О переносе урока клиент сообщает преподавателю не менее чем за один день по телефону или через мессенджер Viber. В этом случае стороны договариваются о другой дате и времени.
Договор для репетитора: что полезного в нём прописать
Елена Мехоношина
Письменный договор между преподавателем и клиентом — это хорошо. Во-первых, условия работы обязательно оговариваются. Если родители что-то забудут, они могут посмотреть на документ и вспомнить. Во-вторых, договор — это юридическая гарантия на случай претензий, экзаменов и судебных дел.
Преподаватели прекрасно знают, как работать с клиентами. Теперь задача состоит в том, чтобы воплотить накопленный ими опыт в четких условиях договора.
В этой статье мы поможем вам составить шаблон договора на оказание услуг по обучению, чтобы защитить интересы руководителя, соблюсти баланс с правами клиента и не нарушить закон.
Рекомендации подходят для индивидуальных предпринимателей, ИП и организаций.
Кто подписывает договор со стороны заказчика
Услуги репетиторства могут быть оказаны как взрослому, так и несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет.
В первом случае взрослый является клиентом, подписывает договор и участвует в занятиях. Во втором случае взрослый подписывает договор от имени клиента, но от имени ученика. Ребенок посещает занятия и учит неправильные глаголы.
Несовершеннолетний в возрасте 14 лет и старше также может сам подписать контракт с преподавателем, если он оплачивает его из своей зарплаты или стипендии. Это разрешено статьей 26(2) Гражданского кодекса.
В случае с учеником младше 14 лет договор всегда подписывают родители. Изменения в расписании, оплате и программе также согласовываются с родителями. В противном случае договор не имеет юридической силы.
Худшие отговорки
Некоторые из этих предложений очень популярны, другие кажутся пугающе нелепыми. К сожалению, студенты не всегда блещут находчивостью.
Нужно было выполнить задание по другой дисциплине
Бывают случаи, когда у студентов не хватает времени на выполнение всех работ, особенно по второстепенным предметам. Таких студентов много, и это нормально.
Однако говорить такую причину в лицо учителю — это грубый жест, который может испортить отношения и навредить репутации. «Вы считаете, что мой предмет не важен?» — это первое, что подумает учитель. Приготовьтесь к неловкому разговору, после которого вам придется извиняться.
Не мог ходить
Если вы не можете ходить, потому что вывихнули лодыжку или у вас воспаление суставов, это уважительная причина пропустить школу. Если у вас волдыри от бурных танцев на вечеринке, не стоит говорить об этом профессору. Найдите себя
Поссорилась со своим парнем/девушкой
Не ожидайте, что профессор будет восприимчив к вашей личной жизни. Любовь и учеба не должны касаться того, что вы услышите в ответ на рассказ о ссоре.
Если вы впали в депрессию и нуждаетесь в психологической помощи, обратитесь к психологу. Он или она выдаст вам справку, освобождающую от занятий (или нет, это зависит от вашей ситуации).
Не стирал одежду
Даже если у вас сломалась стиральная машина и у вас нет новой одежды, это не повод ее не стирать. В конце концов, вы можете постирать все вручную или попросить помощи у друзей.
Был не в настроении
Возвращаясь к ссоре с партнером: Если вам нужна психологическая помощь, обратитесь к психологу. Но плохое настроение, грусть и печаль не являются вескими причинами для пропуска занятий.
Врач посоветовал пропустить занятия
Более того, врач может порекомендовать вам на время отказаться от учебы, чтобы избежать стресса. В этом случае вам следует попросить у врача справку, освобождающую вас от занятий. И объясните университету, почему вам нужен отдых.
Без этой справки все будет выглядеть как сказка, придуманная для конкретного профессора.
Прочищал слив в душевой
Это пример из разряда «на меня напал грабитель и я остался дома, чтобы он больше ничего не украл». Если вы придумываете захватывающие истории, убедитесь, что они правдоподобны.
Если что-то случилось в ванной комнате (сломанный полотенцесушитель, затопление), сделайте доказательные фотографии или видео. Этим вы не сможете никого оправдать, но вы подтвердите правдивость истории в глазах учителя.
Всегда ли нужно оправдываться?
Вы можете удивиться, но не все учителя заинтересованы в том, чтобы выслушивать ваши рассказы о чрезвычайных происшествиях в семье или авариях в автобусе. Многие считают это пустой тратой времени.
Стоит ли объяснять, почему вы не пошли на урок? Это зависит исключительно от учителя. Сначала вы можете извиниться коротко, а потом объяснить более подробно, когда вас спросят. Иногда поступки и желание наверстать упущенное говорят о вас гораздо больше, чем оправдания.
Родители говорят НАДО
Бывают случаи, когда и вам нужен перерыв, и у вашего ученика вроде бы все хорошо (ни ЕГЭ, ни GCSE не напрягают), но звонит его мама и говорит: «Мы бы хотели заниматься каждый день на каникулах!». Что делать?
У меня была подобная ситуация, и по неопытности я согласилась: «Да, конечно, мы будем заниматься, как вы скажете». Ничего хорошего из этого не вышло — я не смогла успокоиться, а ребенок заупрямился.
Уроки были немотивированными, как с моей стороны, так и со стороны ученика: нужно было решить всего несколько задач, концентрация ученика была нулевой. В результате он ничего не запомнил, я ничего нормально не подготовил, а время было потрачено впустую.
Это неправильный путь! Когда в обучении нет перерывов, производительность мозга резко падает. В основном это происходит потому, что снижается концентрация внимания. Люди не зря придумали выходные и праздники.
Когда мозг работает нормально, он вырабатывает глутамат — молекулу, отвечающую за стимуляцию нервной системы. Если вы не отдыхаете, а все время работаете, возникает избыток этих молекул, что напрямую влияет на концентрацию. Ребенок (да и взрослый), который не отдыхает должным образом, перевозбужден и не может сосредоточиться. А такое обучение не приносит пользы.
Конечно, я советую вам быть относительно строгими с родителями. Если вы уверены, что уроки бесполезны, прекратите их. Постарайтесь объяснить, почему это так, как с научной точки зрения, так и из собственного опыта.
Любители отдохнуть
А если все наоборот? Вы видите, что все идет не так, как вы планировали, что все идет не очень хорошо, что ребенок не делает домашние задания, и родители и ребенок говорят: «Мы отдыхаем».
В отличие от предыдущего случая, здесь, как бы нам это ни было неприятно, решение полностью зависит от родителей и ребенка. Мы не можем заставить их что-то делать, но мы можем дать им совет. И совет может быть дан таким образом, что ученик, скорее всего, захочет учиться.
Я привык разъяснять такие вопросы с учениками, если это возможно, а не напрямую с родителями, чтобы не идти у них на поводу. Иногда этого бывает достаточно.
В разговоре со студентом стоит упомянуть три вещи: 1) важность экзаменов и регистрации, 2) спокойствие родителей и 3) формат курса. Итак, скажем: скоро экзамены, а мы не успеваем. Родители будут нервничать, нужно ли вам это? А поскольку это выходные, то занятия будут проходить в несколько ином формате, будет легче.
Просто придумайте совершенно другой формат. Например, на каникулах я провожу урок-диалог: это значит, что я не объясняю ничего нового, а мы вместе решаем задачи в форме диалога — по сути, мы просто говорим на заданную тему.
Но бывает необходимо поговорить и с родителями. Я не очень люблю это делать.
И, конечно, я закрываюсь с хорошим чувством, что уроки можно отложить, перенести и расставить по-другому, чтобы хотя бы ничего не забыть.
Уговорили позаниматься с девочкой (хотели именно меня, долго договаривались с мамой, в результате решила взять)
Крошечный хашпак, а внутри — картина застывшего времени: ковер на стене, картина на ковре, миллион фарфоровых фигурок, салфетки, пластмассовые розы в вазе. Атмосфера, от которой хочется взлететь наверх, обнажиться и одновременно искупаться в дожде. Дома бабушка, которая за несколько встреч раскрывает свою жизнь в следующих словах: «какое сейчас время года», «я вырастила троих детей», «35 лет в школе» и т.д.
Во время уроков двери не закрываются, а бабушка приходит и уходит. Девочке 12 лет, и она очень мало говорит. Она не говорит ни на одном языке. Особенно она молчит, когда путь ее бабушки проходит мимо нашего стола.
В течение полутора часов, с мокрой спиной, я даю девочке кукольные представления, смешные картинки, лучшего друга детей и другие многоголосые этюды, потому что девочка молчит. Изредка я цепляюсь за намек на свет в ее глазах. Я выжимаю из нее несколько ненадежных слов.
Через несколько сеансов мы переходим к невинной теме «семья», и из ее сбивчивых объяснений я узнаю следующее: У девочки есть мать, отчим и брат, с которым она не живет. Она не может решить, есть у нее брат или нет, и мне, совершенно сбитому с толку, приходится несколько раз переспрашивать ее на разных языках. Потому что я не сразу понимаю, как такое возможно.
А потом я понимаю. Я понимаю, что у мамы девочки есть хороший компьютер и план, по которому они вместе поедут в Лондон в марте (и в процессе бабушка, которая «35 лет в школе, дает мне ценные педагогические советы: на каждом уроке они с внучкой заучивают несколько полезных фраз, как раз к поездке).
Но самой матери не существует. Мать живет с любимым мужчиной и новым сыном. А девочка живет среди фотографий и паутины со своей бабушкой, у которой помутился рассудок и которая застряла в последствиях войны.
А дома я уже две недели пытаюсь смириться с ситуацией, хотя мне хочется долго кричать. Звоню маме и кричу. Выставить бабушку в коридор — и кричать. Но я сдерживаюсь, потому что думаю: может, Бог специально поставил меня туда, чтобы что-то сделать. Чтобы показать девочке, что есть и другие виды людей? Какая разница, или, выражаясь английским языком, лишь бы это случилось. Мог ли я это сделать? У меня нет ответа на этот вопрос.
Пока что девушка в полном ужасе от моих предложений, что неудивительно для человека, который в ужасе от звука собственного голоса. И вот я здесь, с красной помадой, улыбаюсь. И ничего не боюсь. Но через несколько недель мне звонит моя родная бабушка и говорит, что у меня отличная методика и все идеально подходит, только девушка слишком занята, поэтому они решили подождать с языком. И я вздыхаю со смущенным, свинцовым облегчением.
У вашей девочки нет проблем с английским. У нее нет матери, в конце концов. Какой, к черту, может быть английский! Какой Лондон?
Самое ужасное, что абсолютно все эти люди считают, что очень любят своих детей. Они делают для них все возможное. И все у них в семье хорошо, а если не хорошо, то не все так плохо, и меня это не касается. Они пригласили меня преподавать английский язык.
МЕСТО ДЛЯ ПАУЗЫ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Небольшое замечание: у меня в классе замечательные дети. Мы долго и продуктивно с ними работаем. У них нормальные родители — не идеальные, нет, есть нюансы, но нормальные. Но дело не только в родителях, поэтому давайте продолжим.
Мне немного неловко говорить о том, как ухудшилась школа за последние несколько десятилетий. Во-первых, я там не работал и не хожу, и это ниже моего достоинства — говорить гадости о том, чего я не достиг и даже не пытался. Во-вторых, уже столько всего сказано, что это отвратительно.
Но это не меняет сути. В школе ничему не учат. Достаточно сказать, что у меня есть три ученика из специализированной английской школы, где у них 7-8 часов английского в неделю. И им нужен репетитор. Только вдумайтесь в эти цифры, это безумие!
Ужасная правда в том, что я не могу помочь им войти в нормальное человеческое русло, потому что за десять лет школа нарыла в них такие колеи, из которых их не вытащишь. Как бы родители ни надеялись, что я научу их говорить, я этого не сделаю. Это можно сделать, вырвав их из восприятия школьной реальности, и можно попытаться сделать это летом, когда школы нет.
Но не летом, как я уже писал. Лето — это святое. В течение года мы убиваем себя до костей, причем убиваем в геометрической прогрессии, так что к концу 11-го класса, для сдачи ЕГЭ, мы ползаем под ружьем в действительно опасной ситуации с учебниками по всем сдаваемым предметам, но лето нас не трогает. В то время, когда мы могли бы сделать качественный скачок, замаскировав его под приятное времяпрепровождение, с фильмами, песнями, другими видами человеческой деятельности и т.д., мы не позволим даже 3 часа в неделю легко питать отдохнувший и свежий мозг.
В нескольких вопросах викторины, розданных после экзамена, я обнаружил непонятные моменты и спросил: «Разве ты не пришел уточнить, что здесь имеется в виду?». — На что ребенок отвечал: «Я постарался не задавать вопросов». В некоторых случаях (в английской школе, да) были откровенные ошибки со стороны учителей. Но в целом, если вы не знаете, экзаменационные работы и другие документы сейчас обычно не возвращают. Конечно, вы не знаете, в чем именно была ошибка, но вы должны знать оценку и постараться улучшить ее в следующих попытках. Как это сделать? Да как угодно.
Все равно выучите темы и повторите их на уроке. Как в случае с индейцами. Как сейчас помню, одного из героев звали ПОПОКАТЕС. Еще одна тема, которую я помню, была про город Москву. Например, сколько метров в высоту башня «Федерация». Потом они удивлялись, что дети не умеют хорошо говорить. И ЧТО ГОВОРИТЬ, ЕСЛИ ЭТО КАКОЙ-ТО КОД, СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫЙ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ. И что я могу сделать со своими тремя часами по сравнению с восемью часами школы? Но я, конечно, пытаюсь. И кое-что, надо сказать, получается, хотя и с большим трудом.
Но ожидания родителей на этом этапе часто не оправдываются. Поэтому я говорю совершенно открыто и ясно: дорогие друзья, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, самый верный способ добиться этого — действовать параллельно со школой в плане ее политики, чего я лично никогда не сделаю, потому что не могу. Органично.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хотя бы часть времени говорил (что вряд ли возможно в школе, потому что для этого нужны более сильные потрясения, чем три часа частных уроков в неделю), вы можете доверить его мне, я направлю его мысли в нужное русло, и когда школьный морок освободится от его хватки, у него будет возможность сделать дальнейшее изучение языка более или менее разумным.
Что делать, если нет результатов от занятия с репетитором
Репетитор для вашего ребенка — это не новость, практически все ходят к репетитору. Только одним детям удается получить качественное образование и хорошо учиться в школе, а у других нет ни малейшего намека на положительный результат.
Родители бьют тревогу — ведь они платят немалые деньги, а эффекта не замечают. Однако эта проблема решаема, и существует несколько способов ее решения.
Что делать, если уроки не результативны
Если репетиторство не приносит видимого эффекта, следует обратить внимание на несколько моментов.
Наличие цели
Во-первых, необходимо проверить, есть ли у репетиторства цель. Например, репетитор должен проверить базовый уровень ученика, чтобы увидеть, где у него есть проблемы. Белые пятна в знаниях и их устранение — это краткосрочные цели. Это может быть общим итогом урока:
- сдача ЕГЭ;
- улучшение оценок в школе;
- подготовка к контрольной или олимпиаде.
Преподавание оказывается неэффективным, если учитель считает краткосрочную цель главной и тратит на нее слишком много времени. В итоге несколько кусочков головоломки будут собраны вместе, но картина не сложится.
Чтобы избежать этого, необходимо иметь план урока. Так вы сможете методично переходить от одной темы к другой и придерживаться установленных временных рамок.
График
Второй момент, от которого страдает репетиторство, — это отсутствие самостоятельной работы дома. Недостаточно один раз прослушать материал, а потом в спешке решить две задачи. Всю информацию нужно прочитать три-четыре раза, выучить точные факты (термины, формулы, даты). Приходится ставить столько практических задач, что навыки по каждому предмету отрабатываются до автоматизма.
Недостаток такого подхода в том, что ребенок перегружен. Невозможно хорошо работать по всем предметам одновременно. Должно быть максимум два центра внимания, чтобы оставалось время на необходимые перерывы.
Контроль
Важно также помнить, что дети — это всего лишь дети, и о них нужно заботиться. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации, когда ученик смотрит мультфильмы во время урока с учителем и считает, что ему следует это делать, а его родители узнают об этом только спустя несколько месяцев.
Кроме того, может потребоваться вмешательство родителей:
- оторвать школьника от компьютера и посадить за стол делать домашнее задание;
- создать условия, при которых ребенок будет простимулирован учиться (например, забрать телефон или пообещать подарок).
Работа контролеров должна обязательно контролироваться родителями, особенно в младших классах.