Казахская одежда.

Во время кормления ребенка кимешки закрывали грудь и волосы женщины, так как считалось постыдным показывать эти части тела. Согласно казахскому обычаю, мужчине не разрешалось наступать на кимешок или переступать через него даже в гневе. Таким образом, благодаря традиции, матери положили конец ссорам и кровопролитию.

Биологические предки казахов: от европеоидов к монголоидам

Оразак ИСМАГУЛОВ, самый выдающийся антрополог Казахстана, представил в Алматы книгу «Происхождение людей в Казахстане (по данным физической антропологии)». Материал для этой книги он собирал более полувека.

Исследователь изучал казахов и их предков в различных областях физической антропологии. Среди прочего, он проследил, как менялись черты лица населения, проживающего на этой территории, на протяжении последних 4 тысячелетий.

Книга была написана в соавторстве с дочерью ученого и антрополога, старшим научным сотрудником отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии по имени Ш. А. Адамович. Результаты многолетнего исследования представила дочь ученого и антрополога Айнагуль Исмагулова, старший научный сотрудник отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии Ширвани Уалиханов. Ученые провели комплексные исследования по изучению генетической структуры казахского населения и собрали значительное количество разнообразных данных о морфофизиологическом развитии как предков казахского народа, так и их современных представителей. Были изучены костные останки, черепа, зубы, рельеф кожи пальцев, группы крови и, конечно же, внешность.

Делить потомков нет оснований

87-летний Оразак Исмагулов, академик Национальной академии наук Казахстана, член-корреспондент Академии наук Болоньи (Италия), доктор исторических наук, профессор и заслуженный деятель науки Казахстана, является первым отечественным антропологом и основателем антропологической школы в Казахстане.

В советское время ему неоднократно приходилось страдать за причастность к этой науке — в 1970-е годы его научный труд по генетике казахского населения был изъят из продажи и сожжен.

Советские идеологи продолжали предъявлять ему претензии — например, антрополог был вынужден скрывать свои материалы от коллег по всему Казахстану. После распада СССР поврежденная книга была официально восстановлена. Наступило время, когда он смог выехать за границу, где читал лекции в ведущих университетах мира — Калифорнийском (Санта-Барбара) и Болонском — и организовал первый семинар по казахской национальной антропологии в Институте истории и этнологии им. Он организовал первый семинар по казахской национальной антропологии в Институте истории и этнологии имени Уалиханова и семинар по физической антропологии в Национальном музее Казахстана. Автор 10 книг и более 400 научных статей и докладов по этногенезу и этнической истории народов Казахстана. Жузы: лебедь, рак и скипетр казахской идентичности

На презентации в Алматы Оразак Исмагулович признался, что материал для книги он собирал во время своей научной работы.

Он напомнил, что в середине XX века появились высказывания о том, что народ Казахстана — это осколки монголов или калмыков или киргизов, писали, что наши предки… были переселенцами.

Поиск биологических предков казахов стал вопросом всей его жизни. Для этого ученому пришлось тщательно изучить антропологические особенности проживающего коренного населения на всей территории современного Казахстана — от Алтая до Каспийского моря.

— В научном мире, как и в быту, много говорили о том, что казахи делились на субэтнические группы, то есть на три жуза — старший, средний, младший. Говорят, что казахи до сих пор не составляют единой нации или этнической группы», — рассказывает Оразак Исмагулович. С 1966 по 1996 год было изучено более 40 выборочных групп в пяти регионах — Восточном, Центральном, Южном, Северном и Западном Казахстане. Статистический анализ этого материала показал, что различия между территориальными группами невелики, есть колебания, но они не достигают реальных различий. То же самое было сделано для субэтнических групп, и результаты опять те же — очень небольшие различия. Вывод: нет никаких научных оснований подразделять современных потомков казахов!

В своей более ранней работе антрополог уже пришел к такому выводу: Деление казахов на зоопарки не оправдано с точки зрения популяционной генетики.

— Они однородны, они не делятся», — повторяет он.

Этническая история казахов

Этническая картина территории современного Казахстана была богата арийскими, индоиранскими и тюркскими племенами, от саков, сарматов, массагетов до гуннов, тюрков, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков и других этнических групп, которые расселялись в разные эпохи и оставили свой след в этногенезе казахов. Более поздние тюрко-монгольские племена впоследствии сформировали казахскую нацию. Казахи являются потомками тюркоязычных и некоторых монголоязычных племен.

  Как cделать девушку мокрой. Руководство по возбуждению.

Антропология

Информация должна быть проверена, в противном случае она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на надежные источники. Этот тег был создан 22 октября 2012 года.

Антропологически казахи относятся к малочисленным племенам Южной Сибири, являясь переходным племенем между более крупными монгольскими и кавказскими племенами. На всей территории своего расселения казахи достаточно однородны с точки зрения описываемых и измеряемых племенных характеристик. Мужское и женское население казахов характеризуется прямыми, густыми, темными волосами. Мужчины западных и южных регионов Казахстана различаются по развитию бороды и волос на теле. У первых борода и волосы на теле растут слабее, а у южных казахов наоборот, что свидетельствует о том, что южные казахи более европеоидные. В то же время, наибольшая частота узкого разреза глаз была обнаружена в южных регионах Казахстана. В среднем эпикантус среди казахов составляет 21,7% среди женщин и 34,6% среди мужчин.

Этноним «казах»(қазақ)

Казахское ханство образовалось в шестнадцатом веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими мулами двинулись с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье на реке Чу на территорию правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена отныне назывались свободными людьми — «казахами» («казак»), по-русски — «казахи». В казахском языке две буквы «к» в этом слове произносятся как твердый Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии принято написание «казак».

В царской России нынешних казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, не путать с русскими казаками.21 Неправильное использование этнонимов «казах» и «киргиз» до революции было вызвано ошибками, допущенными некомпетентными писателями и администраторами. Основной причиной неправильного использования этнонимов «казах» и «киргиз» в дореволюционный период являются киргизы. Этническое название «казах» было впервые введено в Советской России в 1925 году в форме «казак» после переименования АССР Кыргызстан в АССР Казахстан и в форме «казах» после преобразования АССР Казахстан в Казахскую ССР в 1936 году21 .

Основная этимология этнического названия «Казакос»: слово «казак» означает «свободный, независимый человек, авантюрист «5.

Казахи в составе Российской Империи в ХIX-ХХ веке

По данным 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», киргизские казаки (т.е. казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, в Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 миллиона человек.23 В современном Жузе Внутренняя или Букеевская орда была создана и содержалась царским правительством России в начале XIX века.

Среди казахов в начале XX века насчитывалось более 40 основных племенных групп24. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце XIX — начале XX века, указывает, что отдельные киргиз-кайсаки (русское название казахов в то время) иногда обозначают свою национальность общим названием казак, но чаще — названием племени, к которому они считают себя принадлежащими25 .

Численность

Общая численность казахов составляет около 14 миллионов человек.

  • Казахстан — 10,8 млн чел 1 .
  • Китай — 1,5 млн чел 2 .
  • Узбекистан — 0,8 — 1,1 млн чел 3 .
  • Россия — 648 тыс. чел 6 .
  • Монголия — 102 тыс. чел 9 .
  • Туркменистан — до 40 тыс. чел 10 .
  • Киргизия — 30 тыс. чел 11 .
  • Турция — 20 тыс. чел 12
  • Иран — 12 тыс. чел 13
  • США — 3 тыс. чел
  • Германия — 1 тыс. чел 17
  • Великобритания — 1 тыс. чел. 18

Казахи в Китае

В настоящее время в Китае проживает в два раза больше казахов, чем в Российской Федерации — около 2 миллионов человек. Большинство казахов проживает в СУАР (около 1,85 млн. человек), где для них создана система национальных автономных образований: Большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном районе (ИКАР); они также живут в Баркёль-Казахском автономном округе в уезде Хами и в Мора-Казахском автономном округе (в Чанджи-Хуэйском автономном районе). Помимо этих автономных районов в китайской провинции Ганьсу существует Аксай-Казахский автономный округ. Казахи в Китае являются небольшой этнической группой с государственным статусом.

  Как быть, если пару найти не удается: что делают одинокие женщины, когда рядом с ними нет мужчин.

В СУАР и ДРК есть школы с преподаванием на казахском языке, более 50 газет и журналов издаются на казахском языке, есть три телевизионных канала, которые вещают семь дней в неделю.

На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «одна семья — один ребенок».

Казахи в России

Численность и удельный вес казахов в России 31 согласно переписям населения
1939 1959 1970 1979 1989 2002
356 646 0,33 382 431 0,33 477 820 0,37 518 060 0,38 635 865 0,43 653 962 0,45

Численность казахов и их доля в российском населении неуклонно растет. В приграничных районах казахи живут тесно. В Астраханской области издается газета на казахском языке (Ак арна), в некоторых регионах есть несколько десятков школ, где казахский язык преподается как отдельный предмет 32,33,34, а в Республике Алтай есть школа, где казахский язык преподается по программе Министерства народного образования Казахстана и по казахским учебникам 35, однако среднего образования на казахском языке в России нет.

Казахи в Узбекистане

Мужская одежда

Мужская одежда казахов состоит из рубахи, брюк и саппана (халата). Саппан был главным предметом одежды, который больше говорил о социальном статусе мужчины. Халат мог быть сшит из тонкой или толстой ткани, он мог быть разноцветным, но более представительными были простые и даже темные цвета. Парадный сапан был темно-синего или черного цвета и украшен золотой вышивкой. Такой ритуальный саппан было принято дарить знатным людям и важным гостям, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.

Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки и не отдают свои — считается, что так можно получить чужие беды и болезни или потерять свое счастье и радость. Шляпы снимают аккуратно и стараются держать их в безопасном месте, никогда не позволяя шляпе упасть на пол или на стул. В Казахстане существует много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак и другие. Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле.

Саукеле — это уникальный головной убор для невесты, сделанный вручную. Считается, что чем больше саукеле, тем больше уважения невеста оказывает семье жениха, поэтому некоторые из них достигают высоты 70 см. Кроме того, саукеле — самый дорогой наряд невесты, его украшают драгоценностями, золотом или серебром и другими вещами. Иногда за него давали табун лошадей, и невеста надевала его только один раз — на свадьбу.

Касаба — это замысловатый головной убор, который надевался молодой женщиной вместо саукеле и носился до рождения первого ребенка.

Кимешек — высокий белый тюрбан, который женщина надевает после рождения первого ребенка и до конца жизни.

Такия — казахский головной убор, который носят люди всех возрастов. Ее шьют из шелка, бархата, ткани и других материалов. Иногда такия служит подкладкой под другие головные уборы. Зер-такия — тюбетейка, расшитая золотыми или серебряными нитями, также популярна среди молодых казахов.

Калпак — популярная войлочная шапка среди казахских мужчин. Существует также айыр калпак — дорогой вариант, украшенный дорогими тканями и золотой вышивкой в виде растительных орнаментов.

Борик — шапка с меховой оторочкой, первоначально из волчьего меха, сейчас из меха выдры, лисы и бобра. Его носят летом и зимой. Существуют женские и мужские борики, которые отличаются только дизайном.

Тымак — это теплая зимняя шапка из овчины, сшитая таким образом, чтобы отлично защищать голову, шею и плечи от ветра и холода зимой в степи. Он также используется в качестве основного снаряжения в игре «Тымак урып жыгу».

Головной убор кочевых народов

Какабаев говорит, что кимешек также распространен среди кыргызов и каракалпаков. Салар (тюркский народ), живущие в Гуанчжоу (Китай), имели похожие головные уборы. По некоторым данным, они были коренными жителями Центральной Азии, которые пришли в Китай во времена Тамерлана и приняли ислам. Антропологически они ближе к китайцам, но говорят на турецком языке. Они называют свой головной убор кимешеком не потому, что он черный или красный, говорит заведующий отделом этнологии.

«Казахский кимешек имеет стилистические и декоративные различия, которые носят региональный характер. Например, у казахов Жетысу, живущих на Или, — албанцев Жуского залива — кимешеки богато украшены кораллами, серебром и вышивкой. В Талдыкоргане и Восточном Казахстане их тоже украшали, но вышивка была несколько иного рода», — добавил Какабаев.

Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он не имеет никакого сходства с ним. Это головной убор кочевников, — пояснил он.

  БДСМ-практика: сабмиссив и доминант в сексе.

Что кимешек мог рассказать о хозяйке: почему он был важен для казашек - фото - Sputnik Казахстан, 1920, 08.10.2021

Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он не имеет с ним ничего общего».

Следует отметить, что кимешек утратил свое былое значение в 1940-50-х годах прошлого века и постепенно вышел из употребления.

Что кимешек мог рассказать о хозяйке: почему он был важен для казашек - фото - Sputnik Казахстан, 1920, 08.10.2021

В Центральном государственном музее Алматы проходит выставка «Кымнын килишек».

Выставка в третьем зале Центрального государственного музея позволяет посетителям не только изучить детали кимшека, но и узнать о ювелирных украшениях. Она продлится до конца октября.

Отличия менталитета казахов и русских? 8 особенностей

отличия менталитета казахов

Кажется, что различия в менталитете между казахами и русскими очевидны. Восток и Запад — это совершенно разные вещи. Однако Россия находится на границе между Востоком и Западом. Поэтому во многих областях она отражает культуру Казахстана и других стран СНГ. В то же время прогресс во всем мире идет по пути глобализации и размывания национальных особенностей.

Но все еще остаются вопросы и темы, по которым у двух народов совершенно противоположные взгляды. Давайте рассмотрим принципиальные различия в менталитете казахов и русских.

Гостеприимство в России и в Казахстане

Гостеприимство — особенность казахского менталитета. С древних времен казахи принимали путников как близких людей, давали им еду, воду, кров и постель, и только после отдыха спрашивали гостя, кто он и куда идет.

Традиция принимать гостей со всеми почестями сохранилась в Казахстане и по сей день. Когда вы приходите в гости к казаху, для вас накрывают большой стол со всевозможными яствами. Отказать хозяевам и не попробовать какое-либо блюдо — признак неуважения.

Гостеприимство в России

Если вам не наливают в чашку достаточно чая или куммиса, это не значит, что хозяева жалеют напиток. Скорее, это означает, что хозяин или его жена не поленились дать вам пить столько, сколько вы хотите.

В России гостеприимство тоже есть, но для русских оно не так важно. Если застолье запланировано и гости предупреждены заранее, то стол готов вовремя. Однако блюда готовятся так, чтобы всем хватило еды. А если гости не приглашены, то их кормят тем, что есть в холодильнике, и не принято готовить большие угощения.

Таким образом, разница в менталитете казахов и русских заключается в готовности казахов всегда принимать незваных гостей.

Образование для современных людей

Разница в менталитете казахов и русских заключается также во взгляде на ценность образования. Первый университет появился в Республике Казахстан только в 1934 году, в то время как в России он появился на два столетия раньше. Поэтому большинство выпускников российских школ поступают в многочисленные вузы, а в Казахстане — в колледжи и техникумы.

Поступить в университет в Казахстане довольно сложно. Чтобы получить стипендию, нужно сдать обязательные экзамены и экзамены по определенному предмету. Плата за обучение на коммерческой основе не по карману большинству семей в Казахстане. Поэтому многие абитуриенты предпочитают учиться в российских вузах.

Подробнее о том, сколько стоит обучение в Казахстане, читайте в предыдущей статье

Высокие требования к антиплагиату в Казахстане сильно затрудняют обучение студентов. В нашем сервисе мы помогаем студентам повысить уникальность текста до 80-90% в течение нескольких минут. Мы высылаем готовый результат без предоплаты, а также принимаем заказы круглосуточно. Вы без проблем сдадите курсовую или дипломную работу.

Религия в жизни русских и казахов

Несмотря на то, что в советское время на территории России и Казахстана господствовал атеизм, сегодня существуют различия в менталитете казахов и русских по вопросу религии.

Во-первых, русские верующие — это в основном православные христиане. А большинство казахов — мусульмане.

Оцените статью
Добавить комментарий