Бог ответил ей: «Я исцелил ее, потому что ты знала Меня! Ты так сильно тянулась ко Мне, что Я исполнил твое желание для твоей подруги даже без твоей молитвы».
«Мне так плохо, что я не могу молиться…»
«Молитва не должна и не обязана нас успокаивать, это не бутылка валерьянки, это не наша цель, а средство», — говорит монсеньор Агафангел (Белый). Из своего собственного опыта он рассказывает, почему молитва ослабевает в трудные времена и что нам следует с этим делать.
«С началом военных действий я молюсь все меньше и меньше. Мне так плохо, так тяжело на душе, что просто ничего не получается. Часто у меня нет сил молиться, особенно когда меня одолевает страх».
«Я знаю по опыту, что молитва имеет силу и может помочь, но я мало молюсь. Возможно, потому, что в последние месяцы я обнаружил, что у меня почти нет веры. Хотя 20 лет я верил в обратное».
«Сейчас у меня нет внутренних сил не только молиться, но и ходить в церковь. Я не знаю, что делать…».
Это все слова православных христиан, которые в последние месяцы искали утешения в общении с Богом, но не нашли его. Мы поговорили с игуменом Агафангелом (Белых) о том, как восстановить эту связь и как молиться, когда все тяжело, плохо и очень трудно.
Человек не молится не потому, что страшно, а потому, что не уверен в ответе
Молитва, напоминает отец Агафангел, — это диалог между Богом и человеком, который начинается с человека. В этом диалоге мы ожидаем ответа, который может прийти через изменение нашего внутреннего состояния или через внешние обстоятельства. Молитва традиционно описывается как просьба, благодарение и восхваление.
Как же может нарушиться этот диалог? Психологи говорят, что одной из реакций на стресс может быть вялость, своего рода оцепенение или бездеятельность. В общем, есть три варианта: ударить, убежать или замереть, иначе наша психика не знает, что делать. Тем, кто выбирает вариант «замереть», может быть трудно молиться — для этого есть, в частности, духовные причины.
«Молитва обычно не требует активных внешних действий.
Петр тонул, его жизнь была в опасности, он был в большом страхе и взывал: «Господи, помилуй», потому что Христос был всего лишь на расстоянии вытянутой руки. Человек не может молиться, когда ему очень страшно (наоборот, он только начинает молиться), но когда молиться либо некому, либо когда человек не уверен в ответе. Так что все зависит от нашей ситуации.
Трудно молиться в состоянии окаменелого оцепенения, упадка веры, отчаяния. Это можно назвать «очень плохо» — духовно, не иначе. Тогда нам некуда направить свои прошения, и у нас нет на это сил. Получается, что такое оцепенение — не следствие, а причина того, что мы неправильно реагируем на те или иные потрясения в нашей жизни, впадаем в состояние отчаяния и безнадежности. Но если мы в какой-то мере верим, то все не безнадежно, — объясняет священник.
Автор послания к Евреям призывает нас «приблизиться к Богу»!
В Послании к Евреям 10 содержится замечательное обетование. В нем говорится, что Божья дверь всегда открыта для нас, и мы имеем свободный доступ к Отцу:
«Итак, братия, так как мы имеем дерзновение входить во святилище Кровию Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он отверз нам опять чрез завесу, то есть плотию Своею, и так как мы имеем великого Священника над домом Божиим, то войдем с прямым сердцем и полною верою, окропив сердца наши от порочной совести и омыв тела наши чистою водою» (Евр. 10: 19-22).
Несколько стихов далее предупреждают нас о том, что День Господень быстро приближается:
«Не будем оставлять собрания, как это делают некоторые, но будем назидать друг друга, видя приближение дня» (Евреям 10:25).
Бог говорит: «Теперь, когда время пришествия Христа близко, вы должны искать лица Моего. Настало время войти в свою тайную комнату и приблизиться ко Мне в молитве!».
Я думаю, что мы уже видим признаки того, что наша экономическая система находится на грани краха — насилие и безнравственность растут. Наше общество одержимо стремлением к удовольствиям. Лжепророки — «ангелы света» — соблазнили многих демоническими учениями. И в любой момент может наступить время бедствий, наполняя сердца людей страхом. Но прежде чем все это произойдет, автор послания к Евреям говорит: «Не позволяйте истине отступить от вас! Будьте бдительны и внимательны. Врата святого Божьего присутствия открыты для вас; так идите же к Нему с уверенностью и представляйте Ему свои желания. Кровь Христа уже открыла для вас дверь, и ничто не стоит между вами и Отцом. Вы имеете полное право войти во Святая Святых и получить все, что вам нужно!
Если мы легкомысленно относимся к жертве, которую принес Христос, чтобы дать нам свободный доступ к Отцу со всеми нашими нуждами, мы пренебрегаем Божьей благодатью и навлекаем на себя Божий гнев!
Однако, несмотря на все эти мощные предупреждения об опасности пренебрежения молитвой, христианам все еще трудно молиться. Почему так происходит? Я считаю, что есть четыре причины.
Некоторые христиане не молятся потому, что они имеют лишь теплую любовь к Господу!
Когда я использую слово «теплохладный» для описания любви человека ко Христу, я не имею в виду, что он холоден к Господу. Я имею в виду, что Его любовь «не дорога» — не стоит многого. Позвольте мне привести вам пример: Когда Иисус обращается к церкви в Ефесе в Откровении 2, Он начинает с того, что хвалит их за все, что они сделали. Он признает, что они усердно трудились для веры, что они ненавидели грех и компромисс, что они не принимали лжеучений, что они никогда не уставали и не сдавались в гонениях, что они всегда отстаивали чистое Евангелие.
Но Христос говорит, что у Него есть кое-что против них: они оставили пламенную, драгоценную любовь к Нему!
«Но это имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою» (Откровение 2:4).
Каким-то образом, посреди всех своих добрых дел, они уклонились от усердного хождения в любви к Иисусу, и теперь он говорит им: «Ты оставил первую любовь твою. Вы оставили то, что очень дорого Мне — Мое постоянное присутствие и общение со Мной!».
Обратите внимание, что Иисус говорит здесь о верующих, которые начали с горячей любви к Нему. Он не говорит с мертвыми, холодными, номинальными христианами, которые никогда не любили Его. Но Он также говорит: «У тех, которые возлюбили Меня всем сердцем, ревность их ослабевает. Верный слуга, который когда-то ежедневно искал Меня в своей молитвенной комнате, теперь редко молится.
Представьте себе, как это оскорбительно для Иисуса, нашего возлюбленного Жениха. Как бы выглядело супружеское общение, если бы у мужа и жены не было времени на личную близость? Именно это имеет в виду Иисус. Он желает личной близости с вами!
Вы можете говорить, что любите Его, но если вы никогда не ищете близости с Ним, вы доказываете, что совсем не любите Его. Такое отношение не пройдет даже с вашим возлюбленным. Если вы признались своей возлюбленной в любви, но видите ее только раз в неделю, как раз вовремя, чтобы сказать ей: «Пока, дорогая, я люблю тебя, пока!». Она не будет с этим мириться. Почему Иисус, Который отдал за вас все, даже Свою собственную жизнь, должен мириться с этим?
Не имеет значения, как громко вы славите Господа в церкви, как много вы говорите, что любите Его, сколько слез вы проливаете. Вы можете щедро отдавать, любить других, ненавидеть грех, обличать тех, кто поступает неправильно, но если ваше сердце не устремлено постоянно к присутствию Христа, вы не любите Его. Вы относитесь к молитве легкомысленно, пренебрегаете ею, и, согласно словам Иисуса, это доказывает, что вы утратили любовь к Нему.
Все наши труды напрасны, если мы не вернемся к ярко горящей любви к Иисусу. Мы должны понять, что любовь к Иисусу — это не просто совершение добрых дел. Речь идет о ежедневных, дисциплинированных отношениях с Ним. И это будет стоить нам дорого!
Психофизиология молитвы
Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона уже около 20 лет изучает мозг людей, занимающихся различными духовными практиками. Сам Ньюберг — атеист, что придает его работе большую убедительность.
Наблюдая за молящимися людьми с помощью функциональной компьютерной томографии, ученый обнаружил очаги активности в лобной доле в областях, отвечающих за внимание, регуляцию поведения и выражение речи. Это было справедливо как для молитвы среднего уровня, так и для медитативных состояний.
Однако когда глубина молитвы увеличивалась (что удавалось более опытным участникам), активность в лобной доле снижалась, но появлялись очаги стимуляции в таламусе — структурах, регулирующих поток сенсорной информации во многие участки мозга. Проще говоря, эти люди больше не могли видеть, слышать, чувствовать боль или прикосновения.
Когда они выходили из состояния молитвы, то говорили о чувстве потери времени и пространства, о чувстве слияния со всей Вселенной. И это самая несомненная правда, потому что компьютерная томография зафиксировала в эти моменты сильное снижение активности теменных долей — областей, отвечающих за трехмерное восприятие объектов в пространстве.
Профессор Слезин из Психоневрологического института имени Бехтерева также отметил, что глубокое погружение в молитву — это психофизиологическое состояние, которое существенно отличается от трансовых состояний так называемых «медиумов».
Ортодоксальная молитва приводит к подавлению доминирования коры головного мозга, но при этом не наблюдается трансполушарной асимметрии или пароксизмальных проявлений, которыми грешат «медиумы».
В 1986 году «вражеский голос» Би-би-си в качестве антисоветской пропаганды представил следующий сюжет: в нем подробно описывалось, как действует героин в организме наркомана. Нервные окончания достигают не каждой мышечной клетки, а только одной на довольно большую группу клеток. Пространство между клетками заполнено морфином (эндорфином), который организм сам вырабатывает для своих нужд (точно не помню, но в здоровом организме должно быть около 70 различных видов эндорфинов, а у обычного человека вырабатывается только 20-30% от необходимого количества).
Электрический сигнал от мозга к мышце сокращаться вызывает лавинообразное вращение некоторых молекул эндорфина, при этом все молекулы сразу же меняют свой вид. Это сигнал для всех мышечных клеток сократиться одновременно и, например, поднести ложку ко рту. Инъекция одной дозы сырого и чужеродного морфина — героина — превышает мгновенную потребность организма во много тысяч раз. Неопытный наркоман буквально попадает в рай. Его организм функционирует так, как не функционировал никогда прежде.
Но организм тощ, и если продолжать передозировку, он перестанет вырабатывать собственные эндорфины. В этот момент невозможно положить ложку в рот. И дело уже не в кайфе, а только в нормальном функционировании организма, которое теперь зависит от «дозы».
Кто-то попросил врачей научить реабилитантов концентрироваться на сердце, произнося молитву Иисуса (причем в Англии!). Результат был потрясающим. Вывод из запоя прекратился гораздо быстрее, а на физиологическом уровне было обнаружено, что вилочковая железа, расположенная в центре за грудной костью и напоминающая сердце, которое обычно пронзает стрела любви, ожила благодаря молитве.
Четвертое состояние сознания – это путь к гармонии
В ходе нашего исследования мы смогли сделать еще несколько открытий. Например, мы выяснили, что атмосферная рок-музыка выводит людей из состояния гармонии, а также вызывает в коре головного мозга электрические импульсы, близкие к припадку.
— Можно ли сказать, что четвертое условие обращено к разрушительной силе современной массовой культуры?
— Поскольку мы живем на планете Земля, где, как мы уже отмечали, существует четыре физиологических состояния человека, все они должны чередоваться в жизни человека; отсутствие любого из этих состояний нарушает гармоничное развитие человека, ведет его к упадку, к болезни. Поэтому я осмелюсь сказать, что четвертое состояние позволяет или помогает человеку оставаться человеком!
— Как отреагировали на ваше открытие религиозные люди, священники?
— Совершенно спокойно. И это понятно, верующие — они считают, что им не нужны никакие дополнительные «доказательства». А атеисты, напротив, реагировали очень живо, они интересовались, задавали вопросы, интересовались верой, религией. Люди более склонны доверять научным фактам. И мне кажется, что я не последний человек, который пришел к вере через науку.
— А какие последствия имело для вас открытие «молитвенного бдения»?
— Я поверил в Бога, крестился, начал ходить в церковь. Теперь я попытаюсь применить молитву в медицине. Я верю, что наши исследования могут привести к разработке методов лечения без лекарств.
— Значит, наука и религия — это две вещи, которые должны быть вместе?
— Юнг уже писал, что полноценный человек — это тот, у которого есть и знание, и вера, а если знание без веры, то он неполноценен. Раньше мы думали, что наука и религия — конкуренты.
Но все больше и больше мы убеждаемся, что наука не всесильна, что она не может учесть все нюансы. Я считаю, что наука может стать всеобъемлющей силой только в том случае, если у нее будет духовная основа. Еще один важный момент заключается в том, что здоровье не должно быть самоцелью.
Предположим, что у человека случился сердечный приступ. Если он поглощен своей болезнью и думает только о своем здоровье, добросовестно выполняет предписания врача, круглосуточно принимает лекарства и так далее, то выздоравливает он медленно, а иногда и вовсе не выздоравливает.
Если же такой человек продолжает жить полноценной жизнью, работает и даже иногда забывает принимать лекарства, он быстро встает на ноги, он живет. Это не просто слова, есть огромная статистика, и в нашем институте есть несколько диссертаций на эту тему.
Научные исследования приводят к выводу, что есть что-то вне нас. Что-то абсурдное, что не менее важно, чем наше существование здесь, на земле. Оно даже более важно.
Открытие четвертого состояния сознания — это путь к иррациональности и познанию Бога.
Мы уже живем в двадцать первом веке, и люди верят в науку. Мало кто понимает, как работает телевизор или компьютер, но все ими пользуются. И говорить с людьми нужно на понятном им языке. Для верующего человека, а тем более для священника, такой вопрос, конечно, неактуален.
Священники говорили мне, что для них литургия пролетает незаметно — время исчезает. Но священники — это лишь малая часть населения. Но у населения другой менталитет: многим трудно удержаться от того, чтобы не пойти на мессу в церковь. А евангельское свидетельство о Христе многие воспринимают как сказку. Но если кто-то — благодаря науке — сделает первый шаг к Богу, ему будет легче открыть для себя Священное Писание.
От ощущения безысходности рождается молитва
В этой и без того непростой ситуации не нужно мотивировать себя, говорит отец аббат, а лучше вспомнить заповедь, которую оставил нам апостол Павел: не только непрестанно молиться, но и радоваться, потому что в ситуации без радости молиться почти невозможно.
«Господь ждет от нас не побоев, а исправления. Когда мы будем в отчаянии, когда потеряем последнюю надежду, из этой глубины мы воскликнем: «Видишь, Господи, мое положение! У меня нет сил молиться Тебе, у меня нет веры, на которую я мог бы опереться, я связан и заключен в цепи отчаяния, но Ты Сам приди и освободи мою душу из этой тюрьмы. Чтобы я мог, наконец, прославить Твое имя. И это будет началом нашей молитвы». Итак, отец Агафангелис предлагает начинать молитву тогда, когда мы уже совсем не в состоянии обратиться к Богу.
«Я не могу перестать читать плохие новости. Не делайте этого.
Не нужно бояться или стыдиться своей слабости. «Молитва возникает из чувства слабости и отчаяния. Молитва также возникает из благодарности Богу, но реже. Молитва нуждается в практике. Если мы заставим себя жить трезво и осознанно, наше «хождение перед Богом» постепенно проявится в постоянной молитве к Нему», — уверяет священник.
Конечно, не всегда сразу все пойдет хорошо: Различные мысли, переживания и страхи будут преследовать нас. «Бесы всегда будут стараться отвлечь вас от молитвы, указывая вам через ваши мысли, возникающие воспоминания и т.д. на то, что вас больше всего волнует и беспокоит». Амвросий Оптинский советует твердо сказать: «Я не буду снисходить до этого», а затем молча молиться» — это совет с точки зрения духовной жизни.
Не забывайте и о бытовой стороне дела: информационная гигиена очень поможет вам. Воздержитесь от регулярного чтения новостей, выделите для этого определенный (и короткий) промежуток времени в течение дня и меньше пользуйтесь мобильным интернетом.
Молитва не должна помогать успокоиться, это не пузырек с валерьянкой
Часто люди, страдающие от тревоги, считают, что в трудной ситуации они должны молиться особым образом. А поскольку мы не можем обратиться к Богу «идеально» все и сразу, напрашивается логичный вывод: Мы, вероятно, больше не молимся, потому что читать молитву «Отче наш» утром и вечером и говорить «Господи, помилуй!» несколько раз в течение дня, кажется, не считается.
«Молитва — это не только произнесение определенных слов в определенном порядке, иначе это были бы не более чем мантры и заклинания», — напоминает нам отец Агафангелис; это прежде всего вектор, направленность внимания нашего сердца, она вполне может быть невербальной, «умной». Именно поэтому древние отцы различали песнопения — чтение и пение по книгам — и настоящую молитву как искреннюю конфронтацию сердца с Богом.
Еще одна ловушка подстерегает тех, кто пытается бороться со своей трудной ситуацией ложным выводом, что молитвы, к сожалению, не помогают. Почему? Потому что после молитвы все равно нет покоя или душа находится в умиротворенном состоянии лишь короткое время.
«Молитва существует не для того, чтобы успокоить нас, это не бутылка валерьянки, это не наша цель, а средство. Часто страх и тревога исходят от наших неисполненных желаний, это называется разочарованием. Мир, надежда и покой в сердце исходят от Самого Христа. Когда мы просим Его в молитве: «Господи, я слаб и немощен, я впадаю в страх, и беспокойство снедает меня, я не имею покоя, но Ты приходишь и поддерживаешь меня, Ты простираешь сильную руку Твою» (половина псалмов об этом), как Он может не прийти и не поддержать нас? Бог только и ждет, чтобы мы попросили Его о помощи, отвернулись от своих желаний, от своего эгоизма, от своих суетных мечтаний. Если мы увидим это в себе и возненавидим, то сразу почувствуем облегчение, мир и сильную руку Бога», — объясняет священник.
О. Агафангел говорит, что настоящими критериями «успеха» являются неподвижность сердца, мир и спокойствие, уверенность в себе, неосуждение кого-либо, здравый смысл и трезвость. Все это — плоды правильной молитвы.
Коллаж Дмитрия Петрова
Мы просим вас зарегистрироваться для небольшого, но регулярного пожертвования на наш сайт. Милосердие.ру функционирует благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны деньги на командировки, съемки, зарплату редакторам и журналистам, а также на техническую поддержку сайта.