Конечно, необходимо подчеркнуть, что поведение ребенка не должно выходить за рамки, которые существуют для взрослых. Правила воспитания ребенка должны устанавливать родители, и самое главное — неуклонно им следовать.
Мой ребенок меня не любит: причины и решение проблемы
Однажды родители замечают, что ребенок охотнее проводит время с кем-то из взрослых. Он лучше играет в компании и даже готов есть или спать только в сопровождении любимого родителя. В такой ситуации многие мамы и папы начинают искать угрозы своим отношениям с ребенком, и в голове «второго» родителя регулярно возникает мысль: «Мой ребенок меня не любит».
Хочу к маме!
Обычно первым человеком, с которым ребенок хочет быть вместе, является мать. Это связано с тем, что в большинстве случаев ребенок устанавливает сильную и первоклассную эмоциональную связь с матерью.
Первое заметное предпочтение родителей обычно возникает в возрасте 8-9 месяцев (однако возможно, что некоторые симптомы проявляются гораздо раньше). Ребенок, который еще не умеет говорить, смотрит на мать, тянет руки в ее сторону и плачет, когда теряет ее из виду, даже когда играет с отцом.
Тогда в семье возникает проблема: отец чувствует себя отвергнутым, «менее любимым» своим ребенком, а мать, хотя и вознесенная на пьедестал, начинает чувствовать себя виноватой в депрессии отца. Она тоже устала постоянно заботиться о своем ребенке.
Однако в этом нет ничего ненормального. Очень часто у детей бывают переходные фазы «маминого безумия», и, как выясняется, через несколько месяцев привязанность ребенка может внезапно принять другое направление, и папа становится номером один.
Это не совсем верно, но и не является прямым указанием на нарушение родительской привязанности. Часто дети не особенно страдают от таких периодов «загазованности» родителя. Однако есть несколько важных моментов, на которых следует заострить внимание.
Почему он так себя ведет?
Объяснение такого поведения может быть следующим: Ребенок просто не позволяет себе контролировать свое поведение и эмоции по отношению к матери, хотя он уже умеет контролировать себя по отношению к другим людям и даже делает это систематически. Это одна из причин.
Вторая причина заключается в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это врожденное свойство ребенка до 6 лет (после чего начинают созревать другие механизмы реагирования и такое поведение отходит на второй план).
Способность копировать другого, адаптироваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка дошкольного возраста: 80% обучения в этой области — подражание. Он копирует походку матери, ее поведение за столом, ее манеру говорить. Иногда это подражание приводит к большой катастрофе в семье, потому что, например, ребенок решил испечь пирог «как мама» и рассыпал муку по всей кухне. Подобное подражание мы видим, когда ребенок притворяется, что его отец работает на компьютере. Обычно это выглядит очень забавно.
Если ребенок плохо ведет себя при появлении матери, но в прошлом хорошо вел себя с другим взрослым, это явный пример автоматического хамелеонизма. Ребенок подражает, не осознавая этого, на сенсорном уровне. Подобно тому, как растение поворачивается к свету, кошка приходит «лечить» обиженную часть своего хозяина.
Например, ребенок провел целый день со своей бабушкой, все было гармонично и в согласии друг с другом. За это время он адаптировался к бабушкиной манере реагировать и темпу речи, к ее требованиям. Он стал «фиолетовым с пятнышками». А потом пришла мать, а с ней другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый с точками» и должен снова стать «красным с точками», причем быстро.
На какое-то время ребенок занимает выжидательную позицию, пока две системы координат работают одновременно. Поэтому он теряется и не знает, как действовать. Одним из способов выхода из этого замешательства является вызывающее поведение. Оно не находится на уровне сознания, но является поведенческим сбоем.
«Вот мы с ним отлично ладим!»
Такую эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно трудно принять. Типичная внутренняя логика: я — плохая мать. Масла в огонь может подлить и бабушка: «Мы с ним прекрасно ладим, но он начинает капризничать, когда ты рядом». Однако когда родители перестают думать, что поведение ребенка направлено против них и что они виноваты в случившемся, перед ними открывается огромный арсенал возможностей и реакций.
В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если вы немного подождете и не будете опасно отступать — не для того, чтобы струсить, а чтобы сделать несколько шагов назад, — ребенок придет в себя. Велики шансы, что он сможет вывести себя из поведенческого коллапса, но даже если он там застрянет, вы можете помочь ему, сказав: «Я так скучал по тебе! Я вижу, что ты тоже скучал по мне».
Иногда контраст между бабушкой и матерью слишком велик. Тогда вызывающие реакции ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях рекомендуется буквально передавать его из рук в руки. Если мама и бабушка долго сидят за чаем или обсуждают новости, ребенок не успокоится. Лучше всего ходить от двери к двери: один входит, другой выходит.
Иногда нужно смириться с тем, что поведение ребенка некоторое время будет неуправляемым и непредсказуемым.
2 Мама все время «исчезает»
Способность ребенка покидать мать, потребность в личном пространстве формируется под влиянием положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мать ведет себя предсказуемо. Если она уходит, то вернется в течение того времени, которое он может выдержать без нее.
Но как ребенок справляется со стрессом, как он переносит даже малейшую разлуку с матерью, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт таков, что мама его не слушает, он не понимает, что она может уйти в любой момент и не вернуться. Значит, нужно, чтобы она была рядом с вами каждую минуту. Это единственный способ избежать худшего — потерять ее навсегда.
Многие матери убеждены, что лучше исчезнуть из поля зрения ребенка, когда он отвлекается или спит, чем терпеть его плач. Ребенок засыпает, когда мать находится рядом с ним. Когда он просыпается, то видит бабушку, няню или оказывается в полном одиночестве. Мамы нет, она исчезла. Брошена. Ребенок не понимает, что мама ушла на работу или в магазин. То есть она просто исчезла.
Ребенок не понимает, что мама ушла на работу или за покупками. Поэтому она просто исчезла.
Неудивительно, что ребенок не отходит от матери, когда видит ее снова, и делает все, чтобы не потерять ее.
3 Мама боится будущего
Ребенок растет, мать взрослеет, проходит время. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мать понимает, что время имеет значение. Тогда ребенок бессознательно замедляет свой рост, чтобы создать иллюзию, что он всегда будет оставаться маленьким. Такое изменение не совсем правильно.
Ребенку около пяти лет. У него дефект речи, «перевести» его может только мать. Пора идти в детский сад, но девочка постоянно болеет, мать вынуждена сидеть дома и не может выйти на работу.
Во время разговора с матерью становится ясно. Работа матери уже давно не приносит ей радости, и мысль о возвращении на работу вызывает у нее дискомфорт. Беспокойство, страх и неуверенность приходят одновременно с мыслью о возвращении на работу. Поэтому ребенок «цепляется» за мать и злонамеренно «приспосабливается», как будто ему не пять, а всего два года и он постоянно болеет, чтобы у матери была возможность остаться дома.
Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать
Конечно, каждая мать счастлива, когда чувствует, что является самым важным человеком для своего ребенка. Но радость быстро проходит, когда ребенок начинает бегать за вами. Согласитесь, если вы постоянно держите его на руках (статья об отучении ребенка от рук), то совершенно не остается времени на домашние дела и отдых. Вам приходится буквально бегать по дому, пытаясь навести порядок и приготовить ужин, пока ребенок спит. Что же делать, когда ребенок не отпускает вас от себя ни на секунду?
Почему так происходит?
Кажется, что мать уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и понять, что нет ничего плохого в короткой разлуке, но при этом остается много плача и громких криков. Причины такого поведения определить нелегко, но, распознав их, вы сможете исправить ситуацию.
В первые годы жизни ваш ребенок активно исследует мир, который кажется ему огромным, неизведанным и иногда пугающим. Он приобретает новые знания под присмотром любящей матери, которая находится рядом с ним днем и ночью. Неудивительно, что только с ней малыш чувствует себя в полной безопасности, а когда она исчезает, он становится беспокойным.
Слезы малыша не всегда связаны с настроением, плохим самочувствием и желанием быть с мамой. Просто дети до двух лет выражают плачем все свои переживания и дискомфорт. Посмотрите внимательно, не простудился ли ваш малыш, не режутся ли у него зубки или не болит ли у него животик. Читайте также: Как понять причины плача вашего ребенка.
Ребенок начинает бояться, что мать не вернется из магазина, когда родитель в качестве метода обучения использует угрозу: «Не перестанешь кусаться и кусаться — я тебя брошу!». Услышав эту фразу несколько раз, он верит, что родители оставят его из-за его плохого поведения.
Поскольку связь между ребенком и матерью очень сильна, малыш чувствует ее страх на расстоянии и сам становится тревожным. Возможно, он не понимает причину вашего страха (скандал в семье, финансовые заботы
Преодолеваем излишнюю привязанность
- Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
- Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
- Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
- Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
- Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
- Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
- Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.