Важно иметь твердое представление о числовом ряде до 20 и уметь уверенно перемещаться по нему вперед и назад. Освоение чисел до 10 должно достигаться как минимум, в то время как до 20 — это уверенная норма. Знание чисел до 100 уже говорит о высоком уровне подготовки.
Обучение чтению детей 6 лет
консультация (подготовительная группа)
В Российской Федерации дети, которые собираются поступать в школу, как правило, находятся в возрасте от шести до восьми лет. Учебная программа в общеобразовательных учреждениях предполагает моментальное освоение первоклассниками чтения, письма и счета, начиная буквально с нуля. Однако, как показывают реальные условия, ситуация зачастую обстоит иным образом.
Научить малыша базовым навыкам в сжатые сроки невозможно. Поэтому родителям необходимо заранее позаботиться о подготовке ребенка. В противном случае ребенок, который не будет готов к школьной программе, столкнется с тяжелой нагрузкой, низкой успеваемостью и негативным сравнением с одноклассниками, что может привести к серьезным психологическим последствиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.68 КБ |
Обучение чтению детей 6 лет
В России дети, идущие в школу, обычно находятся в возрасте от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает, что первоклассники смогут быстро изучить навыки чтения, письма и счета даже с нуля. Однако реалии жизни показывают, что это не всегда так.
Эффективно обучить ребенка всем необходимым навыкам в короткие сроки практически невозможно. Поэтому родителям рекомендуется заранее начать заниматься развитием ребенка. В случае, если не уделять время подготовке малыша к школе, возникнут проблемы с нагрузкой, успеваемостью, а также плохое самочувствие на фоне сравнений с одноклассниками могут привести к психологическим травмам.
Рекомендуемое время для знакомства с буквами — за два года до начала школы, а для освоения чтения — примерно за год до этого времени.
Если малыш, как того требуют отечественные законы, будет зачислен в первый класс в возрасте шести с половиной лет, то начинать развивать навыки чтения слогов и слов стоит с пяти лет.
На какие навыки нужно обратить внимание у шестилетнего ребенка
Готовность к чтению ребенка зависит от его интеллектуального развития, а также психической и эмоциональной зрелости. Конечная цель родителя заключается в том, чтобы научить ребенка не сенсационно декламировать написанное, а действительно понимать, о чем идет речь. Поэтому перед началом обучения важно убедиться в том, что:
— У малыша достаточно обширный словарный запас.
— Его речь правильная и мышление логичное.
— У ребенка отсутствуют явные нарушения в произношении звуков.
При низком словарном запасе, ошибках в речи или нарушениях произношения, стоит отложить обучение чтению. Тем более лучше будет работать над общим развитием малыша. С помощью логопедических упражнений важно научить его правильно произносить звуки.
Чтение требует внимательности и сосредоточенности. Быстро научить ребенка читать или усвоить таблицу умножения при постоянных отвлечениях не получится. Для развития навыков концентрации можно использовать различные методы, включая составление пазлов, раскраски, игры с конструктором.
Научите малыша следовать строкам, водя по книге пальчиком или указкой. Если этого недостаточно, и он часто перескакивает со строки на строку или теряет место, где остановился, можно вырезать окошко в белом листе и передвигать его по тексту.
Для большинства детей процесс чтения может показаться слишком сложным, поэтому важно создать положительное восприятие этого занятия.
С двух до трех лет ребенка нужно постепенно приучать к книге. Стоит выбирать экземпляры с яркими, детализированными картинками, которые можно обсуждать. В возрасте шести-семи лет будут полезны книги с крупным шрифтом для внеклассного чтения.
Рекомендация: важно читать ребенку вслух. Идеальным вариантом станет чтение перед сном. Это не только доставит ребенку удовольствие, но и станет примером для подражания.
Существует много мнений по поводу того, следует ли заучивать все буквы алфавита до начала чтения. Н.С. Жукова, автор оригинальной методики обучения грамоте, предостерегает от этого. Разработанный ею букварь позволяет ребенку постепенно осваивать буквы. С увеличением числа знакомых букв разнообразие и сложность слогов повышается, после чего они становятся словами.
Родители, выбравшие авторские методики обучения чтению, должны следовать рекомендациям авторов. А если решили использовать традиционный подход, то придется сначала выучить алфавит и только после этого приступать к чтению. Познакомиться с буквами имеет смысл уже с двух-трех лет.
Нужно ли учить ребенка читать до школы?
Чтение — это сложный процесс, который включает в себя зрительное, слуховое восприятие, речь и психическую деятельность человека. В возрасте 5-6 лет дети находятся в самом расцвете любознательности, активности и восприимчивости к окружающему миру. Поэтому умение читать — это ценный инструмент для развития мышления и формирования личности. Чтение активно развивает внимание, тренирует память и воображение, улучшает артикуляцию и помогает справиться с гиперактивностью. Дети, которые начинают читать еще до школы, способны усваивать больше информации, чем их сверстники, которые осваивают чтение позже. Учащимся младших классов, которые читают с трудом, гораздо сложнее воспринять материал на уроках и выполнить домашние задания. Исследования показывают, что эта связь сохраняется и проявляет себя на протяжении дальнейшего обучения.
Большинство детей приходят в I класс с навыками чтения хотя бы по слогам. Однако в России нет законодательно установленных норм относительно того, когда и сколько должен уметь читать дошкольник. Существует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который требует от школ и детских садов учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, читать детей все равно научат, а отсутствие навыка чтения не помешает поступлению в I класс. Тем не менее оценивание уровня подготовки является нормой у многих школ, и существуют негласные списки навыков и умений, которые должен знать и уметь дошкольник перед первым звонком.
Помимо овладения базовыми навыками, дети должны быть готовы к обучению с точки зрения психологии. Ребенок, который не привык к учебной деятельности, оказавшись в новой обстановке, может испытывать стресс, особенно когда вокруг незнакомые люди и непривычные стены. Привычная обстановка дома и взаимоотношения с близкими будут способствовать раскрепощению и быстрому прогрессу.
Некоторые родители уверены, что детям, умеющим читать, будет скучно в первом классе, поэтому они не заинтересовывают малыша в чтении. Однако такое мнение является спорным. Можно также утверждать, что дети, которых не учат читать, тоже будут испытывать скуку. Ведь если уроки скучны, то всем детям будет не интересно.
Сколько слов в минуту нужно читать в 6 лет
Возьмите интересную книгу с крупным шрифтом и секундомер, чтобы провести эксперимент. Засеките одну минуту, затем подсчитайте количество прочитанных слов на отметке времени. Такой тест знаком многим. Кто-то показывает лучшие результаты, и с удовольствием читает, в то время как другие вспоминают о контроле скорости чтения лишь как о мучительном опыте. Хотя в настоящее время нет дисциплины, называемой «техника чтения», такие проверки по-прежнему проводятся. При поступлении в школу они необходимы для определения общего уровня развития ребенка. В начальных классах диагностика нужна для корректировки учебного плана. Первая официальная проверка для первоклассников обычно проходит не раньше второго полугодия, но оценок в большинстве случаев не выставляют.
Школьные программы могут различаться, но ориентировочная норма скорости чтения для учеников 1 класса составляет от 15 до 30 слов в минуту. Что касается вопроса, сколько слов в минуту требуется для дошкольника, стоит отметить, что результаты опросов показывают, что к первому классу более 70% детей умеют читать. Часть из них делает это по слогам, а минимум треть — со скоростью от 45 слов в минуту, что соответствует норме для второго класса. Тем не менее, эти данные следует рассматривать осторожно, так как оценивать скорость чтения в пустом виде нельзя. Педагог, проверяющий уровень чтения у ребенка, должен опираться на следующие критерии:
- читает ли он по слогам или пытается воспроизвести слово целиком;
- как правильно произносит буквы и звуки, умеет делить слова на слоги;
- соблюдает ли интервалы и правильно ставит ударения;
- понимает ли текст, который читает.
Поэтому, обучая ребенка чтению в домашних условиях, не стоит слишком акцентировать внимание на скорости. Дошкольник должен научиться читать в естественном для себя темпе. Но даже быстрое чтение должно уступать навык пересказа текста и ответы на вопросы по прочитанному. Подготовить ребенка к успешной сдаче норм можно, начав тренировки заранее, однако не стоит сравнивать с успехами других детей.
Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты
Таким образом, на пороге школы мы сталкиваемся с разным уровнем развития семилетних детей: одни из них, условно говоря, не знают даже букв, а другие уже могут бегло читать художественные тексты. Обучение такого класса в едином ритме оказывается затруднительным, и страдают, как правило, дети с меньшими знаниями — они вынуждены быстро догонять своих сверстников. Более того, программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, а у детей имеется много самостоятельной работы и не остается времени для закрепления базовых навыков.
В таких условиях преподаватель не может учить каждого ученика в соответствии с его уровнем знаний и умений и зачастую задает общее направление обучения, фактически выполняя функции методиста и ментора. Некоторые дети работают спокойно и самостоятельно, тогда как для других это может оказаться непростой задачей. В результате родителям бывает нужно брать репетиторов уже в первом классе, поскольку их ребёнок не в состоянии осилить учебную программу.
Поэтому я настоятельно рекомендую начать подготовку ребенка к школе заранее, но делать это с умом.
Не стоит преобразовывать подготовку в простое прохождение программы первого класса, за исключением случаев, когда ребёнок поступает на трехлетнюю программу «Эффективная начальная школа 1-3». В этой ситуации лучше заранее пройти программу первого и даже второго класса, включая прописи.
Вместо прописей — карандаши и пластилин
В первую очередь, необходимо подготовить руку малыша к письму. Для этого нужно постоянно развивать мышцы кисти и давать им соответствующую нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — заниматься лепкой, рисованием, вырезанием.
Старшие родители часто говорят: «Мой ребенок не любит такие занятия». Бывают и такие дети, и у них, как правило, уже имеются проблемы с мелкой моторикой. Вот задача для родителей — придумать увлекательные занятия, которые привлекут интерес ребенка, даже если он не в восторге от занятий. В настоящее время существует множество пособий, раскрасок, наборов для творчества — всегда можно найти что-то подходящее.
Основная задача — заложить прочный фундамент, который позже поможет ребенку в школе, когда он начнет заниматься прописами. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, что, в свою очередь, исключит возникновение страха или отказа от них.
Если не уделять внимание развитию руки и графомоторных навыков, в процессе обучения у ребенка может пропасть мотивация, он будет ощущать напряжение и, возможно, отказываться выполнять задания. Важно, чтобы он не сравнивал себя с одноклассниками, из-за чего может получить негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.
Общие знания
Во многих первых классах начинаются уроки английского языка, где много говорят на общие темы. Ребенку будет сложно, если он никогда не делился рассказами о семье, увлечениях или своем городе на родном языке.
Проверьте, умеет ли ваш будущий первоклассник:
- группировать предметы: животных, рыб, игрушки, жидкости;
- описывать предметы прилагательными, такими как: теплый, большой, мягкий;
- называть членов семьи и различать основные степени родства.
В возрасте шести лет ребенок обычно знает:
- цвета радуги;
- основные природные явления: дождь, ветер, снег, и понимает, откуда они появляются;
- методы использования различных продуктов и веществ: что можно наливать, насыпать, намазывать.
Также хорошо, если ребенок владеет базовыми знаниями об окружающем мире: может назвать страну и город, где живет, на каком языке говорит, а также знает названия ключевых достопримечательностей. В этом возрасте дети легко усваивают, почему холодно на полюсах и жарко на экваторе, а также причины смены дня и ночи.
Младшие школьники также понимают бытовые реалии: откуда появляются продукты в холодильнике и деньги в кошельке родителя, где чинят сломанные телефоны и обувь, какие профессии существуют. Несмотря на то что эти знания могут не пригодиться в школе, они помогут подготовить ребенка к реальной жизни и заложат основу общей эрудиции.
Не всегда в семье удается всесторонне развивать малыша. Много знаний он получает из общения с ровесниками, занятий в детском саду и различных секциях. Более того, финансовую поддержку можно получить, обратившись в Совкомбанк под доступный процент.
В Совкомбанке возможно оформление кредита наличными на различные цели до 5 миллионов рублей. Выберите удобный вариант и рассчитайте свои ежемесячные платежи на кредитном калькуляторе. Если вам нужны средства срочно, достаточно паспорта и любого второго документа. Если же требуется большая сумма, можно взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение.
Физическое развитие
Многие мамы и папы волнуются, что их ребенок выше или ниже своих сверстников, совершеннее или, наоборот, более пухлый. Часто для беспокойства нет оснований: серьезные отклонения указываются во время плановых медосмотров у педиатра. Для справки приведем усредненные нормативы по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для шестилеток.
Какой должен быть рост в 6 лет
Нормальный рост для девочек — от 110 до 120 см.
ВОЗ выделяет интервал низкого и высокого роста, который не считается отклонением от нормы. Есть смысл беспокоиться, если рост ниже 104 или выше 125 см. Но даже в этом случае стоит учитывать наследственность и основные показатели здоровья.
Для мальчиков действуют почти такие же нормы: это диапазон от 111 до 120,9 см.
Необходимо учитывать, что рост ниже 106 или выше 125 см выходит за пределы нормы.
Какой должен быть вес в 6 лет
Норма веса для девочек колеблется от 17,5 до 23,5 кг.
Как и в случае с ростом, ВОЗ выделяет так называемые «серые зоны» для высокого и низкого веса. Для девочек вес ниже 15,3 или выше 27,8 кг считается выходом за пределы нормы.
Что касается мальчиков, то нормальная масса тела составляет от 18 до 23 кг.
Вес до 15,9 и выше 27,1 кг также выходит за пределы нормы.
Индекс массы тела (ИМТ) необходимо сопоставлять с весом и ростом. Для шестилетних детей ИМТ составляет 15,3.
ИМТ определяется как соотношение веса и роста.
Формула расчета: ИМТ = вес в кг / (рост в метрах)².
Например, ребенок весит 20 кг при росте 1,15 м.
Считаем: рост в квадрате = 1,15 * 1,15 = 1,3225, округляем до 1,3.
После делим вес на полученное значение: 20 / 1,3 = 15,1. Это идеальный ИМТ!
Чек-лист
Подведем итоги, что необходимо знать шестилетнему ребенку для успешной адаптации в быту и в школе:
- свои имя и фамилию, структуру семьи;
- домашний адрес, телефон одного из родителей;
- печатные буквы и цифры от одного до десяти;
- понятие равно, больше, меньше;
- основные математические символы;
- основные геометрические фигуры;
- название своего города и памятников;
- основные виды животных, птиц, рыб;
- различные профессии и кем работают их родители.
Что необходимо уметь будущему первокласснику:
- читать простые и короткие тексты;
- писать отдельные слова и краткие предложения печатными буквами;
- делить формы на части и собирать их обратно;
- лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги;
- правильно обращаться с линейкой и ножницами;
- определять и называть качества и состояния предметов;
- различать принадлежность предметов к группам.
Это примерный список, и его можно расширять в зависимости от требований школы и интересов ребенка. Но старайтесь не умножать требования и не сравнивать своего ребенка с другими. Всегда найдутся дети, которые раньше научились читать, освоили письмо или преодолели букву «Р». Ваш ребенок обязательно превосходит других в чем-то своем.
Когда мои дети были маленькими, одна наша родственница постоянно переживала, развиваются ли они правильно. Каждую неделю через Skype она задавала вопросы: «Держит ли голову? Хватает ли предметы? Собирает ли пирамидку?» За несколько месяцев эти вопросы меня сильно утомили, и я, в конце концов, в сердцах ответила, что с пирамидкой можно играть иногда и по-другому. Она только покачала головой и спрашивала, когда я последний раз показывала ребенка неврологу. Ближе к году один из малышей заговорил, и в активном запасе им оказалось всего пять слов, которые ребенок успешно комбинировал. Я была очень горда, поскольку не зря болтала с ним с сентября до февраля, показывала ему цветные карточки и делилась интересными находками на прогулках. Когда я похвасталась родственнице о его успехе, в разговоре повисла пауза. Я ожидала восторга или похвалы, но получила лишь краткое: «А, ну хорошо. Теперь нужно учиться говорить фразами!
Этот случай научил меня, что всегда найдётся кто-то, кто считает развитие ребенка недостаточным. Этот человек может быть убеждённым советчиком, который ссылается на умные книги, написанные людьми, никогда не воспитывавшими детей, и используя в качестве примера других детей. Это могут быть близкие родственники, друзья или некомпетентные педиатры, которые просто игнорируют достижения. Они не радуются успехам малыша и не признают вашу работу. Мой совет: сторонитесь таких людей, не принимайте их мнения близко к сердцу. Это всего лишь мнения. Опирайтесь на авторитетные современные источники, опыт других родителей и свою интуицию. Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Не пропустите самое важное:
Как планировать семейный бюджет, успешно сдавать экзамены, выбирать профессию — об этом и многом другом рассказывает наша email-рассылка каждую неделю.
Хотите узнавать о новых публикациях, не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме.
С какими трудностями может столкнуться ребёнок и как ему помочь
На возраст 6-7 лет накладывается этап нового психологического кризиса. Ребенок взрослеет, учится контролировать свои эмоции и желания. В его жизни появляется учебная деятельность, готовящая его к школе. В возрасте дошкольника может проявляться непослушание, желание спорить с родителями и другими взрослыми, отстаивание своей точки зрения. Дошкольник становится более рассудительным и внимательным к своему внешнему виду. Резко реагирует на критику. Требования людей вокруг него растут. Родители и воспитатели в детском саду ожидают большей самостоятельности и ответственности: «Скоро в школу, учись читать, завязывай шнурки, дружи». Ребенок, оказавшись на пороге серьезных перемен, может столкнуться с трудностями. Главная задача родителей – успокоить его, поддержать, помочь справиться с этим периодом.
Проблемы с общением
- Не стоит высмеивавать и обесценивать переживания ребенка, не игнорируйте его жалобы о сложностях общения.
- Организуйте игры во дворе или позовите друзей, чтобы составить компанию вашему ребенку. Приглашайте детей, которые нравятся вашему малышу, к себе в гости или устроьте совместный пикник. Укрепляйте самооценку дошкольника и помогайте преодолеть застенчивость.
- Терпеливо объясняйте, что дружба возможна только по обоюдному желанию. Научите ребенка находить общих друзей с схожими интересами: пусть попробует предложить играть в футбол или кататься на качелях. Объясните ему, что нужно адекватно воспринимать отказ и уважать границы собственных и чужих желаний.
Пробелы в навыках самообслуживания
Если ваш малыш одевается только с помощью взрослых, не умеет завязывать шнурки, не обращает внимания на личная гигиена или внешний вид одежды.
Советы родителям:
- Продолжайте обучать ребенка навыкам самообслуживания, постепенно повышая уровень сложности.
- Умейте объяснять дошкольнику, как оценивать свою работу: «Достаточно ли я тщательно почистил зубы, убрал игрушки, помыл посуду?».
- Оказывайте мягкое давление на завершение начатого дела, если оно было выполнено не качественно, просите его переделать.
- Обучайте бережному обращению к вещам.
- Поддерживайте ребенка за успехи, не оставляйте его наедине с неудачами, при необходимости объясните, какой результат вы ждете и как его достигнуть.
Пробелы в знаниях
Если шестилетний ребенок плохо считает, не знает буквы, неправильно держит ручку или не умеет пересказывать прочитанное.
Советы родителям:
- Определите, что именно не хватает ребенку. Для этого можно обратиться к воспитателю или психологу, или провести внутреннее тестирование.
- Старайтесь восполнить пробелы в знаниях. Делайте занятия в игровой форме, начиная с 5 минут и постепенно увеличивая время, давая посильные задания.
- Не ругайте малыша за неуспеваемость и не сравнивайте с другими детьми.
Неусидчивость
Если ваш дошкольник во время занятий постоянно встает, подпрыгивает или пытается залезть под стол.
Советы родителям:
- Соблюдайте режим физической активности и создавайте условия для физической нагрузки в течение дня.
- Устраивайте физкультминутки между занятиями.
Как подготовить ребёнка к школе
Для успешной адаптации к школьному режиму дня и учебной нагрузке требуются специальные меры подготовки.
Родители могут постепенно давать знания о мире через объяснения своих действий и рассказывая о повседневных событиях и явлениях. Таким образом, дети учатся запоминать информацию и доносить её до других.
В процессе подготовки к школе важно общаться с ребенком, пополнять его знания с помощью чтения энциклопедий, наблюдения за природой во время прогулок, посещения зоопарка или фермы, обсуждения сюжетов книг и мультфильмов.
Начальные знание о географии можно получить через путешествия, изучение глобуса с комментариями взрослых и познавательные программы. Мышление хорошо развиваются через игры с наглядными пособиями (карточками, игрушками), продвигаясь к логическим цепочкам, поиском лишнего элемента, поиском отличий на парах картинок.
Быстро научить решать примеры поможет использование счетных материалов: палочек, пуговиц, конфет, ягод. Постепенно малыш сможет считать в уме.
Занятия пальчиковой гимнастикой, лепка и рисование по точкам хорошо подготавливают руку к письму.
Не стоит стремиться в каком-либо случае научить ребенка шестилетнего возраста чтению любой ценой. Знания букв и графическая их интерпретация вполне достаточно. Переходите к слоговому чтению постепенно, с использованием качественных дидактических материалов. Излишняя настойчивость и торопливость могут вызвать отторжение ребенка от чтения.
Важно, чтобы ребенок был готов к школе не только в интеллектуальном плане, но и эмоционально и психологически.
Детям следует уметь контактировать с окружающими: учителями и сверстниками. Социализации очень способствуют игры на детских площадках, посещение детского сада, секций и кружков.
Прививайте шестилетнему ребенку привычку к ежедневным занятиям, чтобы развивать усидчивость и внимание.
Шесть лет — это переломный момент в жизни ребенка, сложный и интересный как для него, так и для родителей. Безусловная поддержка, доверие и теплые отношения с мамой и папой помогут малышу освоить необходимые знания и навыки, подготовиться к первому классу и легко интегрироваться в школьную жизнь.