Кроме того, обязательно ознакомьтесь с колонкой, написанной пилотом гражданской авиации — в ней он делится своими разочарованиями относительно профессии. В этой же рубрике «Что меня бесит» публиковались откровения стюардессы, которая рассказала о своих опытах с пассажирами в состоянии алкогольного опьянения, о неверности в туалетах, а также о криках детей.
Из аэрофобов — в пилоты: как перестать бояться летать и влюбиться в небо
Не бойтесь! Самолеты считаются самым безопасным видом транспорта! К сожалению, такие доводы не действуют на людей с выраженным страхом полетов: это одно — слышать такие утверждения, и совершенно другое — чувствовать страх, находясь в воздухе. Екатеринбурженка Анна Голубницкая провела 14 лет в борьбе с аэрофобией, прежде чем ей удалось ее преодолеть. В своей колонке она делится своим опытом.
Будьте честны, кто из вас никогда не испытывал страха перед полетом? Кто из нас не ощущал дрожь в коленях, когда самолет начинал резко снижаться во время турбулентности? Если у вас нет этих страхов, вы действительно счастливчик. Однако, среди тех, кто с сердцебиением поднимается по трапу, все еще достаточно много людей — и я сама когда-то была в их числе.
Для того чтобы для меня каждый полет стал источником радости, а не нуждой запивать страх стаканами алкоголя или успокаивающими препаратами, потребовались долгие годы. Теперь я готова рассказать вам, какие шаги я предприняла, чтобы избавиться от страха перед воздушными путешествиями.
Или ты полетишь — или заявление на стол!
Как типичный аэрофоб, я всеми силами старалась избегать перелетов. Путешествие на машине в Сочи — это простое дело, всего 3000 километров — это не так и много. Я также избегала командировок в Москву любыми средствами. Но страх был весьма обоснован: тогда события об авариях и катастрофах в небе подавали в новостях буквально ежедневно: Иркутск, Боденское озеро, Донецк, Архангельск. Но однажды начальство решило, что с подобным поведением пора покончить. На мою очередную попытку уклониться от командировки я услышала резкое: «Или ты летишь в Москву, или ложи заявление об увольнении на стол».
Вечером, вернувшись с работы, я была в подавленном настроении. Муж, который по первой специальности является авиационным инженером, спросил меня, что случилось, и, выслушав меня, сказал: «А ну, пошли за комп!» Он установил авиасимулятор, подключил педали, дал мне в руки джойстик и с энтузиазмом сказал: «Летим!» Увидев мои недоуменные глаза и слыша возмущённые вопросы о том, почему это мне нужно, мой муж, оставаясь рассудительным, заметил: «Почувствуй, каково это — быть в самолете. Если что-то и случится, то это же всего лишь симуляция!»
В конечном итоге, он убедил меня попробовать. Мы выбрали случайный маршрут — Москва — Анкара, и по пути он делился со мной подробностями о том, что происходит в процессе полета. За неделю он смог ввести в мою голову основы аэродинамики, метеорологии, конструкции воздушных судов и других наук, связанных с воздухоплаванием.
Взлёт — посадка
Почему взлет и посадка являются наиболее критическими и напряжёнными моментами в полете? Причина заключается в близости к земле. Это время, когда требуется быстрая реакция. Самолет разгоняется по взлетной полосе, скорость постепенно возрастает, но подъемной силы пока недостаточно для взлета. Наступает тот самый переломный момент, когда самолет вроде бы уже отрывается от земли, но скорость остается низкой и он только начинает набирать высоту. Если в этот момент что-то пойдет не так, у пилота будет лишь очень ограниченное время для реакции. В отличие от ситуации, когда самолет находится на высоте 12 тысяч метров — в таком случае у него есть запас времени в 20 минут для выполнения различных маневров. На высоте время работает на пилота. А вот вблизи земли моменты могут проходить за считанные секунды. Исследования показывают, что большинство катастроф происходит именно в период взлета и посадки. Случаи, когда самолет претерпевает катастрофу в воздухе, можно пересчитать по пальцам, и это всегда связано с внешними факторами, такими как террористические акты.
При взлете и посадке допустимо некоторое углубление (крен) самолета — до 30 градусов. Более того, вы будете весьма удивлены, но в инструкциях к управлению самолетами Boeing написано, что их также можно подвергать сложным маневрам, таким как «бочка». Конечно, это не является нормальным для пилота, но производитель документирует, что в случае, когда ваш самолет оказаться с креном более 90 градусов (например, при экстренной ситуации), не стоит паниковать и пытаться сделать что-то жесткое, а лучше просто выполнить бочку и продолжить полет. Для самолета на самом деле не имеет значения, как именно он летит — даже вверх ногами!
Турбулентность
Не все авиакомпании мира избегают «болтанки» — например, многие азиатские авиаперевозчики предпочитают летать по прямым маршрутам, даже если это подразумевает вероятность сильной турбулентности. Многие видео, показывающие, как падают подносы и вещи из багажных отсеков, связаны именно с азиатскими авиалиниями. Возможно, это связано с культурными особенностями, поскольку в таких регионах традиционно больше доверяют реинкарнации.
Теперь, если говорить серьезно, представьте себе большой стеклянный шар. Поместите туда мышку и отпустите её в течение потока воды. Мышка будет неустойчиво двигаться в потоке, её будет качать и болтать. Но что происходит со стеклянным шаром? Ничего не случится с его структурой или целостностью. Самолет тоже «плавает» в неравномерной воздушной среде — существуют различные воздушные потоки. Например, между Гренландией и Канадой над морем Баффина, где расстояние около 800 километров и полет занимает около одного часа, ветры могут достигать скорости 300–400 километров в час. В этих широтах обычно наблюдается сильная тряска и болтанка.
Поэтому рекомендуется держаться привязанным ремнями безопасности. Это нужно в первую очередь для того, чтобы избежать удара головой о потолок. Однако самолет в это время может оставаться целым и невредимым. Поэтому вопрос о турбулентности вообще не должен быть вам так важен. Если самолет «колбасит», так и пусть.
Причины аэрофобии
Механизмы, лежащие в основе аэрофобии, представляют собой сложное явление и еще не полностью изучены. Однако можно выделить несколько основных причин, способствующих её появлению:
Психические расстройства. Исследования показывают, что у практически 60% людей с аэрофобией также проявляются симптомы других расстройств и фобий. В частности — тревожных расстройств, страх высоты, клаустрофобии, социофобии и агорафобии. Это позволяет специалистам предполагать, что в большинстве случаев аэрофобия может быть не самостоятельным нарушением, а следствием других психологических состояний.
Сильное внутреннее напряжение или конфликты. Если во время полета у человека имеется какая-либо внешняя причина для стресса (например, беспокойство по поводу работы), это может приводить к неприятным физическим ощущениям, таким как головокружение, одышка и учащенное сердцебиение.
Эти физиологические реакции считаются нормальными на большой высоте и не угрожают здоровью. Но в сочетании с предшествующим стрессом они могут вызывать панику и страх. В результате мозг связывает эти неприятные симптомы именно с полетом, и этого вполне достаточно для развития аэрофобии, которая может не быть связана с другими расстройствами.
Выученное поведение. Если ваши родители страдали от страха полетов, вполне вероятно, что вы переняли этот страх.
Пугающие происшествия во время полета. К примеру, резкая тряска при попадании самолета в зону турбулентности может вызвать сильный страх, который станет спусковым крючком для дальнейшего развития аэрофобии. Однако такие события случаются крайне редко. Ученые объясняют это тем, что для того, чтобы у человека развилось любое фобическое расстройство, необходимо наличие индивидуальной предрасположенности.
Кто подвержен аэрофобии
Аэрофобия чаще всего затрагивает людей в возрастной группе от 17 до 34 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте происходит множество изменений и стрессовых ситуаций в жизни. Люди заканчивают обучение, находят работу и стараются закрепиться на ней, вступают в брак и заводят детей.
Дополнительные волнения, связанные с путешествием, могут стать триггером для панической атаки, что, в свою очередь, может привести к развитию аэрофобии.
Также многие люди с аэрофобией имеют определенные личностные черты и особенности мышления, способствующие её развитию:
- повышенная тревожность;
- страх потери контроля над собой или ситуацией;
- склонность к эвристическому мышлению, что может привести к тому, что человек считает, что само ощущение тревоги указывает на реальную опасность;
- селективная память, которая позволяет запоминать события, связанные со страхами и опасениями.
Полезные советы
Иногда вам просто не удастся избежать полета. Как бы этого не хотелось, необходимо путешествовать. Самолет позволяет добраться в самые удаленные уголки мира, что зачастую невозможно иным способом. Вот несколько полезных советов, которые помогают мне, тоже испытавшему страх перед полетами.
Подготовка к полету
Мы уже упоминали, что полеты могут быть неприятными с физиологической точки зрения. Поэтому позаботьтесь о своем комфорте заранее. Носите удобную одежду и обувь, возьмите подушку для шеи. Не стоит надевать слишком узкие джинсы или высокие каблуки, а также излишне плотный макияж. Если по медицинским показаниям вам необходимо компрессионное белье, то обязательно наденьте его во время полета.
Полезно взять с собой легкий перекус и освежающие леденцы. Глотательные движения помогут вам избежать ощущения заложенности в ушах. Пейте достаточное количество воды.
Запланируйте, как вы проведете время в воздухе. Например, если ваш полет длится два с половиной часа, то первые и последние 30 минут могут быть наиболее неприятными — это всегда взлет и посадка, которые нужно будет просто пережить. Останется полтора часа. Посвятите полчаса чтению, затем покушайте — 15 минут. После этого можно встать и пройтись до туалета, понаблюдать за тем, что делают другие пассажиры — этот процесс займет 10 минут. А в оставшиеся 1 час и 5 минут вы можете посмотреть фильм.
Приложение
Существует мобильное приложение для аэрофобов под названием SkyGuru. Оно было разработано профессиональным пилотом Алексеем Гервашем, который также является руководителем центра по изучению аэрофобии. В это приложение вы можете загрузить данные о своем рейсе за сутки до вылета, благодаря чему вы будете получать информацию о происходящем на борту в режиме реального времени.
Садясь в самолет, включите режим полета и откройте приложение. Для его корректной работы вам нужно будет откалибровать экран, чтобы приложение могло отслеживать происходящее вокруг. Каждый этап полета — взлет, руление, посадка, турбулентность — будет объяснен с технической точки зрения.
Информация из SkyGuru поможет избавиться от множества мифов и успокоить ваши страхи. Например, в приложении объясняется, почему турбулентность чаще всего возникает в ясную погоду и что именно её вызывает. Спойлер: это абсолютно безопасно.
Однако есть один минус: приложение работает только с регулярными рейсами. Зато оно доступно как на iOS, так и на Android. В бесплатной версии можно проследить за 10 полетами, после чего потребуется перейти на платную подписку. Ее стоимость составляет 1490 рублей.
В Google Play Market приложение не представлено, однако его можно найти по запросу в поисковой системе.
Аффирмации
Это похоже на то, о чем мы говорили ранее: простые и логичные факты могут стать вашей опорой. Постоянно повторяйте для себя:
- Самолет является самым безопасным видом транспорта;
- Тысячи перелетов проходят удачно каждый день;
- Я уже много раз летал;
- Наташа/Андрей регулярно летают и делятся своими впечатлениями, значит, это может быть приятно.
Не забудьте обещать себе награду за преодоление этого страха. Например, сообщите себе, что после приземления вы устроите себе латте или примете расслабляющую ванну с шипучей бомбочкой. Попробуйте сосредоточиться на желаемой награде, это поможет вам успокоиться перед полетом.
Не стесняйтесь обращать внимание на свои нужды, воспользуйтесь кредитом от Совкомбанка, чтобы не жалеть о своих затратах после трудного перелета.
Хотите, чтобы ваш отдых прошел на высоте? Возьмите кредит на отпуск с длительным сроком погашения. Подайте заявку прямо онлайн, а деньги можете получить моментально на свою банковскую карточку.
Что нужно исключить
К сожалению, многие распространенные способы, используемые для снятия стресса перед полетом, не всегда безопасны.
Алкоголь
Да, на борту некоторых самолетов подают вино. Однако в стрессовом состоянии алкоголь может вызвать непредсказуемые физиологические реакции и усилить тревожность.
Кроме того, употребление алкоголя в условиях полета может спровоцировать отечность, головные боли, повышение давления и тошноту.
Снотворное
Не стоит игнорировать назначения врача, если он прописал вам успокаивающие препараты. Однако принимать снотворное в надежде просто закрыть глаза и проснуться в другом аэропорту не является мудрым решением. Во-первых, многие седативные лекарства снижают концентрацию, что крайне важно в аэропорту перед началом полета.
Во-вторых, во время полета могут возникнуть ситуации, требующие вашего внимания — не только те, что вызывают страх. Например, изменения в расписании, просьбы пристегнуться, объявления пилота и даже непредвиденные ситуации, такие как приземление в другой аэропорт, все это требует концентрации и бдительности.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам, даже если не полностью избавиться от аэрофобии, то хотя бы заметно снизить уровень тревоги во время полета.
Для тех, кто разумно подходит к вопросам отдыха
Сэкономить в поездке и отдохнуть с комфортом? Легко! Подпишитесь на нашу рассылку и получайте еженедельные подборки лучших статей о путешествиях.
Хотите узнавать о новых публикациях, не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме.
Единые стандарты безопасности
Самолеты по всему миру сертифицируются согласно единому стандарту Федерального авиационного управления США и Европейского агентства по безопасности полетов EASA. Эти организации разрабатывают законы, касающиеся безопасности полетов и проверки воздушных судов. Каждый самолет проходит тщательную проверку и получает гарантии безопасности.
Все системы продублированы
В самолете имеется полная дубликация всех систем. Есть два двигателя: даже если один из них выйдет из строя, самолет может благополучно долететь на втором. Также в наличии два опытных пилота — если один из них почувствует себя плохо, второй сможет успешно продолжить управление.
Неважно, сколько времени длится перелёт
Для самолета не имеет значения, насколько долго длится полет. Уровень безопасности остается одинаковым как для трехчасового перелета, так и для десятичасового. Единственное различие заключается в психологическом восприятии: для человека, испытывающего страх перед полетами, продолжительность времени — прямая зависимость уровня страха — в первом случае это будут три часа страха, а во втором уже десять. Важно понимать, что риск аварии на земле во время поездки в аэропорт составляет 1 к 5000, в то время как вероятность катастрофы в воздухе — 1 к 11 000 000. Что же, стоит ли тогда переживать?
Комфортные условия