Хочу рассказать реальную историю о попытке открыть и развивать свой бизнес. Понятно, что большинство женщин предпочитают найти работу наемным сотрудником, лишь бы платили достойно и была возможность повышения по службе. Вероятно, мой опыт пригодится тем дамам, которые очень хотят сделать свое дело. По телевизору обычно показывают, как у других получается все складно да ладно. Но реальных историй, которые надо брать в расчет — маловато.
Откуда появились мысли об открытии дела
Сразу после окончания университета я начала работать в газетах и журналах менеджером по продажам рекламных площадей. И практически со второго места работы меня не покидала мысль о том, что хочется вообще-то сделать что-то свое. Только вот для выпуска и раскрутки издания надо было много денег, а вариантов начать с чего-то менее затратного (с нуля) у меня не было. Поэтому, каждый раз, приходя на новое место работы, я думала о том, что можно тут позаимствовать в плане идей и построения дела. Но всякий раз это заканчивалось обычным увольнением и поиском новой работы.
Работы менялись мной часто, сначала каждый год, потом я могла вытерпеть труд на благо чужого бизнеса только полгода. В итоге разочарование из-за траты времени в никуда стало приводить к смене места работы каждые 3-4 месяца. Это утомительно, неинтересно и вгоняет в депрессию.
Как я делала свой бизнес? попытка №1
Накопив багаж знаний в издательском деле, я решила найти спонсора для издания рекламного журнала. Нашла. Моя давняя знакомая, с которой трудились ранее в редакции одной газеты, к тому моменту имела свое дело: фирму по установке пластиковых окон и дверей. Но поскольку давний опыт был ей до сих пор не чужд, она согласилась спонсировать наш совместный с ней проект.
Я исполняла в этом деле сразу несколько ролей: главного редактора, менеджера по продажам, специалиста по кадрам (вела отбор персонала), а кроме этого, вела переговоры с типографиями, искала варианты продвижения. В общем, работы было много, а вот денег, поначалу, пока вкладывали в развитие — мало. Потом у нас начались расхождения в идейном плане. Я говорила, что надо еще несколько месяцев, пока издание зарекомендует себя на рынке (а это требует новых вложений в проект), ее же мнение не совпадало с моим: она настаивала, что уже сейчас нужна прибыль. В общем мне пришлось покинуть проект, так как хозяйкой я в нем не была (даже не в доле).
Из всего этого следует два вывода. Первое — не делайте бизнес со знакомыми; второе — оформляйте юридически вашу часть в бизнесе.
Попытка сделать бизнес №2
Следующей попыткой сделать свое дело было открытие торговой точки. Вообще в поиске занятия многое зависит от ваших сил, знаний и идей. Поскольку идей после первой неудачной попытки у меня было ноль, пришлось пойти по стандартному пути — организовать торговлю. Тогда в 2005 году многие этим занимались. Так называемые комки были разбросаны по всему городу, в том числе в метро, в торговых центрах, да где угодно.
Мы с мужем решили взять кредит 200 тысяч рублей и организовать продажу бытовой химии на арендованном в одном из продуктовых магазинов закутке. Перед тем, как это сделать, я составляла бизнес-план, рассчитывая доходы и расходы. Цифры показывали, что кпд выходит в ноль. Но другие же как-то торгуют. Вот и мы подумали, что торговля постепенно разовьется.
Первой ложкой дегтя был визит представителей налоговой в первый же день после открытия. Мы еще полностью не освоили работу кассового аппарата и не смогли отбить чек в тот момент, когда они сделали контрольную закупку. Пришлось заплатить приличный штраф. Не прошло и месяца, как нам повысили аренду за эти три квадратных метра в два раза. После чего денег на закупку нового товара стало хронически не хватать. А надо было еще реализаторам платить, которые то и дело норовили то что-нибудь утащить, то просто не выходили на работу по причине болезни или загула.
В общем, через полгода все это дело естественным образом сошло на нет, кредит выплачивали потом еще четыре года, зарабатывая на него на других работах. Вывод из этой истории: отмеряйте семь раз, прежде чем один раз открыть. Если ваши расчеты показывают ноль или минус — вообще не беритесь за такое дело.
Попытка организовать свое дело №3:
После двух неудачных вариантов организовать свое дело я решила, что надо что-то более серьезное, чтобы и для творчества была почва и для заработка, и чтобы всем этим я одна заправляла.
Что ж, наши желания всегда материальны. Устроившись в очередной раз в фирму, производящую деловые сувениры (ручки, пакеты, флаеры, значки и прочее с фирменной символикой) я как-то незаметно и с удовольствием втянулась в тему. Было интересно. Самостоятельно освоила две программы корел и фотошоп, чтобы делать макеты. Почти за год работы у меня собралась клиентская база. Все складывалось к тому, чтобы открыть свою посредническую фирму, которая бы предлагала на рынке аналогичные услуги. Тем более, с начальством на тот момент начались серьезные разногласия: дядя ведь хочет, чтобы сотрудники работали по возможности круглосуточно и желательно «бесплатно».
Итог
Просчитав все пункты, я уволилась и в этом же месяце открыла ООО, в котором числилась одна я. Сразу начала интенсивно работать. Подтянула всех клиентов, пошли заказы. Но тут меня поджидал очередной сюрприз. Никак я не предполагала, что налоги на зарплату такие большие: почти 50 процентов. К этому добавились прочие затраты: надо оплатить работу бухгалтера, надо оплатить работу банка за обслуживание расчетного счета, кроме этого, надо еще заплатить НДС, транспортные расходы. В общем, за всю беготню и почти круглосуточную работу у меня получалось даже меньше, чем я получала будучи наемным сотрудником. Но зато я была сама себе хозяйкой, у меня была свобода для творчества. В общем получилось этакое самовыражение без денег.
После этой попытки я снова сделала вывод: главное, конечно, чтобы дело нравилось, но один в поле не воин. Одних рук вообще-то маловато, чтобы получить серьезный доход. Налоги отнимают приличный кусок от заработанного, поэтому объемы должны быть большими. И еще: чистое посредничество для маленьких фирм (теперь во многих сферах) невыгодно, так как на рынке стало достаточно много производителей, и искушенный заказчик предпочитает обращаться напрямую к изготовителям.
Если вы тоже планируете открыть что-то свое, учтите мой опыт, и не делайте таких же ошибок. Пусть свой бизнес станет для вас источником вдохновения и прибыли, а не камнем на шее. Вот такие пироги.
автор — Татьяна Удачина