Свободные афганские женщины. Что их ждет под властью талибов

Кроме того, все медицинские учреждения в стране имели общий профиль и предназначались как для женщин, так и для мужчин. Однако талибы запретили женщинам посещать эти больницы. В результате на весь Афганистан осталась лишь одна женская больница в Кабуле, где работали около 50 женщин-медиков, что значительно ограничивало доступ женщин к необходимой медицинской помощи.

Запреты и разрешения талибов для женщин: что изменится в их жизни

В период своего правления «Талибан» ввел одни из самых жестких ограничений для женщин в мире. Тем не менее, сегодня их представители утверждают о готовности к компромиссам по вопросам, касающимся женщин.

Прошло несколько дней с момента возвращения талибов из горных районов и их захвата Кабула. Весь мир сейчас с интересом наблюдает, как будут развиваться события. Будут ли талибы способны к диалогу и компромиссам или останутся прежними радикальными организациями? Несмотря на молчание рукводства движения, спикеры делают громкие заявления. Они уже заявили о намерении уважать права женщин, разрешить им работать, учиться и даже выступать по телевидению. Однако ни одни из этих обещаний не вызвали у всех доверия, ведь запреты, наложенные на женщин при власти талибов, были самыми жестокими в мире.

В каких ограничениях женщины пребывали во времена талибов

В 1996 году «Талибан» захватил Кабул и завершил установление контроля над Афганистаном. С этого момента по всей стране были введены строгие порядки, которые в наибольшей степени затронули именно женщин в городах.

Женщинам было запрещено работать. При выходе на улицу им требовалось надевать бурку, которая полностью скрывала тело и лицо. Выходить на улицу без мужского сопровождения, будь то муж или ближайший родственник, было строго запрещено. Также женщинам было запрещено пользоваться общественным транспортом, посещать бани, а также получать образование. Они также потеряли возможность получать адекватную медицинскую помощь.

Контроль за соблюдением этих жестких норм осуществляла религиозная полиция, подчиненная Министерству по делам пропаганды добродетели и предотвращению порока. Наказания применялись не только к женщинам, нарушающим правила. Любой врач, портной или продавец, оказавший услуги одинокой женщине, также мог быть подвергнут тюремному заключению или порке. Кроме того, также наказывался близкий родственник нарушительницы, позволивший ей выйти на улицу в одиночку.

Ожидание по поводу паранджи

Несмотря на более «прогрессивные» обещания талибов, реальная ситуация в Афганистане остается весьма сложной. Многие полевые командиры устанавливают правила, включая требования к внешнему виду женщин.

Например, в июле Независимая комиссия по правам человека Афганистана сообщала о том, что в районах, контролируемых талибами, женщинам запрещено посещать медицинские учреждения без мужского опекуна. Также боевики сразу же закрыли школы для девочек и учебные заведения, где проходило смешанное обучение.

Из-за этого многие афганские женщины, в том числе жители Кабула, предпочитают носить бурку, чтобы избежать лишнего внимания. Это резкое увеличение спроса на такую одежду в десять раз подняло её цены в магазинах.

  МГИМО: мифы и реальность.

«В прошлом году бурка стоила 200 афгани (примерно 172 рубля — прим. ТАСС). Теперь они продают её по цене от 2 до 3 тыс. афгани», — делится впечатлениями жительница Кабула в интервью газете The Guardian.

Еще одна женщина рассказала иранскому агентству ISNA о том, как ей пришлось ждать несколько часов в очереди, чтобы снять деньги в банкомате: «Все были уверены, что Кабул сможет сопротивляться еще в течение года или более. Паранджа стала редкостью. У нас есть одна или две бурки на трех женщин в семье. Возможно, мы сделаем хиджаб из простыни, чтобы как-то обойтись.»

Память о прошлом

Старшие поколения афганцев помнят о предыдущем правлении талибов, которое длилось с 1996 по 2001 год. В те времена было установлено жестокое ограничение прав женщин: они не могли выходить из дома, работать и получать образование после 12 лет. В начале 90-х годов 70% школьных учителей, 50% государственных служащих, 40% врачей и 50% студентов в университетах в Кабуле составляли женщины.

Талибы установили свой режим, основанный на смешении шариата и племенных обычаев. За порядком следила религиозная полиция, жестко наказывавшая нарушителей. За нарушение указов талибов женщины могли встретиться с отсечением конечностей, ударами палок или даже казнями. Обвиненные в супружеской неверности женщины подвергались казни через забивание камнями.

За годы правления талибов страна имела одну из самых плохих ситуаций в мире по правам человека. Работавшая в Афганистане фоторепортер и писательница Линси Аддарио вспоминает: «Больше всего мне запомнилась повсеместная тишина. На дорогах почти не ездили машины, ни музыки, ни телевидения, ни телефонов, никаких разговоров на улицах. По пыльным улочкам бродили вдовы, потерявшие своих мужей в бесконечной войне; им было запрещено работать, и единственным способом выживания стало попрошайничество».

Торговля между жизнями

В таких провинциях, как Кандагар и Гильменд, если муж решает развестись с женой, семьи часто выселяют её из дома. Так же поступают и с вдовами. Родня мужа продолжает обеспечивать детей, но муж оставляет супругу — она считается лишней, что является серьёзной проблемой в Афганистане. Оказавшиеся одни женщины зачастую умирают от голода. Во время путешествия от Шерхан-Бандара (място на границе с Таджикистаном) до Кабула, я заметил нищенок в грязных голубых паранджах: сидя рядом с дорогой, они умоляли водителей о помощи, обнимая детей.

Афганские сироты, едущие в интернаты в СССР.

20-летняя Ашрафи Бахтияри объясняет: «Официально у невесты есть финансовые гарантии, прописанные в брачном контракте — указывается сумма денег, которую жена получит при разводе. Например, моя знакомая из бедного кишлака по контракту должна получить $3,500 (252,000 рублей – прим. автора), а некоторые имеют суммы даже до $10,000 (720,000 рублей – прим. автора). Но на практике заставить разобраться в эти суммы оказывается сложно. Семья просто откажется платить, сказав: ‘У нас нет денег.’ Интересно, что запрет на калым (деньги, которые муж дарит семье невесты) тоже не работает. Все женитьбы, о которых я знаю, заключались с подарками родителям невесты: баранами, золотом, тканями. По сути, девушку продают.».

  Как перестать краснеть и выдавать свое смущение в разных ситуациях.

Почему талибы ненавидят женщин 2

Наказание за красоту

В Кабуле на первый взгляд все кажется привычным. Есть много женщин с открытыми лицами, гуляющих без мужчин, и граффити с изображениями женщин на стенах никто не удаляет. В кафе сидят группы женщин, общаясь за чаем. Из школ для девочек выбегают радостные ученицы: талибы обещали, что женщины смогут продолжать получать образование. Однако за рулем автомобиля девушку уже не увидишь. В Министерстве иностранных дел, где три года назад пресс-аккредитацию мне выдала молодая чиновница, теперь женщин не осталось.

Почему талибы ненавидят женщин 3

Талибы закрыли Министерство по делам женщин и создали вместо него Министерство по поощрению добродетели и предотвращению порока. «Я не вышла на работу. Девушки-полицейские заперлись дома и молятся, чтобы к ним не пришли ночью за словами: ‘Вы служили американцам, пришло время за это расплачиваться’,» — говорит экс-сотрудница аппарата президента 42-летняя Джамиля Хамиди. «20 лет назад талибы отрезали женщинам пальцы за маникюр, били их палками. Страх всё еще остался. Мне рассказали о вдове в Герате, у неё слепая дочь и она не может пойти на базар из-за страха палочных наказаний. Соседи помогают ей и организуют доставку продуктов. Мы живем так.».

Почему талибы ненавидят женщин 4

Афганские женщины не хотят подвергнуться каменному веку

Тем не менее, талибы уже подтвердили, что запретят изучение для девочек старше 12 лет и восстановят вимогу о наличии махрама — опекуна мужского пола, если женщина хочет покинуть дом.

Афганские женщины говорят, что, помимо жестокости применения насилия, законы талибов помещают женщин под серьёзную угрозу для жизни.

Талибан не разрешает женщинам визит к врачам-мужчинам и одновременно запрещает им учиться и работать. Получается, что женщине вообще ничего не остается? Умирать? Нас воспринимают как просто механическую единицу для рожения детей, однако здесь нет никакой логики, только чистая ненависть, — утверждает Хатера.

Женщины Афганистана вовсе не хотят в каменный век Талибана

Афганские женщины не хотят возвращаться в каменный век, предложенный Талибаном.

По словам Хатеры, миру трудно представить те достижения, которых удалось добиться афганским женщинам за последние 20 лет.

Наши женщины и молодежь прошли долгий путь за эти 20 лет, чтобы чего-то достичь — обрести источник существования, получить качественное образование. Женщины заполняли университеты, и это было великим зрелищем — видеть девочек, спокойно идущих в школу. Все успехи были рассеяны всего за неделю. Я даже слышала от родственников, что семьи начинают сжигать свидетельства об образовании своих девочек, чтобы спасти их от талибов. Мы строили мечты, а теперь все пропало. Для нас все кончено, — говорит Хатера.

Патрули талибов.

Патрули талибов на улицах Кабула.

Моя мама сказала им: «Мы бедные, что я могу вам предложить?» В ответ талибы начали её избивать. Она потеряла сознание, а они продолжали избивать её прикладами. Затем они бросили гранату в комнату, — рассказывает жительница провинции Фарьяб Манижа в репортаже CNN о недопустимом поведении талибов в наши дни.

  Профессиональное выгорание бухгалтера: как вернуть интерес к профессии.

В результате разборок 45-летняя женщина по имени Наджа погибла от последствий побоев. Талибан опроверг свои действия, но его уверения не могут опровергать свидетели и местные чиновники, подтвердившие слова Манижи.

Салима Мазари – первая афганская женщина-губернатор, захвачена в плен талибами.

Салима Мазари — первая афганская женщина-губернатор, ставшая жертвой талибов.

Представители Талибана продемонстрировали свою «умеренность» в ходе инцидента, произошедшего в северной афганской провинции Балх.

По сообщению радио Озоди, местная полиция сообщила, что талибы убили молодую женщину. Начальник полиции Зиалухак Туофан сообщил радиостанции, что эта молодая женщина была убита экстремистами Талибана в селе Самар Кандиан, которое находится под контролем данной группы.

Жертву звали Назанин, ей было 21 год. Она была убита за то, что вышла на улицу без махрама и была одета в облегающую одежду.

Сейчас талибы стараются убедить мировую общественность, что они стали более умеренными по сравнению с их прошлым правлением несколько десятилетий назад. Однако многие афганцы не готовы верить в эти заявления.

По словам активиста кампании Amnesty International в Афганистане Самира Хамиди, положение афганских женщин, занимающих государственные посты, всегда было рискованным. Но недавний всплеск насилия по всей стране лишь ухудшил ситуацию.

Гендерный апартеид

Мир не может оставаться равнодушным к тем ужасам, которые происходят в Афганистане, предупреждают эксперты. Они призывают международное сообщество разработать дополнительные нормативные стандарты и инструменты для борьбы с гендерным апартеидом — системой, институционально унижающей и изолирующей женщин и девочек.

Они также подчеркивают необходимость, чтобы ООН придерживалась подхода, основанного на правах человека, который требует глубокого понимания сложившейся ситуации.

В частности, эксперты рекомендуют расширить поддержку активистов и оставшихся организаций гражданского общества в Афганистане. Они призвали де-факто власти соблюдать обязательства по защите прав женщин и девочек, а также соглашения, участником которых является Афганистан, включая Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Специальные докладчики

Ожидается, что в июне эксперты представят Совету по правам человека общий доклад с подробным анализом положения дел в области прав женщин и девочек в Афганистане, после чего состоится интерактивный диалог с афганскими женщинами.

Специальные докладчики и другие эксперты по правам человека назначаются Советом ООН по правам человека. Они не являются сотрудниками ООН и не получают вознаграждение за свою работу.

Оцените статью
Добавить комментарий