Если говорить вкратце, то главное отличие между экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО) и естественным зачатием заключается только в методе оплодотворения. Во всех остальных аспектах нет никаких значительных различий. Дети, возникающие в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, появляются на свет такими же здоровыми и полноценными, как и их сверстники, и не имеют отставаний в физическом или интеллектуальном развитии.
Чем отличаются эко-дети от обычных?
Дети, родившиеся с помощью ЭКО, — кто же они на самом деле?
Лечение бесплодия нередко становится сложным и напряжённым этапом для многих пар. В некоторых случаях они вынуждены принимать непростые решения, выбирая такие методы лечения, как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) или интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида (ИКСИ).
Как заботливые будущие родители, многие из них задаются вопросом о том, каким образом будет здоровье ребенка, родившегося благодаря этим технологиям. В средствах массовой информации идет множество обсуждений этой темы, и некоторые из выводов звучат пугающе, заставляя пары задуматься о том, отказываться ли от последнего шанса на то, чтобы стать родителями. Например, много споров вызвало заявление известного педиатра России, академика РАМН А. А. Баранова, сделанное на пресс-конференции 28 сентября 2009 года. По словам академика, 75% детей, зачатых с применением ЭКО, появляются на свет с различными заболеваниями, поэтому, по его мнению, российское правительство не должно поддерживать данную технологию финансово. Подробности этого заявления можно найти на сайте Союза педиатров России. Рассмотрим, действительно ли ЭКО может быть опасным для здоровья малыша.
Первые дети из пробирки
Начнём с небольшой исторической справки. Впервые на весь мир заговорили о ребенке, зачатом с использованием ЭКО, когда 25 июля 1978 года в Великобритании на свет появилась Луиза Браун. Она была результатом работы эмбриолога Роберта Эдвардса и врача-гинеколога Патрика Степто. У матери Луизы, Лесли Браун, в течение 9 лет не получалось забеременеть из-за непроходимости маточных труб. Семья Браун понимала, что метод зачатия Луизы является экспериментальным, но не знала, что до них было более 600 неудачных попыток переноса эмбрионов в полость матки (кроме вынужденного внематочного зачатия, произошедшего у одной женщины в 1975 году). Радостное событие привлекло внимание и стало значимой вехой в медицине. Роберт Эдвардс был удостоен Нобелевской премии в области медицины только в 2010 году. Вскоре после Луизы, в 1980 году, в Австралии появился еще один «детище» экстракорпорального оплодотворения — мальчик, а в 1981 году США узнали о рождении Элизабет Карр, первого эко-ребенка в Америке.
Что касается России, то история ЭКО на нашей земле началась в 1986 году. В московском центре охраны здоровья матери и ребенка (ныне Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН) после 164 неудачных попыток лапароскопии и 48 попыток переноса эмбрионов на свет появилась Елена Донцова. Это событие стало результатом работы команды под руководством профессора Б. В. Леонова. Спустя несколько месяцев в Ленинграде родился её брат Кирилл, результат работы того же института.
Какова вероятность рождения ребенка с генетическими заболеваниями после ЭКО?
В общем, экстракорпоральное оплодотворение не имеет отрицательного влияния на гены и не увеличивает риск появления врожденных заболеваний. Тем не менее существуют нюансы, которые стоит учитывать.
Некоторые исследования действительно показали более высокий риск рождения детей с генетическими заболеваниями после применения метода ЭКО. Однако, нужно упомянуть два важных аспекта. Во-первых, это лишь единичные исследования, и результаты многих из них требуют перепроверки. Во-вторых, заявленные риски в основном касаются очень редких заболеваний, о которых большинство людей никогда не слышали, например, синдрома Беквита — Видеманна или синдрома Ангельмана. Всегда подчеркивается тот факт, что в большинстве случаев после ЭКО рождаются совершенно здоровые дети, и их развитие впоследствии протекает без отклонений.
Есть еще интересные данные. Известно, что общий риск возникновения аномалий развития составляет 3-5% для общей популяции. При ЭКО этот риск увеличивается лишь на 1%. Однако такая статистика не подразумевает наличие прямой причинно-следственной связи между экстракорпоральным оплодотворением и развитием врожденных пороков. Люди, использующие вспомогательные репродуктивные технологии, чаще всего являются теми, кто страдает от бесплодия или пытается забеременеть в более позднем возрасте, когда фертильность значительно снижается. У таких людей вероятность ошибок и дефектов изначально выше, независимо от метода зачатия.
Современные методы также позволяют врачам увеличить шанс рождения здорового ребенка после ЭКО по сравнению с естественным зачатием с помощью пренатального генетического тестирования (ПГТ). Этот тест позволяет отобрать эмбрионы с наилучшим генетическим потенциалом и имплантировать их в утробу. По закону запрещено выбирать только пол ребенка, так как это не относится к медицинским показаниям.
Как ЭКО влияет на здоровье ребенка?
Физическое и психическое развитие детей, появившихся на свет в результате ЭКО, не имеет отличий от развития детей, зачатых естественным путем. Многочисленные исследования это подтверждают. Например, финское исследование, проведенное в 2017 году, пришло к выводу о том, что нет никакой разницы между группами детей.
Существуют также исследования, которые оценивали здоровье во взрослом возрасте людей, зачатых с помощью ЭКО. Ученые не смогли выявить у данной категории повышенный риск сердечно-сосудистых, респираторных нарушений или метаболических проблем.
В 2002 году в журнале Human Reproduction были опубликованы результаты исследования, в котором участвовали 62 семьи. Из них в половине случаев дети появились после ЭКО, а в другой половине — в результате естественного зачатия. В ходе исследования не было установлено никаких различий в поведении и психосоциальном развитии детей в двух группах.
Когда исследователи из Скандинавских стран проанализировали итоги нескольких исследований, они не нашли связи между ЭКО и развитием у детей расстройств аутистического спектра или умственными задержками. Израильские ученые в 2021 году также не выявили значительных различий в способности к развитию вербальных навыков между детьми, зачатым с помощью ЭКО, и естественным образом.
Влияние ЭКО на здоровье ребенка
Физическое состояние и развитие ребенка не зависят от способа его зачатия. Дети, рожденные с помощью ЭКО, растут и развиваются так же, как и их ровесники, пришедшие в мир в результате естественного оплодотворения. Эти дети, как и все другие, подвержены детским инфекциям, респираторным и аллергическим заболеваниям.
С момента принятия ЭКО начинается активное исследование для оценки ряда параметров. Проблемы со здоровьем у детей, рожденных посредством ЭКО, чаще наблюдались при многоплодной беременности. Однако даже в случае естественного зачатия у близнецов, двойняшек и тройняшек могут наблюдаться патологии, вызванные многоплодной беременностью. В современном мире все чаще при ЭКО переносят единственный эмбрион, поэтому вероятность рождения двойни или тройни не превышает обычные показатели, характерные для естественного зачатия.
На 2024 год было проведено несколько исследований, оценивших здоровье взрослых, родившихся с помощью ЭКО. У них не обнаружено повышенного риска заболеваний органов репродуктивной, сердечно-сосудистой, эндокринной или других систем.
У детей, рожденных с помощью ЭКО, нет проблем с продолжением рода — они ведут нормальную половую жизнь, могут беременеть и рожать, как и все остальные. Большинство пар, обращающихся к вспомогательным репродуктивным технологиям, сталкиваются с трудностями, связанными со приобретенным бесплодием. Это может быть следствием травм, инфекций и других негативных факторов, но у них изначально нормальный репродуктивный потенциал. Проблемы с беременностью у детей, рожденных в результате ЭКО, могут возникнуть только в случае выявления врожденных генетических нарушений у родителей.
Вероятность рождения здорового ребенка после ЭКО на 50% зависит от образа жизни родителей, на 20% — от наследственности. Еще 20% приходится на экологические факторы, и только 10% — на доступность медицинского обслуживания.
Влияние ЭКО на психологическое развитие детей
В Китае, Швеции, США, Финляндии и Израиле проводились исследования, направленные на изучение психологического развития детей, родившихся благодаря экстракорпоральному оплодотворению.
Ученые исследовали когнитивные и поведенческие навыки, а также вероятность развития аутистических расстройств. Результаты показали, что дети, родившиеся после ЭКО, имеют меньшую склонность к агрессивному поведению. У них реже наблюдаются деструктивные поведенческие модели. Исследователи пришли к выводу, что это зависит не от метода зачатия, а от воспитания. Родители, долго ожидающие появления ребенка, обычно относятся к его развитию с высокой ответственностью и уделяют больше внимания.
Как будет развиваться ребенок?
Итак, как обстоит дело с физическим и психическим развитием детей? Исследования, отслеживающие рост детей, зачатых с помощью ЭКО, до 13 лет не выявили… никаких патологий. Однако в одном исследовании, проведенном Bonduelle et al., было показано, что к 5 годам дети, зачатые с помощью ЭКО, с большей вероятностью сталкивались с серьезными детскими заболеваниями, нуждались в хирургическом вмешательстве, увеличенном числе медицинских назначений и госпитализаций, а также демонстрировали более высокую заболеваемость респираторными инфекциями и диареей. Причиной этого может быть то, что дети, рожденные в результате лечения бесплодия, зачастую могут быть более уязвимы к болезням, что связано с риском внутриутробных осложнений.
С другой стороны, из-за чрезмерной заботы и тревоги, родители, которые прибегли к ЭКО, могут чаще обращаться за медицинской помощью, побуждаемые волнением о здоровье своих детей, полагая, что они более хрупкие. Следовательно, в ситуациях, когда родители детей, зачатых естественным путем, могли бы не повести их к врачу, родители после ЭКО чаще будут хотя бы консультироваться с медицинским специалистом.
Указано, что дети, зачатые с помощью ЭКО и ИКСИ, могут оказаться даже более образованными и развитыми по сравнению со своими сверстниками, зачатым естественным образом. Однако, скорее всего, данный факт не зависит от метода зачатия, а связан с тем, что для ЭКО обычно обращаются более зрелые, образованные и обеспеченные женщины, которые осознают важность правильного ухода и воспитания. Эти дети, как правило, являются желанными, и на них направляется много ресурсов для обеспечения их наилучших условий. В результате, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, дети, как правило, растут в более поддерживающей среде. За счёт пластичности мозга многие недостатки компенсируются к концу первого года или к трём годам. Поэтому после трёх лет исследователи не обнаруживают значительных различий между детьми, зачатым разными способами. Хотя и проводились исследования, указывающие на то, что в подростковом возрасте у детей, появившихся благодаря ЭКО, могут возникать некоторые психосоциальные трудности; однако такие результаты были противоречивыми и недостаточно убедительными, чтобы на них полагаться.
Нужно ли говорить ребенку о том, что он родился с помощью ЭКО?
Интересный вывод: семьи, которые не считали необходимым или боялись рассказать своим детям о том, что врачи помогли им при зачатии, чаще испытывали трудности в подростковом возрасте. Особенно это касалось семей, которые скрывали факт использования донорской спермы или яйцеклеток от детей и близких. Однако даже попытка рассказать об этом в подростковом возрасте часто приводила к дополнительным проблемам. Поэтому усредненные рекомендации предполагают, что лучше всего рассказывать ребенку о его приходе в мир с презумпцией правды в более раннем возрасте — например, в дошкольном или младших школьных классах, когда он воспринимает это как естественную часть своего существования. Если же не удалось сделать этого раньше, то этой информацией лучше делиться уже позднее, например, в возрасте 20 лет.
Малышам обычно следует рассказывать простыми словами, используя доступные примеры — например, с помощью сказок. Рассказ о Дюймовочке может прекрасно иллюстрировать трудности с зачатием и процесс высаживания семечка, что может помочь объяснить, как работает ЭКО.
Невозможно не отметить, что показания к ЭКО с каждым годом расширяются, а технологии осуществляют качественный прогресс, что способствует уменьшению рисков для семей. Совсем скоро вокруг нас станет заметно больше детей, зачатых посредством врачебного вмешательства, и это явление превратится в норму, а не в исключение.
Фото: Oksana Shufrych, Syda Productions, Tomsickova Tatyana/Shutterstock
Эмбрионы и их использование
Роман Гетманов, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70:
Для проведения экстракорпорального оплодотворения необходимо иметь запас эмбрионов, поскольку замечено, что при переносе нескольких оплодотворенных яйцеклеток вероятность забеременеть возрастает. Наличие нескольких эмбрионов создает гормональную ситуацию, способствующую успеху беременности. По этому поводу Виктория Заева, главный врач клиники репродукции Ма-ма, утверждает: «Если эмбрионы низкого качества, мы переносим больше, чем 2-3. Потому что если они плохого качества, придется переносить по одному эмбриону 5-6 раз, что практически бесперспективно. Эмбриологи утверждают, что если в матку помещают более одного эмбриона, они как-то помогают друг другу выжить. Почему так происходит — неизвестно, но это факт. Проводились соответствующие эксперименты. Например, если корове сажают один эмбрион, то он погибает, а четыре пересаженных эмбриона помогают хотя бы одному выжить.
Но как быть с оставшимися эмбрионами, если в организм женщины помещают два, чтобы избежать редукции? Обычно их замораживают, чтобы иметь возможность повторить процесс ЭКО при необходимости, а также для использования в научных целях (случаи официального использования происходят с согласия супружеской пары, от которой поступают половые клетки).
В православной церкви есть единственный критерий начала человеческой жизни — образование одной клетки из двух: мужской и женской. И как только произошло слияние, начинается жизнь, считается, что в этот момент образуется душа. Поэтому неправильно утверждать, что в отношении ЭКО у церкви нет единого мнения. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой соборным решением в 2000 году, четко указано: нравственно недопустимо с православной точки зрения все виды экстракорпорального оплодотворения, предполагающие коллекционирование, консервирование и намеренное уничтожение избыточных эмбрионов.
Часто, даже без редукции, современные техники ЭКО приводят к уничтожению эмбрионов на начальной стадии, когда они еще находятся в пробирке, а не в матке. Вероятно, ситуация, когда женщина попросит взять у нее две яйцеклетки, оплодотворить только их и имплантировать для предотвращения дополнительных эмбрионов, вряд ли станет реальностью, так как у врачей нет оснований это делать, учитывая, что вероятность наступления беременности в таком случае стремительно приближается к нулю.
Что касается влияния ЭКО на детей, то одним из принципиальных методов проверки любой техники или лекарства в медицине является катамнез — сбор данных о судьбе пациента после лечения на протяжении определенного времени. Главный критерий оценки любой технологии — это время. Первый ребенок, зачатый посредством ЭКО, появился на свет в 1978 году. У меня всегда возникал вопрос о том, какие результаты мы можем наблюдать через 30 лет. То, что показывают по телевизору, когда речь идет о детках, родившихся благодаря ЭКО, не может служить доказательством — необходима официальная статистика по всем детям, а не выборка для рекламы. Необходимо провести исследование состояний семей, которые воспитывают детей, рожденных в результате ЭКО, о состояниях их здоровья, о том, как они растят собственных детей и т.д. Я долго искал подобную медицинскую литературу, но не нашел никаких официальных статистических данных по детям, зачатым методами ЭКО. Это меня настораживает и вызывает сомнения. У меня нет уверенности в том, что дети, появляющиеся на свет благодаря ЭКО, будут абсолютно обычными детьми. Хочу подчеркнуть, что ЭКО — это серьезная финансовая затрата. Платишь — и получаешь результат, главное — чтобы был спрос, предложение обеспечат. ЭКО становится бизнесом.
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви
Применение новейших биомедицинских методик во многих случаях предоставляет возможность преодолеть проблему бесплодия. Однако расширенное технологическое вмешательство в процессе зарождения человеческой жизни может угрожать как духовной целостности, так и физическому здоровью личности. Под ударом оказываются и технологические аспекты взаимодействия между людьми, которые традиционно служили основой для общества. Параллельно с развитием этих технологий наблюдается также и распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, активно пропагандируемой на национальных и международных уровнях. Этот взгляд предполагает приоритет сексуальной и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о его духовном и физическом здоровье, о нравственной укорененности общества. В современном мире внутри развитого общества формируется восприятие человеческой жизни как товара, который можно выбирать в соответствии с собственными предпочтениями и распоряжаться им, как с материей.
В молитвенных текстах обряда венчания Православная Церковь подтверждает свою веру в то, что чадородие — это желаемый плод законного супружества, но не является единственной его целью. В дополнение к деторождению, супруги просят дары взаимной любви, целомудрия и единомыслия душ и тел. Поэтому пути к деторождению, которые противоречат замыслу Создателя, Церковь не считает нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, и терапевтические или хирургические методы не приносят результата, им следует смиренно принять своё бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырская помощь в таких случаях может включать возможность усыновления по согласию супругов. К допустимым методам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками супруга, так как оно не нарушает целостность брачных отношений и не отличается принципиально от естественного зачатия.
Методы, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и уникальность супружеских взаимоотношений, затрагивая третью сторону. Такое вмешательство также может порождать безответственное родительство, когда родители не несут обязательств по отношению к детям, пожизненно связанным с анонимными донорами. Использование донорского материала подрывает семейные взаимосвязи, так как у ребенка могут появиться не только социальных, но и лишних биологических родителей. Суррогатное материнство, заключающееся в вынашивании оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая по завершении процесса возвращает ребенка заказчику, рассматривается как противоестественное и морально неприемлемое, даже если осуществляется безвозмездно. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной связи между матерью и её младенцем, устанавливающейся во время беременности. Суррогатное материнство истощает как вынашивающую женщину, чьи материнские чувства игнорируются, так и дитя, которому может угрожать кризис идентичности в будущем. С православной точки зрения, все виды экстракорпорального оплодотворения, подразумевающие заготовку, замораживание и намеренное разрушение избыточных эмбрионов, считают нравственно недопустимыми. Именно на принципах признания человеческого достоинства, даже на уровне эмбриона, основывается моральная оценка аборта, которую Церковь осуждает.