— Я получил огромное удовольствие от просмотра фильма. Я смотрел его на одном дыхании. Эмоционально воспринял его, и, на мой взгляд, стоит людям пойти и посмотреть этот фильм, поскольку давно не встречалось ничего подобного. Это абсолютно без кичливости и без лишних понтов — поистине сильное и мощное высказывание.
После роли Высоцкого Безруков лечился у экстрасенса
Картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» стала самым кассовым российским фильмом прошлого года — его сборы составили впечатляющие 28 миллионов долларов. И до сих пор она остается одной из самых обсуждаемых тем в киноиндустрии. Причина кроется в том, что создатели не открыли имя актера, который исполнил роль легендарного барда Владимира Высоцкого.
О том, что образ выдающегося артиста на экране воплотил Сергей Безруков, кажется, знают все, кроме самых ленивых. Об этом свидетельствует множество выходок людей, участвовавших в съемках фильма. В частности, можно вспомнить рассказы тульского пародиста Александра Матвеева и исполнительницы роли санитарки, Рано Шодиевой (видео здесь).
— Во время перерыва между съемками я обратилась к Безрукову и сказала: «Наверное, вы самый счастливый человек на свете; Бог вас наградил — вы уже сыграли Пушкина и Есенина, а теперь вот Высоцкого!» На что он мне ответил: «Меня Бог в лоб поцеловал».
Тем временем появляются новые и новые подробности о том, как актер работал над своей самой загадочной ролью.
Напугал жену
О том, как сложно давалась Безрукову роль Высоцкого, нам поведала одна из помощниц кинопродюсера Рената Давлетьярова — Екатерина Романчук:
— На Неделе российского кино в Берлине многие называли фильм Высоцкий шедевром, в первую очередь из-за гениальной игры актера, исполнившего главную роль. О том, что им был Безруков, знали все в кинематографических кругах, однако говорить об этом было запрещено. Команда оператора делилась интересными историями, происходившими на съемках. Особенно обсуждали поведение Безрукова, который, говорят, иногда на площадке вёл себя неадекватно.
— В чем это проявлялось?
— Сергей стремился вложить в эту роль все свои силы. Он решил не просто играть, а по-настоящему жить в этом образе. Это задача усложнялась благодаря силиконовой маске, которую практически не снимали с его лица — процесс повторного грима был настолько трудоемким. Даже когда менялся грим, складывалось впечатление, что выражение лица Сергея сохраняло след маски. Он продолжал поворачивать голову, ходил с той же походкой, говорил низким грудным голосом. Со стороны это выглядело так, будто он находился в состоянии транса. Говорят, что он даже не всегда мог откликнуться на собственное имя, что пугало всех вокруг, особенно его жену Ирину. Увидев, что происходит с Сергеем, она начала беспокоиться. После окончания съемок она обращалась к экстрасенсам и водила его на сеансы гипноза, где ему помогали выйти из сложного образа.
Ирина с Александром ЛИТВИНЫМ обретали гармонию в едином космосе.
Главная интрига
Актер, сыгравший Высоцкого, оставался инкогнито даже для своих партнеров по съемкам. На площадку он выходил уже в гриме, а в вызовном листе вместо фамилии значилось лишь: Высоцкий. В титрах имя исполнителя роли Высоцкого также отсутствовало.
Создатели фильма максимально постарались воссоздать образ человека-легенды — цифровые технологии помогли воссоздать идентичность с голосом Владимира Высоцкого, а внешнее сходство было достигнуто с помощью уникального силиконово-пластикового грима, над созданием которого российские специалисты трудились полгода. Каждый съемочный день грим налагался на Безрукова в течение четырех часов, и еще полтора часа занимало его снятие.
Тщательно воспроизводилась и эпоха, в которой жил Высоцкий. К современным камерам были прикреплены объективы 70-х годов, которые искали по разным уголкам страны, что дало эффект ретро. Выглядит так, словно камера всегда была здесь, и ничего не изменилось. Однако это не так. Нынешние дома, лица, разговоры — выглядят совершенно иначе, — рассказывает режиссер фильма Пётр Буслов.
На премьере собралась элита московского общества — Алла Пугачева, Максим Галкин, клан Михалковых, Андрей Макаревич — все с интересом гадали, кто же мог сыграть барда. Однако даже благодаря компьютерным спецэффектам понять это было невозможно, что вызвало разочарование у гостей.
Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов заявили: «Нет никакой интриги, никакого пиара нет. Мы не хотели, чтобы имя актера отвлекало внимание от образа. Съемочная команда, включая Оксану Акиньшину, Андрея Панина, Ивана Урганта, Дмитрия Астраханя, тоже хранила молчание как партизаны.»
Создатели фильма считали, что имя любого современного актера, рискнувшего воплотить образ, святой для миллионов людей, будет вызывать лишь раздражение. Именно поэтому оно не появилось даже в титрах.
В результате многие уверенно говорили, что в главной роли снялся Владимир Вдовиченков, другие же придерживались мнения, что это Сергей Безруков. Например, Ксения Собчак написала в своем микроблоге: «Высоцкий — это Безруков. Как и Пушкин, и Есенин. Говорят, готовится фильм про Ахматову. Кто, по вашему мнению, сыграет главную роль?:)
На версии о Безрукове настаивает и журнал «Папарацци», чьи фотографы однажды проводили актёра к гримерному вагончику во время ночных съемок, а из вагончика он вышел уже загримированным под Высоцкого.
История картины
Изначально фильм назывался «Черный человек». Его режиссером и сценаристом был Игорь Волошин, который ранее снял пронзительный автобиографический фильм «Я».
Волошин планировал сделать акцент на проблеме наркомании и рассказать о том, как Владимир Семенович чуть не погиб от передозировки во время гастролей в Ташкенте. Большую часть времени Высоцкий должен был провести в бессознательном состоянии, употребляя наркотики и лежа в луже собственных рвотных масс…
В конечном итоге продюсерам это не понравилось, и Волошин был уволен. Его место занял режиссер Пётр Буслов, который работал в соавторстве с сыном Высоцкого Никитой.
Первая любовь переросла в любовный треугольник
Личная жизнь Акиньшиной была не менее насыщенной. В возрасте 14 лет она начала роман с Алексеем Чадовым, который на тот момент уже был 20-летним юношей. Они встретились на съемках молодежной драмы «Игры мотыльков».
В этом фильме Чадов исполнил роль начинающего шестнадцатилетнего музыканта Кости. После выхода из тюрьмы его персонаж насилует Зою, свою любящую девушку, которую сыграла Акиньшина. Клавишника Джона из группы Кости в «Игра мотыльков» исполнил рок-музыкант, актер, лидер групп «Ленинград» и «Рубль» Сергей Шнуров. Именно он стал причиной разрыва отношений Оксаны и Алексея — на съемках возник самый что ни на есть любовный треугольник. Шнурова не смущало, что он старше девочки на 14 лет — ради неё он бросил свою семью и стал жить с юной актрисой.
Тридцатилетний мужчина и шестнадцатилетняя девушка, по словам Акиньшиной, жили весело — вечерами, бывало, напивались, и за раз могли выпить три бутылки водки. Тем не менее, Шнуров, являясь человеком, который умел не только веселиться, но и думать о будущем, время от времени пытался уговорить свою юную избранницу: он старался усадить её за уроки, вытаскивал из постели за шиворот и тащил в школу. Но это не принесло результата — Оксана, как позже призналась, хотела спать, упиралась против его сопротивления и ударяла его всем, что под руку попадалось.
По признанию девушки, у них со Шнуром была телепатическая связь и серьезные чувства. Однако после пяти лет совместной жизни они расстались. К тому времени они уже давно выясняли отношения, совершенно не понимая друг друга. В какой-то момент они созвонились и вдруг осознали, что ничего больше не держит их вместе, и в одно мгновение решили расстаться. Сожалений по этому поводу не было — с Шнуром Акиньшина чувствовала, что живет не своей жизнью, о чем она сама призналась в одном из интервью.
Удивительно, но с Чадовым актрисе удалось сохранить добрые отношения. Когда Акиньшина была его партнершей в фильме «Молот», Алексей отзывался о ней исключительно хорошо. Однако он также вспоминал о постельных сценах в «Играх мотыльков»: «Такой легкости в работе, какая возникла у нас с Оксаной тогда, я еще не чувствовал ни с одной актрисой». По словам актёра, у Акиньшиной есть редкое качество для актрисы — её героиню всегда жаль, до мурашек по коже, мужчина, видя её, стремится сделать для неё все возможное, чтобы она стала счастливой.
Дети браки не спасли
В 2008 году Акиньшина впервые вступила в официальный брак — она вышла замуж за генерального директора пиар-компании «Планета Информ» Дмитрия Литвинова, который был старше неё на 11 лет. В этом браке актриса родила сына Филиппа. Однако ребенок не смог спасти семью, и пара рассталась. Следующий этап в жизни Оксаны ознаменовался отношениями с актером и певцом Алексеем Воробьёвым, но и эта связь оказалась недолгой, завершившись в 2011 году.
В 2012 году актриса вступила в брак с кинопродюсером Арчилом Геловани, который был старше её на 13 лет. Ему удалось добиться значительного влияния в кинокругах, несмотря на подпорченную репутацию — в 2010 году Геловани был арестован по делу о краже раритетных книг из библиотеки ТГУ в Тбилиси. При обыске было выявлено 41 редкое книжное издание.
В этом браке у актрисы и продюсера родились сын Константин в 2013 году и дочь Эмми в 2017 году. В 2018 году Акиньшина и Геловани сообщили о своем разводе. Актриса написала в соцсетях (орфография сохранена): «Сообщаю сама о своем разводе с мужем. Надеюсь, все пройдет спокойно, быстро и не причинит вреда детям!! Милые девушки, не вешайте нос! Вы самые лучшие, нужные, важные и любимые!! Думайте только о том, что хорошо для Вас!»
Комментарии под постом были весьма разнообразными, среди них и такие: «Шнур, наверное, рад». На тот момент 45-летний Сергей Шнуров практически одновременно с Акиньшиной решил развестись со своей женой — 32-летней журналисткой из Воронежа Матильдой (Елена Мозговая). Рокер написал в соцсетях: «С болью в сердце, но с любовью и благодарностью друг к другу мы с Матильдой сообщаем о том, что приняли решение развестись.»
Вернулась, но к другому
Многие в тусовке начали задаваться вопросом, сошлись ли вновь Акиньшина и Шнуров — их начали часто видеть вместе. Тем временем Оксана действительно вернулась к своему второму мужу Геловани. Судя по всему, им не удалось надолго возобновить отношения: продюсер и актриса, как утверждают источники, вновь расстались. После этого Акиньшину заметили на отдыхе в Турции в компании Данилы Козловского. Их сблизили съемки фильма «Чернобыль», в котором Оксана сыграла подругу главного героя. Слухи о романтических отношениях молодые люди не пытались опровергать.
Зимой 2022 года пара пришла на одну из премьер, держась за руки и бросая друг на друга нежные взгляды. Однако никто официально не подтвердил их роман. Учитывая, что Козловский (в гражданском браке с актрисой Ольгой Зуевой у него родилась дочь Ода Валентина) действительно является новым возлюбленным Акиньшиной, он стал первым мужчиной-ровесником среди её избранников. Заслуженный артист РФ, лауреат кинопремий «Золотой орёл», «Ника», «Золотая маска» — ему 36. По своей популярности он даже превосходит своих предшественников. Однако в жизни Акиньшиной всегда находились мужчины, не лишенные популярности.
Польза, спасибо, что живая!
В 2006 году Акиньшина вновь переживает карьерный взлет. Она сыграла роль княжны Елены в экранизации отечественного бестселлера «Волкодав». Её героиня мгновенно привлекла внимание. Она стала не просто девочкой, а прекрасной женщиной, готовой на всё. Этим фильмом она закрыла для себя возможность участия в зарубежных проектах — как голливудских, так и европейских. Возможно, причина заключалась как в её непреклонном характере, так и в бурной личной жизни, которая тогда активно обсуждалась желтыми СМИ. В любом случае, Акиньшина решила сосредоточиться на отечественном кино, вовремя заметив его огромный потенциал.
Трейлер фильма «Волкодав»
Новая яркая роль не заставила себя долго ждать. В 2007 году режиссер Валерий Тодоровский утвердил её на главную роль в замечательном мюзикле «Стиляги». После этого Акиньшина стала звездой национального масштаба. Её персонаж Польза — сексуальна, умна и остроумна, такая девушка украсит любую компанию и обворожить ей под силу кого угодно, не только новичка в любовных делах, как Мэлс. «Стиляги» стали шумными, блестящими и настоящими; после такого суперхита Акиньшина могла выбирать любые роли в коммерческих тяжеловесах. Можно с уверенностью сказать, что она на тот момент была главной молодой российской актрисой: не по количеству фильмов (Акиньшина всегда старалась не играть слишком часто), а благодаря сочетанию роскошной красоты, ума и магнетизма, который она излучала с экрана с непревзойденной интенсивностью.
Трейлер фильма «Стиляги»
Акиньшина решила экспериментировать. Она сыграла в «Райских птицах» Романа Балаяна, где её партнером стал сам Олег Янковский. Также она снялась в амбициозном панк-проекте «Я» Игоря Волошина, который стал своеобразным продолжением его «Нирваны». Попробовала себя в комедии у Егора Баранова в фильме «Самоубийцы», где и ей удалось блестяще справиться с юмором и тонкой передачей. До этого её героини в основном демонстрировали мрачный сарказм.
Трейлер фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Тем не менее, самой впечатляющей актерской работой того времени стала её роль красавицы Татьяны в национальном блокбастере Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011). Девушку, которая провела с Высоцким последние годы жизни, она сыграла как чувственно, так и убедительно, создав образ сильной героини, готовой на многое ради любимого. Акиньшина всегда понимала, когда нужно выкладываться на полную катушку, и в данном случае она вложила в свою роль гораздо больше драматизма, чем во всех своих фильмах до и после на протяжении трех-четырех лет. В интервью она часто рассказывала, что эта работа стала для неё рубежной. Никто не спорил с ней, и непонятно, почему она больше не пошла по тому же пути. В России начали выходить спортивные драмы, ремейки советских хитов и другие блокбастеры, где можно было бы продемонстрировать свой талант. Возможно, рождение второго и третьего ребенка, а также новый брак повлияли на то, что Акиньшина стала пересматривать свои приоритеты.
Спутник: своя среди чужих
В следующие годы она выбирала преимущественно небольшие жанровые проекты. Романтические комедии — с Владимиром Зеленским, будущим президентом Украины, тогда просто успешным комиком, они сыграли в двух фильмах про «8 первых свиданий». Плутовские комедии — две части «СуперБобров», в которых героиня Акиньшиной становилась невидимой, но только при условии, что она будет без одежды, что было обыграно в сюжете со вкусом. Боевик «Молот» (2016), где Акиньшина вновь снялась с своей первой любовью и партнером по «Играм мотыльков» Алексеем Чадовым. Хоррор «Рассвет» (2018), который, к сожалению, провалился в прокате, однако был снят с участием множества звезд. Всё это было интересно, но Акиньшина, заслуженно имеющая репутацию необработанного бриллианта русского кино, могла бы добиться большего — это знали все. Она сама тоже это понимала.
Трейлер фильма «8 новых свиданий»
В этом контексте её роль в фантастическом триллере «Спутник» стала возвращением к настоящей драматической игре. Акиньшина здесь выглядит значительно старше своих лет: у неё нет ярких нарядов, она зачастую играет одним только взглядом. Казалось бы, мы уже видели подобных героинь с трудным характером, грубоватой манерой общения, упрямством и подкупкой прямотой.
Трейлер фильма «Спутник»
Но персонажи Акиньшиной всегда имеют множество слоев. Она — мастер двухуровневой игры и может сначала показать своего героя таким, как его видят окружающие, а затем постепенно раскрывать его истинную суть, заставляя зрителя всматриваться в него всё внимательнее. Внутри доктора Климовой, столкнувшейся с неизведанным, бушуют страсти, её преследуют мрачные воспоминания. Конечно, обстоятельства, в которые она попала, не располагают к веселью: секретная советская база, повсюду заключенные, военные со своими тайнами, да ещё и космонавт, вернувшийся на Землю с чужим. Всё это требует чисто жанрового подхода без изысков. Но Акиньшина — и она одна — своей цельной и взрослой игрой выводит «Спутник» в разряд более серьезного кинематографа, не триллера, а драмы с философским подтекстом и тонкими параллелями. Как ни странно, но игра Оксаны Акиньшиной едва ли не главное достоинство этого фильма; она оказалась выразительнее компьютерных эффектов и напряженности сюжета. Спокойствие Климовой можно было бы позавидовать Рипли из «Чужого», а Сигурни Уивер, скорее всего, могла бы позавидовать самой Акиньшиной, которая так четко справляется с этой ролью.
Тизер фильма «Чернобыль: Бездна
Актриса, с которой работали Бодров и Мудиссон, вновь в большом кино, и это подарок для всех, кто интересуется отечественными фильмами. Скоро Данила Козловский (можем только надеяться, что коронавирус ему не помешает) представит свою драму «Чернобыль: Бездна», где у Акиньшиной снова главная роль. И здесь важно не сбавлять обороты, а продолжать провоцировать, удивлять и заставлять задуматься. Оксана Акиньшина слишком хорошо знает, как это делается.