Вопрос «Что делать, если я тупой?» (или тупой) может возникнуть, когда человек осознает, что его уровень познания не соответствует уровню окружающих его людей или кого-то важного. Или, например, когда он или она не может понять что-то в течение очень долгого времени — как гуманист, которому трудно понять определенный вид физики.
Моя любимая деградация. Как приучить себя умнеть
Мой главный редактор пишет мне: «Я хотел бы предложить тему, которая вызывает затруднения: Как заинтересовать человека интеллектуальным содержанием? Допустим, профессорский ребенок вырос на нем; студент влюбился в эрудита, на этой волне начал изучать квантовую физику и тоже в нее влюбился; третий встретил Даррелла или Динеца и открыл для себя биологию. А если вы молодой футболист из бедной деревни или вечно занятой менеджер из семьи водителей автобусов — как заставить себя перестать смотреть глупые сериалы и читать детективы и найти радость в науке, в деловой прессе, в изысканных художественных книгах?
Когда я читаю этот пост, я автоматически решаю, что это отличный пункт в статье. А потом задаюсь вопросом: что вы имеете в виду под «заставлять себя заботиться»? Если мы решим заставить себя заботиться, тогда мы захотим заботиться. Если мы захотим, мы это сделаем. Что является препятствием?
Тупой и будешь еще тупее
В своем бестселлере «12 правил жизни» Джордан Петерсон, профессор психологии, алхимически соединяет психологию, Канта и биологический детерминизм, чтобы объяснить все это. Он пишет: Мы живем так же, как омары, наши эволюционные предки. То есть мы живем на дне, где боремся за самок и ресурсы, если не считать временной борьбы с хаосом, в которой мы навязываем свои правила и ценности, но сейчас не об этом. Мы все соревнуемся друг с другом в жесткой иерархии доминирования — эволюционно более древней, чем сама человеческая раса.
Наше место в иерархии омаров зависит от исхода точечных сражений между одним омаром и другим. Исход этих сражений определяет будущее обоих участников. Более сильные и агрессивные омары после этого становятся еще сильнее, а менее сильные теряют серотониновый заряд и собираются вместе, а их клешни уменьшаются, что видно издалека. Таким образом, сильные продолжают побеждать, а слабые становятся проигравшими.
Этот феномен известен как «Закон Матфея», или распределение Парето : умные умнеют, веселые веселеют, богатые богатеют, а 20% людей в любом деле тащат на себе все основные задачи или владеют всеми ресурсами.
Есть причина, по которой биохакинг и наука о мозге полны наставлений: Тренировка мозга — это тривиально, знакомство с определенными шаблонами работы, привыкание к ним — это и есть тренировка мозга. Сначала вы работаете на результат, потом результат работает на вас. Например, если мы сравним мозг ленивого человека и «рабочей пчелы», то обнаружим, что у тех, кто привык работать и трудиться ради абстрактных (не связанных с непосредственным выживанием) целей, уровень дофамина в стриатуме и префронтальной коре выше.
То есть у трудоголиков прокачаны зоны, ответственные за мотивацию и вознаграждение. А у бездельников, падких на сиюминутные, не отложенные во времени удовольствия, дофамина больше в областях, ответственных за эмоции и рискованное поведение.
Вернемся к индивидам из примера: ребенок интеллектуальных родителей имеет первоначальную «обучающую» среду, которая сделала привычкой интенсивное получение «интеллекта». Девушка эрудита и биолог, о котором идет речь, имеют аналогичную привычку, которая развилась из мотивации, созданной примером другого на их стороне.
У наших гипотетических футболиста и менеджера нет ни того, ни другого. Мозг привыкает к определенным шаблонам действий, «закон Матфея» делает свое дело, и некоторые герои развивают мощные когти и становятся умнее в каком-то направлении, а для других «хочу» так и не становится «делаю».
Всё, чего другим не хватает, — наработанной привычки и мотивации, позволяющей ее заиметь.
10 признаков недалекого человека
Прежде чем называть себя идиотом, неплохо бы разобраться в ситуации. Люди, которые регулярно играют в игру «Что? Где? Когда?», цитируют наизусть Ницше и делают ментальные интеграции, но при этом считают себя идиотами.
Такова человеческая природа — чем больше вы знаете, тем критичнее вы к себе относитесь. Так что если вы поставили себе этот тревожный самодиагноз, есть большая вероятность, что вы ошибаетесь.
Следующие признаки помогут вам определить, нуждаются ли ваши когнитивные навыки в серьезном развитии.
- Вы совсем не читаете книг. Если в последний раз вы держали книгу в руке еще в школе, то можно с уверенностью сказать, что ваши интеллектуальные способности оставляют желать лучшего.
- Соцсети отнимают большую часть вашего времени. Соцсети для мозга – как простые углеводы для тела. Информация оттуда быстро усваивается и занимает внимание, но при этом никакой ценности в себе не несет.
- Вам все равно, что происходит в мире. Пофигизм – яркая черта недалеких людей. Они живут по принципу «моя хата с краю». Пока что-то не коснется лично их, это что-то совсем не будет их волновать.
- У вас нет интересов и увлечений. Тупому человеку невдомек, зачем люди тратят время на хобби. Можно же спокойно лежать на диване и смотреть любимый сериал.
- Вы ищете готовые ответы. Вместо того, чтобы включить мозг и попытаться использовать его по назначению, недалекий человек лезет в Интернет за готовой информацией. Любые умственные усилия для него пытка.
- Вы пристально следите за жизнью поп-звезд и популярных блогеров. Своя жизнь на фоне ярких кадров с раскрученных страниц Инстаграма кажется унылой и блеклой. Поэтому человек глубоко погружается в чужую.
- Вы инфантильны и не хотите брать на себя ответственность. Глупым людям все вокруг что-то должны – родители, государство, их более успешные друзья и родственники. Вместо того, чтобы заниматься собственным развитием, они выбивают из людей несуществующие долги.
- Вы с трудом выражаете свои мысли как в устном, так и в письменном виде. Речь тупого человека изобилует словами-паразитами, междометиями, жаргонизмами. Люди с трудом понимают, что он имеет в виду, поэтому вынуждены по несколько раз переспрашивать.
- У вас присутствуют серьезные пробелы в знаниях. Если дать глупому человеку пройти тест по школьной программе за 5 класс, он его провалит. И не будет считать это чем-то позорным. Ценность знаний для него где-то в районе нуля.
- Вы суеверны. Если черная кошка и женщина с пустыми ведрами заставляют вас впадать в панику, а утром вы первым делом читаете астрологический прогноз – поздравляю! В средневековом обществе вас бы точно приняли за «своего».
9 способов искоренения тупости
Что ж, если вы дошли до этого места и не дочитали статью до конца, то вывод неутешителен. Но у меня есть для вас хорошие новости. Признание собственной глупости — это первый и самый важный шаг на пути к ее искоренению. Большинство простодушных людей всю жизнь живут в иллюзии собственной мудрости.
Поэтому порадуйтесь себе хотя бы полминуты и приступайте к работе.
Перестаньте называть себя тупым
Признайте проблему и начните работать над ней. Нет смысла больше издеваться над собой и посыпать голову пеплом. Поэтому перестаньте употреблять это обидное для себя слово. Особенно не в присутствии других людей.
Замените его на более правильные и нейтральные фразы. Например, вместо того чтобы сказать «Я идиот», скажите «Я еще недостаточно знаю, но я работаю над этим».
Поменяйте установки
Результат во многом зависит от вашего психологического настроя. Если вы убеждены, что глупость — это наказание, вы далеко не продвинетесь. Ученые неоднократно доказывали, что умственные способности можно эффективно развивать. Поэтому забудьте отговорки типа «у меня плохие гены», «у меня нет математических способностей», «я от природы не способен к обучению» и т.д.
То, что раньше считалось врожденной способностью, является всего лишь склонностью, которая помогает вам быстрее добиться успеха в определенных областях. Дисциплина и упорный труд могут компенсировать отсутствие этой склонности и превзойти тех, у кого она есть. Поэтому отбросьте все отговорки и сомнения и заставьте свой мозг работать.
Начните читать книги
Мало что может быть полезнее для развития мозга, чем чтение. Чтение активизирует различные участки мозга. Создаются новые нейронные связи и укрепляются существующие. Это первый и самый важный аспект чтения.
Второй аспект связан с развитием когнитивных функций. Когда мы читаем, наше внимание сосредоточено на восприятии новой информации, наша память занята ее обработкой, а мышление — осмыслением. Все эти действия происходят гармонично и слаженно, объединяясь в единый процесс.
И третья важная функция чтения — обогащение. Из книг мы узнаем новую информацию, которую затем применяем в своей жизни. Вот почему важно выбирать качественную литературу, а не кормить свой мозг книгами быстрого приготовления.
Общайтесь с умными людьми
В вашем окружении наверняка есть один или два человека, которых вы всегда считали скучными занудами. Однако вы можете многому у них научиться! Постарайтесь сблизиться с ними, чтобы повысить уровень своего интеллекта.
Позвольте мне объяснить, как это работает. В человеческом мозге есть так называемые зеркальные нейроны. Они отвечают за социальное обучение и перенимание опыта других людей. Во время общения происходит бессознательная сонастройка с человеком. Мы начинаем подражать друг другу, перенимать привычки и образ мышления. Это явление прекрасно иллюстрирует поговорка: «В кого бы вы ни влюбились, вы получите это от него».
Сократите время, которое вы проводите онлайн
Мы уже выяснили, что социальные сети — это плохо. Если верить статистике, среднестатистический пользователь Интернета проводит там большую часть своего времени. Я бы посоветовал вам полностью удалить все свои аккаунты в социальных сетях и больше никогда туда не заходить, но я понимаю, что для многих людей это почти невыполнимая задача. Поэтому постарайтесь хотя бы свести это время к минимуму. Отпишитесь от всех фанатиков красоты и гламурных див. Разрешайте подписываться только своим друзьям и знакомым.
Кого считают тупым?
Конечно, главная проблема не в том, что человек вдруг осознает, что он глуп и некомпетентен и ничего не может добиться. Окружающие могут считать человека глупым и некомпетентным, и это не всегда так.
Например, человека, который не умеет слушать собеседника, могут считать глупым. Во время разговора такой человек сосредоточен только на своих чувствах и мыслях и не обращает внимания на ситуацию другого человека. Следовательно, он или она выглядит упрямым, как баран, что во многих случаях приводит к выводу, что он или она чрезвычайно глупы.
Проблема здесь может заключаться в банальной неразвитой эмпатии — способности чувствовать другого человека, неспособности вести содержательный разговор. На самом деле этому не так уж сложно научиться.
Нет успехов в учебе
С другой стороны, человека называют глупым, если он не справляется с учебой в школе или университете, если он не может освоить новые программы на работе или если он не в состоянии улучшить свои навыки. Это, пожалуй, самый яркий пример того, как плохая академическая оценка сразу наводит на мысль, что человек недосягаемо глуп и сдается.
Проблема, однако, не в том, что человек на самом деле глуп, а в его неспособности сконцентрироваться на предмете, плюс у него, вероятно, не очень хорошая память. Все это приводит к серьезным проблемам в обучении и делает человека очень неуверенным в себе, так что он задает себе вопрос «Почему я глупый?» вместо того, чтобы работать над своей концентрацией. В таких случаях мотивация к изучению чего-то нового в интересующих их областях обычно пропадает, и интерес к учебе сам по себе ослабевает. Однако в большинстве таких случаев поможет работа с психологом, прием соответствующих витаминов и микроэлементов, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, общий банальный распорядок дня и, кроме того, соответствующие упражнения для развития памяти и улучшения концентрации.
Из чего состоит глупость?
Глупость не противоположна уму: она противоположна принятию правильных решений. Можно сказать, что у всех нас есть врожденная склонность к ошибкам. Наш мозг может ошибаться, когда мы принимаем сложные решения, особенно в стрессовых ситуациях.
Итак, глупость — это принятие важного решения без учета наших ограничений и игнорирование очевидных и важных факторов, влияющих на него.
То есть, она заключается в принятии решения:
- игнорируя наше состояние или окружающую среду при принятии решения;
- не обращая внимания на очевидные факторы, которые видны или легко доступны;
- без учета всех важных факторов для конечного результата решения.
Это может случиться с каждым из нас. Потому что все мы склонны воспринимать реальность в несколько искаженном виде. И особенно потому, что нам трудно учесть все действительно важные факторы, влияющие на принятие сложного решения.
Наш мозг быстро перенасыщается и путается в приоритетах. Он склонен искать «короткие пути», которые делают принятие решений проще, но не эффективнее. В каждом из примеров, приведенных в начале, факторы риска были налицо. Но лица, принимающие решения, их игнорировали. Человеческий фактор очевиден.
Никто не является особенно умным, потому что даже самые умные люди совершают ошибки, и иногда самые большие ошибки.
Что делает нас глупыми
Адам Робинсон, внештатный писатель и консультант, на конференции для инвесторов указал на ряд обстоятельств, которые сбивают нас с толку и заставляют совершать глупые поступки:
- Находясь в незнакомом месте или ситуации.
- Ускорение или срочность.
- Стресс, болезнь или усталость.
- Одержимость определенным результатом или аспектом, который мешает нам сосредоточиться на остальной ситуации.
- Принятие решения в группе, где важно сплоченность.
- Информационная перегрузка, такая как отвлечение внимания и многозадачность.
- Находясь в присутствии «эксперта» или «авторитета».
Робинсон приводит несколько примеров. Он рассказывает, как Йо-Йо Ма, всемирно известный виолончелист, оставил свою виолончель Страдивари стоимостью 2,5 миллиона долларов в багажнике такси. Он объяснил этот инцидент просто: «Я торопился и просто забыл о ней».
К счастью, он смог вернуть ее через несколько часов. Но самое странное, что точно такой же случай и по точно таким же причинам произошел и с другими известными музыкантами. Во всех этих случаях присутствовали по крайней мере три из семи упомянутых факторов: нахождение в необычном месте или ситуации, спешка и усталость.
Научное объяснение глупости
Робинсон не объясняет психологические процессы, посредством которых эти семь факторов приводят нас к глупости. Однако для некоторых из них мы можем увидеть прямую связь с когнитивными предубеждениями, известными в поведенческой науке.
Например, нахождение в незнакомой ситуации, стресс, усталость и информационная перегрузка связаны с феноменом истощения эго. Идея этого явления заключается в том, что наши ресурсы знаний и внимания ограничены: Когда мы находимся в незнакомой или стрессовой ситуации, требующей нашего внимания, у нас меньше ресурсов для принятия решений или решения сложных проблем.
О рисках принятия важных решений в очень тесной группе. В таких ситуациях существует высокий риск того, что называется «групповым мышлением». Оно заключается в том, что группа не принимает решение, которое наилучшим образом решает проблему. То, которое лучше всего сохраняет гармонию между членами группы.
Это часто происходит в присутствии «эксперта» или авторитарного лидера. Он заключается в том, что человек или группа не принимают наилучшего решения. Вместо этого они принимают то решение, которое, по их мнению, больше всего удовлетворит контролирующий их авторитет.
Глупец не говорит мудрых вещей, а мудрый человек говорит много глупых вещей. Гарабет Ибраиляну
Что мы можем сделать?
Вот несколько советов, которые вы можете использовать для принятия лучших решений в своей жизни:
- Как мы уже видели, люди очень чувствительны к нашему состоянию и окружающей среде. И с другой стороны, на нас влияют многочисленные когнитивные искажения, которые отклоняют наши суждения и решения. Знание этих явлений (например, чтение этой статьи) не сделает вас невосприимчивым к ним. Но это поможет вам уделять больше времени и внимания принятию важных решений, особенно если у них нет пути назад.
- Когда тема вас интересует, продолжайте изучать и углубляться в нее. Чем больше вы знаете, тем больше вы понимаете, что вам не нужно знать, и тем точнее ваше восприятие своих способностей в материи. Один из самых больших признаков мудрости говорить фразу «Я не знаю».
- Позаботьтесь о своем окружении, своем физическом и психическом состоянии, когда вы собираетесь принять важное решение. Никогда не принимайте решение, при спешке, либо когда вы находитесь вне своей нормальной окружающей среды. А также когда вы устали, больны или подвержены стрессу.
- В ключевые моменты избегайте отвлекающих факторов и многозадачности. Они захватывают ваше внимание, оставляя вам меньше ресурсов для принятия важных решений.
- Попросите обратную связь, и чтобы она была конструктивно критической (нет смысла говорить то, что вы хотите услышать) и различной (от разных людей). Это даст вам разные взгляды на ситуацию и обогатит ваши варианты при принятии решения.
Почему я туплю
Такая критическая оценка умственных способностей человека редко имеет отношение к его реальному уровню интеллекта. Вопрос о том, как перестать быть глупым, задается человеку, который знает, что он способен на большее, что он способен решить проблему.
Иногда он задается в сравнении с кем-то из окружения, кто решил задачу лучше или быстрее. Такая ситуация приводит к неудовлетворенности собой: Почему я такая глупая?
По сути, речь идет о том, как мобилизовать свои навыки, чтобы использовать их в случае необходимости. И на этом этапе нам нужно понять, почему это не всегда работает.
Физиологические причины
Это просто и знакомо большинству людей, но мы не должны сбрасывать это со счетов:
- Проблемы со сном, физическая усталость. Мозгу, как и всему организму, для нормальной работы требуется полноценный отдых. Хронический недосып сильно влияет на все наши способности, в том числе на интеллектуальные. Обратная ситуация — избыточный сон (гиперсомния) — тоже не идет на пользу.
- Сильный стресс. Если легкий стресс подстегивает и заставляет действовать, то длительный, затяжной стресс истощает ресурсы организма. Первостепенной задачей становится продержаться, выжить в тяжелых условиях — тут не до соображаловки.
- Нарушение режима. Часто это связано с тем же сном. Некоторым людям бывает сложно включаться в работу в неподходящее время суток. Например, в первой половине дня человек туго соображает, ходит как сомнамбула и толку от него немного, а вот к вечеру он начинает оживляться.
- Проблемы со здоровьем. Когда мы плохо себя чувствуем, думать о чем-то, кроме этого, тяжело.
Психологические причины
Физиологические причины достаточно ясны. С психологическими причинами сложнее, потому что они не всегда очевидны — мы замечаем только то, как они проявляются:
- Вязкость мышления. Ощущение, что в голове тягучий кисель, в котором мысли так и вязнут. Вроде бы приходит что-то дельное в голову, но ускользает. Пытаешься ухватить мысль и додумать ее, но это как будто физически тяжело, почти больно. Долго-долго «пережевываешь» одно и то же, зависаешь, как компьютерная программа, которой не хватает ресурсов.
- Нехватка сосредоточенности. Даже если нужная мысль приходит, то ты не можешь на ней сфокусироваться. Или, например, ловишь себя на том, что перечитываешь один и тот же абзац в третий раз и ничего не понимаешь. Внимание скачет с одного на другое: то картина за окном привлечет взгляд, то звуки из соседней комнаты начинают раздражать, то внезапно приходит желание проверить почту или полистать соцсети.
- Сложности с восприятием информации. Особенно на слух. Как будто пустой звук — услышанное никак не хочет укладываться в голове. Также может подводить память: начинаешь вспоминать о сказанном, только когда тебе это повторили спустя время или уже упрекнули за то, что ничего не сделано.
Общая причина всех этих факторов заключается в том, что ваш ум занят чем-то другим.
Сознательно вы понимаете: нужно думать о конкретном вопросе, решать проблему, обрабатывать материал. Но бессознательно вы сосредотачиваетесь на каких-то помехах, ненужных мыслях, эмоциональных состояниях и т.д.
Признаки и последствия недостатка интеллектуальной реализации
- Низкая обучаемость. Из-за неспособности сосредоточиться на нужной информации или действии человеку сложно изучать, запоминать и применять новые знания и навыки. У него уходит на это больше времени либо он вообще прекращает попытки при возникновении трудностей.
- Недостаточная работоспособность. Практически в любой деятельности приходится что-то обдумывать, генерировать идеи, принимать решения. От этого напрямую зависит эффективность работы и, соответственно, востребованность человека как специалиста.
- Сложности с выражением мыслей и своего мнения. Бывает, что идея есть, но не получается ее донести до окружающих, объяснить, что именно имеешь в виду. Или, например, в споре не приходят в голову нужные аргументы, даже если прекрасно разбираешься в предмете.
- Трудности в общении. Окружающие могут избегать общения с человеком, который постоянно тупит или не может выразить свою мысль. Да и сам человек может ограничивать коммуникацию с другими из-за страха показаться недалеким тугодумом.
- Отсутствие интересов, стремлений, целей. Не получая результата от своих действий, человек может махнуть на себя рукой: раз я то и дело туплю, то незачем и пытаться идти к чему-то.
Как не тупить: советы
- Анализ ситуации. Не то, как воспринимают картину окружающие, чаще всего не имеющие полного представления и судящие по себе. Важно понимание причинно-следственных связей: при каких обстоятельствах я плохо соображаю, что от меня требуется и почему не справляюсь.
- Понимание индивидуальных особенностей психики. Осознание, на что я способен, а на что нет, поможет выработать подходящий план действий. Возможно, потребуется подогнать под себя условия работы. Более удобный режим дня, приемлемый шумовой фон, выбрать, что более продуктивно — фокусировка на одной задаче или параллельное решение нескольких и т. д.
- Избавление от вредных факторов. Одни из них индивидуальны: например, склонность к прокрастинации, негативные эмоциональные переживания или депрессивное состояние. Другие могут мешать любому человеку — зависание в соцсетях, лень, негативное восприятие окружающей действительности. Когда наше общее психическое состояние не сбалансировано, это сказывается на том, как мы себя ведем во всех сферах жизни.
- Саморазвитие согласно врожденным свойствам. Натренировать, отшлифовать то, что дано, можно. А то, к чему задатков нет, в себе не развить. Но есть и общие рекомендации. Например, чтение литературы — не только профессиональной или научной, но и художественной.
- Повышение стрессоустойчивости. Человек намного меньше подвержен стрессу, когда может спрогнозировать ситуацию, то есть знает, чего можно ожидать от окружающих людей и происходящих событий, а также понимает, на что способен сам.