Прошедший год показал нам всем, насколько хрупки человеческие связи и отношения. Фестиваль Friendpad затронул всех нас, и это еще не конец. Но все мои друзья.
Вредно ли шлепать детей?
Основатель, супервизор и ведущий психолог Гавердовской студии, сертифицированный медиатор ACPP.
Шлепки стали актуальной темой с начала 2000-х годов. Многие люди считают, что шлепки не нужны, а некоторые даже считают их жестоким обращением с детьми. Сегодня различные группы призывают к полному запрету шлепков из-за их потенциального влияния на психическое здоровье детей.
Великие Порочные Дебаты
Родители давно спорят о том, является ли шлепок приемлемой мерой воспитания. Если вы читаете эту статью как взрослый человек, то, скорее всего, вас шлепали в детстве. Несмотря на многочисленные исследования, описывающие шлепки как вредную практику, большинство родителей думают: «Ну, я вырос просто замечательно».
Из 1000 опрошенных родителей 22% сказали, что шлепали своих детей раз в неделю или чаще. 31% сказали, что шлепали своих детей хотя бы раз в жизни. Более того, родители младенцев и детей ясельного возраста гораздо реже испытывают чувство вины за то, что шлепают своих детей.
«Торговая казнь»
Наказание поркой было впервые законодательно закреплено в Кодексе 1497 года. Это наказание назначалось за все виды преступлений. Например, могли выпороть за дерзкое замечание в адрес властей.
Обычно пороли по спине, бедрам или ягодицам. Обычно для этого наказываемого раздевали догола.
Порка требовала особого мастерства. Палач должен был отойти на несколько шагов от своей жертвы, затем взмахнуть плетью обеими руками над головой и с громким криком быстро подойти к осужденному, чтобы бросить орудие пытки ему на спину. Не разрешалось наносить два удара по одному и тому же месту. После каждого удара палач должен был удалить кровь и частицы кожи, прилипшие к плети. По словам исследователя Катошихина, казнь обычно длилась несколько часов, по 30-40 ударов в час.
Иностранец, ставший свидетелем этой процедуры, рассказывал: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Так (истязаемого) разрывают от плеч до пояса. Плоть и кожа свисают вниз кусками.
Многие люди умерли от этого. Это зависит не только от индивидуальных особенностей организма, но и от силы ударов. Некоторые выдерживали до 300 ударов, а другие падали на землю после первого удара. Если палач жалел наказуемого, он мог бить его легче (иногда за взятку). В противном случае он мог забить его до смерти.
Во времена Петра плеть называли «торговым наказанием». Его часто применяли за политические преступления в сочетании с клеймением.
«Виноват!»
Наказание плетью считалось гораздо более простым. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Кнуты часто использовались — для сбора налогов и недоимок, для порки крепостных и подданных. Иногда суд назначал порку за воровство, лжесвидетельство, неуважение к королевской семье и т.д. Так, поркой наказывался слуга, который, выпив за здоровье правителя, не снял головной убор.
Казнь проводилась следующим образом. Человека клали лицом вниз на землю или на землю. Один из палачей садился у его ног, другой садился ему на шею и обхватывал его колени. Затем каждый из них брал две палки и бил ими жертву по спине и пояснице до тех пор, пока не решали прекратить наказание или сломать палки. Удары по животу, бедрам и икрам запрещались. Даже во время казни наказываемый должен был кричать: «Виновен! Если он не кричал, наказание продолжалось до тех пор, пока он не кричал и не признавал свою вину.
Средние века: и пусть никто не уйдет непоротый
В дошедших до нас трудах великих педагогов, в различных версиях доктрин и в правилах различных народов розги или порка упоминаются повсеместно. Обсуждается степень избиения, причины наказания, виды, подручные средства — но не сам метод воспитания.
Более того, телесные наказания и различные другие формы телесных наказаний применяются не только к детям, но и к взрослым. Таким образом, суровость и опасность внешнего мира влияли на то, как община или общество воздействовали на своих отдельных членов, молодых и старых.
Парадоксально, но в сохранившихся до наших дней воспоминаниях и мемуарах можно прочитать лишь жалобы на то, что это наказание было несправедливо применено к невиновному человеку. Но нет никакого сопротивления и отрицания порки как метода воспитания.
Наказаний было много, и тратить время на каждое из них было абсурдно. Поэтому, а также для завершения воспитательных мер, во многих семьях существовал специальный «день порки», обычно по субботам. Тогда ребенку массово напоминали обо всех проступках и
Окончание господства розги
Первые шаги к нелепой идее о том, что ребенка можно воспитывать без побоев, конечно же, были сделаны аристократами. В эпоху Просвещения у них возникла безумная идея ненасильственной педагогики, что неудивительно. Именно в этом сословии в XVIII веке появились стабильные земли и земли для семьи, то есть за плохое поведение малолетнего отребья их нельзя было отнять. Это значит, что если в семье нет патологического жулика и азартного игрока, то никто не сможет отхватить у родственников кусок хлеба с маслом. Это значит, что нет смысла навязывать правила поведения и послушания силой, а есть время объяснить, научить, назначить воспитателя.
Но потребуется еще столетие, чтобы идея воспитания без шлепков получила распространение. Социальное расслоение велико, у крестьян нет такой страховки, как у аристократии, и аристократию тоже нелегко отучить от «потакающего» воспитания. Только с середины XIX века численность «необремененного поколения» наверху выросла настолько, что идея образования без палки стала набирать силу.
Николай Пирогов, знаменитый русский хирург, был также известен своими педагогическими трудами. В своей статье «Следует ли пороть и бить детей в присутствии других детей? (1858) он выступал за отказ от физического воспитания, называя его аморальным и циничным. Он выступал за полный отказ от телесных наказаний в школах и их применение в семьях в качестве крайней меры.
Несмотря на прогрессивные идеи, телесные наказания продолжались. Например, решение суда, оправдавшего педагога религиозной школы, который до смерти выпорол десятилетнего ученика, до сих пор остается в силе. Официально порка и другие виды физического насилия были отменены в российских школах в конце XIX века. Неофициально, конечно, это продолжалось в общеобразовательных школах до распространения советской власти и даже после.
Эмоциональное отвержение травмирует гораздо серьезнее
К сожалению, опыт современных родителей — из семей, детских садов и лагерей отдыха — обычно свидетельствует о жестком подходе к воспитанию и наказанию, причем не только телесному.
Вспоминая работу в психотерапевтических группах, я замечаю: люди, которых не били в детстве, часто поднимают руки, когда вы спрашиваете их: «Наказывали ли вас другими способами, например, эмоциональной дистанцией?». И эти люди часто гораздо более травмированы, потому что им было трудно принять молчаливую дистанцию и эмоциональное отвержение своих родителей. Это, в конце концов, тоже наказание, и часто гораздо более болезненное, чем импульсивное избиение.
Я не собираюсь в этом эссе узаконивать шлепки и делать их общепринятым способом наказания детей, нет.
Мне хочется уменьшить место рефлексии, предложить родителям подумать: а что вы умеете, кроме того, как шлепнуть, в ситуации, когда ребенок вас «достал»?
Можете ли вы расширить «желтую зону» — зону, где вы еще не шлепаете, но уже вышли из спокойной зоны, уже расстраиваетесь, а ребенок все еще не слушается?
На самом деле речь идет не о наказании, а о способе контроля родителей. В основном вопрос наказания волнует родителей мальчиков и родителей раздражительных детей с минимальным расстройством. Обычно первый пик наказаний приходится на возраст от 3 до 4 лет, и в это время разговаривать с моторными непоседливыми мальчиками бесполезно.
А второй пик наказаний, как ни странно, приходится на подростковый возраст. Когда у них уже здоровые лбы, они иногда крупнее отца и матери, полностью сформировавшиеся, тоже чаще мальчики, но даже девочки иногда могут выйти из себя. Они провоцируют и проявляют полную несдержанность. Здесь родители часто прибегают к наказанию, опять же непреднамеренно, из страха и растерянности.
Лучше шлепнуть, чем оскорблять и игнорировать
Что делать, если ребенок плохо себя ведет и его невозможно остановить? Мы говорим о формах контроля, которые работали в детстве, но они больше не работают, и нам нужно искать другой язык взаимодействия с детьми и другие способы регулирования поведения, особенно с подростками.
Есть дети, которые особенно чувствительны, впечатлительны, хрупки и нежны. Они также могут быть ужасно раздражительными, но их точно не следует наказывать физически. Тем не менее, шлепнуть ребенка лучше, чем оскорбить его, чем игнорировать его. Другое дело, что мы не должны заставлять их делать то или иное. Работа должна вестись в зоне профилактики, а когда дело уже дошло до крайности и уже нет никакой управляемости, машина выходит из-под контроля.
Я рекомендую технику динамического наблюдения. Это предполагает предвидение вашей реакции и реакции ребенка. Понаблюдайте за собой, когда в качестве наказания вы делаете что-то, что считаете неприемлемым. Возьмите две недели и отметьте, в каких ситуациях, в какое время дня, в какое время недели у вас возникает такая реакция. Каковы нормативные конфликты, то есть повторяющиеся ситуации. Что именно является вашим спусковым крючком, где ваши слабые места. В какое время вы склонны делать то, чего не хотите.
Обычно двух недель достаточно, чтобы нормальные, рациональные родители сделали далеко идущие выводы и сократили количество ситуаций, в которых они применяют наказание.
Тема, которую мы с Михаилом затронем на встрече в центре «Покровские ворота» 22 марта, — эмоциональное насилие в семье, которое часто происходит не только между взрослым и ребенком, но и между двумя взрослыми. Оно может не выглядеть как насилие, не оставлять синяков или физических шрамов, но может нанести глубокие психологические раны.
«Розги — ветви с древа знаний»: Как наказывали в детстве великих мира сего и детей простолюдинов
Получайте одну из наших самых читаемых статей на свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
До недавнего времени социальный порядок многих стран предполагал, что родительская любовь заключается в суровом обращении с детьми и что любое телесное наказание идет на пользу самому ребенку. И до начала двадцатого века порка была обычным делом, а в некоторых странах это наказание практиковалось до конца века. И что примечательно, у каждого народа есть свой национальный способ порки, который развивался веками: в Китае — бамбук, в Персии — плеть, в России — розга, а в Англии — трость. Шотландцы, напротив, предпочитали плеть и шкуру угря.
Один известный общественный деятель России говорил: «Вся жизнь народа проходила под постоянным страхом пытки: пороли родителей дома, пороли учителя в школе, пороли хозяина на конюшне, пороли мастеров-ремесленников, пороли офицеров, полицию, окружных судей и казаков.
Она служила средством обучения и хранилась смоченной в ванне, поставленной в конце классной комнаты, чтобы ею можно было воспользоваться в любое время. За различные шалости и плохое поведение детей было предусмотрено определенное количество ударов плетью.
Английская «методика» розги
Известная английская пословица гласит: «Вы портите ребенка, когда отдаете ему трость». На самом деле трости никогда не выдавались детям в Англии. Чтобы оправдать телесные наказания детей, англичане часто ссылались на Библию, особенно на Притчи Соломона.
Знаменитая Итонская розга девятнадцатого века наводила ужас на школьников. Это была метла, состоящая из пучка толстых палок, прикрепленных к рукоятке длиной один метр. Ее собирал слуга директора школы, который каждое утро приносил в школу целую связку. На это уходило много деревьев, но игра стоила затраченных усилий.
За простой проступок ученик получал шесть ударов, а за серьезные проступки их количество увеличивалось. Иногда от ударов шла кровь, и шрамы оставались на несколько недель.
В английских школах XIX века девочек били гораздо реже, чем мальчиков. Обычно их били по рукам или плечам, и только в редких случаях с них снимали трусики. В пенитенциарных школах для «трудных» девочек трости, палки и зубчатые ремни использовались с большой осторожностью.
И что примечательно, телесные наказания в британских государственных школах были запрещены Европейским судом в Страсбурге только в 1987 году. С другой стороны, государственным школам все еще разрешалось применять телесные наказания к ученикам в течение шести лет.