Сам смысл слова воспитание трактуется некоторыми родителями, как направление на путь истинный, привитие ребенку правильных установок, ценностей и определенного образа мышления. Но на самом деле, манеру общения, отношение к окружающему миру дети и так перенимают от родителей без особого усилия со стороны последних. Потому что все малыши подражают взрослым и отзеркаливают ту атмосферу, в которой постоянно находятся. К примеру, если родители все время выясняют отношения, то откуда у ребенка появится желание урегулировать ситуации с другими детьми мирным путем.
Что же касается морали, то, пожалуй, родителям не стоит навязывать ребенку свою позицию. Ведь они смотрят на мир сквозь призму своего жизненного опыта, что мешает им объективно оценивать любую ситуацию. А устами младенца, между прочим, глаголит истина. По той простой причине, что дети еще не отягощены шаблонами и ярлыками, которые общество «навешивает» всем и всему.
Психологи говорят, что воспитывать ребенка надо еще до его рождения. А когда малыш появился на свет, все лучшее, что могут для него сделать родители — это помогать развивать заложенные природой задатки и таланты. Пусть ребенок воспринимает этот мир с чистого листа, так у него будет больше возможности увидеть разные проявления окружающей действительности и выразить свое внутреннее видение.
Японцы позволяют детям многое, если не сказать все. И в чем-то по-своему правы. Ведь здесь не идет речи о вседозволенности, а имеется в виду возможность дать ребенку совершить поступок и увидеть его последствия. Так же, как малыш понимает, чем может быть опасен горячий утюг или чай, когда обожжется ими, он почувствует, как относятся к нему другие, если он дерется или жадничает. Все познается на личном опыте, а что может быть ценнее его. Позвольте малышу разбить кружку, и он поймет, почему стеклянные вещи нельзя ронять. Схватив кошку за хвост, маленький разбойник получит царапину: в следующий раз будет помнить об этом.
Одним словом, воспитание не должно быть навязыванием какой-либо позиции или отношения, скорее, это помощь ребенку и только в тех ситуациях, когда она действительно необходима. Если ребенок не может собрать пирамидку, он сам попросит поддержки, если сочтет нужным. Но если он настойчиво заявляет: «я сам» — лучше дать ему сделать это самому, даже если вы торопитесь. Потому что ваша помощь в таких ситуациях — медвежья услуга. Просто потом, когда ребенок, например, будет одеваться, он всегда будет рассчитывать на вас, а все потому, что ваше терпение не позволяет стать ему самостоятельным. А когда чадо вырастает, родители выражают свое недовольство тем, что он — такой большой, а все на маму надеется. Не сами ли способствовали развитию этого качества?
Так что, прежде чем воспитывать, подумайте не будет ли ваша позиция навязыванием собственного опыта и ошибок. Пусть ребенок идет по жизни своим путем.