разъединен с коробкой передач; в это время водитель с помощью рычага переключения передач выбирает нужную передачу. После того как сцепление отпущено, двигатель вновь соединяется с коробкой передач, что позволяет автомобилю начать движение.
С помощью рычага переключения передач водитель может выбирать нужные пары шестерен, которые соединяются с движением от мотора и колес. Шестерни в редукторе КПП спроектированы так, чтобы обеспечить оптимальный крутящий момент на ведущих колесах в различных режимах движения. Для низших скоростей используются понижающие передачи, что позволяет главному редуктору вращаться медленнее, но обеспечивать большую тягу.
Процесс запуска и начало движения
Первоначально переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Обычно нейтральное положение располагается между первой и второй передачами. Когда нейтраль включена, рычаг может свободно перемещаться в стороны.
Полностью выжмите сцепление. Хотя вы уже перевели на нейтраль, перед запуском двигателя необходимо нажать на сцепление, чтобы избежать резкого рывка вперед, если не был выполнен шаг 1.
При полностью нажатом сцеплении переключите рычаг на первую передачу.
Начинайте плавно отпускать сцепление и одновременно добавлять газ, пока не почувствуете легкое зацепление. Этот момент можно распознать по слабой вибрации корпуса автомобиля; при этом также происходит небольшое снижение оборотов двигателя. После этого вам нужно будет отпустить ручной тормоз, но сцепление пока не стоит отпускать до конца.
Продолжайте медленно отпускать сцепление и добавлять газ. Держите обороты двигателя чуть выше холостых, что обеспечивается путем регулировки положения педали акселератора.
Помимо этого, активно добавляйте газ и постепенно полностью отпускайте сцепление.
Переключение на более высокую передачу
- Имейте в виду, что при быстром разгоне или подъеме в гору необходимо поддерживать более высокие обороты двигателя по сравнению с ситуацией, когда вы движетесь с постоянной скоростью или по ровной дороге.
Чтобы начать процесс переключения на более высокую передачу, освободите газ и нажмите сцепление. Перед тем как перемещать рычаг, убедитесь, что педаль сцепления полностью нажатая; в противном случае можно повредить шестерни коробки передач.
Отпустите сцепление и добавьте газ. Как и при старте с места, для достижения плавности переключения необходимо одновременно оперировать газом и сцеплением. Однако в случае, если автомобиль уже движется, сцепление можно отпускать немного быстрее.
- Это важно для лучшего контроля автомобиля, особенно при выполнении поворота.
- Во время переключения передачи на вилку переключения передач оказывается давление. Если вы продолжите удерживать рычаг, тем самым создавая давление на вилку, это может привести к быстрому износу.
Как обучиться плавному отпусканию сцепления на механике и быстро трогаться
Как правило, освоение этого навыка происходит одновременно с общим обучением вождению: маневрирование, торможение и так далее. Однако если вы хотите ускорить процесс обучения именно этому приему, можно выделить определенное время для его освоения и тренироваться в сжатые сроки. На закрытом полигоне или пустынной дороге можно отрабатывать приемы: тронуться с места, остановиться и снова начать движение. После 10-20 повторений вы сможете уверенно понять, как это делать правильно.
Как верно переключать передачи на механической коробке передач
Трогание с места на первой передаче — это лишь начало движения. Далее вам нужно своевременно переключаться на вторую, третью и последующие передачи. Также следует отработать навык включения задней скорости и движения назад.
При переключении на более высокие передачи важно делать это при правильной скорости и оборотах двигателя. Если вы разгонитесь на первой передаче до слишком высокой скорости и оборотов, двигатель начнет чрезмерно шуметь, перегреваться и его износ увеличится. В случае, если вы переключите, к примеру, на четвертую передачу слишком рано, на низкой скорости и оборотах двигатель может просто заглохнуть. Многое также зависит от состояния дороги и загрузки автомобиля. Однако в среднем переход между передачами происходит по следующей логике:
- Первая скорость – от 0 до 20 км/ч.
- Вторая – от 20 до 40 км/ч.
- Третья – от 40 до 60 км/ч.
- Четвертая – от 60 до 80 км/ч.
- Пятая – от 80 и до максимальной скорости.
Как видно, разница скорости между передачами составляет 20 км/ч для пятиступенчатой коробки передач. Для четырехступенчатой она составляет около 25 км/ч, но на хорошей дороге без подъема можно переключиться с первой передачи раньше, чем при 25 км/ч.
Освоение момента, когда нужно переключаться, обычно приходит вместе с развитием навыка уверенного старта с места и переключения передач.
В этом процессе знание теории и советы могут оказаться полезными, но реальный опыт приходит только с практическим вождением.
Как правильно выжимать сцепление на механике
Чтобы понять, как верно выжимать сцепление на автомобиле с механической коробкой передач, необходимо понять цели этого действия. Сцепление выжимается в двух случаях: для переключения передачи и чтобы предотвратить глохновение двигателя при полной остановке на передаче.
Важно, чтобы при нажатии на педаль сцепления вы не использовали только пальцы, а, по возможности, задействовали подушечки пальцев. Даже если ваш рост не позволяет дотянуться до педали, вы можете отрегулировать положение сидения или подложить подушку под спину. Правильное нажатие обеспечит полный контроль над педалью, что упростит управление автомобилем.
Чтобы научиться плавно отпускать сцепление на механике, необходимо выполнять одно ключевое упражнение — определение момента схватывания. Этот момент наступает, когда обороты двигателя снижаются и возникает легкая вибрация всего автомобиля.
Сама суть упражнения заключается в том, чтобы зафиксировать это положение и отработать до автоматизма.
Для этого нужно плавно поднимать ногу с педали сцепления до момента, когда автомобиль почти тронется. И после этого мягко и полностью отпустить сцепление. Если все сделать правильно, автомобиль не заглохнет.
С автомобилями с автоматической коробкой передач проще. Достаточно нажать на тормоз, переключить коробку передач в положение D и плавно отпустить тормоз. После того как машина начнет движение, вы можете добавить газ уверенно.
Автоматическая коробка передач — насколько это просто?
Начало движения на автомобиле с автоматической коробкой передач также имеет свои особенности. Например, не следует включать режим D и сразу же резко давить на газ. Если у вас робот или вариатор, это не приведет к серьезным последствиям, но на традиционном автомате или в случае использования системы Tiptronic вы рискуете снизить ресурс техники. При неправильных действиях автомат может просто заклинить, что сделает эксплуатацию автомобиля небезопасной. Правила вождения на автомате следующие:
- после запуска двигателя дайте автомобилю несколько минут для прогрева всех технических жидкостей;
- если передача включается с трудом, отложите начало движения — это может быть предостережением от автоматики;
- после выбора нужного режима не следует сразу же давить на газ; сначала полностью отпустите тормоз и дайте автомобилю немного покатиться на холостых оборотах;
- забудьте о том, что у вас есть левая нога — она в автомобилях с автоматической коробкой передач не требуется;
- все действия совершайте только правой ногой, чтобы избежать одновременного нажатия педалей газа и тормоза;
- постепенно увеличивайте газ при ускорении, избегая резких движений — это поможет продлить срок службы коробки передач.
Существует мнение, что с автоматической коробкой передач эксплуатация двигателя оказывается более мягкой, поэтому подержанные автомобили с такой трансмиссией пользуются большим спросом. На самом деле, предпочтение стоит отдавать автомобилям с механической коробкой передач. Если водитель не придерживался основных рекомендаций по вождению на автомате, его транспортное средство вряд ли будет находиться в лучшем состоянии. Приведенные выше рекомендации можно считать не просто советами, а требованиями к эксплуатации автомобиля, хотя производители часто не акцентируют на этом внимание в инструкциях. Лучше сформировать правильные привычки вождения с самого начала, чем потом пытаться исправлять допущенные ошибки, нанося ущерб своему автомобилю. Предлагаем посмотреть небольшое видео с правильным обучением вождению на механике:
Итоги
Успешная работа вашего автомобиля возможна только в том случае, если вы обладаете определенными навыками или знаниями, позволяющими вам без ущерба для техники начинать и завершать поездку. Эксплуатация транспортных средств сопровождается множеством тонкостей, которые могут заставить вас усомниться в легкости вождения. На самом деле, несколько часов целенаправленных тренировок с грамотно подобранными упражнениями могут помочь избавиться от старых привычек и устранить страх перед неправильным управлением автомобилем. Однако лучше всего выполнять эти упражнения под руководством специалистов или опытных водителей.
Рекомендации профессионалов помогут вам быстро освоить необходимые навыки и достигнуть впечатляющих результатов. Если ваш автомобиль часто сталкивается с проблемами со сцеплением или коробкой передач, не упустите возможность взять несколько частных уроков у квалифицированного инструктора по вождению. Возможно, ваши привычки вождения содержат некоторые негативные элементы, мешающие нормальному функционированию транспортного средства. Задумайтесь, приходилось ли вам изменять привычки вождения из-за их негативного влияния на автомобиль?