Как отучить ребенка брать чужое: 13 советов психолога.

Если ваш ребенок отбирает игрушки у других детей, вы должны внимательно наблюдать за ситуацией и помочь ему научиться общаться в группе. Этот опыт договариваться и мирно общаться друг с другом, правильно справляться с отказом и уважать границы других людей поможет ему в детском саду и школе.

Ребенок 2 года отбирает у всех игрушки

Дети узнают, что мир жесток и несправедлив, когда выходят на игровую площадку. Первое испытание на пути ребенка — это игровая площадка, где он знакомится с другими маленькими детьми. Пока мама весело болтает с подругами и обсуждает новую прическу Юлии Барановской, среди детей разгораются нешуточные страсти. Игры в песочнице часто заканчиваются серьезной дракой на лопатах и ведрах.

В доме ребенок всегда чувствует себя защищенным. И вот этот домашний ребенок в пеленальном платье и огромных бантах выходит в сад. Конечно, не с пустыми руками. Лучшие игрушки аккуратно упакованы в симпатичный рюкзачок. Там и новые формочки для песка, и любимая кукла с малиновыми волосами, и плюшевый мишка — подарок бабушки. Уже через 30 минут девочка плакала. Рамекины бросил в густой куст соседский мальчик, платье куклы порвано, а мишка потерял лапку. Мама грозится отвести хулигана в полицию, а бабушка обещает купить новую игрушку. Через неделю происходит та же история. Почему на песке разгораются такие недетские страсти? Как должны реагировать родители, когда у их ребенка отбирают любимую игрушку? Есть мамы, которые по первому зову готовы встать на защиту ребенка, другие проявляют полное безразличие к детским ссорам, третьи говорят: «Переживешь. Хватит ныть!» Кто прав?

Разбираемся в этой непростой ситуации вместе с психологом Борисом Седневым, клиническим психологом, руководителем центра Седневых:

— Песочница — это место, где дети получают первый опыт общения. То, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя во взрослой жизни, во многом зависит от игр, в которые он играет в саду. Маленькие дети по-разному ведут себя и чувствуют себя на детской площадке. Важную роль здесь играют родители, их личные качества, система ценностей и навыки, которые они смогли передать своему сыну или дочери. Не следует игнорировать и возрастные особенности детей.

От 1,5 до 2,5 лет

Если вы понаблюдаете за детьми, играющими в песочнице, то заметите, что совсем маленькие дети часто ловят все игрушки, которые их интересуют, не делая различий между своими и чужими игрушками.

В этом возрасте очень сильно желание новых игрушек, особенно соседней песочницы. Малыши пробуют многое, и их интерес могут вызвать не только совок и ведерко ярких цветов, но и другие дети. И не всегда это происходит безопасным образом. Важно понимать, что в этом возрасте у ребенка, как правило, еще не развита способность различать свои и чужие вещи. Задача родителей — приспособиться к особенностям этого возраста.

Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми, обучая их правилам общения. Для этого полезны совместные игры. Примером может служить строительство красивого замка из песка, для которого нужны садовые формы. Если ребенок очень активно интересуется другими и причиняет им вред, прежде чем выходить на улицу, ему следует поучиться хорошим манерам дома со взрослыми. Если в семье есть домашние животные, вы также должны внимательно следить за малышом, чтобы он не навредил своему четвероногому другу в процессе обучения. Покажите ребенку, как трогать животное и как с ним играть.

Дети до трех лет очень тактильны (кинестетики). Однако в силу своего возраста они еще не обладают достаточным контролем над своими чувствами и моторикой. Поэтому желательно начинать обучение осязанию как можно раньше, дома, до того, как ребенок пойдет в песок. Именно в семье маленький ребенок усваивает основные понятия об окружающем его мире.

Отучаем малыша брать чужие игрушки без спроса

Каждый ребенок любит играть с другими детьми в песочнице. Однако общение между малышами часто бывает не таким беззаботным, как представляют себе взрослые.

Вначале все мирно и спокойно: дети веселятся и делятся своими игрушками. Но вот приходит время идти домой, и ваш ребенок хочет, например, взять красивую красную машинку. А его партнер по игре, конечно же, не дает ему его любимую игрушку. Ваш ребенок искренне не понимает такой реакции, ведь он привык, что в песке все общее!

U-rebenka-otbirauyt-igrushki

Что произошло?

Ребенок до 3 лет не знает разницы между «своим» и «чужим». Поговорите с ребенком: объясните, что этот предмет принадлежит кому-то другому.

Решение

Отведите ребенка в сторону и обсудите с ним вопрос о «своем» и «чужом»:

  Рацион питания ребенка после года: примерное меню 🍓 для малыша от полутора до 2 лет с рецептами.

«У каждого человека есть личные вещи: например, у тебя есть…. (назови свою любимую игрушку). Если бы ее у тебя забрали, тебе бы это не понравилось, правда? Тебе было бы очень больно». Чтобы сохранить дружеские отношения, вы не должны обижать других детей или забирать что-то без спроса.

Можно также обсудить простые правила поведения, чтобы помочь ребенку общаться:

«Вы можете взять чужую игрушку, спросив разрешения, и если разрешение получено, вы можете играть с ней. Если владелец игрушки попросит ее вернуть, отдайте ему игрушку. Поблагодарите знакомого за то, что он одолжил вам что-то интересное, и, возможно, в следующий раз он разрешит вам поиграть с этим».

Если ребенок отбирает или берет без спроса вещи осознанно

В каждой школе могут быть «хулиганы», которые крадут обед и карманные деньги у младших школьников. Есть дети, которые крадут вещи у младших братьев и сестер или «одалживают» хорошие вещи у друзей. Иногда дети без разрешения берут деньги родителей и вещи из магазинов.

Что делать, если ваш сын или дочь — один из таких детей?

deti-delyat-igrushku

Что произошло?

Ребенок осознает, что совершает плохой поступок, но в момент кражи для него важнее результат.

Счастливый и довольный ребенок не станет красть чужие вещи. У каждой кражи есть мотив. Если вы хотите помочь своему ребенку не повторить ошибку, выясните, зачем ему нужна украденная вещь.

Решение

Выясните, почему ваш ребенок взял ее без спроса. Причин может быть много, мы перечислим самые распространенные. Устраните причину, и проблема исчезнет.

Причина 1. Вещь понравилась, но родители ее не могут купить

Самая распространенная причина заключается в том, что дети крадут вещи. Есть решение: объясните, что вещи — не самое ценное в жизни.

Причина 2. Нехватка внимания, способ самоутвердиться

Когда ребенок обделен вниманием, ему становится грустно и одиноко. Тогда у него может возникнуть вопрос: «Могу ли я взять это незаметно? Решение простое: уделяйте ребенку как можно больше времени и внимания.

Причина 3. Вседозволенность или тотальный родительский контроль

Поглаживание и полный родительский контроль — распространенные причины воровства. Избалованные дети, которые воруют, считают себя выше закона. Воровство становится для избалованного ребенка своего рода сигналом протеста, чтобы досадить родителям.

Отнеситесь к ребенку с пониманием и постарайтесь изменить свое отношение к его воспитанию.

Причина 4. Плохой пример взрослых

Взрослый, безнаказанно обижающий своего ребенка, является плохим примером. Даже если это вилка из буфета. Изменитесь и объясните ребенку, что вы совершили ошибку.

adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu

Отучайте детей от привычки подбирать вещи, которые не так сложны, как кажется на первый взгляд.

Уважайте собственность ребенка

Дети учатся, наблюдая за взрослыми и их отношением к себе. Да, да, выбросить рисунок, разрушить без разрешения домик или кубики LEGO, потому что пришло время собирать игрушки, заставить надеть ненавистное платье или есть суп — все это неуважительно. Одно дело — наказать запретом на просмотр телевизора, другое — отобрать игрушку или «завоевать» устройство. Не поддавайтесь искушению узнать, какие секреты хранит ребенок в своей шкатулке.

Уже с 2 3 лет ребенок знает что чужие игрушки без спроса брать нельзя так как 2

Дайте ребенку свободу сказать «нет», если он не хочет, чтобы его тело, его вещи трогали, входили в комнату. Вы можете поощрять совместные игры на детской площадке, потому что так веселее, но не будьте принудительными: «Быстрее, дай другому ребенку поиграть с твоей куклой, не будь жадным!». Если кто-то другой может взять мою куклу, если я ее не хочу, почему я не могу?

Потренируйте уважать отказы

Объясните своему ребенку в возрасте 4-6 лет, что является воровством, а что нет. Каковы последствия: Потеря друзей, потеря доверия, потеря репутации (это понятие также следует ввести в дошкольном возрасте), для взрослых — тюрьма. Как пользоваться чужими вещами: спрашивать разрешения и говорить спасибо, обмениваться ими. Учите просить, а не требовать, т.е. спокойно принимать отказ, а не ожидать, что вежливая просьба гарантирует вам то, что вы хотите. Это трудно, поэтому обучайте ребенка. Например, возьмите несколько коробок и положите в две или три из них по конфете. Теперь спросите вместе: «Коробка, можно мне конфетку?». Откройте ее — она пуста, значит, коробка сказала «нет». Внутри лежат конфеты — «да». Теперь поиграйте таким же образом с чучелами животных. Пусть большинство из них говорят «нет» маминым голосом, а у одного или двух будет спрятан маленький сюрприз. Так ребенок научится воспринимать отказ не как оскорбление, а как норму, а разрешение — как сюрприз, исключение.

  Мы расскажем вам все об алопеции. Маски, лечение, препараты.

Если ребенок научится уважать личные границы других людей, у него не будет проблем с воровством. Но обычно семьи путаются в этом вопросе. Когда ребенок съел все сладости, он должен наслаждаться ими. Если он играл с вещами родителей, ему разрешается это делать, в конце концов, это его дом. А если он взял часы со стола учителя в первом классе, то это уже катастрофа, он становится взрослым и вором. Где находятся вещи ребенка и чужие вещи? У каждого ребенка должны быть личные полки в шкафу, игрушки, книги и альбомы. Если вы берете с собой одни и те же вещи, важно их маркировать. Еду также следует делить на порции: Кашу, например, можно брать в любое время и сколько угодно, если ты голоден, а вот сладости — н

Уже с 2 3 лет ребенок знает что чужие игрушки без спроса брать нельзя так как 3

Но есть и некоторые сходства: Мебель, например, настольные игры. Или игры в детском саду. Вы можете их использовать, но не можете выбросить.

Возможные причины и мотивы воровства

Подражает родителям

Если вы приносите карандаши с работы, собираете яблоки из чужого сада или «пересаживаете» растение из питомника на свой подоконник, ребенок обязательно заметит и постепенно научится делать то же самое без излишней щепетильности. Он не будет обращать внимания на ваши лекции о «честности и нечестности воровства».

Не различает «моё» и «твоё»

Все — «наше». В этом случае вам придется объяснить ребенку, что именно принадлежит ему в доме. Скажите ему, что именно он должен заботиться об этих вещах и избавляться от них. Объясните ему, что принадлежит маме, папе, братьям, сестрам и бабушке, а что — ему.

У него нет собственности

А вы хотите иметь право распоряжаться своими собственными вещами. Подумайте, а что принадлежит вашему ребенку? Комната, одежда, игрушки? Нет! Какие вещи являются его личными вещами? Чем он может распоряжаться, разрушать, уничтожать, отдавать, и вы не ругаете его за это? Думаете ли вы об этом? Можете ли вы свободно зайти в его комнату и обустроить ее по своему усмотрению, выбросив «ненужный хлам и мусор»? Значит, комната, ее содержимое — ваша собственность. У него ничего нет. У ребенка должны быть личные вещи, иначе как он сможет понять, что такое «собственность»? Если он научится ценить и защищать свою собственность, он с большей вероятностью будет уважать собственность других людей.

Уже с 2 3 лет ребенок знает что чужие игрушки без спроса брать нельзя так как 4

Протест против родителей

Родители постоянно спорят или ругают ребенка, который в ответ пытается украсть и тем самым символически крадет что-то хорошее для себя, к чему у него нет доступа.

Самоутверждение

Родители постоянно сравнивают ребенка с детьми братьев и сестер или соседей, что не идет ему на пользу, поэтому ребенок пытается самоутвердиться, взять верх, чтобы вернуть свою «украденную» и дискредитированную личность.

Компенсация

Мать, которая слишком занята работой и домашними делами (как говорит одна моя коллега: «Она не мать, она енот, который только моет и убирает!»), обычно чувствует вину за то, что не проводит достаточно времени со своим ребенком. Она склонна компенсировать свою любовь и заботу подарками.

Ребенок понимает, что любовь можно купить. И если ему не хватает вашего тепла и внимания, он будет воровать, чтобы хотя бы частично компенсировать свои чувства.

Возможно, он дарит другим детям и взрослым награбленное, чтобы купить их любовь. Или приглашает всех своих одноклассников в кафе на украденные деньги.

По принуждению

Дети дошкольного возраста очень редко воруют деньги, но шестилетний Коля берет деньги из маминой сумочки. В этом случае важно выяснить, зачем Коле нужны деньги. Например, он хочет купить «Биониклов» или жевательную резинку, от которой мама отказывается. Или его шантажируют старшие мальчики в детском саду или на детской площадке? В этом случае только вмешательство взрослых поможет исправить ситуацию.

Страсть к накопительству

Желание собрать все привлекательные предметы в своем доме, чтобы контролировать их. «У меня просто нет этой монетки или игрушки» — это может быть достаточной мотивацией для ребенка, чтобы взять то, что ему не нравится. Таким образом, ребенок символически усиливает контроль над своей жизнью. Он может буквально прикоснуться к ней.

Семейная тайна

Приемные дети, которые не знают, что они усыновлены, часто роются в шкафах и достают оттуда вещи. Приемные дети, чьи семьи не согласны во многих вопросах, ведут себя так же. Например, родители регулярно уезжают в отпуск, а ребенок остается с бабушкой, которая говорит ребенку, что они уехали по делам. Или у одного из родителей есть внесемейные отношения. Ребенок бессознательно пытается найти скрытую информацию. Часто он ее находит.

  Как научить ребёнка спать всю ночь.

Что сделать, чтобы ребёнок не воровал?

Не провоцируйте, не поддерживайте воровство, т.е. не создавайте мотивов и причин, и знайте, что делать, когда это происходит. Если ребенок взял чужое имущество без спроса:

  1. Спокойно объясните ему, что произошло.
  2. Обязательно найдите способ вернуть вещь владельцу или заплатить за нее. Ребёнок должен участвовать в процессе. Если вещь нельзя вернуть, придумайте, как ребёнок может помочь заработать нужные деньги. Например, неделю/месяц мы не будем покупать домой сладости и игрушки, чтобы сэкономить деньги. Вся семья не ест сладости и не покупает новые вещи в магазинах.
  3. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок извинился при всех. Это унизительно и только увеличит его агрессию против вас. Если это вещь соседского ребёнка или ребёнка из детского сада, пусть при возвращении присутствуют только дети без родителей.
  4. Избегайте чтения длительных нравоучений, не рисуйте мрачного будущего, которое ожидает ребёнка после того, что он натворил. Если вы будете повторять сыну или дочке: «Из тебя может вырасти вор, ведь ты уже сейчас воруешь!» — ребенку не останется никакого выбора, только «оправдать ваши ожидания».
  5. Обязательно проясните, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.
  6. Никогда не спрашивайте его: «Почему ты это сделал?» Это бессмысленно. Вспомните, как когда вы опоздали на работу начальник грозно спрашивает вас: «Почему?». И вы судорожно придумываете оправдание, ясное дело, оно не всегда правдивое. У ребёнка богатое воображение и рефлекторная мораль, он обязательно нафантазирует что-нибудь подходящее: «Чтобы отдать бедным детям!» Не учите его ещё и лгать. Лучше поинтересуйтесь, как это произошло и как теперь будем возвращать украденное.
  7. После того, как эпизод исчерпан, не напоминайте ребёнку об этом непрестанно. Пусть «календарь закроет этот лист».
  8. Если воровство становится хроническим, не бойтесь обратиться к психологу. Скорее всего, он начнет работать и с вами. Родители боятся услышать от специалиста упреки в свой адрес, потому что они и без него в этот момент чувствуют себя плохими. Многие мамы и папы просто покрывают своего ворующего ребёнка, даже для себя делая вид, что проблемы не существует. Потому что им стыдно так, как будто это они сами воруют. Они в растерянности и беспомощности, так страшно им признаваться в проблеме. Хороший психолог работает конфиденциально и обязательно вас поддержит. Фразы типа «вы просто не занимаетесь своим ребёнком» обычно произносятся не профессиональным детским психологом, а всезнающими френдами в соцсетях.

Вырастет ли сын или дочь честным человеком — стопроцентной уверенности нет, но это во многом зависит от нас, родителей. Поэтому не сдавайтесь.

Фото.

Недостаток нравственности, морали и воли

Дошкольники и младшие школьники уже в шесть-семь лет приобретают вещи, иногда из желания покрасоваться и получить одобрение сверстников. Дети постарше воруют по той же причине — они жалуются на действующие правила и говорят: мы вас не слушаемся!

Да, такое тоже случается. У детей, которые растут в таких условиях, часто бывают и другие сопутствующие симптомы: Агрессия, истерики, склонность к бунтарству и конфликтам.

Уже с 2 3 лет ребенок знает что чужие игрушки без спроса брать нельзя так как 5

личные и семейные границы, личное и общее имущество. Вы также можете поговорить о том, как делится семейный бюджет и как распределяются домашние обязанности. Пример: мать берет деньги у отца, потому что хочет купить диван, а этим большим предметом мебели пользуются все. О покупке договариваются заранее. А ребенок берет деньги, не договорившись с хозяином о расходах, и покупает сладости и мороженое, причем ест только один человек. Когда вы разговариваете со своим сыном или дочерью, приводите примеры, которые им более понятны.

Взрослые не поддерживают ребенка, у него низкая самооценка

Почему дети попадают в плохую компанию и совершают аморальные поступки? Потому что родители их унижают, критикуют, не позволяют иметь собственное мнение, а в обществе изгои в доме получают признание: «Ты крут, если так поступаешь. Если ты не трус, укради деньги у одноклассника». Мальчик или девочка так хотят добиться статуса среди сверстников, так хотят быть частью банды, что готовы нарушить закон.

Чтобы избежать этого, необходимо пересмотреть манеру общения с ребенком. Если вы критикуете его, упрекаете и не решаете ситуацию, он не будет надеяться на вашу защиту и найдет утешение в плохой компании. И тогда он может стать жертвой шантажа и вымогательства.

Уже с 2 3 лет ребенок знает что чужие игрушки без спроса брать нельзя так как 6

#ОльгаСамойлова #психология

Оцените статью
Добавить комментарий