Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться.

«У каждого человека есть все типы мышления — теоретическое, практическое, творческое и так далее. Но у одних, в зависимости от воспитания и других факторов, творческий тип будет развит больше, чем у других — практический», — говорит Мордвинкина.

Гуманитарный быт: что поможет выжить после вуза?

Давайте подумаем, на каких навыках и умениях должен сосредоточиться гуманист, чтобы быть востребованным на современном рынке труда.

Массовое сознание легко делит реальность на бинарные противоположности: Жизнь — Смерть, Добро — Зло, Техническое — Гуманистическое. И последнее, как правило, не означает ничего хорошего. Гуманисты якобы обречены на невостребованность по определению, потому что они способны лишь на бессмысленные рассуждения, а их знания и навыки не имеют практического применения.

Если бы это было так, то значительный процент наших выпускников не нашел бы применения в «реальной жизни». Но ситуация совершенно иная. Специалист с хорошо развитыми гуманитарными навыками может иметь даже больше шансов найти профессиональную должность и быть успешным на ней, чем «технарь». Другая проблема — качество образования, которое в российских гуманитарных науках действительно далеко от идеального (или хотя бы приемлемого).

Ещё по этой теме :

Давайте подумаем, какими качествами должен обладать студент гуманитарного факультета, чтобы шутки о «Макдональдсе» вызывали у него критический смех, а не чувство стыда за напрасно потраченные годы.

Давайте сначала обсудим, нужны ли вообще гуманисты современному миру (в чем многие сомневаются), а затем подумаем о конкретных навыках и рецептах, которые помогут гуманисту найти достойное применение своим способностям вне академической среды.

Почему гуманитарии никому не нужны 2

В своей книге «Миссия университета» Ортега-и-Гассет писал: «Тенденция университета заниматься исключительно исследованиями была пагубной. Она привела к исключению культуры как фундаментальной основы человеческого знания и к подготовке специальных специалистов для конкретных целей. В нашей стране преобладает именно такая тенденция.

Перенасыщены ли мы гуманитариями

Дефицит квалифицированных инженеров и переизбыток гуманитариев — важное условие образовательной политики государства, которое наиболее явно проявилось с 2011 года: с тех пор количество бюджетных мест в гуманитарных вузах резко и ощутимо сократилось. О «перенасыщении гуманитарных наук» уже красноречиво говорил в 2014 году, например, министр культуры Владимир Мединский.

Однако в действительности все обстоит иначе: Существует дефицит ученых-гуманитариев. Конечно, речь не идет о юристах и экономистах — строго говоря, они вообще не относятся к гуманитарным наукам, но почему-то сама категория «общественные науки» в массовом сознании отсутствует.

Исследование Института развития образования НИУ ВШЭ в 2015 году показало, что соотношение бюджетных мест в гуманитарных и технических дисциплинах неадекватно их потребностям:

Реальный спрос на места в гуманитарных науках на 40 000 больше, чем предлагают университеты. В действующей университетской системе соотношение учебных мест для «естественников» и «лингвистов» составляет 69,8% против 30,2% в пользу первых. В то же время результаты опроса показывают, что соотношение учебных мест для «естественников» должно составлять 57,7% к 42,3%.

Предложение бюджетных мест в области инженерных и технических наук в последние годы превышало спрос. Несмотря на заметное снижение популярности общественных наук, количество бюджетных мест в этой области также оказалось явно недостаточным. Дефицит оценивается примерно в 60 %.

Сравните это с глобальной повесткой дня: по прогнозам Министерства труда США, например, количество рабочих мест в сфере преподавания или взаимодействия с потребителями (традиционная ниша гуманитарных наук) к 2022 году в США увеличится на 2,1 миллиона, в то время как рабочих мест в инженерной сфере станет больше лишь на 279 000.

  Как планировать рабочий день руководителя, чтобы все успевать.

Даже в Кремниевой долине, оплоте современных технологических компаний, число выпускников гуманитарных вузов уже сократилось вдвое: только 30% специалистов, ищущих карьеры в инновационных компаниях, предоставляющих интернет-услуги и программное обеспечение, имеют инженерное или иное техническое образование.

Львиная доля работы в современной ИТ-индустрии — это не только разработка, но и выстраивание правильных отношений с пользователями. Хороший выпускник гуманитарного факультета должен уметь понимать общую структуру проекта и смотреть на него с разных сторон — то, чего часто не хватает специализированным «технарям».

Поэтому нас не должно удивлять, что многие успешные проекты возглавляют специалисты с гуманитарным образованием.

Почему гуманитарии никому не нужны 3

Основатель крупнейшего корпоративного мессенджера Slack Старт Баттерфилд, например, имеет ученую степень и степень магистра философии.

Если гуманитарные науки уже необходимы в компьютерных науках, то они еще более необходимы в других областях: образовании, сфере услуг, управлении и средствах массовой информации всех видов. В перенасыщенном информацией мире всегда будут нужны люди, умеющие сделать сложное доступным и связать различные сферы общественной жизни.

Можно догадаться о причине пренебрежительного отношения к гуманитарным наукам в бывшем Советском Союзе: В течение многих лет им приходилось выполнять чисто идеологические функции. Если ученым-естественникам еще позволяли думать и работать, то ученые-гуманитарии, как правило, были вынуждены повторять одни и те же партизанские мантры. Система образования и вся логика государства были технократическими: независимое мышление и нестандартные подходы к проблемам не только не поощрялись, но и считались потенциально опасными чертами характера.

Гуманитарий как специальность

Шутки про «Макдоналдс» и гуманитарные науки, как правило, связаны с тем, что университеты с их бюрократией не всегда успевают за прогрессом и новыми знаниями. Они часто не предлагают того опыта и уровня образования, которые помогают человеку справиться с жизнью. Те же бородатые шутники говорят, что диплом можно выбросить или использовать как туалетную бумагу и что для устройства на работу нужен опыт, а не диплом.

Можно с уверенностью сказать, что люди приходят в профессию, не имея ни малейшего представления и не думая о будущем. Они не имеют представления ни о профессии, ни о работе. Конечно, трудно не понимать, что ты будешь делать по специальности, если ты учишься на хирурга, то же самое касается инженера-ракетчика. Здесь все понятно. Но нужно помнить, что не все дисциплины применимы, а значит, вы либо ученый, либо учитесь чему-то другому.

Кем работать и как быть

В заключение можно кричать «халява» или немного посмотреть правде в глаза и снять розовые очки. Так кто же такой ученый-гуманитарий, и действительно ли мы знаем, кто из них настоящий пиарщик или журналист, потому что ученый-гуманитарий — это скорее копирайтер, а копирайтер — это скорее изученный филолог? И почему программист должен уметь писать тексты, а дизайнер — излагать свои мысли?

Возьмем ближайшие объявления о работе для выпускников гуманитарных специальностей не в крупных городах, а в регионах. И что мы увидим?

«Пресс-служба УМВД РФ по Пензенской области» ищет специалиста по связям со СМИ и общественностью. Требования к соискателю: — высшее образование, — знание фотографии и видеографии, приветствуется работа с программами видео и графического монтажа (Adobe Premiere, Photoshop), — трудолюбие, — дисциплинированность, — чувство ответственности, — опыт работы в СМИ (приветствуется). Требования: полная занятость. Заработная плата — 10 тысяч рублей. Перспективы карьерного роста.

  Сервис написания отзывов.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги подчеркивают необходимость правильного понимания и оценки навыков в математике (как и в других технических предметах). Они есть у каждого: речь идет не только о таланте или умении вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно считается, что ребенок математически одарен, если решения приходят к нему быстро. В действительности скорость нахождения решения является врожденной характеристикой (как и темперамент) и в принципе не влияет на способность принимать решения.

Фундаментальная разница между «технарями» и «гуманистами» заключается не в том, что эти люди могут делать (потому что они могут делать практически все!). Разница заключается в том, чем они занимаются, чем увлекаются, что делают с меньшими усилиями и какая деятельность приносит им больше удовольствия и удовлетворения.

К сожалению, классификация «гуманистический-технический» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, «не дает» часто является синонимом «не хочет тратить достаточно времени и усилий».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает свои первые шаги или пытается говорить, он всегда падает и путает слова и значения. Но мы не считаем это «не дано». Тот же принцип должен применяться к любой профессии или навыку, который человек хочет освоить.

Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит времени и усилий. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — как и в случае с иностранным языком — это не то, что почти каждый может выучить «с первого раза».

Вам не нужен «технический» склад ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах и инвестициях, рассчитывать пособия и премии, причитающиеся на работе, и помогать ребенку решать технические задачи. Понимание математики и основ математического мышления и законов логики — это все, что вам нужно.

Если вы действительно захотите, вы обязательно научитесь мыслить как математик и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Существуют профессии, которые по определению нельзя отнести ни к «техническим», ни к «гуманитарным». Типичный пример — программист. Еще более яркий пример — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров становится все больше, и даже такие известные, «старые» профессии, как бухгалтер, библиотекарь и врач, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл сформулировал «правило 10 000 часов» в своей книге Geniuses and Misfits. Именно такое количество часов практики может превратить любого человека в «технаря» (или «гуманиста»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность» или «склонность» может влиять или не влиять на результаты и успех в любой профессии. Но упорство всегда имеет положительный эффект. В очередной раз подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — это мастерство, 99% — труд. Эти цифры условны и служат лишь иллюстрацией, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Научите его думать! То есть — думать, анализировать, сравнивать, искать нетипичные решения. Словом, здравствуйте, веселые задачки! Для начала можно просто ознакомиться с классическими головоломками LogicLike. Но для достижения замечательных результатов вам понадобятся упорство, дисциплина и регулярность.

  Хрупкий пол и стеклянный потолок. Российские женщины работают больше и получают меньше мужчин. Как это исправить.

Кто сейчас более востребован для работодателя?

«Сегодня не существует безусловного приоритета технических навыков над другими навыками. Так же, как не существует такого понятия, как однозначное резюме: Если вы хорошо решили пример в детском саду, это не значит, что вы будете заниматься математикой всю жизнь», — говорит Ечевская. Однако, по словам Екатерины Котовой, управляющего директора рекрутинговой компании Hays, работодатели предпочитают специалистов в области технологий: людей, которые разрабатывают приложения, порталы, автоматизированные системы и обеспечивают защиту данных.

Компании хорошо платят за такие навыки и находят способы удержать настоящих профессионалов.

Отчасти это объясняется тем, что смысл работы технарей более понятен: люди, компании и бренды любят, чтобы результат их работы был конкретным и осязаемым, когда его можно «потрогать». Выпускникам гуманитарных факультетов сложнее добиться количественных и осязаемых результатов.

«Однако помимо технических специалистов работодатели ценят и тех, кто создает контент и умеет продвигать товары и услуги. На вершине также находятся медицинские техники, экологи, работники высокотехнологичной отрасли и менеджеры, способные масштабировать бизнес», — говорит Котова.

Фото:Krisztian Bocsi / Bloomberg

Мультидисциплинарность — следующий шаг?

Тот факт, что жесткое разделение между гуманитарными и техническими науками постепенно исчезает, хорошо иллюстрируется появлением междисциплинарных подходов в специальных школах, где дети могут исследовать различные аспекты самих себя. Этот подход постепенно находит применение и в высшем образовании.

«Рынок уже понял, что ИТ-специалист, который не может продемонстрировать никаких «мягких» навыков, будет менее востребован, чем человек с сильными навыками общения и работы в команде. Хорошая и авторитетная инженерная школа сегодня сначала обучает основам soft skills и только потом начинает углублять специализацию», — говорит Ольга Ечевская.

Фото:из личного архива

Мягкие навыки больше всего ценятся в компаниях, которые готовы обучать, развивать и продвигать сотрудников. Там, где это не так, от соискателей требуются только hard skills, то есть компетентность в своей профессии. Но даже такие компании начинают признавать ценность личностного потенциала специалиста.

«Руководители и HRD (директора по персоналу — РБК Trends) хотят видеть от соискателей умение общаться с разными собеседниками и строить доверительные отношения. Они ценят умение управлять временем и собственной продуктивностью, развитый эмоциональный интеллект, инновационность и желание учиться», — говорит Екатерина Котова.

Сегодня трудно оставаться продуктивным, если вы научились только чему-то одному: Требования, технологии и потребности быстро меняются и требуют гибкости. Например, менеджер по персоналу, который знает бюджетирование, финансовый анализ и прогнозирование, сможет быстрее показать генеральному директору ценность проекта, потому что он или она говорит на языке цифр и будущих результатов. Знания и навыки перекрестного обучения — ключевой атрибут востребованных сегодня специалистов: они высоко ценятся прогрессивными работодателями.

Фото:Unsplash

Пытаясь причислить себя к гуманистам или технарям, человек в первую очередь пытается определить свою личность. Но так ли важно ставить такие жесткие рамки? Ольга Ечевская считает, что совместная деятельность или повседневные привычки создают гораздо более прочные связи:

«Я хорошо пишу код» или «Я очень хорошо пишу тексты» — такой подход определяет людей лучше, чем ярлыки типа «технический» или «гуманистический». Когда люди вместе работают над проектом или даже используют одно и то же оборудование в повседневной жизни, это гораздо более прочная связь, чем традиционная классификация «физик и лирик», — говорит он.

Оцените статью
Добавить комментарий