В Крым в указанный период посетили почти 2,9 миллиона человек, что на 32% больше, чем в первые семь месяцев 2022 года. Карелию посетили 705 тысяч человек, что на 130% превышает прошлогодний показатель. Смоленскую область посетили 611,5 тысяч человек, что составляет 278% по сравнению с данными за предыдущий год.
Тариф невозвратный: авиабилеты из Сочи в Петербург резко подорожали
Согласно информации от агрегаторов, стоимость авиабилетов на рейсы из Сочи в Санкт-Петербург, вылетающие в последнюю неделю сентября, достигла отметки в 20 тысяч рублей. В некоторые дни цена перевалила за 30 тысяч рублей. В то же время, если вылетать из Петербурга в Сочи в этот же период, прямые рейсы обойдутся всего в 4-6 тысяч рублей, что делает их в 5-6 раз дешевле.
Похожая ситуация наблюдается и в столице России. В период с 26 сентября по 1 октября, вылет из Москвы в Сочи можно осуществить за символические 1700-2000 рублей, тогда как самый экономичный вариант обратного рейса в эти даты стоит 16,3 тысячи рублей, включая 13-часовую пересадку в Минеральных Водах. Перелет без промежуточных остановок обойдется в порядка 20-25 тысяч рублей.
На железных дорогах ситуация с ценами более человечная для путешественников. Согласно данным системы бронирования РЖД, в указанный период можно отправиться из Сочи в Петербург, выбрав плацкартный вагон, за 5-6 тысяч рублей. Однако стоит учесть, что на прямые поезда билеты обычно уже раскуплены, поэтому пассажирам, скорее всего, придется делать как минимум одну пересадку.
Туда и обратно
Рейсы могут задерживаться: санкции сильно подорвали российскую авиацию.
Представители сервиса Aviasales в разговоре с изданием «ДП» подчеркивают необходимость заранее приобретать билеты на такие настоятельные направления, как Сочи. «Ситуация, когда билеты из Сочи дешевле, чем в Сочи, наблюдалась и ранее. Общая тенденция — это рост цен на 1-1,5 тысячи рублей в сравнении с предыдущим годом,» — поясняют в пресс-службе компании, добавляя, что наиболее точное сравнение можно будет проводить лишь в октябре, поскольку не все потенциальные пассажиры еще приобрели свои билеты.
Необходимо отметить, что алгоритмы динамического ценообразования, определяющие тарифы на маршруты в зависимости от спроса, управляются не только авиакомпаниями, но и автоматизированными системами.
В этом механизме участвуют многие факторы: направление, рыночные условия, сезонность и другие, как сообщают в пресс-службе авиаперевозчика Smartavia. На сегодняшний день текущая ценовая диспропорция также обусловлена временем, оставшимся до вылета.
Другими словами, если бы вы заказали билет на этом маршруте в апреле, то цена была бы значительно ниже, чем та, что предложена за 7 дней до вылета. Поэтому пассажирам рекомендуется заранее планировать свои поездки, чтобы существенно сэкономить.
По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, большинство мест на рейсах, последние билеты на которые в данное время стоят десятки тысяч рублей, были выкуплены заранее по гораздо более низким ценам, чем те, что действуют сейчас.
«При бронировании билетов с полетами туда-обратно цена каждого варианта, как правило, оказывается ниже, чем при самостоятельной покупке только в одну сторону. Если бы пассажиры, приобретая билеты в августе или июле, сразу оформляли их в оба конца, они бы в итоге заплатили гораздо разумнее. В условиях пикового спроса покупка билетов в одну сторону значительно дороже,» — советует эксперт.
Горькие факты: что подорожало и насколько
Средний чек поездок по территории России в 2023 году увеличился на 9-10% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 46 тысяч рублей. Данная информация была озвучена президентом Российского союза туриндустрии Ильей Уманским на пресс-конференции в ТАСС. В формировании этого среднего чека наибольшее влияние оказывают цены на авиабилеты. Давайте подробнее разберемся, почему стоимость билетов возросла.
Численные данные от Росстата свидетельствуют о том, что средняя стоимость перелетов в эконом-классе составляет 6 972 рубля на 1 тысячу километров. Для сравнения, в прошлом году цена составила 5 020 рублей, а в 2021 году — 4 942 рубля.
Многие из нас помнят, что всего год назад можно было приобрести авиабилеты в Санкт-Петербург за 10-12 тысяч рублей в обе стороны, а в настоящее время находить что-то дешевле 20 тысяч рублей становится практически невозможным.
Перелет в Минеральные Воды обходился в 12 тысяч рублей за поездку туда и обратно, в этом году летом такая поездка составляет 24 456 рублей.
Известный курорт Сочи также подорожал: год назад стоимость поездки составляла 21 тысячу рублей, а в этом году возвышается до 27 528 рублей. Хотя данный рост не так заметен, как в других направлениях, шесть тысяч рублей — это все же ощутительная сумма.
Чтобы лучше понять, как изменились цены, ниже приведены несколько примеров сравнения стоимости поездок в 2022 и 2023 годах.
Перелет Красноярск-Калининград-Красноярск в 2022 году
А здесь мы видим перелет из Калининграда в Красноярск в 2023 году: билет в одну сторону стоит дороже, чем обратный рейс в прошлом году.
Еще один пример: осенью 2022 года билеты в Москву можно было найти всего за пару тысяч рублей.
Не менее печальным фактом стало отмены туристического кэшбэка, который действовал в 2022 году. Также важным наблюдением, с которым поделились ребята из телеграм-канала KJA, является отсутствие громких распродаж с февраля этого года, которые хотя бы временно позволили бы приобрести билеты со скидками в 50%.
Почему же билеты все дорожают и дорожают?
Давайте сначала разберемся, какие факторы влияют на стоимость авиабилетов. В дополнение к очевидным, таким как сезонный спрос, важными факторами являются: тип самолета, стоимость топлива и горюче-смазочных материалов, а также учет обслуживания самолетов в аэропортах.
Интересно, что цены на топливо могут значительно варьироваться даже в зависимости от аэропорта: например, в Мирах цены на топливо могут превышать красноярские вдвое по причине трудностей с логистикой. В более сложных условиях возможно, что топливо в аэропортах других стран может быть даже дешевле, чем в российских. То же самое касается и наземного обслуживания: его стоимость может отличаться в 10 раз!
В настоящее время гражданская авиация сталкивается с проблемами, связанными с увеличением производственных расходов на услуги по перелету. Например, мы наблюдаем рост цен на горюче-смазочные материалы. В июле 2022 года средняя цена за тонну реактивного топлива составила 74 515 рублей, тогда как в июле 2023 года этот показатель составил уже 75 573 рубля. При этом разница в цене за тонну в мае 2023 года по сравнению с маем 2022 года составила 2 498 рублей.
Санкционное давление также оказывает значительное влияние. Российские компании ограничены в доступе к комплектующим и зарубежным сервисным центрам, что увеличивает затраты на обслуживание. Теперь перевозчики вынуждены обращаться к альтернативным каналам поставок для приобретения необходимых запчастей, а также осваивать новые операции по обслуживанию на местах, что неизбежно влечет за собой рост цен, — сообщил РБК старший менеджер консультационной компании НЭО Вадим Топоров.
Что касается полетов в южные туристические города, на цены здесь влияет продление продолжительности рейсов в связи с закрытием части аэропортов.
Конечно, госструктуры пытаются это регулировать. Однако недостаток субсидий не позволяет полностью покрыть все заказы. В результате мы наблюдаем тот самый рост цен на авиабилеты, который видим на сегодняшний день.
Недоступное небо
Авиаперевозчики объясняют ситуацию ростом цен на авиатопливо, аэропортовыми сборами, экономической ситуацией и инфляцией. В стоимость билета включены зарплаты сотрудников авиакомпании, работа наземного персонала, обслуживание самолетов и многие другие аспекты. Тем не менее, финансовое положение авиакомпаний не так безнадежно, как это может показаться на первый взгляд.
Представители аэропорта Пулково уверяют, что их сборы на уровне одних из самых низких в стране и не оказывают существенного влияния на стоимость билетов.
— На самом деле на рынке существуют несколько монополистов, которые контролируют воздушное пространство, — поделилась анонимная информация из одной из авиакомпаний. — Они не допускают иностранных перевозчиков, диктуя свои условия и цены для всей отрасли. Мы однажды снизили цену и вскоре получили обвинения в демпинге, поэтому больше не намерены отклоняться от устоявшихся расценок.
Некоторые перевозчики отметили нерасторопность клиентов. Они утверждают, что люди кладут заявки в последний момент, и если бы они приобретали билеты сразу, то им удалось бы сэкономить. Однако на практике стоит лишь посмотреть на стоимость рейса Петербург — Красноярск, где цена остается на уровне 20 тысяч рублей, как в сентябре, так и в феврале. Альтернативные варианты, такие как поезд, также не помогают сэкономить. Так, трехдневное путешествие на поезде из Петербурга в Сибирь обойдется от 7 тысяч рублей за плацкарт и от 13 тысяч за купе. Если же вы решите доехать во Владивосток, цена за билет туда и обратно увеличится до 50 тысяч рублей для купе и до 100 тысяч для вагона люкс с кондиционером, телевизором и сменой белья. Возможно, такую роскошь могут позволить себе лишь чиновники, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса, но что делать остальным, у кого зарплата невысока? На данный момент небо над Россией рискует стать доступным исключительно для элиты, в то время как остальным придется довольствоваться плацкартными вагонами.
Дешевле не будет?
Юрий Веселов, доктор социологических наук и профессор кафедры экономической социологии СПбГУ:
— Учитывая существующие реалии авиарынка, крайне маловероятно, что цены на авиабилеты снизятся и появятся иностранные лоукост-компании. У нас сейчас нет должной инфраструктуры, особенно недостаточно небольших аэропортов. Столкнувшись с ценами на обслуживание в таких крупных аэропортах, как Пулково или Шереметьево, бюджетные авиакомпании зачастую не находят экономической выгоды и либо повышают цены, либо уходят с маршрутов. Развитию авиаперевозок также препятствует фактическая монополизация отрасли. На ключевых маршрутах работают всего несколько авиакомпаний, входящих в одни и те же альянсы. Эти монополисты контролируют авиаперевозки, что снижает шансы появления новых игроков, способных повлиять на тарифы. Изменить эту ситуацию возможно только при вложении средств в развитие малых аэропортов и благодаря эффективной работе антимонопольного законодательства.
А туры по России тоже подорожали?
NGS24.RU запросил информацию у турагентства СВ. Маслова о том, стали ли дороже пакетные туры по России. Нам подтвердили, что такие увеличились в стоимости. За последний месяц внутрироссийские туры подорожали на 10-15 тысяч рублей, что значимо для многих россиян.
— Даже в Москву авиабилеты стали очень дорогими, стоимость может достигать 30-40 тысяч рублей на человека. Основная часть стоимости тура приходится именно на авиаперелеты. Вероятнее всего, на это повлияли текущие санкции и сложности с поставками запчастей, что увеличивает стоимость обслуживания самолетов. Более того, многим гражданам стало намного комфортнее отдыхать внутри страны, и внутренний туризм активно развивается, — поделились специалисты компании.
Между тем, цены на туры из Красноярска в Таиланд снизились. Однако стоит отметить, что летние погодные условия в Юго-Восточной Азии могут быть крайне некомфортными: в этот период здесь наблюдаются сильные теплоты, морские приливы и продолжительные тропические дожди. Таким образом, туристы могут столкнуться с повышенными рисками и не смогут даже нормально искупаться из-за высокой волны. Турфирмы снижают стоимость в летний период из-за снижения спроса и невысокой заполняемости самолетов.
Согласно информации с сайтов турагентств, неделя отдыха в Сочи или Анапе стоит от 30 тысяч рублей на человека в трехзвездочном отеле. Тем временем неделя в Таиланде обойдется от 60 тысяч рублей, а в Турции — от 52 тысяч. При этом в Турции, в отличие от Таиланда, именно сейчас начинается туристический сезон.
Стоит ли ждать, что билеты подешевеют?
В кратком ответе — нет. Авиаэксперт Роман Гусаров предполагает, что цены на авиаперевозки внутри страны в текущем году вырастут на порядка 15%.
— Инфляция, подорожание авиакеросина, услуг по ремонту и обслуживания в аэропортах — все это приводит к увеличению цен на перевозки. Однако ценовые изменения будут неравномерными: в некоторых случаях цены останутся прежними, в других вырастут на 5%, а в третьих — на 40%. Санкции и ограниченный доступ к прямым поставкам запчастей также влияют на себестоимость. Эти факторы уже закладываются в конечную цену на авиабилет. В прошлом году правительство предоставило разовую субсидию в 100 миллиардов рублей, что позволило частично компенсировать рост цен, но в этом году таких выплат не предусмотрено. Следовательно, авиакомпании вынуждены будут перенести свои расходы на конечного потребителя.
По оценкам Гусарова, значительно увеличатся цены на зарубежные рейсы, особенно в туристический сезон, где рост может достигать 60-70%.
Ранее мы уже сообщали, какие рейсы были открыты из Красноярска на летний период. Один из них, рейс Utair в Сочи, был отменен.
Хитрые агрегаторы
Популярные агрегаторы и онлайн-агентства по продаже авиабилетов часто подвергаются критике за возможные манипуляции с ценами, что побуждает пользователей спешить с покупками. Этот процесс выглядит следующим образом: когда пользователь ищет билеты по конкретному направлению, с каждым новым посещением цены немного повышаются. Чтобы избежать дальнейшего роста цен, пользователи часто делают покупки сразу.
«При поиске на Skyscanner пользователи видят варианты от партнеров. Будучи метапоисковиком, Skyscanner не влияет на ценообразование, а просто генерирует и отображает все доступные тарифы на выбранном маршруте, упорядочивая их по цене», — объяснили эксперты службы сравнения цен на авиабилеты.
Тем не менее, эксперты отмечают, что онлайн-бронирование, скорее всего, также использует данные о пользователях, такие как их местоположение и устройство, с которым осуществляется поиск. Все эти данные могут указывать на платежеспособность клиента.
Таким образом, для более платежеспособных пользователей система покажет более высокие тарифы, а для менее состоятельных — минимальные расценки.
Что можно сделать? Можно использовать различные анонимайзеры, чтобы заходить с IP-адресов других стран и затем сопоставлять тарифы, выбирая наиболее выгодные варианты.
«Также рекомендуется заходить на сайты без авторизации. У зарегистрированных пользователей сохраняется история поиска, частота поездок и цены, по которым они уже купили билеты. При анонимном входе можно увидеть более низкие тарифы,» — советует Гусаров.
Туда-обратно — дешевле
Практика показывает, что приобретая билеты туда и обратно у одной авиакомпании, стоимость каждого перелета оказывается ниже, в отличие от выбора разных перевозчиков, когда цена существенно увеличивается.
Это происходит потому, что любая авиакомпания заинтересована в том, чтобы наполнять свои рейсы дважды. Но если, скажем, россиянин летит рейсом Москва — Берлин в лишь одном направлении, авиакомпания понимает, что он всё равно вернется, но с её конкурентом. Поэтому в таких случаев скидки не предоставляются. Этот подход практикуется всеми авиакомпаниями мира.
Общие рекомендации по поиску дешевых билетов достаточно просты:
— Рекомендуется бронировать поездки заранее — это гарантированный способ сэкономить. Кроме того, если вам придется аннулировать возвратный билет, вы потеряете меньше средств, чем если бы купили билет в последний момент.
— Путешествуйте вне сезона. В праздничные дни и каникулы билеты всегда стоят дороже из-за повышенного спроса. Например, на новогодние праздники не стоит покупать билеты с 30 декабря по 10 января, лучше ориентироваться на пиковые вылеты с 7 по 15 января — это может принести значительную экономию.
— Билеты на высокий сезон (лето) лучше приобретать минимум за два-три месяца заранее, а еще лучше — за полгода.
— Предпочитайте покупать билеты на сайтах авиакомпаний, а не у агрегаторов. Сайты авиакомпаний значительно чаще показывают альтернативные варианты, например, более поздние или ночные рейсы по более низким ставкам. Агрегаторы могут не отображать эти предложения.
— Корректируйте и смещайте даты. Например, в среду один билет может стоить 20 тысяч рублей, а в четверг его цена снижается до 10 тысяч.
— Рассматривайте варианты с пересадками, особенно если они короткие. Потратив несколько дополнительных часов, можно существенно сэкономить стоимость поездки.