Основные христианские ветви — православная и католическая церкви — держат дистанцию, но допускают диалог с протестантами в контексте широкомасштабных социальных программ, которые они разработали.
как вытащить человека из секты пятидесятников
Секта — это независимая религиозная группа, отстаивающая свои собственные интересы (в том числе ересь) и отделенная от традиционной церкви или религии. При этом она может как использовать известные учения, так и переформулировать их по-своему, устанавливать свои правила и законы. В более широком смысле секта — это социальная группа, объединенная общей духовной идеей или целью.
Влияние тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на людей имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья людей. Часто люди попадают в рабство тоталитарной системы запретов и правил, в которой вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром возводится стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, свое здоровье. Часто это приводит к сумасшествию или самоубийству (иногда к убийству).
Как ни странно на первый взгляд, в большинстве случаев вербовка в тоталитарный культ происходит добровольно и на почве, уже подготовленной предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Тоталитарный культ использует естественную духовную потребность человека и его тягу к поиску истины не только для того, чтобы поработить его, но и заставить служить себе во имя Бога.
Признаки, по которым можно распознать тоталитарные секты:
- Тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и глубокой радостью по этому поводу;
- Каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания, и что Бог поручил ей одной поведать о нем всему миру;
- Всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты учения сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это то, что в психологии называется эзотерическим разрывом;
- В секте, по мере посвященности, собственно религиозное начало вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которое всецело определяется интересами ее лидеров. Связь с Богом заменяется на преданность человеку – учителю или группе лидеров, которые действуют от его имени.
Психическое насилие над личностью
Ущерб здоровью и личности человека в секте наносится путем скрытого психологического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, ритуалов, церемоний, путем массового внушения в искусственно измененных состояниях сознания, вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, создаваемого с помощью определенных психологических приемов во время «культовых служб», ритуалов, инициаций, медитаций.
Таким образом, эксперты и врачи, наблюдавшие бывших саентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Психиатры пришли к мнению, что Хаббард отменил терапевтические процедуры, используемые для облегчения обсессивно-компульсивных состояний, искусственно подводя клиентов к синдрому этих состояний, что, в свою очередь, привело к целому ряду психических расстройств. Бывшие члены организации сообщали о высокой частоте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» — отсутствием желания и энергии.
Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные заболевания, нарушения сна, кошмары, расстройства пищеварения, сексуальные проблемы) становятся постоянными спутниками бывших последователей тоталитарных культов и сект.
Чем занимается гипнотерапевт?
Гипноз, в который гипнотерапевт погружает своего пациента, активизирует подсознание и открывает доступ к скрытым ресурсам личности.
История возникновения
Массовое распространение движения относится к началу прошлого века (1906 год), когда на Азуса-стрит произошло так называемое пятидесятническо-харизматическое пробуждение. Есть две ключевые фигуры, которые сделали пятидесятническое движение известным. Это теоретик доктрины Чарльз Парэм и проповедник Уильям Сеймур.
Чарльз Фокс Пархем
Мальчик был одним из пяти детей в семье канзасского фермера Уильяма Парэма и его жены Анны. В возрасте девяти лет он перенес первый приступ ревматизма. Болезнь время от времени возвращалась, причиняя Чарльзу физические и душевные страдания. Его мать умерла, когда ему было 12 лет, и вскоре появилась его мачеха, набожная женщина и дочь проповедника.
Стоя перед выбором, какую будущую профессию выбрать молодому человеку, Чарльз посещал Юго-Западный колледж в Уинфилде и некоторое время рассматривал возможность карьеры врача. Однако неизлечимая болезнь заставила его искать утешения в Боге.
20-летний Парэм устроился помощником пастора в монастырь в Лоуренсе. Эта незавидная роль вызвала у молодого человека отвращение. Он отрекся от своей веры и стал свободным евангелистом. В возрасте 23 лет он женился. Первенец Чарльза, Клод, вскоре после рождения тяжело заболел. Отец горячо молился о здоровье ребенка и был убежден, что Святой Дух исцелил младенца.
Пархем пытался понять чудесную природу произошедшего. С этой целью он основал школу в Топеке, столице Канзаса, где занимался толкованием Евангелия. Однажды декан ушел домой и поручил студентам изучить библейские стихи о крещении Святым Духом. Когда он вернулся, они рассказали ему о своем открытии:
В 1909 году служения на Азуса-стрит были запрещены, но Сеймур продолжал проповедовать везде, где только мог. А в 1915 году его сделали епископом.
Лидер движения умер от сердечной недостаточности, ему было 52 года. После этого церковь была снесена, и миссия в Лос-Анджелесе прекратила свое существование.
Пробуждение на Азуза Стрит
Здание, ставшее святилищем общины в 1906 году, представляло собой конюшню и сарай. Стены были покрыты рассохшимися досками и известковой штукатуркой. Первые члены общины использовали вместо стульев бочки с гвоздями. Кафедру пресвитерии заменили деревянные ящики, сложенные штабелями. Аренда амбара обходилась общине в 8 долларов в месяц.
Первая служба состоялась в пасхальное воскресенье. Местные газеты посмеивались над тем, что в сарае собрались лжеверующие. Однако землетрясение в Сан-Франциско совпало с датой публикации этих уничижительных статей. Пятидесятники восприняли это как Божий гнев.
Сеймур проводил по три служения в день, и даже тогда здание не могло вместить страждущих. Около восьмисот фанатиков слушали проповеди внутри, еще около полутысячи — снаружи.
Особенности вероучения
Что проповедовали сектанты? Основное внимание уделялось своеобразному прочтению Библии и приданию особого значения некоторым стихам. По их мнению, покаяния недостаточно для спасения души. Существует второй этап, на котором верующий говорит на языках. Это не только один из Божьих даров, но и подтверждение «крещения Господом».
История возникновения
В 1901 году Чарльз Фокс, американский евангелист («евангелизм» — совокупность протестантских деноминаций, объединенных идеей буквального исполнения Евангелия), пришел к выводу, что современные христиане утратили особое духовное состояние. То самое духовное состояние, которое было у апостолов. Он открыл в Соединенных Штатах школу, в которой изучалась книга Деяний.
Он возложил руки на своих учеников и совершил обряд крещения Святым Духом. После этого, как сообщается, его последователи начали говорить на разных языках, в том числе на таких, которые никому не были известны. И они даже получили дар исцеления. Томас Барратт, известный норвежский методистский проповедник (методизм — одна из ветвей протестантизма), заинтересовался этим явлением. Он начал распространять это учение в европейских странах. В России, среди прочих мест, он проводил прозелитизм в Санкт-Петербурге в 1911 году.
В 1930-х годах британский религиовед Смит Вигглсворт заявил, что к нему пришло откровение. Оно указало ему на необходимость проповедовать в традиционных методистских церквях и других христианских деноминациях. Из этого союза пятидесятнических и христианских церквей возникло харизматическое движение.
С конца 1970-х годов возникло неопятидесятничество, основанное на «теории процветания». Она была сформулирована американским харизматическим проповедником Кеннетом Хейгином, основавшим религиозное движение «Слово веры». По его словам, воля Бога заключается в том, чтобы люди были здоровыми, успешными и процветающими. Болезни и бедность, напротив, являются следствием греха и доказательством того, что человек нарушил заповедь, и Бог наказал его за это. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют этот радикальный взгляд.
Особенности вероучения пятидесятников
Основной религиозной идеей секты пятидесятников является крещение Святым Духом. Это относится к различным эмоциональным переживаниям или трансовым состояниям, в которых, по их мнению, сходит Святой Дух). Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, которое произошло с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда на них сошел Святой Дух, и они начали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и название «пятидесятническое движение».
Протестанты-пятидесятники верят, что они получают внешние проявления крещения Святым Духом. Это дар говорения на иных языках (похожее на произнесение звуков, неизвестных говорящему и окружающим). В более редких случаях они также получают дар исцеления и дар пророчества.
Наиболее отличительной чертой пятидесятников является говорение на языках. В переводе с греческого glossa означает «язык», а laleo — «говорить», или, как они это называют, «молитва на языках». По сути, это полубессознательное бормотание различных звуков, сопровождаемое странными действиями. Люди катаются по полу, трясутся, впадают в транс. Именно так Святой Дух должен сойти на людей.
Во всем остальном пятидесятники придерживаются протестантского учения. Они считают Библию самой важной и единственной книгой. Священное предание православия и католицизма они считают ересью и ложью. Пятидесятники уделяют особое внимание Второму пришествию и концу света. Молитвенные собрания проводятся по воскресеньям.
Поскольку единого административного центра не существует, ритуалы и толкование доктрины в разных пятидесятнических церквях существенно различаются.
Пятидесятники это не православные
Одним из главных различий между православными и пятидесятниками является таинство Святого Причастия. Пятидесятники знают только так называемое Святое Причастие, которое празднуется в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Это не таинство. Для православного христианина Святое Причастие является самым важным таинством, без которого невозможна духовная жизнь и спасение души.
Пятидесятники не признают почитание святых и икон, поскольку считают такие формы религиозного поклонения идолопоклонством.
Православные христиане почитают иконы как образы Бога, Божьей Матери и святых. Они молятся не материальному предмету (иконе), а образу святого. Учение об иконопочитании подчеркивает, что почитание и поклонение иконам (в смысле поклона, внешнего знака уважения, а не служения, подходящего «только для Бога») относится не к самой иконе. И не к материалу, из которого она сделана, а к изображенному на ней человеку (первообразу), чтобы оно не носило характер идолопоклонства. Поклонение образам возможно благодаря воплощению Бога-Слова, Иисуса Христа, который представлен в своей человеческой природе, от которой в его едином воплощении неотделима божественная природа. Определение гласит: «Честь, приписываемая изображению, восходит к первообразу».
Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят их на воскресные собрания для благословения. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, включая младенцев, и крестят в соответствии с верой родителей ребенка.
Основное различие между пятидесятниками и православными заключается в проведении церковных служб. В первом случае богослужение как таковое отсутствует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, во время которых участники впадают в состояние, подобное трансу. Православная служба — это литургия, на которой совершается самое главное таинство — причащение тела и крови Иисуса Христа.
Являются ли пятидесятники сектантами
По мнению православной церкви, пятидесятничество относится к харизматическим ересям, не имеющим ничего общего с христианством. Александр Дворкин, исследователь в области современного сектантства, считает, что пятидесятничество — опасная секта, которая своими ритуалами может повредить духовному здоровью человека.
Олег Стеняев, священник Русской православной церкви, говорит: «Протестантов надо отличать от неопротестантов. Протестанты — это лютеране, это англикане. Все остальные — это ереси». Сам термин «ересь» был введен Мартином Лютером. В предисловии к своему толкованию Послания к Галатам он пишет:
«Еретики — это анабаптисты. Их не учили вере, никто не посылал их на проповедь, но кто-то говорит: «Как они могут проповедовать, ведь они не были посланы?». Так что если современных еретиков беспокоит это название, им следует посмотреть на определение, данное им Мартином Лютером, основателем протестантизма и, косвенно, неопротестантизма». (Из стенограммы видеозаписи мастер-класса по общению с еретиками, 16 октября 2013 года).