Если у ученика есть способности к сочинению музыки, школа постарается развить эти способности, предлагая по возможности уроки композиции.
Сколько дней в неделю учатся в музыкальной школе
В прошлом музыкальные школы предлагали 5 или 7 лет занятий в зависимости от выбранной специализации (т.е. учебного инструмента). В рамках постепенной реформы этой отрасли образования продолжительность обучения теперь изменилась. Современные музыкальные и художественные школы предлагают на выбор две программы — предпрофессиональную (8 лет) и программу общего развития (т.е. легкую программу, которая в среднем занимает 3-4 года).
Два раза в неделю ученик посещает специализированные занятия, то есть учится играть на выбранном им инструменте. Эти уроки проходят в индивидуальном порядке. Учитель-предметник считается главным учителем, главным наставником, и обычно сопровождает ученика с первого класса и до конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему педагогу-предметнику, и смена учителя часто является причиной ухода ученика из музыкальной школы.
Предметные уроки включают в себя работу над инструментом, разучивание упражнений и произведений, подготовку к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик должен следовать определенному расписанию в течение года, которое устанавливается преподавателем в индивидуальной программе ученика.
Отчеты о выполнении программы публикуются в виде технических тестов, выступлений в академических концертах и экзаменов. Весь репертуар заучивается и исполняется. Эта система работает очень хорошо, и обычно слабо одаренный ученик становится приличным музыкантом в течение 7-8 лет.
Музыкально-теоретические дисциплины
Программа обучения в музыкальных школах направлена на то, чтобы дать ученику как можно более полное представление о музыке и воспитать из него не только грамотного исполнителя, но и компетентного слушателя, эстетически развитую, творческую личность. Достижению этих целей способствуют курсы сольфеджио и музыкальной литературы.
Сольфеджио — это курс, в котором много времени уделяется изучению музыкальных навыков, развитию слуха, музыкального мышления и памяти. Основными формами работы на этих курсах являются:
Музыкальная литература — это прекрасный предмет, где учащиеся имеют возможность подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы способствует развитию предвидения, а знание изучаемых произведений полезно и для обычных уроков литературы в школе (они во многом пересекаются).
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Это документ, в котором изложены цели и содержание уроков. Стандартный учебный план музыкальной школы содержит перечень предметов, объем преподавания этих предметов и разделение их на учебные недели и семестры. Он включает в себя перечень экзаменов, даты каникул и расписание уроков.
Общие положения
1. на основе типовых планов директор учебного заведения составляет рабочие планы с расчетом количества учебных часов и процентов. Расчет производится на основе бюджета, выделенного на учебный год.
2. директор учебного заведения определяет количество групп для изучения групповых курсов. Расчет производится на основании количества студентов в учебном заведении или на факультете, изучающих данный курс. При этом учитывается количество часов, предусмотренных учебным планом на данный курс — оно не должно быть больше, чем количество часов, предусмотренных учебным планом. 3. по решению директора учебного заведения студент может быть освобожден от изучения курса по выбору без снижения платы за обучение.
4. не выходя за рамки учебного плана, директор учебного заведения может: — перераспределить количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессиональной ориентации студентов; — уменьшить или увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, учитывая особенности учебного заведения
— увеличить количество часов (как для преподавателей, так и для руководителей) для интегрированных репетиций групп учащихся при подготовке к конкурсам и концертам.
5. учебно-воспитательный процесс государственных музыкальных школ строится на основе программ Государственного методического центра, разработанных и утвержденных для образовательных учреждений культуры и искусства. 6. учебное заведение имеет право разрабатывать собственные учебные планы на основе утвержденных программ с учетом региональной специфики и особенностей работы. При этом учебные программы утверждаются местными органами культуры.
7. обучающиеся, окончившие 8 класс в восьмом семестре, и обучающиеся, окончившие 6 класс в шестом семестре и полностью освоившие учебный план и основную образовательную программу по искусству, считаются полностью освоившими учебный план и основную образовательную программу по искусству.
8. Учреждение может зачислять учащихся в подготовительный класс 0 (в пределах выделенных бюджетных средств).
9. недельная нагрузка преподавателя и руководителя составляет 18 часов, что соответствует одному окладу.
Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов
Уроки в инструментальных классах музыкальной школы включают инструменты фортепиано, струнные инструменты, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты и перкуссию. Занятия в этих инструментальных классах проводятся по стандартным учебным планам.
Возможно посещение занятий в течение 8 и 6 лет. Ниже приведена таблица с указанием курсов и количества уроков.
Продолжительность обучения — 8 лет
Продолжительность обучения — 6 лет
Предметы, которые учащиеся могут выбрать по собственному желанию:
Индивидуальные занятия: изучение другого музыкального инструмента, чтение нот, постановка голоса, импровизация, композиция, элементарная теория музыки, сольфеджио, основные элементы дирижирования, аккомпанемент, ансамбль и т.д.
Групповые занятия: изучение музыкального фольклора, ритма, элементарной истории искусств, уроки музыкального исполнительства, ансамбли (шесть и более участников) и другие предметы.
Разъяснение по планам
1. 1 Учебным планом предусмотрено, что в подготовительном классе вместо сольфеджио может изучаться музыкальное воспитание или слушание музыки. 2 При определении количества массовых ансамблей учащихся директор учреждения учитывает материально-техническую базу и ее возможности — оборудование, репетиционные залы. При формировании групп учащихся учитывается возраст учащихся или уровень их музыкального образования. Это могут быть группы учащихся меньших или больших классов, группы учащихся разных возрастов и классов или группы учащихся определенных классов. 3. 3. Эти ансамбли могут состоять из учеников разных классов.
На основе стандартного учебного плана планируется количество уроков для каждого коллективного музыкального предмета: Хор, Оркестр, Ансамбль (большой ансамбль). Ученики могут участвовать в одном или нескольких массовых ансамблях.
4. количество учащихся в группах сольфеджирования и музыкальной литературы в среднем составляет 8 человек, в оркестровых группах и большом ансамбле — 6 человек, в хоровых группах — 10 человек. В школах с небольшими группами (до 100 учащихся), малочисленными музыкальными отделениями и более отдаленными филиалами, в классах сольфеджия, музыкальной литературы, большого ансамбля и оркестра в среднем по пять учащихся, в оркестре — восемь учащихся, в ансамблевых формах — от двух учащихся. Студенты могут проходить курсы теории музыки на других факультетах, с одинаковым сроком обучения. 5. студентам, изучающим оркестровые инструменты, рекомендуется брать уроки игры на другом музыкальном инструменте. А студентам-бандуристам рекомендуется предоставить возможность взять в качестве факультатива вокальную серию 6. Для каждой массовой группы студентов будут предусмотрены сводные репетиционные часы (уроки и аккомпанемент — если требуется музыкальное сопровождение) — 4 часа в месяц. Кроме того, 100% часов аккомпанемента на факультативах (если требуется музыкальное сопровождение) предусмотрены для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора и дирижирования музыкальными спектаклями.
В каком возрасте отдавать ребёнка в музыкальную школу?
Возрастной ценз для поступления на предпрофессиональные и общеобразовательные программы составляет 6,5 лет, для духовых инструментов — 9 лет. В подготовительных группах проводятся музыкальные игровые и развивающие занятия для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Но как понять, что ваш ребенок готов к ответственному и осознанному обучению и не захочет бросить занятия через несколько месяцев?
Выбирая оптимальное время для начала занятий музыкой, не стоит руководствоваться формальностями и расписанием: Самое главное — это психологическая готовность ребенка.
Если в четыре года ребенок с удовольствием танцует, поет и даже играет на игрушечных инструментах, это повод записать его в музыкальную группу при детской школе искусств на подготовительный платный курс, где занятия проводятся по 40-45 минут 1-2 раза в неделю. Это не заставляет родителей отправлять ребенка на восьмилетнюю программу и растить из него очередного Шостаковича или Рахманинова, но помогает развить его музыкальный слух и вкус, чувство ритма и уверенность в себе.
Если вашему ребенку не менее семи лет, но он еще не способен долго удерживать внимание, часто отвлекается и проваливает уроки в школе, следует отложить начало серьезных занятий в музыкальной школе. В этом возрасте первоклассники только учатся дисциплине и трудолюбию, привыкают к новым обстоятельствам. Поэтому не нужно искусственно создавать для ребенка еще более стрессовую обстановку. Возможно, достаточно 1-2 уроков музыки с учителем или в музыкальном кружке, чтобы понять, интересны ли ребенку музыка и физкультура. Не бойтесь, что вас слишком поздно примут в «музыкальную школу»: Детей до девяти лет принимают на все отделения, а в некоторые классы даже до двенадцати лет.
Нужно ли заставлять ребёнка, если он не хочет?
Что делать, если ваш ребенок одарен от природы, имеет хороший голос и музыкальный слух, но упорно отказывается посещать музыкальные занятия? Должны ли вы упорствовать и давить на ребенка? Скорее всего, это не сработает: Он все равно бросит музыку в знак протеста — не сейчас, так через несколько лет.
По данным экспертов, дети пытаются бросить музыку пять раз за все школьные годы. Поэтому не стоит начинать не с той ноги. Лучше подождать: В 6-7 лет дети не всегда знают, чего хотят, поэтому их настроение может меняться не один раз.
Посещайте концерты классической музыки, музыкантов-виртуозов, слушайте музыку дома — проявляйте искренний интерес, и ваш ребенок с большей вероятностью будет идентифицировать себя с вашим увлечением и захочет изучать инструмент.
Отдавать ребёнка в музыкальную школу или нет: за и против
Некоторые родители не хотят отдавать своих детей в детскую музыкальную школу и приводят различные аргументы:
- Слишком большая нагрузка помешает основным занятиям в общеобразовательной школе.
- Высокая плата за обучение и стоимость инструмента не вписываются в семейный бюджет.
- Никто в семье не имеет музыкального образования, поэтому помогать ребёнку заниматься дома некому.
- Отдать ребёнка в музыкальную школу — значит лишить его детства.
Все эти мнения небезосновательны. Татьяна Скоробогатова, преподаватель фортепиано в Ростовском музыкальном училище, признается, что некоторые профессиональные пианисты мечтали «с грохотом бросить свой диплом на бабушкино немецкое пианино», когда наконец-то подержат его в руках.
Однако педагоги и сторонники музыкального образования приводят в качестве аргумента пользу для подрастающего поколения:
- Занятия музыкой развивают память, слух и внимание.
- Юные музыканты более дисциплинированы и трудолюбивы, чем их сверстники.
- Регулярные выступления на отчётных концертах помогают побороть страх перед публикой и скованность.
- Музыканты более открыты, эмоциональны и коммуникабельны.
- Музыка помогает развивать математические способности и легче осваивать иностранные языки. Об этом пишет Д. К. Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.
В любом случае, решение о выборе музыкальной школы нужно принимать вместе с ребенком, заранее обсудив с ним все возможные трудности.
Когда и как поступить в музыкальную школу?
Записываться в музыкальную школу следует заблаговременно. Прием заявлений на новый учебный год обычно начинается в апреле. Родители должны заполнить форму заявления и подать его в приемную комиссию. В конце мая или в начале июня проводятся вступительные экзамены, и ученики зачисляются. После 20 августа могут быть приняты дополнительные ученики (если еще есть свободные места).
Формат вступительных экзаменов определяется соответствующим учебным заведением. Обычно экзамены состоят из собеседования и музыкального теста.
Музыкальные способности. Ребенок должен уметь петь песню, предпочтительно детскую. Пение является отличным показателем наличия или отсутствия музыкального слуха. Комиссия может провести и другие тесты, например, прослушать и спеть мелодию (мелодию с большим количеством нот), сыгранную на инструменте, или прослушать количество нот — одну или две.
Чувство ритма. Самый распространенный тест на чувство ритма — попросить ребенка хлопать в ритм: учитель хлопает первым, а ребенок должен повторить. Ребенка также можно попросить спеть песню, хлопая или отстукивая ритм. Следует отметить, что музыкальный слух развить легче, чем чувство ритма. Это также будет учтено членами комиссии при выборе.
Память. «Память — самое сложное для измерения во вступительном тесте, потому что ребенок может что-то не запомнить из-за путаницы или невнимательности. Обычно не существует специального теста на память, кроме повторения мелодии, которую ребенок поет или играет.
Каждый из трех признаков оценивается отдельно по пятибалльной системе. Общий балл является критерием для приема в школу.
Документы для поступления
Если ребенок прошел вступительный тест, родители должны представить в школу следующие документы:
- заявление от родителей на имя директора
- медицинская справка о состоянии здоровья (требуется не во всех школах)
- ксерокопия свидетельства о рождении
- фотографии (формат уточняйте в школах)
Поступить в музыкальную школу несложно. Гораздо сложнее не потерять желание учиться в течение последующих 5-7 лет. Обучение музыке — это очень трудоемкий процесс. Удачи!