Онлайн-самообучение стало важным фактором и в корпоративном образовании, где тенденция к дистанционному обучению наметилась уже давно. В ходе опроса, проведенного LinkedIn, 60% сотрудников из различных отраслей заявили, что возможность личного выбора является важным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений
Чтобы стать директором школы, человек должен продемонстрировать, что он подходит для этой должности, независимо от его квалификации или стажа работы учителем. Аттестат директора школы не связан с обязательным аттестатом учителя и проводится отдельно.
Зачем нужна аттестация на должность директора школы
Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных учреждений определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2015 года № 240. В нем, в частности, указана цель аттестации руководителей школьных учреждений:
- Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;
- Оценка соответствия занимаемой должности;
- Стимулирование профессионального роста директоров;
- Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.
Руководить школой может только педагог, обладающий определенной квалификацией и навыками, которые несет в себе директор школы. Они должны уметь общаться с родителями и учителями, а также с контролирующими органами и представителями власти.
Разработано freepik
Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:
- Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);
- Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);
- Квалификационная проверка каждые 5 лет.
Освобожденные от аттестации
Существуют определенные категории завучей, которые могут быть освобождены от требования аттестации:
- Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
- Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;
- Проработавшие на должности меньше года.
Кому могут отказать в аттестации
Законодательство предусматривает три ситуации, когда кандидат на должность директора школы не может пройти аттестацию:
- Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;
- Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);
- Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).
Сроки рассмотрения
Жалоба регистрируется и в течение 3 дней с момента поступления направляется в структурное подразделение, занимающееся данным вопросом.
Сотрудники подразделения рассматривают жалобу и принимают решение о мерах по исправлению ситуации в течение одного месяца с момента регистрации запроса.
Если проблема относится к компетенции других государственных структур или органов исполнительной власти, запрос направляется в течение 7 дней.
Внимание. Если обстоятельства дела не ясны или требуется дополнительная информация, срок рассмотрения жалобы может достигать двух месяцев с момента принятия запроса.
Заявитель будет проинформирован о результатах рассмотрения жалобы в письменном виде по указанному почтовому адресу или по электронной почте. Заявителю также будет сообщено, в какой орган перенаправлена жалоба.
При рассмотрении заявлений содержащаяся в них информация, в том числе касающаяся частной жизни заявителя или несовершеннолетнего, не может быть разглашена без согласия заявителя. Все персональные данные хранятся и обрабатываются в соответствии с законом № 152-ФЗ от 27.07.2006.
Как обратиться в Департамент образования
Поводом для подачи жалобы в ДО г. Москвы может быть:
- Предвзятое отношение к ребенку, завышенные требования.
- Получение ребенком травмы во время учебного процесса.
- Факты морального или физического насилия.
- Некомпетентное поведение педагога.
- Конфликтная ситуация, которая мешает ребенку реализовать свое право на получение образования.
- Сложности с электронной очередью.
- Проблемы с записью ребенка в 1-й класс и т.д.
Существует несколько способов подачи жалобы:
- В письменном виде.
- В телефонном режиме.
- На официальном сайте.
- Записавшись на личный прием.
Как отправить письмо в Департамент образования
Существует несколько способов подачи жалобы:
- На электронный адрес или (сюда можно направлять вопросы относительно предоставления образования).
- Почтой России по адресу: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1. Руководителю Департамента образования г. Москвы Калине Иссааку Иосифовичу
- Написать в Общественную приемную по адресу: г. Москва, ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4.
- Лично зарегистрировать ходатайство в Приемной.
Пожаловаться в городской Департамент образования по телефону
Для консультаций, ответов на вопросы и подачи обращений существует горячая линия Единой справочной службы Москвы +7 (495) 777-77-77. После соединения оператор попросит вас представиться, сообщить свои паспортные данные и домашний адрес, кратко описать проблему. Затем информация записывается и передается для получения письменного ответа.
Если у вас есть вопросы по регистрации и обработке почты, вы можете позвонить по телефону +7 (495) 366-66-80 (Приемная граждан).
Консультации по вопросам образовательного процесса можно получить по телефону (понедельник-пятница с 9:00 до 19:00).
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты Юрайт.Академия отмечают и другие задачи учителей. Чтобы максимально повысить их эффективность, стоит определенным образом организовать их работу и по-разному строить общение.
Он хороший оратор и получает удовольствие от работы с учениками. Для него не составляет труда читать лекции в аудитории из 100 человек или вести семинары. Часто такой лектор является отличным популяризатором науки, медиазвездой. Он или она способен давать экспертные рекомендации, усиливать мотивацию, вдохновлять и многое другое в блогах на YouTube с десятками тысяч просмотров. Но он или она далеки от научной рутины, что также необходимо учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для профессора-ученого. Эта группа заинтересована в углубленной работе с аспирантами, спокойствии лабораторий, архивов и библиотек. Они часто являются выдающимися экспертами в своей области. Им нравится брать на себя научное руководство. Эти профессора заинтересованы в открытии нового, написании научных статей и книг.
Согласно стандартам, преподаватель должен отработать определенное количество часов в классе. Часто для них разрабатываются специальные уроки, чтобы учесть эти часы. Но иногда стоит снизить учебную нагрузку академиков и позволить им заниматься тем, что они любят — наукой.
Мнения о методической работе разделились: Одни считают, что ее нужно вообще отменить, чтобы учителя могли сосредоточиться на учебном процессе, другие полагают, что методическая работа необходима для повышения квалификации, а некоторым учителям даже нравится разрабатывать новые программы и методики.
Методист предоставляет учебные материалы и содержание для тех, кто работает в других функциональных областях. Ему или ей нравится писать программы, учебники и подбирать литературу. Создание курсов, в том числе онлайн-курсов, не вызывает у него или нее трудностей или паники. Методист любит готовить инструментарий для оценки и может помочь с экзаменами.
Такой преподаватель может выполнять методическую работу учителя-практика, помогать курирующему учителю в подготовке учебного плана и выполнять часть работы за учителя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, подача заявок на гранты — все это входит в обязанности администратора. Он заботится о разрешении конфликтов и следит за тем, чтобы регулярная работа соответствовала образовательным стандартам государства.
Учителя должны иметь возможность выбирать собственный курс повышения квалификации. Администрация должна создать систему распределения ролей. Если будет разработана система вознаграждений и поощрений для каждой роли, то большое количество фиктивных публикаций и практика бесполезной работы в классе больше не будет иметь места.
Различные функциональные группы также должны иметь равные условия, иначе все будут заниматься исследованиями, потому что есть больше бонусов и грантов.
Учителя разные, им нужны разные стандарты, звания и функциональные группы, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение полезно и для студентов, потому что они будут знать, к кому обращаться, когда у них есть задания, и к кому обращаться, когда их попросят быть руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли также означают изменения в кадровом резерве. Учителя и воспитатели будущего должны будут овладеть новыми навыками:
Согласно совместному исследованию Teach.ru и агентства Vinci, в посткороновском мире возрастет потребность в учителях, хорошо знающих принципы онлайн-обучения и адаптации к цифровому миру. По оценкам Национального центра экономических исследований (НАФИ), индекс отношения учителей к технологическим инновациям в настоящее время составляет 76 баллов из 100. Индекс измеряет знание текущих технологических тенденций, навыки использования современных устройств и приложений и т.д.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требует постоянного обновления содержания, методов и технологий. Преподаватели и тренеры должны сами анализировать информацию и отбирать наиболее актуальные данные, а не полагаться на готовые пособия и учебники.
Организация Объединенных Наций сделала обучение на протяжении всей жизни одним из приоритетов наряду с другими глобальными проблемами (такими как борьба с голодом или загрязнением окружающей среды). В современном мире многие навыки быстро устаревают, как и сами учителя. Поэтому способность учиться непрерывно (и часто самостоятельно) становится ключевым требованием к учителям.
Этот термин относится к эмпатии, мотивации и социальным навыкам. Эмоциональный интеллект позволяет устанавливать контакт с людьми независимо от контекста. Это особенно важно для учителей будущего, поскольку их роль все чаще будет включать гибкое общение с учениками, организацию эффективной командной работы или индивидуальный подход к каждому ученику. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у учителей. Например, программа Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает учителям приобрести необходимые навыки для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
- Организационные навыки и проектное мышление
Современные образовательные подходы, такие как смешанное обучение по модели «ротация станций» или «перевернутый класс», а также гибкое обучение и обучение по требованию в высшем образовании и корпоративном обучении, требуют развитых организационных навыков. Проектно-ориентированное мышление важно, поскольку междисциплинарные знания и исследовательские подходы приобретают все большее значение. По сути, само преподавание становится проектной деятельностью: оно нацелено на реальный результат в виде знаний, которые учащийся может применить на практике, а не на абстрактные часы работы или прикладные проекты.
Около 100 лет назад знаменитый британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель говорит. Средний учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования среднему учителю практически нет места.
На нашем Telegram-канале «Cheating Won’t Work» мы еще больше говорим о тенденциях в образовании и о том, как учиться всю жизнь и делать это с энтузиазмом. Подписывайтесь.
Карьера в сфере образования
Существует два карьерных пути для педагогов — горизонтальный рост и вертикальный рост.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ — это продолжение профессионального развития, совершенствование навыков и компетенций в рамках текущей должности.
Горизонтальное развитие может принимать следующие формы:
- профессиональный: а) учитель; б) 1-я квалификационная категория; в) высшая квалификационная категория; г) магистр; д) кандидат наук; е) доктор наук; ж) преподаватель высшего учебного заведения;
- методическое и практическое преподавание по учебному предмету: а) учитель; б) учитель инновационных технологий; в) получение звания учителя года; г) руководство мастер-классом; д) руководство стажировкой; е) руководство методическим процессом школы; ж) председательство в методическом совете школы; з) руководящие позиции муниципальных, региональных уровней вне школы; и) практика лектора в сфере развития образования;
- общественная деятельность: а) участник руководящих структур органов государственного общественного управления в школе или в муниципальных, региональных сферах; б) участник руководящих структур представительных органов.
Горизонтальное продвижение возможно при наличии: оценки руководителем потенциальных способностей преподавателя, наличия положительных качеств и академической квалификации, достаточной самооценки и активной творческой деятельности. Но самым важным катализатором карьеры являются, конечно же, собственные цели и стремления. Больше шансов у учителей, которые гордятся достижениями своих учеников и регулярно участвуют в планировании и организации олимпиад, конкурсов и конференций.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ — это продвижение по карьерной лестнице, то есть с более низкой должности на более высокую с соответствующим повышением престижа, ответственности и заработной платы.
Вертикальное продвижение выглядит следующим образом: а) учитель; б) заместитель директора, помощник директора; в) директор.
Вы также можете претендовать на должность руководителя местного или регионального органа власти в сфере образования, работать в министерстве или стать министром образования.
Еще одна возможность вертикального развития — открыть собственный бизнес по предоставлению образовательных услуг.
Обычно считается, что вертикальное и горизонтальное развитие — это два разных пути, но на самом деле у них много общего, поскольку они связаны с профессиональной организацией и независимостью человека. Учитель, который стремится к карьере, имеет четкую позицию и стремится к совершенствованию.
Еще несколько слов о требованиях, которые руководство должно предъявлять к успешному преподавателю профессионального обучения.
- регулярная стимуляция и мотивация педагогов;
- оказание поддержки начинающим сотрудникам;
- признание перед коллективом достижений выдающихся преподавателей.
8 методов получить должность завуча быстро
Каждый человек нуждается в профессиональном развитии. Расширение знаний дает нам ощущение стабильности, уверенности в себе и своем будущем и способствует позитивному самовосприятию. Для людей, работающих с молодым поколением, это особенно важно, поскольку работа над собой служит хорошим примером для учеников.
Мы даем вам несколько советов о том, как ускорить свою карьеру в сфере образования.
- Обращайтесь к истории. Истоки – это основа любого прогресса, так как они основаны на трудах великих деятелей в сфере образования. Тем более, что мысли прошлых лет и веков зачастую получают «вторую жизнь» и переосмысление с учетом актуального времени.
- Изучайте современные методики. И мир, и люди (как взрослые, так и дети) постоянно меняются, поэтому важным условием роста будет не только обновлять свои знания в теории и практике, но и внедрять в свою педагогическую деятельность инновационные мысли и способы подачи информации. Интересу учеников поспособствуют презентации, экскурсии онлайн, обучающие видео.
- Повышайте квалификационный уровень. Качественно вести свою педагогическую деятельность и совершенствовать знания помогут специальные курсы повышения квалификации. Особенно привлекательно то, что сейчас существует удобный вариант учиться в режиме онлайн.
- Проходите профессиональную переподготовку. Такие курсы дают возможность изучить еще одну дисциплину или получить диплом завуча. Освоив наш дистанционный курс профпереподготовки, вы узнаете, как управлять деятельностью образовательной организации, и научитесь качественно выполнять все обязанности заместителя директора, тем самым ускорив получение желаемой должности.
- Участвуйте в научно-исследовательской работе. Высшим уровнем профессионализма является научная деятельность. Педагоги, которые при этом продолжают преподавать детям, будут быстрее замечены руководителями.
- Будьте в курсе образовательных новостей. Чтение популярных изданий и сайтов, посвященных педагогике, рассказывают о новых идеях и методах. Такие платформы часто публикуют информацию о новейших технологиях, планы уроков, делятся эффективными сервисами, которые используют в работе учителя.
- Перенимайте опыт у коллег. Можно договориться о посещении занятия более опытного педагога, послушать и попытаться перенять манеру изложения материала и общения с учениками.
- Участвуйте в отечественных и международных семинарах. Прослушать выступление других педагогов или подготовить собственный доклад – это хороший шанс расширить свои перспективы для роста и повысить самооценку.
Помните, что самое главное в профессии учителя — это постоянное развитие и работа над собой. Если вы будете делать это не только с мечтой о повышении, но и с искренней радостью, то в ваших руках будут все козыри для будущей карьеры.
Психология зависимости. Расскажем о методиках борьбы с пагубными привычками
Подробная информация о понятии зависимости в психологии и видах зависимости. Описание симптомов и развития психологической зависимости и методов борьбы с зависимостью.