Даже небольших намеков на неизбежность смерти, например, 42,8-миллисекундных вспышек слова «смерть» на дисплее компьютера или разговоров, в которых появляется символика похоронного дома, оказывается вполне достаточно для изменения поведения человека.
День смерти человека не случаен, как и день рождения
Что означает добрая воля к смерти? Как объяснить феномен клинической смерти, которая иногда остается загадкой? Почему иногда пережившие кончину люди возвращаются и сообщают своим близким о пережитом опыте? Возможно ли давать и получать согласие на уход из жизни? В этом материале мы делимся некоторыми фрагментами выступления Андрея Гнездилова, врача-психотерапевта, доктора медицинских наук, почетного доктора Эссекского университета (Великобритания), основателя первого в России хосписа, а также изобретателя новых методов арт-терапии и автора ряда книг. Данный текст был впервые опубликован на портале Правмир в феврале 2015 года.
Смерть как часть жизни
В повседневной жизни, когда мы беседуем с друзьями и слышим о том, что кто-то из знакомых ушел из жизни, первая реакция, как правило, заключается в вопросе: как это произошло? Очень важно, как именно завершилась жизнь человека. Смерть играет существенную роль в восприятии человеком самого себя; она не всегда обладает лишь негативным оттенком.
Если смотреть на жизнь с философской точки зрения, мы понимаем, что жизнь и смерть взаимосвязаны: нельзя говорить о жизни, не имея в виду неизбежность смерти. Понятие жизни может существовать только в контексте понимания смерти.
Я однажды разговаривал с художниками и скульпторами на эту тему и задал им вопрос: вы создаете образы различных сторон человеческой жизни, таких как любовь, дружба и красота, но как бы вы выразили концепцию смерти? На этот вопрос никто из них не смог дать немедленного ответа.
Один из скульпторов, который увековечил блокаду Ленинграда, пообещал подумать над этим. Вскоре перед своей кончиной он поделился со мной: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я уточнил: «В образе распятого Христа?» — на что он ответил: «Нет, в виде вознесения Христа».
Другой немецкий скульптор нашел символом смерти летящего ангела, тень от крыльев которого олицетворяла саму смерть. Однажды, когда человек попадал в эту тень, он, по сути, становился подвластен смерти. Еще один скульптор изобразил смерть через двух мальчиков: одного, который сидит на камне, положив голову на колени и увлеченно смотрит вниз, а второго, который держит свирель и устремляется за музыкой, взгляд его устремлен ввысь. Объяснение этой скульптуры можно было бы сформулировать так: невозможно представить смерть без жизни, и наоборот — жизнь теряет смысл без учета смерти.
Смерть – это естественный процесс. Многие писатели пытались описать нечто вроде бессмертия, но такие представления о бессмертии зачастую воспринимаются как нечто ужасное и жуткое. Что такое бесконечная жизнь? Это вечное повторение земного опыта, остановка эволюции или нескончаемое старение? Невозможно даже представить то страдание человека, которому суждено быть бессмертным.
Смерть – это переход, временная пауза, она кажется ненормальной лишь в тех случаях, когда приходит неожиданно, когда человек еще на пике сил и энергии.
Согласно наблюдениям, пожилые люди, на выходе из жизни, часто выражают желание покинуть этот мир. Некоторые пожилые женщины говорят: «Я понимаю, что уже насобиралась с земной жизнью, пора и уйти». Примеры прощания со смертью, описанные в литературе, нередко отображают нормативный подход к этому событию.
Когда деревенский житель ощущал, что он больше не в состоянии трудиться, что становится обузой для своих близких, он обычно готовил себя к уходу: ему было достаточно надеть чистую одежду, зайти в баню, пообщаться с соседями и в спокойствии уйти в вечность. Обычно такие уходы не приносили физических страданий, так как этот человек не боролся с смертью.
Крестьяне знали, что жизнь – это не просто цветок-одуванчик, который распустился и рассеялся при дуновении ветра. Жизнь имеет глубокое значение.
Пример церковной смерти крестьян, идущих на встречу своему уходу с полным согласием, явление не уникально для их времени; подобные случаи существуют и сегодня. К нам в хоспис поступил один онкологически больной человек. Это был бывший военный, который мужественно шутил, утверждая, что пережил три войны и теперь настало время для смерти. Он поддерживал дух, но однажды не смог встать с постели и воспринял это как знак: «Все, я умираю, я не могу встать». Мы пытались его успокоить, объясняя, что это всего лишь метастаз, и люди с такими проблемами могут жить долго. Он же настаивал: «Нет, это смерть, я знаю».
В итоге, через несколько дней он все же отошел в мир иной, не имея физически никаких предпосылок для этого. Его уход произошел потому, что он решил покинуть этот мир. Это ли не подтверждение того, что внутренняя воля к смерти или осознание этой неизбежности действительно обладает силой?
О последних временах
Следует вспомнить слова из Евангелия: «Светильник телу твоему есть око твое: если око чисто, то все тело твое светло, а если око злое, то все тело твое темно» (Матфея 6:22). Святитель Афанасий Великий трактует этот текст, как обличение ложных помыслов в непросвещенном сердце. То есть нравственное и духовное состояние человека напрямую влияет на его восприятие, осмысление и сопоставление не только пророчеств, но и обычных событий повседневной жизни. Именно поэтому Иисус Христос был распят теми, кто должен был первыми свидетельствовать о Его Божестве, а пастухи оказались первые свидетелями благой вести о Рождестве Спасителя.
Мы находимся в аналогичном состоянии, как те люди, которые ожидали Христа. Пророчества о конечных судьбах мира могут сбыться в любое время, и каждый из нас может стать непосредственным свидетелем этих событий, ведь каждый день может оказаться последним.
Далее из Священного Писания мы знаем, что нравственное состояние людей, готовящихся к Второму Славному Пришествию Христову, будет весьма печальным. Об этом также предостерегает Писание, где сказано: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лука 18:8) и «из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). То есть, подавляющее количество людей на Земле не сможет распознать, что эти пророчества относятся непосредственно к ним, и что самое печальное — они не будут способны увидеть Славу пришедшего Христос. А если и увидят, многие, как Иуда, впадут в безнадежность, так что начнут взываться к горам и холмам, чтобы те накрыли их (Лука 23:30). Люди, тогда обличенные Славой Христовой, многие из них будут осуждены, и именно так они определят свое место в Вечности.
О смерти
Некоторые могут сказать: «Сколько раз в истории человечества проходили такие времена, когда множество людей полагало, что именно они живут в последние дни?» Ответ на это очень прост. Каждый человек, встречая свою собственную смерть, неминуемо встречает и Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст заявляет: «Для каждого из нас собственная кончина есть предел жизни». Со смертью приходит и осознание сформировавшегося состояния души, предчувствующей либо вечной смерти, либо Царства, уготованного Христом.
Святитель объясняет, почему незнание времени своей кончины — это благо: «Никто, узнав свой последний день, не станет заботиться о добродетели на протяжении всей жизни. Зная свой день преждевременно, каждый будет умирать, совершив множество прегрешений, лишь затем приходя к раскаянию».
Но как насчет тех, кому Бог открывает дату смерти заранее? Хотя это знание может также стать благом, оно не подходит для большинства людей.
Неосведомленность о дате смерти полезна для людей, которые не совершенны, для слабых, нерадивых и тех, кто находится в искушениях. Если такие люди осознают истинное состояние своей духовной жизни, подобная информация может привести их к глубокой печали.
Тем не менее, знание даты своей смерти может быть даровано подвижнику, чтобы он мог более усердно трудиться над очищением своей души, с качественным подходом к исправлению себя и избавлению от суетных помыслов. Таким образом, Бог преднамеренно открывает человеку его судьбу, зная, что это поможет ему правильно распорядиться этим знанием и использовать его для спасения своей души.
Но, вероятно, самым значительным объяснением этого явления является то, что такое состояние духа человека — это прежде всего душевный дар, подарок Святого Духа. Это значит, что тот, кто старается спасти свою душу на протяжении своей жизни, кто становится храмом Духа Святого, уже в каком-то смысле живет жизнью Бога. И таким образом, тому человеку открываются те знания, которыми владеет Господь, например, время этой важной встречи с Ним, потому что данное открытие происходит только тогда, когда человек неуклонно стремится к единению с Богом.
Архимандрит Феодосий (Марченко)
Журнал Фома
Страх смерти отравляет вашу жизнь
Часто, вы испытываете страх смерти на протяжении каждой минуты своей жизни, что мешает вам полноценно насладиться земным бытием. Вы печалитесь о тех, кто умирает, не осознавая, что это сочувствие является лишь маскировкой вашего собственного страха перед смертью. Когда вы наблюдаете смерть кого-то, это напоминает вам, что и ваша собственная судьба неминуема.
Когда вы осознаете, что смерть на самом деле является призрачной, что это не окончание бытия, что душа имеет возможность перейти в вечность, только тогда вы сможете по-настоящему постичь радость жизни. Радость земного существования становится более полной именно от осознания его преходящего характера. Не вечна радость, не вечны и земные страдания — так стоит ли так мучиться, если впереди нас ждет счастливое возвращение домой?
Да, вы можете сказать, что ваша душа вечна, но вы, как человек с плотью и кровью, признаете, что ваша жизнь все еще имеет свои пределы. Когда ваша душа приходит на Землю в другом воплощении — это будет уже не вы, это будет совершенно другой человек.
Да, это правда — но только от вас зависит, сумеете ли вы сохранить свою индивидуальность и сознание после физической смерти. Живя осознанно, вы сможете помнить о себе и своей личной истории даже после смерти; вы сохраните свою сущность в неизменном виде. А в следующем воплощении ваша душа будет помнить все. Не стоит отделять понятие души и человека. Станьте единым целым со своей душой — и бессмертие вашей души превратится в ваше длительное существование.
Существуют также важные причины, почему земное существование наложено в определенные рамки. Каждое воплощение имеет свои задачи, а у человека есть ограниченное время на Земле для их выполнения. Это необходимо помнить, чтобы не откладывать свои дела и не придавать равнодушию решение своих внутренних задач и развитие. Многие ведут свои жизни так, как будто их существование будет неограниченным. Они просто откладывают решение значительных задач своих душ, а затем понимают, что короткое земное время оказалось потрачено впустую; душа пришла сюда и не успела ничего сделать. Осознавая, что земное существование имеет свои пределы, вы начинаете понимать важность каждого мгновения, проведенного на Земле, и эта осознанность придаст смысл вашей жизни, которая перестанет быть бесцельным существованием в безвременье и пространстве.
Смерть не случайна, и в то же время не является предопределенной
Существуют заблуждения, что смерть зависит от слепого случая или случайностей, она вроде бы только плод какой-то нелепости. Такие высказывания слышны нередко:
нелепая случайность, нелепая смерть. На самом деле, случайностей не бывает. Человек сам своим образом жизни формирует свои шансы на то, когда он покинет этот мир. Этот выбор – когда и как уйти в мир иной – в первую очередь делает душа человека. Тело, конечно, еще может выражать сопротивление, но душа уже знает, что час пришел. Множество людей полагают, что дата смерти была предопределена еще в момент рождения. Это не соответствует действительности. Дата смерти определяется итогами прожитой жизни. В жизни существуют определенные ключевые моменты, когда человеку необходимо пройти своего рода экзамен, чтобы заслужить право на дальнейшую жизнь. Наиболее распространенные такие вехи — 37 лет, 42 года и 49 лет.
Какие факторы определяют, будет ли человек жить дальше или уйдет в мир иной? Главное предназначение души на Земле — реализовать себя, раскрыть свой потенциал, воплотить себя во всей полноте. Если человек предоставляет своей душе все возможности для этого, он развивается на протяжении всей жизни, и душа развертывает себя все полнее и замечательнее, и такой человек может наслаждаться длительным временем на Земле, пока тело не изнемождено и душа решит сменить его.
Если же душа видит, что в этом теле ее возможности исчерпаны, если человек не созидает себе пространство для роста, если он выбирает ложные пути или перестает развиваться — душа может решить, что в этом теле ей больше не место. Тогда она уходит, потому что дальнейший путь в этом воплощении отсутствует. Однако быть долгожителем не всегда признак благо. Это добро лишь в том случае, если, несмотря на возраст, душа остается молодой, а тело – здоровым и активным. Долгая жизнь, проведенная в немощи и болезни, оборачивается пыткой, и в таком случае смерть кажется предпочтительной.
Предоставляя душе возможность для самореализации, вы одновременно продлеваете свою молодость и активное жизненное время. К долгой жизни могут также толкать незаконченные дела на Земле, например, необходимость вырастить детей. Но если душа понимает, что в этом теле ей грозит тупиковый путь, и ее потребности остаются неудовлетворенными, тогда такая отсрочка обычно оказывается недолгой.
Эффект Хемингуэя: почему важно останавливаться на самом интересном месте
Методика, используемая знаменитым писателем, способствует более эффективной работе и самопознанию.
Легендарный инвестор обсуждает, как сочетать деньги и интерес, задавая вопрос, нужно ли это делать всем. Пол Грэм
Будущее
ТРЕТИЙ ДЕНЬ И МЫТАРСТВА.
ЗНАЧЕНИЕ ДНЕЙ ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО И ГОДОВОГО
Где душа пребывает сразу после разлучения с телом? Что означают 3, 9 и 40 дни? В какое время душа проходит воздушные мытарства и когда считается совершенным частный суд по ее учету после смерти?
Святой Макарий Александрийский передает откровение о состоянии душ умерших в первые сорок дней с момента их разлучения с телами.
Когда происходит таинство смерти, и душа отделяется от тела, в течение первых двух дней она находится на земле, находясь под охраной ангелов и посещая места, где ранее творила добрые дела, бродит около дома, откуда ушла, и иногда находится рядом с могилой своего тела. На третий же день, в подражание воскресению Христовому, которого мы вспоминаем в третий день, каждому христианину предписывается вознестись к Богу для поклонения. И именно поэтому Святая Церковь имеет прекрасную традицию в третий день совершать поминовение и молитву за душу усопшего.
Третий день после смерти называют также третиными. В этот день мы молимся о усопшем, принося ему молитвы перед Богом — проводится панихида. День этот для почившего, а также для нас, кто остался жив, обладает истинной духовной важностью, связанной с воскресением нашего Спасителя, положившего начало нашему собственному блаженному воскресению. В третий день погибшего погребают, и, предавая земле его дорогое тело, мы должны возвратить мысленно и сердечно к Победителю смерти, даровавшему нам торжественное торжество жизни над смертью — победу, завершившуюся в воскресении Христовом. Церковь уверяет нас, что Христос воскрес из мертвых и всем, кто в гробах, даровал животворящую силу.
На третий день тело предается земле, а душа в этот момент должна вознестись на небо: И возвратится персть в землю, как была; а дух возвратится к Богу, Иже дал его (Еккл. 12:7).
Неизмеримое пространство между небом и землей, или между Церквями торжествующей и воинствующей, в обыденных беседах и в Священном Писании, а также в трудах святых отцов называется воздухом. Таким образом, воздухом здесь обозначается не лишь тонкое эфирное вещество, окружающее Землю, а именно самое пространство.
Это пространство наполняется поверженными падшими ангелами, чье единственное предназначение – сбить людей с пути истинного. Они подобно холоду действуют на наши внутренние и внешние действия, чтобы нас также увлечь к погибели: «Искай кого поглотить», — свидетельствует о диаволе апостол Петр (1 Пет. 5:8). О том, что воздушное пространство служит прибежищем злым духам, свидетельствуют избранные сосуды Святого Духа, что является непреложной истиной для верующих.
Видящий тайны Божии в Апокалипсисе подтверждает, что падшие ангелы лишились своего небесного жилья (Апок. 12:8–9). Поэтому о каком месте их приюта следует говорить? В книге Иова поднебесная названа их обителью (Иов. 1:7), таким образом, учитель языков, апостол Павел, уже явно обозначает их как духи злобы поднебесными, а их главу — как князя власти воздушной (Еф. 6:12; 2:2).
С того мгновения, как произошло падение наших прародителей и их изгнание из сада, к дереву жизни был поставлен херувим (Быт. 3:24), но и другой, падший ангел, в свою очередь встал на пути к раю, чтобы не допустить человека к входу. Врата небесные закрыты для человечества, и в течение всего времени князь мира этого не допустил к раю ни одной души, разлучившейся с телом — ни праведники (за исключением Илии и Еноха), ни грешники не возвратятся в рай.
Мытарства
Порядок, в котором следуют мытарства, заимствован из повествований преподобной Феодоры. На пути к небесам, направляясь на восток, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, останавливая душу в сопровождении добрых ангелов, представляют ей ее грехи, связанные со словом (такие как многословие, пустословие, сквернословие, насмешки, кощунственные речи, страстные гимны, хохот и прочее). Второе мытарство касается лжи (всякое обман и клятвопреступление, неисполнение обетов, данные Богу, укрытие грехов от духовника). Третье мытарство касается клеветы (оклеветание ближнего, осуждение, уничижение его достоинства, насмешки над ним, забыв о собственных недостатках). Четвертое мытарство относится к чревоугодию — излишнему аппетиту, пьянству и греховному угождению чреву. Пятое мытарство связано с леностью (нерадение в служении Богу, уныние, забрасывание важных молитв). Шестое мытарство касается воровства (разные формы кражи, явные и скрытые). Седьмое мытарство связано с сребролюбием и скупостью. Восьмое мытарство связано с лихвой (ростовщики и присвоители чужого). Девятое — это неправда (неправомерные действия, обман в суде). Десятое мытарство — это зависть. Одиннадцатое — это гордость (тщеславие, самомнение, презорство, пренебрежение к власти). Двенадцатое — гнев и ярость; тринадцатое — памятозлобие; четырнадцатое — убийства; пятнадцатое — волхвование (магия, колдовство, составление ядов). Шестнадцатое — блуд; семнадцатое — прелюбодеяние (несоблюдение супружеской верности). Восемнадцатое – содомское (противоестественные блудные грехи). Девятнадцатое – ересь (сомнение в вере, неверие, богохульство). Наконец, двадцатое – немилосердие (жестокость, нероскошные для ближнего). Прохождение всех этих мытарств, соответственно, происходит на третий день.
Преосвященный Макарий подчеркивает: Постоянное и повсеместное использование Церкви учения о мытарствах, особенно среди учителей IV века, наследует апостольское предание и свидетельствует, что оно является фундаментом учения Церкви (Православное догматическое богословие, т. 5, с. 85–86).
Зная загробное состояние души, а именно о прохождении мытарств и явлении перед Богом для поклонения, соответствующее третьему дню, Церковь и близкие, желая подтвердить, что помнят и любят усопшего, молят Господа об облегчении души при прохождении воздушных мытарств и прощении ей грехов. Освобождение души от грехов может стать катализатором ее воскрешения для блаженной жизни. По примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего на третий день, совершается панихида по усопшему, чтобы он стал частью бесконечной славной жизни с Христом.