Мы все умрём. Как говорить с детьми о смерти

4. Ребенок может присутствовать на похоронах, но важно, чтобы рядом с ним находился кто-то, не охваченный горем, например, друг семьи. Это поможет создать комфортную атмосферу и даст ребенку ощущение безопасности в этот трудный момент.

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей

Как сообщать ребенку о смерти близкого?

Первым вопросом, который возникает у людей в подобных ситуациях, становится: говорить или не говорить? На первый взгляд может показаться, что доводов «за» и «против» примерно одинаковое количество. Боль потери близкого человека и желание защитить ребенка зачастую подталкивают к идее «не говорить», скрыть реальность, чтобы малыш не испытывал таких же ужасных чувств, как и взрослые. Но на самом деле это проявление не здравого смысла.

Таким образом, несмотря на всю сильную боль, сообщить ребенку о смерти близкого человека необходимо как можно скорее. Если сделать это позже (например, после похорон, после поминок, после завершения траура и т.д.), оно может вызвать обиду на оставшихся близких (почему они не доверили мне эту страшную историю сразу?) и привести к гневу и недоверию (если близкие не сказали мне об этом, значит, мне нельзя доверять никому). При этом ребенку важно понять, что он не один, и его чувства важны.

Кто должен говорить с ребенком о смерти? Безусловно, это должен сделать самый близкий из родных, который может оказать поддержку.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет уже что-то знают о смерти, но не имеют ясного представления о ней. Благодаря своему волшебному воображению, они еще не понимают, как устроен мир и живут с верой, что с ними или их близкими ничего плохого не произойдет. В этом возрасте у детей проявляется сильная зависимость от родителей, и они могут испытывать страх остаться одни, если родитель покинет их. Поэтому очень важно говорить о смерти близкого человека подобающим образом — тактично и спокойно, используя доступные ребенку слова. Также следует быть готовыми принять любую эмоциональную реакцию малыша на это известие и предоставить ответы на все его вопросы.

Кроме того, важно сразу разъяснить все аспекты смерти, которые могут вызвать у ребенка страх или чувство вины. Если смерть произошла в результате болезни, необходимо объяснить, что не все болезни приводят к смерти. Это нужно, чтобы в будущем, когда ребенок заболеет, он не стал бояться умереть. Можем сказать: «Бабушка была очень больна, и врачи не смогли ее вылечить. Помнишь, ты болел в прошлом месяце и поправился? А я недавно болел(а), помнишь, и тоже поправился(поправилась). Да, существуют болезни, от которых пока нет лекарств, но ты ведь можешь вырасти, стать доктором и найти лекарство против самой опасной болезни.» Если же смерть произошла в результате несчастного случая, крайне важно объяснить факт смерти так, чтобы не обвинять в этом никого.

Чтобы у ребенка не возникло страха потери оставшихся близких, важно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не желают оставлять его одного. Например: «Да, мама умерла, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, буду заботиться о тебе до тех пор, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один.»

Если ребенок слишком мал и его словарный запас ограничен, можно предложить ему нарисовать свои чувства (хотя это может показаться странным, это тоже способ переживания горя). Например, можно сказать, что страх может быть черным, грусть — синей, обида — зеленой, гнев — фиолетовым. Главное — чтобы ребенок понимал, что не одинок и имеет право свободно выражать свои чувства, которые будут приняты его близкими.

Нельзя предписывать ребенку, что ему чувствовать или как выражать свои эмоции (например: «Не плачь, маме это не понравится» или «Ты уже взрослый, чтобы плакать»). Говоря такие вещи, мы программируем ребенка на проявление чувств, которые он на самом деле не испытывает. Это может привести к тому, что он начнет считать свои настоящие эмоции плохими, которые нужно подавлять, показывая окружающим только желательное поведение. Это решение может сформировать эмоциональную холодность во взрослом возрасте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога на тему «Поощрение и наказание ребенка в семье.»

Правила поощрения, способы похвалить ребенка, когда и как это лучше делать. Памятка «Как поощрять ребенка в семье». Правила наказания и педагогические требования к их применению. Полезные советы для родителей.

Как сказать маленькому ребенку про смерть мамы 2

Консультации педагога-психолога: практические рекомендации родителям «Как приучить ребенка к чтению?»

Методические рекомендации для родителей о том, как воспитать у детей интерес к чтению. То, читают ли дети, что и как именно они читают, влияет на их сегодняшние успехи и завтрашнюю судьбу.

Как сказать маленькому ребенку про смерть мамы 3

Консультации педагога-психолога: практические рекомендации родителям и педагогам «Обзываются в группе. Как поступать?»

Как бороться с обзыванием в группе. Часто именно обзывание становится наиболее распространенной причиной обид и драк среди дошкольников, и может затрагивать не только самих детей-жертв.

Как сказать маленькому ребенку про смерть мамы 4

Консультация педагога-психолога «Модель жизни родителей — модель жизни ребенка»

Родители играют значительную роль в формировании системы ценностей у детей. Семейные ценности влияют на поведение, установки и убеждения, которые ребенок будет перенимать.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

Статья предоставляет рекомендации по правильному сообщению ребенку о смерти близкого человека.

Как сказать маленькому ребенку про смерть мамы 5

Консультация педагога-психолога: 7 ошибок родителей при адаптации ребенка в детском саду.

Консультация освещает наиболее распространенные ошибки со стороны родителей при переходе ребенка в детский сад, а также дает советы, как избежать этих ошибок и помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке.

  Почему мне тяжело общаться с людьми.

Почему нужно говорить с ребенком о смерти

Разговор о смерти важен, поскольку он помогает научить правильно переживать утраты и разочарования — опыт, без которого не проходит ни одна жизнь. Более того, осознание конечности жизни позволяет ценить каждый момент, понимать, что все уникально, уметь прощать и бережно относиться к близким, ведь они не всегда будут с нами. В конце концов, смерть — это одна из объективных реальностей нашего мира, с которой так или иначе сталкивается каждый. Вопрос ребенка Я тоже умру? так же логичен, как и вопрос Откуда я взялся?, и часто ставит взрослых в затруднительное положение.

Никто не любит думать о смерти; эти мысли вызывают тревогу и ностальгические воспоминания. Но для ребенка, который еще не наслушался таких ассоциаций, его вопрос — просто часть многих вопросов о том, как устроен мир. Если взрослые отвечают спокойно и честно, то ребенок сможет правильно воспринять информацию.

Когда разговор о смерти предстает в контексте утраты близкого, ситуация меняется. Часто взрослые не считают нужным говорить ребенку об этом, так как боятся надломить его детскую психику. Однако это плохая тактика: рано или поздно ребенок все равно сделает выводы — возможно, неверные.

Смерть — это тема, полная горя, боли и страха. Невозможно навсегда защитить ребенка от этих эмоций, но в ваших силах научить его переносить их наиболее безопасным способом.

Еще одна важная причина для разговора с ребенком о смерти — разобраться в своих собственных чувствах. Часто простые вопросы детей заставляют нас задуматься о сложных и неоднозначных вещах, упорядочить и сформулировать мысли, которые мы до этого касались лишь краем сознания, и, возможно, сами удивляться собственным выводам.

Что знают дети о смерти

Чаще всего дети начинают осознавать смерть гораздо раньше, чем взрослыми приходит в голову поговорить о ней. Они встречают смерть в книгах, видят в кино, сталкиваются с мертвыми животными на улице или живут моментом, когда они сами убивают насекомых. Если к ним не пришла личная утрата, они воспринимают смерть как нечто абстрактное и возможно, нешаблонное. Именно такой подход часто встречается в сказках и песенках, где смерть представлена не так уж страшно.

Понимание того, что всё живое рано или поздно умирает, обычно приходит к детям в возрасте 5–6 лет. Это время первых разговоров о смерти.

Корней Чуковский. От двух до пяти

Младшие подростки полностью осознают, что смерть неизбежна и однажды их близкие и они сами умрут. Смириться с этой правдой, встроить её в свою картину мира оказывается нелегко. Поэтому размышления о смерти в возрасте 11–16 лет могут быть особенно беспокойными. В этом возрасте подростки активно обсуждают этот вопрос, поднимают его в своем творчестве и нередко романтизируют его, что нередко вызывает тревогу у взрослых. Тем не менее, это просто естественный этап взросления. Романтизация смерти дает прекрасную возможность для обсуждения этой темы и мягкого снятия остроты страха.

Это гораздо страшнее, чем я думала. Смерть-то, оказывается, груба. Да еще и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов…

Евгений Шварц. Обыкновенное чудо

Важно начать беседу о смерти, если ребенок шантажирует кого-либо: Вот умру — и все вы будете плакать! Следует спокойно объяснить, что если он умрет, то не сможет насладиться этим зрелищем, ведь к тому времени он уже ничего не будет чувствовать.

С какого возраста можно сообщать ребенку о смерти?

Каролин Ильячефф в своей книге «Затаенная боль. Дневник психоаналитика» описывает случаи, когда положительный психологический эффект достигается даже у детей в несколько месяцев, которые еще не умеют говорить. У каждой возрастной категории есть свои особенности, и об этом можно почитать в книгах на тему психологии горя, например, у Шефова С.А.

Я полагаю, что самый неблагоприятный сценарий для ребенка — это остаться без внимания родителей и без объяснения причин. В такие сложные моменты ребенку может потребоваться поддержка близкого взрослого и понимание, что жизнь продолжается. Поэтому очень важно найти внутренние ресурсы для заботы о ребенке: накормить, приласкать, уложить его спать, вместе с ним горевать или немного поиграть. Замечательно, если ребенок сможет каким-либо образом участвовать в организации похорон, согласно его возрасту. Вот несколько рекомендаций, которые стоит учесть при подготовке к похоронам:

  1. Старайтесь разделять чувства ребенка. Не устраивайте истерик в его присутствии. Не заставляйте его приближаться к покойнику, если он этого не хочет.
  2. Не оставляйте ребенка с родственниками во время похорон. Это может заставить его почувствовать себя изолированным от семьи и вызвать у него чувство недостатка заботы со стороны родителей. Если подобное произошло, объясните ему причины.
  3. Не загружайте ребенка подарками. Это может отвлечь его и помешать переживанию горя утраты. Самой ценной поддержкой для ребенка станет теплое и участливое отношение близких, а не материальные вещи.

Взять ли ребенка с собой на похороны?

Предоставить ребенку возможность попрощаться с близким человеком важно в любом возрасте. Участие в похоронах дает ребенку возможность признать реальность утраты и понять, что умерший не вернется. Решение о том, будут ли дети присутствовать на похоронах, также зависит от самого ребенка — его желания или нежелания. Обычно дети готовы участвовать в похоронах, ведь это новый опыт и способ оставаться в кругу близких. Но если ребенок категорически отказывается идти на похороны, это его право. Он может попрощаться с умершим другим способом: сходить на кладбище, принести игрушку, поговорить о нем или просто поминать вместе с родственниками. Если ребенок высказывает желание участвовать в похоронах, то желательно:

  Мамин хвостик»: Почему ребенок не отходит от мамы.

1. Заранее объяснить ребенку:

  • что будет происходить на похоронах;
  • с какими реакциями взрослых он может столкнуться;
  • какова процедура погребения.

Это убережет ребенка от неожиданных и травмирующих событий, а также снизит его тревожность.

2. Важно найти взрослого из ближайшего окружения ребенка, который мог бы постоянно находиться ровно возле него, объясняя происходящее и при необходимости уводя его с кладбища. Также этот взрослый будет поддерживать право ребенка горевать и плакать, даже если другие взрослы присутствуют и говорят: «Будь храбрым и сильным», «Не плачь» и так далее.

Молчание — золото. Насколько применимо это выражение к теме смерти

В одной ситуации шестилетнего ребенка отвезли к больной бабушке, которая уже не могла ходить. После ее смерти родные придумали красивую историю о том, что бабушка теперь живет далеко-далеко, в прекрасном доме. Они еженедельно передают от нее привет и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

Все это выглядит хорошо, но у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, и, в общем, он стал нервным и тревожным. Мама шестилетнего мальчика не была готова принять мысль, что с ребенком нужно говорить о смерти. Оказалось, что она и сама боялась этой темы и всегда старалась говорить о чем-то другом, чтобы не возвратиться к этому вопросу, как будто убегая от него. Это не единственный подобный случай, который мне известен.

Ребенок понимает, что взрослая окружение грустит, видит слезы мамы и чувство потери, но не может уловить, что именно произошло. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не случилось, но почему тогда все грустят? Это приводит ребенка к осознанию, что его обманывают. Ему не позволяет говорить о том, что он чувствует, проживать эти чувства. И в итоге он остается один на один с ситуацией, держа эти тревоги внутри себя.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит на ура. Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

У ребенка мало способов справиться с подобной ситуацией. Обычно в таких случаях у него возникают психосоматические реакции: он может проявлять судороги, часто моргать, постоянно теребить свои волосы, грызть ногти — все это часто бывает методом справления детей с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Детям знакома ложь, фальшь, и соответственно, они легко распознают ее в окружении. Это может привести к повышению тревожности и развитию различных страхов. Неназванные эмоции становятся самым трудным испытанием. Ребенок может чего-то бояться и что-то чувствовать, но не понимать, что это за эмоция. Ему может не хватать информации о том, что это нормально — испытывать страхи или чувства утраты. Когда родители озвучивают и называют эти страхи, внешний диалог становится важным и необходимым для развития.

Вспоминаю свои чувства, когда мне было 15 лет и я впервые узнала о тяжелой болезни бабушки из разговора родителей. У взрослых было огромное количество забот, и никто не собирался говорить об этом со мной. Это были самые ужасные две недели. Я не могла делиться своим ужасом, испытанным внутри, с кем-либо. Не было возможности ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы. Вот только в итоге оставалось молчание. Облегчение пришло, когда родители, наконец, сказали мне правду. Теперь я знала, что не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри.

Моя мама тоже очень боялась. Однако, как она справилась, так и я справилась. Важным моментом стало то, что невербальные чувства были произнесены и раскрыты. У нас была возможность говорить о них и принимать чужие чувства. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь, родителям нужно справиться со своими собственными страхами. Эмоции родителей моментально считываются бессознательным ребенком. Поэтому спокойный, уверенный эмоциональный фон — это залог успешного разговора.

К сожалению, такой разговор нелегкий. Поэтому очень важно предоставить ребенку поддержку. Лучше всего, если он сядет вам на колени, обнимет вас, и вы дайте понять, что вы рядом и вместе справитесь с любой болью.

На каждый вопрос подросшего ребенка должен быть дан соответствующий ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю её палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда кто-нибудь умирает, они не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость — ключевые факторы в этом разговоре. Любая ложь и фальшь лишь усугубят тревогу ребенка. Важно объяснить ребенку, что тот, кто умер, не вернется, и что смерть — это навсегда.

Ребенок также обязательно задаст вопросы, умрет ли он сам, умрут ли мама или папа, бабушка, брат или сестра. Четко и уверенно можно сообщить: Да. Все умирают. Но до этого момента мы все растем, учимся, работаем, создаем семьи, у нас появляются дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старыми и умираем.

Важно объяснить ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Таким образом, мы показываем ребенку, что жизнь имеет свой конец. Но этот конец будет не скоро. Впереди целая жизнь, полная интересных события.

  Как смириться с одиночеством: советы психологов.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти и принятия конечности жизни тревога у ребенка обычно снижается. Он принимает информацию и начинает ценить свою жизнь.

Следующий вопрос, который дети часто задают, — почему люди умирают? Ответьте на него честно: многие умирают от старости, тяжелых болезней и несчастных случаев. Однако болеют не все, и большинство людей выздоравливают, доживают до старости. Важно донести до ребенка, что несчастные случаи тоже происходят редко. Иногда люди теряют жизнь в ДТП, но чаще всего они счастливо возвращаются домой.

Таким образом, показывая ребенку различные варианты того, как может наступить смерть, мы тем самым снижаем его тревожность, деля на частое и редкое. Честно, но безопасно для ребенка.

Что касается того, что происходит с человеком после его смерти и что он чувствует, дети могут расспрашивать о чувствах после смерти. Спокойно сообщаем, что мертвое тело не может ничего чувствовать.

Что касается вопросов о душе и жизни после смерти, здесь существует множество мнений — лучше всего проинформировать ребенка о различных взглядах. Это поможет ему иметь свое мнение и веру.

Важно честно озвучить ребенку, что никто точно не знает, что ждет после смерти, и описать разные версии, не зацикливаясь на пугающих аспектах. Оптимальным вариантом будет делиться положительными воспоминаниями людей, переживших клиническую смерть, так как чаще всего эти истории имеют светлый и позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если ваша семья имеет религиозную составляющую, вы можете поделиться с ребенком каким-либо готовым ответом. Но не переусердствуйте. Чрезмерно привлекательные картины загробной жизни могут разочаровать ребенка в настоящем, потому следует соблюдать баланс.

Как рассказать?

Все зависит от того, как вы хотите подать информацию детскому сознанию. Сообщить такие вещи лучше всего спокойно и с высоким уважением к ушедшему человеку и к масштабам ситуаций. Неправильно будет просто сказать: «Ты не плачь, не расстраивайся, это всё пройдет». Рождение и смерть — это значимые события. Передавать информацию нужно с адекватной тональностью. Желательно включать сознание ребенка, хотя это не значит, что вы должны вникнуть в глубину психологического значения смерти, поскольку порой даже взрослым это не под силу. Важно вовлечь его в общие переживания:

— Знаешь, мама очень любила дедушку, теперь его больше нет с нами, и мы собираемся отметить его память сегодня.

Как сказать маленькому ребенку про смерть мамы 6

Мама, ты умрешь?

Лариса (сыну 6 лет):

«Если ребенка волнует тема смерти, он понимает, что все однажды умрут и начинает бояться болезней и старости. Как правильно подойти к этому разговору?»

Импонирует мысль, что страшно быть закопанным в землю. Это абсолютно нормальная реакция. Страх смерти, болезней и старости является мощным источником для многих религий. Закрывать от ребенка эту сторону жизни — не лучшая стратегия. Дети должны знать, что есть страдания и беды. Но они не должны получать незаживающие раны на этой почве. Родители должны помочь им справиться с новым знанием и научиться с ним обращаться. Дети любят играть в страшные вещи, испытывать страх и преодолевать его. Острые вопросы о смерти они тоже должны обсуждать, но лучше всего делать это вместе с родителями. Успокойтесь и расскажите об этом своим детям.

В литературе можно найти множество замечательных примеров, как можно вести подобные разговоры с детьми. Один из таких примеров из воспоминаний Г. Л. Выготского: «Это лето для меня было омрачено двумя разными по масштабу, но одинаково огорчительными событиями. Помню, все были потрясены нелепой трагической смертью профессора М. Басова и, по-видимому, поэтому в нашем доме много говорили о смерти. После всех разговоров я поняла неизбежность смерти, и это меня потрясло. Я была напугана, все казалось мне шатающимся и непрочным. Отец заметил мое состояние и однажды, когда мама ушла, он взял меня за руку и привел на балкон. Там он посадил меня к себе на колени так, чтобы я видела его лицо, обнял и спросил:

— Скажи, что случилось?

— Это правда, что все люди умирают? — спросила я, надеясь на то, что он сможет развеять мой страх и сказать, что этого не бывает. Отец выслушал меня, погладил по голове и спокойно ответил:

— Да, правда. Но умирают только очень старые и больные люди. Так что тебе не о чем беспокоиться. Это произойдет очень-очень нескоро, через много-много лет.

Сказав это, он сделал неопределенный жест, полностью показывая мне отдаленность этого момента. Стало легче, но требовалось уточнение:

— Мы тоже будем старыми, но видишь, мы здоровы. Так что не переживай, иди спокойно играть. — Сняв меня с колен и целуя, он мягко подтолкнул к двери: — Иди к детям.

Моя душа наполнилась спокойствием. Я помню, меня переполняло чувство любви к отцу и благодарности. Эта сцена сохранилась в памяти, как будто произошла только что.»

Оцените статью
Добавить комментарий