Матронушка Босоножка известна также как Матрона Петербургская. Даже после своей естественной смерти она помогает всем, кто нуждается в утешении, совете и чудесах.
Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка
Могила Матроны находится на проспекте Обуховской Обороны, 24, а ближайшая станция метро — площадь Александра Невского, поэтому верующие могут совместить эту поездку с посещением Александро-Невской лавры. От монастыря до могилы Матроны всего около 1,5 км. Также почти на границе Троицкого монастыря находится остановка общественного транспорта «Смоляная улица». Сюда от станции метро ходят автобусы № 8, К-8, 58 и трамваи № 65, 7 и 7А.
Матрона Босоногая жила в Санкт-Петербурге чуть более 100 лет назад. Как и другая почитаемая в этом городе святая, святая Ксения Петербургская, она тоже взяла на себя искусство юродства.
Матрона ходила босиком в любое время года, даже в самые лютые зимние морозы. Так она доказывала силу своего духа против слабости человеческого тела. За это ее прозвали «босоногой барыней».
Матрона обладала даром прозорливости, исцеления и особой силой молитвы. Слава о новой блаженной Петербурга быстро распространилась далеко за пределы города. Каждый день сотни людей приходили к ней за помощью, и старица никогда не отказывала им.
Сегодня Матрона Босоногая считается местночтимой святой. Она не была канонизирована Русской православной церковью, и мало кто знает о ней за пределами Петербурга. Это связано с тем, что все упоминания о святой были тщательно уничтожены деистами после революции.
Молитва об упокоении
Помяни, Господи Боже наш, с верой и надеждой на жизнь вечную почившую рабу Твою Матрону, и как Добрый и Любящий, прощающий грехи и устраняющий недостатки, прости и забудь все ее преступления, избавь ее от вечных мук и адского огня и даруй ей общение и наслаждение Твоими вечными благами, уготованными любящим Тебя: Ибо хотя ты и согрешил, но не отступил от Тебя, но беззаветно уверовал в Отца, и Сына, и Святого Духа, Триединого Бога прославленного, и в Единого в Троице, и в Троицу в Единстве, что и исповедует православно до последнего мгновения своей смерти. Поэтому будь милостив к нему и возложи веру твою на Тебя, а не на дела, и покойся со святыми Твоими, как Ты щедр; ибо нет человека, который жил бы не греша. Но Ты один свободен от всякого греха; праведность Твоя вечна; Ты один Бог милосердия и благости и благоволения к людям; и Тебе слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Надгробие совершенно новое, что неудивительно, поскольку останки святого были перезахоронены некоторое время назад. В советское время власти пытались вычеркнуть из памяти людей имена всех святых. В результате надгробие было разрушено, а могила сровнена с землей.
Только в 1990-х годах, когда храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был возвращен Русской православной церкви, верующие организовали поиски могилы. И чудесным образом она была найдена. Гроб был перезахоронен со всеми почестями, а на новой могиле установили крест, мраморную плиту и ограду.
Подробности жизни старушки пришлось собирать по крупицам, буквально с трудом отыскивая остатки сгоревших записей. В конце концов им удалось выяснить, что Матрена была личностью. Она пользовалась большим уважением в городе, и о ее смерти писали все петербургские газеты.
У Матроны был личный круг знакомых, и она даже состояла в духовном родстве с Иоанном Констанцским. Сохранилась архивная фотография, на которой они вместе освещают новое здание. Она также принимала участие в некоторых знаменитых путешествиях Иоанна Констанцского по России.
Хотя Матрона Петербургская не была официально канонизирована, верующие посещают ее могилу с первых минут после открытия церкви и до наступления темноты. Люди приходят со своими прошениями и благодарностями, оставляют записки.
Введение
В мире есть особые места, где душа открывается Богу и молитва льется как бы сама собой. Такие места называются святыми
Какое благословенное место — могила Матронушки! Все заботы и тревоги мира мгновенно отступают, успокаивая, утешая и прекрасный внутренний мир нисходит на беспокойную душу. Окутанная нежной любовью и смирением….. И тогда откуда-то из самых глубин, из потаенных уголков сознания начинает литься сокровенная молитва, в которой звучит искреннее раскаяние в своей греховной жизни, искреннее покаяние, благодарность Богу за Его помощь, за Его заботу, за то, что на земле были такие молитвенники, как блаженная Матронушка Ксиполита, которые сейчас, после его смерти, любят, утешают и помогают нам своими молитвами. Моя молитва к Господу здесь, у ее могилки, течет свободно, спокойно и внимательно, мысли не перескакивают с одной темы на другую, такая молитва бывает очень редко. Благодарю Тебя, Матушка Матронушка, за эту помощь и преклоняюсь перед Тобой, Боже мой, за этот благословенный дар.
Блаженная Матрона Босоногая молится о:
— об исцелении от болезней, даже самых тяжелых.
— об избавлении от пьянства.
— о благополучии ее сыновей в армии.
— о помощи в бедности и безработице.
— о процветании брака и семьи.
Люди приходят к блаженной Матроне уже много лет, и все приносят ей свою печаль или проблему. Никто не уходит, не получив утешения. Всем помогает блаженная матушка Матронушка, которую еще называют Босоножкой. Она поможет и вам, если вы вслух или мысленно расскажете ей о своей проблеме, а затем помолитесь об упокоении души блаженной Матроны. В приложении вы найдете молитвы об упокоении души — читайте их в память о Матроне, она не оставит вас своими молитвами.
Матрона Босоногая — местночтимая святая.
Почему необходимо читать заупокойные молитвы в память о Матроне Босоножке? Дело в том, что блаженная Матрона Босоногая еще не прославлена как святая всей Церковью. Ее почитает лишь часть Церкви — братия Зеленцовского монастыря, где покоится Матронушка, и миряне, которым блаженная старица помогала.
Матрона Босоногая не канонизирована Церковью не потому, что кто-то сомневается в ее святости. Канонизация, причисление к лику святых не происходит в одночасье. Вот как описывает этот процесс Е. Темниковский:
«Слава о святой жизни того или иного подвижника не умирала вместе с ним; благочестивый подвижник… становился объектом народной памяти, сначала, возможно, на относительно небольшой территории, которая со временем расширялась. Так возник культ святого. Постепенно церковные власти — сначала на местном уровне, затем иногда на центральном — стали вовлекаться в этот культ, в зависимости от того, насколько широко был распространен культ святого. Присоединение церковных властей к народному культу, придававшее ему официальный смысл, не было формальным актом, как при современной канонизации, а происходило постепенно…».
Канонизации почти всегда предшествовало почитание святого как подвижника без официального разрешения. На могилах таких подвижников и добродетельных людей, отличившихся при жизни благочестивой жизнью и особыми дарами, часто пелись молитвы, совершались мессы в дни их смерти, их имена включались в синодик для ежедневного почитания на мессе. Над гробами подвижников воздвигаются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробных плитах. Почитатели усопших сочиняют для них службы и песнопения, хотя в церкви они не используются. В своих частных молитвах верующие обращаются к ним в их святости, как к святым, стоящим перед престолом Божьим.
Сестра святого милосердия
Блажен человек, который считает каждого человека Богом после Бога».
В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в семье Щербиных родилась девочка Матрена. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых были еще сыновья. О ее детстве ничего не известно. Дальнейший ее жизненный путь не обещал ничего хорошего. Крестьянская девушка Матрена вышла замуж за мещанина из Костромы Егора Мильникова. Ее жизнь была хорошей и благополучной: Ее маленькая семья владела небольшим домом и бакалейной лавкой. Во время турецкой войны (1877-1878) мужа призвали в армию, и Матронушка ушла с ним на фронт. Она стала сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, получившая от Бога великий дар сострадания, проявилась во всем своем великолепии. Она помогала, где могла, и отдавала все свои скудные карманные деньги бедным солдатам. В полевых госпиталях она начала свое служение как христианка и видела боль и смерть.
Надо сказать, что война 1877-1878 годов не была обычной войной — это была война за независимость наших сербских братьев-христиан. Русские мужчины шли на войну с готовностью и желанием «умереть за други своя». Многие русские женщины ушли на фронт, чтобы служить сестрами милосердия.
Что такое сестра милосердия? Это не медсестра, как думают многие: подавляющее большинство этих женщин не имели медицинского образования. Сестры милосердия выполняли самую тяжелую работу.
Вот как описывает современник В. Немирович-Данченко описал рабочий день сестер милосердия в одной из больниц:
День братьев милосердия начался очень рано. Пока все еще спали, дежурная медсестра уже разбудила своих подруг и попросила их помочь ей….. Больничные палатки были наполнены зловонием и удушливой атмосферой. Свечи и лампы тускло мерцали в душном воздухе. Раненые не могли получить никакого отдыха. Повсюду слышались стоны. В нескольких местах кричала медсестра. Больного нужно перевернуть, поправить ему подушку и накрыть одеялом. Даже самая трудная работа должна быть выполнена, потому что сиделка еще спит; она так измучена днем, что гром небесный не может пробудить ее ото сна. Медсестры, забыв старые привычки и подавив отвращение к небрежной работе, обслуживают пациентов в течение ночи. Проработав накануне допоздна, они наконец-то могут немного отдохнуть, но ненадолго: еще далеко до света, их уже будят, чтобы идти в свою палату. У многих раненых слетели повязки, поэтому им приходится смывать воду с кровати и снова накладывать повязки. Другим нужны лекарства, у третьих потекла кровь, их белье промокло и разваливается, поэтому его нужно менять, но они не могут сделать это сами. Раненые, получившие травмы головы, страдают больше других; они без сознания, им нужно расшатать зубы, и им нужны лекарства. Многие простыни были повреждены за ночь — нужно было очистить воздух, поменять простыни….. У них было достаточно дел до утра. Наконец приезжают врачи, но их приезд не облегчает работу медсестер. Сестра, сделайте то-то и то-то, держите пациента…. Сестра, принесите мокрую вату, сделайте шину….. Где бантики? Медсестра, принесите воды… Повязка наложена… Каждый сантиметр повязки аккуратно и бережно снимается, каждое пропитанное кровью место промокается; шнур снимается медленно, почти нитка за ниткой, чтобы не потревожить свежую рану. Промывание и повторное наложение повязки — дело более простое. Но прежде нужно научиться преодолевать стеснение и робость, потому что от вида других открытых ран у мужчин болит живот. Медсестрам, напротив, было сложнее с бинтами. Каждое прикосновение к живой части крайне болезненно для пациента: все нужно делать как можно незаметнее и быстрее для него, ведь сотни пациентов ждут своей очереди.
Смерть
В начале 1909 года Матрона начала готовиться к своей смерти. Она ходила на причастие каждое воскресенье и несколько раз принимала таинство Святого Причастия. Через два года
Сход льда на Неве начался 30 марта того же года. В этот день около часа дня умерла Матрена Босоногая. Ее похороны состоялись в Вербное воскресенье, 3 апреля. Тело Матроны было облачено в мантию инокини — титул, который она получила в Иерусалиме, но тщательно скрывала.
В течение этих трех дней тысячи людей пришли в дом Богоматери, чтобы почтить прах старицы, настолько много, что пришлось выставить полицейский пост и пропускать по 10-12 человек за раз. А на похоронах присутствовало более 25000 человек. После похорон гроб с телом святой был захоронен рядом с часовней ее любимой церкви, и через несколько дней это место стало центром массового паломничества.
Вскоре после этого было основано Общество памяти блаженной Матроны, которое начало собирать деньги на строительство монастыря (желание, высказанное старицей незадолго до смерти).
В 1938 году церковь блаженной Матроны была разрушена, рядом построили завод, а место захоронения Матроны исчезло на свалке, в которую превратили бывшую церковь. Однако истинные почитатели блаженной женщины не забыли ее святой подвиг, посещая бывшее место захоронения.
Спустя 60 лет оставшаяся до этого времени часовня была передана в дар Русской православной церкви. В то же время гробница Пресвятой Богородицы была восстановлена.
Группа
Блаженная Матронушка-босоножка (Петербургская)
Информация
О ее детстве ничего не известно. Она вышла замуж за Егора Мыльникова, мещанина из Костромы. Семья владела небольшим домом и бакалейной лавкой. Во время турецкой войны (1877-1878) мужа призвали в армию, и Матронушка ушла с ним на фронт. Она была сестрой милосердия.
Уже тогда ее смиренная душа, получившая от Бога великий дар сострадания, проявилась во всем своем великолепии. Она помогала, где могла, и отдавала все, что у нее оставалось, бедным солдатам.
После гибели мужа на войне Матрона решила посвятить остаток жизни Богу. После окончания войны Матрона вернулась в Кострому, продала свое имущество, раздала деньги бедным и отправилась странствовать. Она дала обет юродства ради Христа и с тех пор до самой смерти (33 года) ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкие летние одежды, всегда белые. Она посещала Соловецких чудотворцев, бродила по святым местам России и четыре раза ходила босиком в Иерусалим; в одно из посещений Иерусалима она взяла с собой форму с именем Мария и дала обет Богу скрывать ее от всех.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге. Сначала она жила на Петербургской стороне, а затем в течение 16 лет в часовне иконы Богородицы «Всех страждущих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руке, она часто молилась в часовне Скорбящей Матери.
Ежегодно к блаженной Матронушке приходили несколько тысяч человек и просили ее о молитвенной помощи в болезни, в жизненных трудностях и во всевозможных невзгодах. Она излучала любовь и тепло, была проникновенна, ее молитва имела большую силу по воле Господа. Она принимала всех, утешала, наставляла и молилась вместе со страждущими. Было передано много случаев чудесных исцелений. Люди, которые остро нуждались, получали то, в чем нуждались, после того как вместе с ней молились Господу Богу.
Многих людей Матронушка предупреждала о надвигающейся опасности. Ее советам внимательно следовали. Дальновидная старица помогала людям своими молитвами, предупреждала о надвигающейся беде, проявляла божественное провидение ко многим людям.
К ней приходили высокопоставленные подданные правителя, отправлявшиеся в места, пораженные чумой и войнами. Старица окропляла каждого из них святой водой, благословляла иконой, и они оставались невредимыми посреди смертельной опасности. Иногда, однако, блаженная старица отказывалась молиться о здоровье и однозначно называла день скорой смерти больного.
Когда Матронушка получала крупные суммы денег, она сразу же раздавала их нуждающимся бедным, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
В начале 1909 года Матронушка начала готовиться к своей смерти. В последние два года своей жизни она каждое воскресенье причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз причащалась. В начале марта 1911 года она почувствовала себя очень плохо. Она становилась все слабее и слабее на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом я уйду от вас». Старушка тихо умерла 30 марта 1911 года, когда на Неве проломился лед.
День похорон Матронушки совпал с Вербным воскресеньем. Стоит отметить, что литургию в день похорон совершал священник Петр Скипетров, который через несколько лет стал первомучеником Петербурга. Царица Александра Федоровна долго плакала, узнав о смерти блаженной старицы, и по ее приказу на ее могилу был послан венок.
Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская)
Около часа дня 30 марта (12 апреля) 1911 года в Санкт-Петербурге тихо скончалась святая Мария, известная в народе как Матронушка Босоножка.
Ее похороны состоялись 3 апреля. Утром церковь Пентюха Богородицы была полна пришедших людей. Усиленный контингент полиции с трудом сдерживал огромную толпу. Вскоре не только ограда церкви, но и Шлиссельбургский проспект заполнился бродягами, фабричными рабочими, купцами, чиновниками и богатыми дамами. Они собрались возле ее гроба, чтобы проститься с общей утешительницей, ушедшей в мир иной.
«Как знаменательно, — сказал архимандрит Александр в своем прощальном слове, — что мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос вошел в Иерусалим и был торжественно принят. И этот слуга Божий, неоднократно посещавший Иерусалим, теперь отправляется в небесный Иерусалим….. Вербное воскресенье — это победа Христа над смертью. Ее погребение знаменует переход к новой жизни….. Со временем память о ней окрепнет и привлечет теофилов, которые будут молиться за нее. Будем же молиться в надежде, что там, на том свете, мы не будем далеко от этой женщины, взлетевшей на такие духовные высоты».
Послышались громкие рыдания. Гроб закрыли крышкой и подняли на руки, чтобы отнести тело к месту упокоения.
На территории церкви, за часовней Радости всех скорбящих, на скамейке сидела женщина. Ее глаза были затуманены слезами, губы тихо шевелились, а глаза неотрывно смотрели на белую мраморную могилу. На могиле лежали живые цветы, конфеты, шоколад и яблоки. Подарки от людей, которые зримо выражали свою благодарность.
Женщина поднялась со скамейки, перекрестилась и поклонилась до земли. Она обошла вокруг могилы и поцеловала большой деревянный крест.
Я пожалел женщину, которая выглядела как сморщенная масса боли, и подарил ей ангела, которого моя племянница вырезала из бумаги. Она взяла ангела в руки, посмотрела на него и улыбнулась. «Он поможет!» — заверила я ее.
Я зажгла свечу и поставила ее на подсвечник на улице. Я тоже пришла просить о помощи. У меня было очень плохо с желудком, и я не могла есть. У меня была общая слабость, и я с трудом выходила из дома. У меня не осталось сил, и мне пришлось бросить работу. Я также не платил за квартиру. В притворе церкви я увидела объявление о поиске уборщицы. «Что ж, — решила я, — если мне суждено умереть, то я умру в церкви!
Я предупредил декана, что болен и что не хочу никого разочаровывать. К моему удивлению, отец Богдан согласился меня принять, сказав: «Ты еще не пробовал, так попробуй».
В течение недели меня штормило, тошнило и кружилась голова. Но я никому не говорила, работала и старалась все делать добросовестно. Я не заметила, как прошел месяц, пока я мыла полы, но самое удивительное, что мое здоровье заметно улучшилось. Самое главное, я научилась мыть полы. Если вы улыбаетесь, то не представляете, каково это — драить пол в храме.
— Где здесь можно поставить свечку за избавление от страстей? услышал я в один из дней службы. Исхудалые глаза очень высокого мужчины уставились на меня. Я подвел его к изображению льющегося зелья.
— Я пришел сюда, потому что мечтал об этом два дня!
Я чуть не уронила железную тарелку на пол, чтобы поднять догоревшие свечи.
— Матрёне снится! Я не могу идти дальше!