Когда модная подростковая девочка одевается и выглядит как мальчик, это может вызывать беспокойство у родителей и окружающих. Однако важно понимать, что это нормальное проявление индивидуальности и самовыражения, которое не обязательно связано с гендерной идентичностью.
Мальчики и девочки: ситуации, когда дочь ведёт себя как мальчик
Существует общественное мнение, согласно которому мальчики должны заниматься типично «мужскими» играми, а девочки — «девичьими». Мальчикам не принято плакать, а девочкам — лазить по деревьям. Тем не менее, иногда происходит наоборот: девочка с удовольствием играет в машинки и мечтает стать ковбоем. Что это: просто безобидная игра или признак какого-то отклонения?
Развитие осознания себя
Примерно к пяти годам ребенок начинает осознавать свою гендерную идентичность. Девочек часто влечет к куклам, мягким игрушкам и косметике мамы, но они еще не готовы полностью осознать себя как женщин. Поэтому их могут интересовать и «мужские» игры, повадки и привычки, что является совершенно нормальным процессом. Сознание и разум детей постоянно развиваются, и они ищут способы самовыражения. Они пробуют различные роли, примеряя на себя разные модели поведения. Например, игра в мужчину для девочки — это способ понять, каково это быть в «шкуре» более сильного пола с его чувствами и мыслительными процессами. Это как примерка нового платья: она задает себе вопрос: «А как я в этой роли?» Дети часто подражают другим — любимым героям из книг и мультфильмов, родителям, а порой даже животным. Это совершенно нормально, пока такая имитация остается временной.
Тем не менее, желание девочки подражать мальчикам также может быть связано с внутренней проблемой. Она не просто ищет свою идентичность, но может стремиться одеться в маску, воспринимаемую как мужская, с целью стать сильнее и увереннее в самом себе. Скорее всего, у девочки не хватает внимания и заботы, и у нее отсутствует чувство защищенности. Поэтому возникает желание научиться защищать себя и стать сильнее, как это делают мальчики. Ребенок стремится скопировать их поведение, чтобы обрести уверенность.
Девочки и обратная ситуация
Рассмотрим, как в древние времена возникали роли мальчиков и девочек. Пока все обычные женщины сидели в пещерах, готовили еду и воспитывали детей, в то время как второстепенные девочки обладали более активными характерами, исследуя окружающий их мир. Они сопровождали мужчин на охоте, служили фрейлинами при дворе и уходили в армию как медсестры. В то же время такие девочки зачастую могли раздражать своих сверстниц своим поведением, которое казалось провокационным и без стыдливых границ.
Зрительный вектор, характерный для обладателя этого типа, наделяет его особой чувствительностью. И только в перемене эмоций он ощущает жизнь. Чем больше амплитуда этих эмоций, тем более яркой и насыщенной она становится. Однако базовая эмоция, архетипическая для древнего человека, это страх смерти. Личности со зрительным вектором чувствуют постоянное напряжение: они желают жить, но не могут причинить вреда живым существам. Так становится понятно, почему зрительная девочка во многих аспектах остается самой уязвимой, помогая всем вокруг, даже в ущерб себе.
Единственной ее силой оказывается любовь — чувствительность к своим эмоциям позволяет наполнять ее жизнь глубиной переживания.
Способность воспринимать мир ярко и цветно создаёт возможности для культурных новаций и этических норм. Именно поэтому многие искусственные ограничения служат противоядием к деструкции. В то же время, мальчики со зрительным вектором в прошлом часто не имели возможности развивать свои роли в социуме.
Вообще говоря, мальчики с кожно-зрительными парадигмами выживать научились лишь в XX веке. С первых лет они овладели только функцией «декорации», выживая на курортах, общаясь с женщинами и подражая им. Успешные примеры выражают необходимость самовыражения через безопасные социальные роли.
У вашего ребенка богатая фантазия
К детсадовскому возрасту дети осознают, какого они пола. Однако, если взрослые не навязывают им свои предрассудки, они не делят мир на строго «мужской» и «женский». Дети исследуют мир через разные типы игр, не всегда соответствующие гендерным стереотипам, и это нормально. Например, если они превращают картонную коробку в суперсовременный истребитель, это воспринимается как креативный подход. Однако возникают ситуации, когда мальчики начинают играть с куклами или девочек можно увидеть с мотоциклами — что вызывает удивление и даже недоумение.
Материалы и игрушки окружают детей, и нередко они подражают старшим братьям и сестрам. Это нормально, что они могут увлекаться игрушками, которые традиционно не считаются «подходящими». Например, когда мальчик играет в куклы, он может рассматривать их как более крупные фигурки в своей игре, что может привести к множеству интерпретаций.
” В большинстве случаев, когда дети оказываются в разнотипном окружении сверстников, это является естественным процессом. Они начинают ассимилироваться в окружающую среду.
Однако иногда это взаимоотношение становится более сложным. И если родитель замечает, что это поведение не изменяется, и его тревоги усиливаются, стоит провести откровенную беседу с ребенком.
Особенности темперамента вашего ребенка
Когда родители отправляют сына в детский сад, они могут заметить, что он проводит много времени в компании девочек, играя в дом или заботясь о куклах. Причиной может служить то, что в группе есть более активные мальчики, которые задают тон. Но не все дети чувствуют себя комфортно в высокоэнергетичных играх, и некоторые ищут спокойствие и тишину, которые часто ассоциируются с девичьими играми.
Если это тебя волнует, попробуй переключить его внимание на нейтральные активности, например, сборка конструкций или рисование. А может, стоит переосмыслить свое отношение к гендерным стереотипам? Почему мальчик обязан играть исключительно в солдатиков? Ведь его папа не обязательно в армии, и их может ожидать другой путь реализации.
” Если папа любит готовить, это может вдохновить ребенка попросить набор кукольной посуды. А если отец проявляет заботу о детях, то скорее всего, ребенок будет подражать этому, заботясь о своей игрушечной кукле.
Также стоит отметить, что существуют семьи, где мальчику может быть интересно то, что традиционно считается девичьим. Например, если девочка хорошо справляется с конструированием и обожает машинки, это может быть результатом влияния увлечений матери или окружения.
Мальчик ведёт себя как девочка, а девочка — как мальчик. Причины и особенности
Родители часто переживают, когда дети начинают называть себя другим полом. Например, девочка идентифицирует себя как мальчик и заявляет: «Я поел», «Я сделал уроки», в то время как мальчик ведёт себя как девочка. Какие шаги должны предпринять родители в таких случаях? Для начала неплохо разобраться в причинах подобного поведения.
Дети дошкольного возраста
Ранее упомянутые примеры подражания среди детей до 5-6 лет встречаются довольно часто. Дети на этом этапе могут проявлять интерес к роли противоположного пола через игру. Младшие дети легко путают полы, в то время как старшие могут уделять больше внимания собственным играм, не связывая это с половой идентичностью.
Моя дочурка до семи лет могла с уверенностью проснуться и сказать: «Сегодня я слон, мамочка, называть меня слоненком Соней». И она проводила целый день, играя в слона: читала книжки о слонах, ухаживала за свои «детьми-слонятами», и «защищала» свою стаю от львов и тигров. Если я ошибалась и не называла её по имени, она обижалась. В 15 лет она уже не строит подобных иллюзий и никаких операций по смене пола не планирует.
— Елена, мама 15-летней Сони
Если же проявление принадлежности к другому полу происходит в более позднем возрасте, то этому стоит уделить дополнительное внимание.
Социальные факторы и девочки, отказывающиеся от своей идентичности
Внешние факторы могут оказывать серьезное влияние на девочек, вводя их в конфликты с собственным полом.
- 1 причина. Девочкам бывает скучно и неинтересно участвовать в традиционных «девичьих» играх. Их часто ограничивают: запрещают бегать, ругают за испачканную одежду. В результате, девочка делает вывод, что быть мальчиком гораздо интереснее. Например, в этом контексте можно громко играть, собирать конструкции и одновременно носить привычную одежду.
В течение всего моего детства мне постоянно говорили: «Почему ты так носишься? Какая ты агрессивная, ужас! Ты должна быть аккуратной! Вытри носик! Где твой платок?». Поэтому в 10 лет я resolutely заявила, что больше не хочу быть девочкой, и придумала себе имя — Юра. Но через год у меня началась обратная реакция, когда я узнала о девочке из книги, с которой нельзя было дружить, и поняла, что можно быть озорной и оставаясь девочкой.
— Натали, 27 лет
- 2 причина. Субкультура влияет на эту ситуацию. Вокруг могут оказаться книги или фильмы, где поведение представляется исключительно в рамках мужского рода. Девочка не воспринимает себя как мальчика, но в её окружении это принятие.
- 3 причина. Стереотип, согласно которому увлечения и игры для девочек считаются несерьезными и недостойными. В результате, подросток может стать жертвой предвзятости, основанной на стереотипах о женщинах: «все женщины — глупы», что может спровоцировать отторжение своей идентичности.
Я всегда считала, что быть девочкой — это проклятие. Мне говорили, что моим целям всего лишь будет замужество, ведение домашнего хозяйства. От мысли о постоянной уборке и готовке я буквально приходила в бешенство, особенно когда настал переходный период. Я стремилась к учебе и чувствовала, что могу заделаться математиком! После этого я долгое время мучилась, убеждая себя, что просто родилась в неверном теле. Мне повезло, мои родители поддержали меня и нашли хорошего специалиста. Сейчас мне удалось освоить свои ощущения, что быть женщиной — замечательно, даже если я не укладываюсь в традиционные рамки.
Биологические факторы, трансгендерность и половая ориентация
Помимо социальных, существуют также биологические факторы, влияющие на гендерную идентичность детей. Рассматривая это более подробно, можно говорить о трансгендерности, что подразумевает несоответствие между биологическим полом и гендерной идентичностью.
В прошлом году Всемирная организация здравоохранения исключила трансгендерность из списка психических расстройств. Важно подчеркнуть, что негативный подход общества, стигматизация и насилие по отношению к трансгендерным людям могут вызывать депрессивные состояния, беспокойство и даже суицидальные мысли.
Дети, идентифицирующие себя как трансгендерные, могут процветать, если им предоставляется возможность выражать свою индивидуальность, но при этом сталкиваются с огромным стрессом, если таковая возможность им отказывается.
Причины трансгендерности: роль биологии и воспитания
Научное сообщество, как правило, придерживается мнения о том, что основная причина трансгендерных идентичностей — это биологическая предрасположенность, возникающая в процессе развития мозга ребенка во время беременности. Однако в этом контексте нельзя полностью игнорировать влияние социума. В любом случае, дети, испытывающие транссексуальные наклонности, не становятся ими от простого выбора игрушек.
Интересно вспомнить пример, который сегодня вызывает много этических вопросов, но он демонстрирует, что влиянием воспитания нельзя изменить пол. В 1965 году у Джанет и Рональда Реймеров родились два близнеца: Брюс и Брайан. В возрасте восьми месяцев после неудачного обрезания Брюду пришлось изменить свою пол. Родители обратились к психологу, который посоветовал воспитывать его как девочку. Так Брюс стал «Брендой». Однако уже в подростковом возрасте Брюс узнал правду о своем биологическом поле, и, поняв, что не является девочкой, стал жить как мужчина.
Для лучшего понимания того, что переживают трансгендерные люди, ознакомимся с их историями.
Я всегда хотела быть тем, кем чувствовала себя. А я всегда чувствовала себя девочкой. Это не происходило из-за игрушек, нарядов или блёсток. Я также любила машинки и конструкторы, но я всегда знала, что я девочка, и ничто не могло меня переубедить.
— Джазз, 18 лет, трансгендерная женщина
Мне было очень сложно принять себя. До 25 лет я вообще не знал о трансгендерности. Это было очень странно. Я пытался быть девочкой, но ничего не получалось. Я понимал, что женщины могут выглядеть как угодно, но я всё равно ощущал, что не на своём месте. Обычные люди, чья гендерная идентичность соответствует полу, каждый день получают подтверждение своей сущности. А мы — нет. Это очень болезненно.
— Виктор, 47 лет, трансгендерный мужчина
Как понять, что пора обратиться к специалисту?
Если девочка-подросток в период школьного возраста интересуется «мальчишескими» вещами, это не всегда серьезная проблема.
Существует несколько признаков, которые могут сигнализировать о том, что стоит обратиться за помощью:
- Подросток постоянно выражает желание быть мальчиком и отказывается принимать свою гендерную идентичность.
- Девочка испытывает физический дискомфорт и не может принять свое тело и пол.
- У девочки присутствуют симптомы депрессии, тревоги или других эмоциональных проблем, связанных с ее гендерной идентичностью.
- Подросток избегает социальных ситуаций, где необходимо проявлять женские черты.
- Девочка ведет себя агрессивно или вредит своему психоэмоциональному состоянию.
Если родители замечают такие признаки, им следует обратиться за помощью к психологу или психиатру, который поможет ребенку разобраться в своих чувствах и прийти к пониманию своей личности и гендерной идентичности. Важно помнить, что каждый человек уникален и имеет право на самовыражение и поддержку. Близким необходимо создать доброжелательную атмосферу, чтобы процесс взросления был комфортным и поддерживающим для всех.
Что делать родителям?
Подростковый стиль может быть непонятным и сложным для родителей. Зачастую они испытывают трудности в принятии того, что их дочь начинает одеваться и вести себя как мальчик.
Рассмотрим несколько советов, которые помогут родителям вести себя правильно в этой ситуации:
- Будьте открыты для общения. Поговорите с дочерью о её стильных предпочтениях и причинах выбора — старайтесь понять её точку зрения.
- Не осуждайте. Не критикуйте выбор дочери и не настаивайте на изменениях в её гардеробе. Постарайтесь выразить свою обеспокоенность так, чтобы она не чувствовала себя осужденной.
- Поддерживайте. Ваша дочь нуждается в поддержке, чтобы чувствовать себя уверенной в своих предпочтениях. Помогите ей найти вещи и аксессуары, которые подчеркнут её стиль.
- Обратитесь за помощью. Если вы замечаете признаки гендерной дисфории или другие внутренние проблемы, поддержите вашу дочь и поищите помощи у специалиста. Психолог или психиатр может помочь разобраться в её чувствах и решить, какое направление в самовыражении её устраивает лучшим образом.