Если вам нравится преподавать, если вы готовы отвечать на одни и те же вопросы каждый день, если вы готовы подробно объяснять даже самую простую информацию и не возражаете, если люди вас не понимают — идите в школу. Вы любите детей и верите, что можете дать им что-то хорошее? Идите в школу.
Быть учителем. Личный опыт
В школе у всех нас были хорошие и плохие учителя: одни делали учеников лучше, другие заставляли своих подопечных бояться и чувствовать себя неуверенно. Имена некоторых из наших учителей мы будем помнить всю жизнь, других мы забыли, переступив порог школы в день последнего звонка. Но что мы знаем об учителях? Почему они выбрали эту профессию? Кому можно идти в школу, а кому лучше не становиться учителем? Клим Шавриков пытается ответить на эти вопросы, основываясь на личном опыте и наблюдениях.
Учитель — довольно сложная профессия. Каждый учитель должен знать много вещей, которые даже не относятся к его предмету: Возрастная психология, физиология, первая помощь, этика общения, методика преподавания и т.д. Для освоения этих дисциплин в России существуют педагогические вузы, которые готовят учителей-специалистов. Если в регионе нет специализированного вуза, то другие университеты неизбежно имеют на своих факультетах педагогические отделения. Только люди с профильным образованием могут стать школьными учителями.
Однако все это только теоретически. На практике учителей очень не хватает, поэтому историк (не педагог) может работать учителем истории, а дипломированный переводчик — учителем английского языка. Когда вы устраиваетесь на работу, ваш начальник может заставить вас пройти педагогические курсы, но это не всегда так.
Почему люди становятся учителями?
У каждого своя мотивация: кто-то мечтает об этом с детства, кто-то продолжает династию, кто-то попадает в школу случайно и ненадолго, а потом сникает. Я стала учителем только по одной причине: из-за предмета. Это звучит парадоксально, но я объясню позже. У меня не было и нет педагогического образования: Я историк классики, а не педагог, но это меня никогда не останавливало. Во время учебы многие студенты работают преподавателями на стороне; в моем случае это постепенно стало их основным занятием. Цена курсов и количество студентов росли, но в 2019 году я оказался в армии.
Я ушел служить в конце осени, когда уже было сложно набрать нормальное количество студентов. Зимой мне позвонили и предложили работу в школе. Мне отчаянно нужен был учитель, поэтому я согласился.
Почему работа учителя сложная Сложно ли работать учителем
Другие
Я часто читаю в блогах и статьях, что учителей не хватает, что есть только учителя-пенсионеры, что образование становится все хуже и хуже и прочее. У меня нет настроения разглагольствовать на эту тему, я просто изложу свои причины ухода из школы.
Как все начиналось
Начну с предыстории. Меня воспитывали родители — в 9 классе я не знала, кем хочу быть и куда идти дальше. Итак, педагогическое образование позади. Я — молодой учитель английского языка, но профессия учителя мне не понравилась (проблемы социализации и социофобии). Затем меня ждало высшее образование по тому же предмету. А после — еще один университет, но уже по желанию. Так я стала бакалавром образования и бакалавром компьютерных наук. Стать системным администратором или кем-то еще мне не удалось. Был только один выход — школа. И это был, как мне кажется, кривой путь. Я рад сказать, что проработал там почти год, и когда писал заявление об уходе, был самым счастливым человеком на свете.
И вот причины, по которым я не стала работать в школе:
Низкая зарплата.
Я хотел бы написать весь этот пункт в двух словах, но воздержусь. Зарплата слишком низкая. ИМЕННО СЛИШКОМ НИЗКАЯ. У меня на глаза наворачиваются слезы, когда я думаю о ее размере. А в двух словах — 30 тысяч. По-моему, все предельно ясно. Этого недостаточно, чтобы заплатить за квартиру или купить еду.
Фиксированная зарплата и затраты на рабочую силу.
Канцелярия за свой счет, оформление открытых аудиторий за свой счет. Печать баннеров, рисунков, листовок. Все это за мой счет. Теперь подумайте о моей зарплате и вычтите из нее 5-10 тысяч. Это зависит от того, сколько их надо купить, какие будут открытые уроки, у кого день рождения и сколько таких дней будет в этом месяце и так далее.
Обязательная подписка на газеты и журналы
Что бы ни говорили чиновники о том, что учителей не заставляют подписываться, это подписка, и вы не можете возражать против нее. Хотите вы того или нет, к вам прикрепят две-три газеты, а если не повезет, то и журнал. Все это добро стоит около 3-10 тысяч, в зависимости от того, сколько и чего вам дадут. Им не важен ваш родной язык — если вы русский, они могут заставить вас подписаться на газету в Казахстане, или наоборот. Хоть одно преимущество — было что положить в кошачий горшок, извините.
Много документов.
Журналы, всевозможные документы, какие-то отчеты и куча другого бесполезного хлама. Точнее, все эти бесполезные бумажки, вероятно, нужны Министерству образования, чтобы посадить кота в горшок для отчетности. И заполнять их все нудно и надоедливо.
Электронная отчетность
«Билимал», по словам ответственных лиц, должен был стать почти чудодейственным лекарством от пятен у учителей и вообще практичной вещью. Что произошло на самом деле: человек заполняет кучу бумаги, а потом сталкивается с одной адской бумагой — «Билимал». Во-первых, совершенно непонятная система заполнения, которую трудно было понять. Если ты сделал ошибку, то удалить ее было нельзя, только через администратора, которого всегда было трудно найти. Во-вторых, «Билимал» заполнялся раз в семестр, непосредственно перед школьными проверками. Нужная и полезная идея, которая, по сути, стала просто еще одной графой в табеле и дополнительным бременем для бедных учителей, не решив главной проблемы. Но все дело в заднице. Так и живем — учителя пишут, потом печатают, инспекции проверяют — бумаги есть, Билимал полон, министерство образования потирает руки — инновация работает. Все довольны.
Конкурсы и акции
По словам Дмитрия Казакова, активиста профсоюза учителей, в этом году в школе участились различные конкурсы и акции.
После каждого конкурса или мероприятия нужно сделать отчет, часто с фотографиями. Например, учитель русского языка одной из городских школ Смоленской области прислал корреспонденту «Правмира» письмо об акции «Фронтовая открытка», в рамках которой дети должны написать поздравления «солдатам на боевом посту»:
«Пожалуйста, примите участие, опубликуйте мероприятие на сайте и пришлите фотоотчет в департамент. Квоты: средние школы не менее 30 открыток, малокомплектные школы не менее 15 открыток», — говорится в письме.
Конкурсы и акции проводятся не только в целях патриотического воспитания. В Мордовии, например, недавно был проведен республиканский конкурс рецептов для школьной столовой, на подготовку которого отводилась неделя.
— Мне 57 лет, — рассказывает Николай, учитель истории и обществознания в одном из административных центров Мордовии, — и вот сижу я в половине одиннадцатого вечера и думаю: «Что, извините за выражение, я делаю за ерунду?». Я пишу рецепт блюда для школьной столовой, фото которого мне прислали родители, и завтра я должна его доставить.
В школу постоянно приходят инициативы по почте. Бывает, что классный руководитель должен за три дня подготовить мероприятие и сдать отчет с хэштегами.
«Эффективность» учителей оценивается официально, говорит Маргарита из Нижегородского района. В ее школе премии зависят от того, как часто учителя участвуют в конкурсах:
— «Образование как-то отошло на второй план, — рассуждает Маргарита: — Например, есть агитаторы, которые просвещают о здоровом образе жизни, а они показывают сказку». Классный руководитель получает высшие баллы не за содержание, а за красочность, за костюмы. Мы не вешаем голову, каждую неделю проводим разные воспитательные мероприятия, заканчиваем одно и сразу начинаем следующее.
«Разговоры о важном» и поднятие флага
С сентября во всех школах по понедельникам поднимают флаг и поют гимн, а «разговор о важном» — первый урок в расписании. Дмитрий Казаков говорит, что в образовательном сообществе было много опасений по этому поводу:
— Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям не дадут высказать. Но ничего этого не произошло. На мой взгляд, «разговор о важном» оказался формальностью. Не было ни преувеличений, ни жесткого контроля. На образовательный процесс это не повлияло.
Учителя начальных классов, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», по-разному оценивают «разговоры о важном». Некоторые считают, что хорошо, что «доступные материалы» для этих занятий принижены и не надо ничего придумывать.
Татьяна (имя изменено), учительница в сельской местности Нижегородской области, называет эти изменения «не всегда хорошо продуманными». Сейчас дети в ее первом классе выучили первый куплет гимна через «речевку», которую по понедельникам поют на посвящении флага:
— Первоклассники смотрят, что я пою, и подпевают. Но старшие ученики… Те, что в первых рядах, еще поют, а те, что в последних, заняты своими мобильными телефонами. Они делают то, что их просят, и не понимают, почему они должны это делать», — говорит Татьяна.
Николай, учитель истории и обществознания из Мордовии, говорит, что в его школу приглашают «интересных» людей — от отставных военных до священников и местных депутатов — чтобы «поговорить о важных вещах»:
— Один священник уже три раза приходил на эти «беседы». У меня складывается впечатление, что они нужны только для того, чтобы сделать побольше фотографий и набить руку официальной школьной команде. И снова и снова отчеты — отчеты — отчеты.
Нагрузка на учителей становится все больше и больше, а положительного результата все еще нет.
По содержанию, говорит Николай, «разговоры о важных вещах» такие же, как и в обычных классах:
— Такое впечатление, что классные руководители не проводили этих разговоров о важных вещах раньше. Каждые полгода мы сдаем планы классных проектов, пишем сценарии и проверяемся заместителем директора по учебной работе.
Особенности профессии учитель
Бывает, что учитель не может составить четкое расписание. Те, кто выбрал эту сложную работу, должны вкладывать всю свою энергию и душу в своих учеников. Иначе они не смогут долго заниматься своей профессией. Отличительной чертой профессии учителя должна быть любовь к детям. Важно, чтобы учитель умел находить общий язык с учениками и завоевывать их доверие.
Особенности профессии учителя связаны с особым характером работы. Например, для младших школьников учитель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в группе и разрешению конфликтных ситуаций. Учитель физкультуры должен побуждать детей к активности и толерантному отношению к окружающей среде.
Востребованность профессии учитель
Эта профессия является одной из самых современных. О престиже профессии учителя говорит тот факт, что школы и другие учебные заведения любят набирать новых сотрудников. Особенно это касается государственного сектора. Однако молодые люди не остаются работать в обычных школах из-за низкой оплаты труда.
Карьера учителя коротка. Учитель с хорошими организаторскими способностями может быть повышен до заместителя директора, в крайнем случае — до директора школы. В последнем случае учитель должен заниматься не только педагогической, но и административной работой. При выборе профессии не следует руководствоваться только ее престижностью и значимостью. Важно, чтобы преподавание нравилось человеку и соответствовало его характеру.
Профессия учитель — зарплата
Заработная плата учителя зависит от организации, в которой он работает. Можно работать учителем в начальной школе, гимназии, средней школе или высшем учебном заведении. Зарплата зависит от обстоятельств. Зарплата в учреждениях, финансируемых государством, намного ниже, чем в частных учреждениях. Чтобы получить дополнительную зарплату, учителя могут брать дополнительные часы или работать индивидуально с учениками. Средние зарплаты в регионах страны:
- Москва – $250-400;
- Санкт-Петербург – $230-370;
- Екатеринбург – $140-280;
- Нижний Новгород – $150-230.
Навыки учителя
При подаче резюме будущие специалисты могут увидеть определенные требования к работе. Профессия учителя включает в себя следующие знания и навыки:
- отличное знание общих и профильных предметов;
- умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
- элементарные знания детской психологии;
- навыки охраны здоровья учеников;
- опыт участия в детских организационных мероприятиях;
- умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).
Что нравится и не нравится в школе
Новая работа дала мне очень многое: ощущение счастья, уверенность в своих силах. В школе — как в походе или в каких-то чрезвычайных ситуациях — я чувствую себя очень живой. Каждый день — это вызов, встреча с яркими умами. Мне очень нравится наблюдать за тем, как человек учится, это невероятно увлекательно для меня.
Кроме того, эта профессия, как никакая другая, развивает множество навыков. Даже те, которые не имеют прямого отношения к предмету.
С другой стороны, я убеждена, что профессия учителя должна лучше оплачиваться. Ведь если хочешь зарабатывать приличные деньги, приходится работать как белка в колесе.
Кроме того, нет систематической, реальной поддержки классных руководителей и начинающих учителей. Курсы повышения квалификации, которые предлагает школа, в основном не имеют отношения к делу и проводятся просто для показухи.
А еще нет приятных, неформальных встреч с учителями.
Не жалею ли я о принятом решении
Совсем нет. Я думаю, что это чрезвычайно интересное приключение. Если бы я могла сделать это снова — я бы изучала медицину, чтобы работать гинекологом. Но не из разочарования, а из любопытства.
В школе, конечно, случается всякая ерунда. Но за эти восемь лет я научилась занимать твердую позицию: Я знаю, на что я имею право, а на что нет. И полагаюсь только на то, что могу контролировать.
Сопутствующий материал:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе событий раньше других.