Разберемся подробнее в вопросе алиментов в контексте описанной ситуации. В Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма, позволяющая супруге в период состояния в браке требовать алименты как на себя в время беременности и до достижения ребенком трехлетнего возраста, так и на самого ребенка после его рождения.
Давайте углубимся в эту тему и рассмотрим, что именно подразумевается под этой нормой при более детальном анализе.
Что такое матриархат и существует ли он в современной России
Матриархат (термин происходит от греческих слов «мати» и «господство») — это тип социального строя, при котором доминирующая роль в обществе и семье принадлежит женщине, а мужчины занимают второстепенное и подчиненное положение. Иногда матриархат также называют гинекократией или женовластием. О популяризации этого термина можно сказать, что он стал известен благодаря трудам швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена, который в 1861 году в своей книге «Материнское право» представил первую в истории науки обоснованную гипотезу о существовании матриархата в древних обществах. В ходе своих исследований Бахофен пришел к выводу, что в давние времена право собственности передавалось от матери к дочерям, что свидетельствовало о доминировании женщин в вопросах собственности и власти. Такой подход подразумевает, что в древности мужчина был частью рода, а не владел им.
Составляющие матриархальной культуры
- Матрилинейность. Право на наследство передается от матери к детям, чаще всего к дочерям.
- Женовластие. Женщины находятся на руководящих позициях и принимают важные решения как в семье, так и в общественной жизни, включая участие в военных конфликтах.
- Культ материнства. Божественность материнства занимает центральное место, а рожавшие женщины имеют высокое социальное положение.
- Многомужество. Женщины обладают свободой в выборе сексуальных партнеров, могут иметь нескольких мужей или вовсе не вступать в брак, также имеют право подать на развод.
Как функционирует матрилинейность
Наследование по женской линии называется матрилинейностью. Эта традиция возникла из уникального восприятия материнства и родов в ранних человеческих обществах.
Существует мнение, что у примитивных племен охотников и собирателей не существовало связи между половым актом и деторождением. На долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящиеся существа: казалось, что дети появляются так же, как и дары природы — фрукты и ягоды. Роль мужчин оставалась неясной, что создавало иллюзию, что передавать собственность по мужской линии было нецелесообразно.
Когда и почему общество перешло к патриархату
В ходе перехода общества от собирательства к земледелию произошли значительные изменения. Люди стали осознавать, что для хорошего урожая важны не только полив и удобрение, но и подготовка семян и их посадка. Так возникла связь между семенем (отцовским началом) и последующим развитием растений. Аналогичный подход позволил понять роль мужчины и полового акта в воспроизводстве — постепенно отцовское начало стало считаться доминирующим. Мужчина, осознавая свою роль как источника семени, стремился контролировать сексуальное поведение женщин. Согласно данной теории, патриархат установился примерно 12 тысяч лет назад.
Существует ли современный матриархат
В настоящее время в мире существуют отдельные общества, где можно наблюдать элементы, свойственные матриархату:
- В китайском народе Мосуо практикуется матрилинейность, и женщины занимают руководящие роли, принимая ключевые решения. Они могут свободно вступать в сексуальные отношения с несколькими мужчинами.
- Одним из крупнейших современных матрилинейных обществ является индонезийский народ Минангкабау, который насчитывает 4 миллиона человек. В этом обществе высоко ценится культ материнства — рожденная женщина считается привилегированной. Предложение о браке исходит от семьи невесты, а сама девушка может выбирать себе мужа. При этом минангкабау являются мусульманами.
- Еще одно современное матрилинейное общество — индийский народ Хаси, который насчитывает около 1 миллиона человек. Здесь женщины являются главами семей, но большинство официальных руководящих постов занимают мужчины.
Тем не менее, называть Хаси, Мосуо или Минангкабау полноценными матриархальными обществами нельзя; это скорее матрилинейные сообщества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Женщинам чаще отдают детей после развода
Согласно данным World Population Review, Россия занимает третье место среди стран с наибольшим числом разводов на душу населения. В 2021 году на 924 тысячи заключенных браков пришлось 644 тысячи разводов. При этом в большинстве случаев дети остаются жить с матерью, а не с отцом.
Важно подчеркнуть, что статистические данные не должны использоваться для того, чтобы делать обобщения относительно качества отцовства. Разные ситуации требуют индивидуального рассмотрения. Однако тот факт, что ребенка чаще оставляют с матерью, не является показателем наличия матриархата в обществе. Существуют глубокие убеждения о том, что женщины обладают особым материнским инстинктом и лучше справляются с воспитанием детей. В период репродуктивного возраста женщин постоянно призывают к деторождению, часто подчеркивая их будущие роли матерей.
Когда мать появляется на детской площадке, её обязательно спрашивают, почему на ребенке нет шапки. Если шапка есть, то её попросят поправить. Между тем мужчину, просто появившегося с детьми в песочнице, похвалят.
Нередко звучат комментарии о том, как супруг помогает жене. Мужчина воспринимается не как равный родитель, а как помощник, чья задача заключается в материальном обеспечении, тогда как воспитание детей остаётся на плечах матери.
Также статистика по алиментам вызывает беспокойство. 13% детей в России не получают алиментов от второго родителя. В 2021 году долг по алиментам в стране превысил 156 миллиардов рублей. Часто возникают истории о том, как мужчины, после развода, не проявляют интереса к своим детям. Существует множество шуток о папах, которые уехали за хлебом и не вернулись, или о том, что отец не знает, в какой класс ходит его ребенок. Эти шутки на самом деле печальны, ведь они отражают реальности, с которыми сталкиваются соло-матери.
Женщинам не нужно служить в армии
Это действительно так, однако стоит отметить, что служба в армии — это не право, а обязанность. Многие феминистки также выступают против этой практики. Я не могу понять, почему в спорах о равноправии кто-то утверждает: «А вы не служите в армии! Хотите равноправия, так служите!» Почему же, когда речь идет о правах, появляется категория людей, которые настаивают на самых негативных аспектах?
Если хотим равноправия, то почему бы не рассматривать, что любое насилие — это недопустимо? Или что воинская служба не должна быть обязательной? Я, например, не хотела бы, чтобы мой младший брат вместо занятия любимым делом был обязан чистить сапоги и маршировать.
Сложно понять, каким образом некоторые требуют от женщин пройти через такие же испытания, особенно учитывая, что армии не создавались женщинами с целью мучить мужчин. Женщины тоже обеспокоены вопросами обязательной службы мужчин в армии. Достаточно посмотреть, сколько правозащитных проектов существует для призывников и военнослужащих, чтобы понять, что эта проблема волнует не только мужчин.
Все коренным образом изменилось после большевистского переворота в 1917 году в России.
С первых лет существования Советского Союза государство провозгласило своей целью улучшение положения женщин, признав их угнетенным классом, в то время как мужчин определили как угнетателей. В.И. Ленин, глава нового государства, поднимал вопросы женского движения в своих речах на конференциях феминисток и отмечал достижения власти в изменении положения женщин.
«Советская власть, как власть трудящихся, в первые же месяцы своего существования, осуществила решительный переворот в законодательстве, касающемся женщин. Из законов, которые ставили женщин в подчиненное положение, в Советской республике не осталось камня на камне.»
(В. И. Ленин. О задачах женского рабочего движения в Советской Республике. Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)
Государство открыто провозгласило себя феминистским.
С началом советской власти были введены новые законы о разводе и внебрачном ребенке, а также о праве женщин предъявлять иск к отцу ребенка для его материального обеспечения. Эти изменения означали фактическую вседозволенность для женщин, разрушение традиционных семейных устоев, внедрение материнского строительства семьи и зависимость мужчин от алиментов. В 1926 году в Кодекс о семье было внесено положение о необязательности законной регистрации брака — фактически брак подтверждался лишь сожительством.
Развод предоставлялся по первому требованию одной из сторон, а отцовство устанавливалось по заявлению матери.
Наша судебная практика… возлагает ответственность на всех ответчиков, позволяя женщине требовать алименты с каждого… кого укажет истина, того суд и признает отцом (смех). (Цит. по: И. Р. Шафаревич. Социализм. М., Сов. писатель, 1991, стр. 314)
Что касается института семьи, партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Александра Коллонтай, которая занимала ключевые позиции в партии большевиков в начале 1920-х, подчеркивала, что:
Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья теряет значение хозяйственной единицы с того момента, как народное хозяйство переходит к диктатуре пролетариата… Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. — Лекции, прочитанные в Университете имени Я. М. Свердлова. М., 1923. Стр. 87
Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет связи в коллективе и этим затрудняет строительство коммунизма. Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. — Коммунист, 1921. № 12. Стр. 29
Теперь, во время перехода к социализму, домашнее хозяйство представляется вредным пережитком, а семья как хозяйственная единица должна быть признана не только беспомощной, но и вредной Коллонтай А. М. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25.
Что происходило с женщинами и мужчинами в первые годы после революции, остается на сегодняшний день предметом исследований, однако по отдельным данным, опубликованным в литературе, можно сделать некоторые выводы. Интересный обзор можно найти в книге И. Р. Шафаревича «Социализм как явление мировой истории», в главе «Воплощение социалистического идеала. — Семья». В ней упоминается о коммунах, пропагандирующих свободную любовь и разрушении традиционной семьи, а также об увеличении числа сожительств и, как следствие, детской беспризорности. Глава заканчивается цитатой участника Всероссийского исполкома (1925 год):
«… если мы будем идти по этому пути, я опасаюсь, что Россию мы превратим в сплошной всенародный брак.»
В стране процветали экономические отношения за деньги и различные услуги — проституция:
Как видно из выше обозначенной картины, положение борьба с проституцией в Советской России было плачевным: фактически борьба только начиналась. … Голод и всеобщее нищенство, невежество и унаследованная от прошлого пассивность, слабая организация и мещанская мораль продолжали долгое время омрачать русское небо. И на протяжении долгого времени проституция будет разъедать тело и душу страны, но, тем не менее, условия для успешной борьбы в современной России в целом складываются. Василевский Л. М., Василевская Л. А. Проституция и новая Россия. Тверь, 1923 год.
Матриархат
Матриархат — это политическая, общественная и социальная система, при которой вся власть сосредоточена в руках женщин, чаще всего матерей. В их распоряжении находятся не только аппараты управления государством, но и ведущие позиции в семье, привилегированный статус и право принимать ключевые решения.
Мужчины же находятся в подчинении и играют роль добытчиков, часто их используют в качестве источника необходимых материальных благ. Следует отметить, что в чистом виде такая структура власти не наблюдалась в истории и нередко основывалась на мифах или легендах.
С теоретической точки зрения власть женщин кажется маловероятной по одной простой причине: мужчины обладают физической силой. Следовательно, организация подчинения и использования их в качестве рабов для женщин представляет собой сложную задачу. В этом вопросе мнения историков расходятся: некоторые ссылаются на мифы и записи древних философов, другие же утверждают, что матриархат существовал в скрытой форме:
- Легенды об амазонках. О них впервые упомянул Гомер. Эти женщины создали собственное государство без участия мужчин. Зачатие ребенка осуществлялось с помощью соседей. Жили они вблизи реки Тормодон, которая ныне располагается на территории современного Турции и называется Терма. Одно из сражений стало последним для племени амазонок, и их история подошла к концу.
- Эпоха блудниц. Не удалось доказать существование такого рода матриархата, однако Католическая церковь безусловно не опровергнула тот факт, что с 904 по 963 год сменилось огромное количество пап, известивших о своей распущенной жизни. Позже стало известно, что они находились под влиянием семьи Теофилактов, одного из самых мощных родов в Италии. Таким образом, на практике вся реальная власть в Риме принадлежала двум женщинам, хотя формально на ключевых постах стояли мужчины. Феодора и ее дочь Мирозия могли назначать и свергать пап, а также ставили своих знакомых, родственников и любовников на ответственные должности, основываясь на своей невероятной красоте — они соблазняли влиятельного папу.
- Культ материнства. Иногда женщины могут стать инструментом управления над мужчинами без их ведома. Им предлагается некий негласный договор, согласно которому женщины получают привилегии, статус и финансовые блага, а их задача — удерживать мужчин в рамках и оказывать на них влияние для подчинения. Женщине достаточно родить ребенка, чтобы претендовать на льготы, статус и особое положение в обществе.
- Давление моралью. Если матриархат представляет собой способ получения власти и контроля над мужчинами, то для этого нужен какой-либо аргумент. Нужно объяснить мужчинам, почему они должны подчиняться и делиться ресурсами. В первом случае аргументом служит физическая сила, во втором — обмен, в третьем — законодательство. Но существует и мощный инструмент — мораль. Это момент, когда отказывать в обосновании не требуется, просто выполняйте определенные указания. Давление со стороны окружающих заставляет мужчин подчиняться и исполнять порученные им роли.
Ученые, историки и политологи выделяют общие признаки общества, в котором женщины находятся у власти:
- Наследственность по женской линии. Все имущество наследуется по принципу от матери к дочерям. Мужчины не имеют прав на собственность, а сыновья не получают ничего от своих семей.
- Ключевая роль в политике. Все важные государственные посты занимают женщины. Именно они формируют законы, принимают решения и регулируют поведение в обществе.
- Роженица-богиня. Культ материнства становится основополагающим.
- Свобода выбора партнера. В условиях матриархата женщины обладая полной свободой выбора соперников и могут оставаться одинокими, получать только гены от мужчин и бросать их после зачатия, лишь бы оставить их.
Гинекократия в Азии и Африке
Матриархат или гинекократия в Азии имеет древние корни. По этому поводу красноречиво говорит индийский эпос «Махабхарата». Принцесса Кунти, обладая магическими способностями, могла вызвать любого бога и заниматься с ним любовью. Ее многочисленные сыновья становились мужьями царицы Драупади, которая полностью управляла ими.
Такой полиандрический брак, при котором одна женщина имеет несколько мужей, как раз подтверждает существование матриархата в древнем индийском обществе.
Что касается матриархата среди еврейского народа, то многие исследователи отмечают его присутствие, исходя из библейских источников. В Торе (часть Библии) упоминаются несколько женщин, сыгравших значительные роли и управлявших своим народом. Например, Мириам спасала евреев от гибели во время египетского пленения.
Царица Шломит (Саломея) Александра управляла в течение 9 лет после кончины своего супруга и снискала репутацию мудрого правителя. Эсфирь, жена персидского царя Атраксеркса I, не раз спасала евреев от гибели в жестоких нападениях врагов. В ее честь еврейский народ отмечает Пурим.
Когда в современном Израиле говорят о матриархате, обычно подразумевают сильное влияние женщин в еврейской семье. Она является основой домашнего очага, отвечает за все внутренние дела и заботы. Согласно Талмуду, кошерной считается жена, способная осуществить желания мужа. Умная жена управляет своим супругом мягко и деликатно, позволяя ему думать, что в семье все налажено благодаря его усилиям.
Что касается матриархата в древнем Египте, то здесь ситуация несколько размыта. Вдобавок стоит отметить, что в древности египетская женщина обладала правами, сравнимыми с правами мужчин. Она могла наследовать имущество, составлять завещания, подавать в суд, свободно передвигаться по стране и после замужества сохранять личную свободу.
Наблюдаются элементы матриархата в наследовании земельной собственности, которая передавалась по женской линии. В таких случаях мужчины стремились жениться на состоятельных женщинах, причем не имело значения ни возраст, ни родственные связи. Например, фараон Рамзес II, для того чтобы удержаться у власти, женился на своей дочери.
Во Вьетнаме матриархат сохранился среди многих народностей, каждая из которых имеет свои особенности в отношении женщин. У народа Эдэ женщины занимают ключевые позиции в семье и обществе, в то время как самобытные Джарай ограничили их участие в общественной жизни.
Ярким представителем вьетнамского матриархата выступает народность Чам, где отношения регулируются материнским правом. Здесь родство и наследование происходят по материнской линии. Все девочки живут с матерью, а младшая дочь получает наибольшую долю наследства. При этом девушка сама выбирает своего жениха и распоряжается деньгами в семье.
Что касается мальчиков, то они лишены прав на наследство и часто уходят в монастырь; монашество среди чамских мужчин — несомненно распространенный аспект.
В Китае, стране с многообразием народностей, элементы матриархата сохраняются и в наше время. Найти их можно у народа Мосо, хотя у этой группы свои уникальные черты власти женщин, которые не всегда совпадают с классическими определениям матриархата.
У мосо нет традиционных браков в западном понимании, они практикуют «гостевой брак». Такие отношения позволяют женщине иметь нескольких мужчин, что затрудняет определения отцовства. В языке этого народа даже отсутствует слово «ревность».
Наследование среди мосо по материнской линии, но не всегда. Если один из «гостевых» мужчин обладает состоянием, его сын наследует его имущество и становится знатным, тогда как дочери этого мужчины остаются крестьянками.
Матриархат на территории России
Существование матриархата на Руси нашло подтверждение в археологических находках. Легенды о женщинах-воительницах (амазонках) получили свои подтверждения на территории Воронежской области. Примерно 20 лет назад там было обнаружено шесть захоронений женщин, рядом с их костяками кроме золотых серег и женских предметов лежали оружие и другие военные атрибуты. В стародавние времена женщины, являясь матерями, имели значительное влияние на древнерусское общество.
Когда речь заходит о матриархате в СССР, акцент смещается на обретение личной свободы советскими женщинами. Одним из первых декретов Ленина стал Декрет об отмене брака, который предоставлял женщине полный доступ к материальным и сексуальным правам. Установился новый термин «сексуальный союз», который можно было легко заключать и расторгать. Женщина могла жить отдельно от мужа, не меняя свою фамилию.
В первые годы не осуждали гомосексуализм и лесбийские отношения, они считались нормой. В последние годы советской власти женщина воспринималась в качестве хранительницы домашнего очага, её мнение учитывалось, и она могла прямо влиять на карьеру своего мужа, заявляя о его непорядочных поступках, например, если тот завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в современной России продолжает поддерживать традиции, зародившиеся в советское время. Роскошное утверждение заключается в том, что женщина в большинстве случаев обладает доминирующей позицией в семье. Например, в случае развода ребенок практически всегда остается с матерью, завершая традицию, согласно которой считается, что отец просто физически не способен справиться с воспитанием.
Можно заметить, что материнский капитал, выплачиваемый при рождении ребенка, распределяется именно матерям. Деньгами, а значит и судьбой ребенка, управляет женщина, тогда как роль мужчины в этом процессе становится второстепенной. Современный семейный матриархат может затруднить роль мужа в семье, склоняя к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Это обоснованно! Матриархат в семье формирует восприятие жизни у мальчиков таким образом, что в обществе начинают выделяться женоподобные мужские личности, которые активно демонстрируют свои жизнеспособные достижения и неудачи на экранах телевизоров.
Что же такое матриархат — смотреть в видео:
В наши дни снова поднимаются обсуждения о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. И тут можно вести различные рассуждения. Однако недостатки матриархата явно проявляются, когда женщины начинают выдвигать обвинения против мужчин в сексуальных домогательствах, якобы имевших место много лет назад. Яркий пример — недавние скандалы в Голливуде, которые поздно, но все же достигли и России.
Мифы о семейной жизни
Отношения с бывшим парнем
Как правильно флиртовать
Куриный бульон из грудок
Худеем к свадьбе за 1 месяц!