В сфере шоу-бизнеса размер гонораров актеров формируется в результате соглашений, которые заключаются между звездами и продюсерами. Оплата нередко происходит в серой или черной кассе, где отсутствует налоговая отчетность, что является характерным для этой области, в отличие от медицины и образования, где такие практики практически не встречаются. Это достаточно отработанная система компенсаций, которая вознаграждает тех, кто демонстрирует некую славу, приносимую страной или обществу.
Миллионные гонорары российских актеров: Олег Меньшиков за день съемок зарабатывает как средняя квартира в Москве
Российские звезды кино, в отличие от своих коллег по эстраде, не выставляют напоказ свои богатства — бриллианты и шикарные особняки, что служит основой для стереотипа, утверждающего, что актеры живут значительно проще, чем популярные исполнители. Тем не менее, эксперты, общаясь с КП, опровергли этот укоренившийся миф. Актёрская профессия всегда пользовалась хорошими доходами, а в условиях кризиса именно у актеров кино наблюдается гораздо больше предложений, чем у гламурных певцов. Как следует из текущей ситуации, развлекательный контент стал минимален на телевидении. В настоящее время остается лишь несколько музыкальных шоу, в которые входят всего несколько ярких представителей: Филипп Киркоров, Сергей Лазарев, Николай Басков, Валерия и еще несколько артистов. Концертов стало так мало, что их можно пересчитать по пальцам. Корпоративные мероприятия также сократились, и теперь не модно демонстрировать свое благосостояние, устраивая шикарные праздники. В таких условиях лишь немногим удается хорошо заработать.
Напротив, сейчас у актеров более благоприятное время. Пока звезды эстрады имеют паузу в карьере, на Мосфильме ежедневно происходит съемка фильмов и сериалов — как для телевизионных каналов, так и для платформ интернета.
Данила Козловский получает миллион за 12 часов работы
— Гонорары у киноактеров на текущий момент весьма достойные. Например, Алексей Серебряков, который с семьей последние годы живет в Канаде, получает за 12-часовую смену приблизительно 700 тысяч рублей, — рассказала КП.RU промоутер Алина Красная. — У Данилы Козловского, чья семья также обосновалась за границей, в Штатах, гонорар еще больше — свыше миллиона рублей за смену. Среди женщин наибольшим спросом пользуются Виктория Исакова и Светлана Ходченкова. Их средний гонорар составляет около миллиона рублей за один съемочный день.
— Я трудюсь в кинобизнесе достаточно долго, начиная с премьеры сериала «Бедная Настя». И могу вам сообщить, что правила не изменились, — поясняет продюсер Евгений Морозов. — Почему же артистам выделяют такие значительные гонорары, задаетесь вопросом? Все объясняется просто: режиссеры стремятся привлечь широко известных артистов, от этого зависит успех фильма или сериала. Известно, что важен не только сценарий, но и звездные имена в титрах — именно они становятся залогом быстрого финансирования проектами продюсерами. В киноиндустрии коммерческий успех фильма часто зависит от популярности исполнителей главных ролей. Если у вас есть популярные артисты, вы сможете привлечь финансирование для вашего проекта и, как следствие, обеспечить себе работу. Это первое. А во-вторых, стоит заметить, что артисты или их агенты могут называть любые суммы, например, десять миллионов, но это не всегда значит, что деньги действительно получат. Здесь, как на рынке — торг оправдан.
Примером тому служит Олег Меньшиков. Его гонорар пока что не удалось превзойти никому. В течение последних нескольких десятилетий он является самым дорогим российским актером.
100 тысяч долларов (что равняется более 7,5 миллиона рублей) за 12-часовую смену — именно такие суммы получает Меньшиков, обладая статусом кинолегенды. Однако стоит отметить, что его фильмография в последнее время значительно сократилась, и он снимается очень нечасто. Подобные деньги ему платил Никита Михалков, однако это происходило еще до кризиса, когда бюджеты фильмов позволяли такие траты.
Что касается гонораров Алексея Серебрякова, то хотя он и получает 700 тысяч рублей каждый день, съемок у него не так много — только в больших фильмах и в эпизодических ролях. Можно сказать, что он выступает как приглашенная звезда. Предположим, он снялся в двух фильмах за год. Не думаю, что там было много съемочных дней. Не забывайте, что из этих 700 тысяч ему еще предстоит отдать часть агенту и заплатить юристу, который составил его контракт. В итоге остаток становится не таким уж значительным. Он живет скромно и отнюдь не является олигархом. То же самое можно сказать и о Виктории Исаковой. Она получает миллион рублей за смену, но у нее всего один или два фильма в год. Даже если у Исаковой получается 20 съемочных дней, то один фильм обеспечивает её доход на целый год.
Массовая профессия — значит, низкая зарплата?
Данная проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, необходимо осознать, что как только какая-либо профессия становится массовой, она немедленно теряет свою привлекательность в глазах общества, даже несмотря на то, что она может иметь критическое значение. Это неизбежно негативно сказывается на материальной оценке труда тех, кто в ней занят. Профессии учителей и врачей стали массовыми еще в советский период. Они утратили ту уникальность, которая была у них до революции. Конечно, при царской власти также существовали врачи для народа — земские врачи. И их заработки также были скромными. Однако врачи, работающие с обеспеченной публикой, являлись настоящей элитой и получали значительные деньги за свою работу.
Отчасти эта тенденция сохранилась и в советские времена. Наряду с массовой медициной в СССР работали высококвалифицированные специалисты, хирурги, проводившие уникальные операции. Хотя и у них не было заоблачных зарплат — в те времена никто не зарабатывал баснословные суммы, даже члены Политбюро. Тем не менее, они могли позволить себе более комфортную жизнь по сравнению с простыми врачами. Низкий слой медицины, например, участковые врачи, в СССР также получали весьма скромное вознаграждение. Это же касается и современных врачей. Существуют обычные медики и высококлассные специалисты с достойными доходами. И даже они, как правило, зарабатывают существенно меньше, чем эстрадные звезды. В Советском Союзе разрыва в доходах между этими профессиями практически не существовало.
Второй аспект — учителя и врачи по большей части работают в госсекторе. Зарплаты в бюджетной сфере, как правило, ниже, чем в коммерческой индустрии. Устанавливая низкие зарплаты, чиновники уверены, что врачи и учителя не смогут дотянуться до более высокооплачиваемых должностей. Частные школы в России по своему количеству оставляют желать лучшего, а на работу в такие учреждения часто берут по знакомству, а не по уровню знаний. То же, в свою очередь, касается и частных клиник. Пройти трудоустройство в них для врача из окружной больницы бывает крайне сложно. Бросить профессию и перейти на работу продавцом или курьером (даже если там больший заработок), учителю не позволяет его гордость и воспитание. В точно таком же духе ни один врач не захочет стать дворником. Именно поэтому бюджетные работники продолжают удерживаться на своих местах невзирая на маленькие зарплаты.
Не следует забывать и об аспекте призвания. Человек, который мечтал стать врачом, прошел обучение и устроился в медицинское учреждение, слишком высоко ценит свою профессию, чтобы просто так уйти и сменить ее ради большей выгоды. То же самое можно сказать и о настоящем учителе.
Кумир и миллионы
Однако только ли причина того, что звезды эстрады и спортсмены получают в десятки и сотни раз больше врачей и учителей, заключается в том, что их профессии относятся к категории немассовых? Нет, причина не только в этом. Здесь также большую роль играет такое понятие, как социальный статус. Мы живем в обществе, где доминирует массовая культура, где важен эффект шоу, развлечения и гламура. В таком обществе общепринято хвастаться не лишь размерами своих накоплений, но и наличием связей со знаменитостями.
Например, в нашей стране ежегодно проходит конкурс «Учитель года». Да, лучшие педагоги получают признание от государства, они получают премии и подарки. Но, если представить любого министра, депутата или губернатора, с кем бы он предпочел сфотографироваться и поделиться этим снимком в социальных сетях? С лучшим учителем или с популярной поп-звездой или олимпийским чемпионом? Ответ очевиден.
И среди рядовых граждан — с кем бы они предпочли запечатлеть себя на фотографии, если бы у них был выбор? С учительницей своего ребенка, с участковым врачом, который его вылечил, или с известным артистом? Все те, кто высказывают недовольство по поводу недостаточно высоких зарплат бюджетников, фактически сами выбирают для себя кумиров и предметы поклонения не среди своих коллег, а между теми же поп-звездами и спортивными кумирами. Такова реальность, установленная современные медиа.
Безусловно, необходимо значительно повышать зарплату учителям и врачам, особенно тем, кто работает на низовом уровне. Это трудно оспаривать. Однако необходимо также устранить основную проблему, связанную с неправильной оценкой значения тех или иных профессий и их представителей.
Конечно, кто-то может возразить: ну и что, если мы обеспечим каждому чемпиону по 50 тысяч долларов — это же не разорит страну. Если распределить эти деньги между всеми врачами и учителями, может получиться по 1 доллару на человека, так что никто этого даже не заметит. С другой стороны, когда эти чемпионы соглашаются выступать на международных соревнованиях без своей национальной символики, возникает вопрос: кого они представляют? Страну или сами себя? Если себя, то вправе ли они требовать почестей, славы и наград за свои достижения? Тем более что многие из них участвуют в коммерческих турнирах, где также получают щедрые вознаграждения. И это помимо зарплат, которые они получают от клубов, где действуют ограничения: сколько владелец клуба желает, столько и заплатит футболисту.
В индустрии шоу-бизнеса оплата труда артистов определяется через индивидуальные соглашения между ими и продюсерами. Зачастую выплаты поступают в серой или черной денежных формах, чем обойти налоговой отчетности (это совершенно нехарактерно для медика и учителей). Это отлаженный механизм вознаграждений за ту популярность, которую эти звезды фактически приносят или, по крайней мере, претендуют на это, для страны.
Договоренности уместны
В настоящее время практически у каждого серьезного артиста имеется представитель, работающий на себя либо через агентство. Это человек проводит постоянный поиск проектов для своего подопечного, записывает его на кастинги и, если удачно проходит, берет на себя всю документальную работу, включая согласование гонорара с продюсерами. В большинстве случаев актеры не участвуют в процессе торга, но их представители заинтересованы в том, чтобы продать своего клиента по более высокой цене, поскольку их доход напрямую связан с доходом артиста.
В мировой практике агенты, как правило, получают 10% от гонорара артистов, но встречаются и исключения. Российский рынок артистических посредников все еще находится в стадии развития, однако в этой области уже имеются звезды, чьи клиенты регулярно снимаются и имеют стабильный доход. Для того чтобы познакомиться с такими известными персонами, рядовым артистам, как начинающим, так и более опытным, нужно активно общаться и посещать мероприятия и заведения, где обычно бывают представители индустрии. При этом сами агенты далеко не всегда заинтересованы в пополнении своей базы клиентов. Более того, многим из них комфортно продвигать лишь одного артиста, особенно если тот смог заработать признание широких масс.
Просто цифры
И наконец, стоит поговорить о гонорарах в кино и сериалах. Условно артисты могут быть поделены на несколько категорий. Самые низкие доходы — от 500 до 1500 рублей за 12-часовой рабочий день в массовке, при этом попасть в эту категорию можно без специального образования. От 2 до 3 тысяч рублей получают артисты групповых сцен, которые обязаны иметь базовые актерские навыки. Следующий уровень — эпизодические роли со словами. За произнесение всего нескольких реплик актер может получить до 5 тысяч рублей.
Актеры второстепенных ролей зарабатывают почти в два раза больше, чем эпизодические, но значительный финансовый прорыв происходит у главных актеров. Первая главная роль может начать приносить исполнителю от 15 тысяч за съемочный день, а в дальнейшем цифры только увеличиваются. Чем более востребован артист, тем выше цены растут. Доходы начинающих и многообещающих артистов могут увеличиваться в десять раз за какие-то пару лет. Конечно, уровень дохода зависит не только от самого артиста, но и от бюджета проекта. Востребованный артист, который предпочитает артхаус, может даже согласиться урезать часть своего вознаграждения ради шанса, что фильм вообще состоится.
А теперь давайте заглянем в мир желтой прессы и взглянем на кошелек топовых актеров. Так, по слухам, Дмитрий Нагиев и Александр Петров за 12 часов съемок получают от 500 тысяч рублей, и это не предел. Народные любимцы также могут весьма неплохо зарабатывать на рекламе и в других сферах.
От квестов до тортиков для собак
У многих наших звезд имеются и более экзотические источники дохода. Российские знаменитости пробуют свои силы в самых различных сферах бизнеса. Валерия открыла сеть фитнес-клубов под названием Ladies’ Fitness. Леонид Ярмольник и Леонид Якубович являются совладельцами стоматологической клиники «Dental-Art». Эммануил Виторган вместе с супругой управляет целой сетью химчисток в Москве. А лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин в прошлом году инвестировал в квест-проект «Шерлок».
Многих интересует сладкое. Наиболее известная российская спортсменка Мария Шарапова сотрудничает с американской кондитерской компанией Baron Chocolatier и выпускает сладости под собственным брендом Sugarpova. Презентация Sugarpova прошла в Нью-Йорке четыре года назад, и по данным Forbes, на запуск бренда Шарапова потратила 500 тысяч долларов. Конфеты и жевательные резинки Sugarpova, которые сначала продавались на официальном сайте и в сети It’Sugar, вскоре стали доступны в Лондоне, Дубае, Париже, Мельбурне и Москве; Токио стало следующим в списке городов. А не так давно, когда начался допинговый скандал, теннисистка представила в Париже мармелад в форме животных, червячков, губ и, конечно же, теннисных мячей.
Певец Сергей Лазарев, хоть и менее известный, чем Шарапова, но тоже со славой, полученной на Евровидении, активно развивает свой бизнес по производству сладостей для собак под маркой «Пудель-штрудель». Его тезка, Сергей Жуков, открывает кондитерскую «Cupcake Story», где выпускаются дизайнерские капкейки и десерты.
Интерес звезд к поиску альтернативных источников дохода объясняется вполне логично. Артисты понимают, что их молодость не вечна, и по сравнению с стендаперами, голосами и внешностью они могут лишиться в результате несчастного случая — отмечает эксперт Даниил Кириков. Во многом ошибочное представление о том, что особняки и дорогие автомобили артистов являются следствием заработка на частных вечеринках или закрытых мероприятиях олигархов. Не стоит забывать, что бизнес звезд — это, безусловно, налоги в бюджет, создание рабочих мест и дополнительные возможности получить качественную еду или стильную одежду для граждан нашей страны, — подводит итог эксперт.
Артист обязан давать концерты
Продюсер также отметил, что у chaque артиста имеется команда. Коллектив Валерии, например, состоит из 16 человек, у каждого из которых есть свои семьи, и если в определённый момент артистка прекратит давать концерты, все работники разбегутся в поисках другого места.
— Поэтому артист обязан давать концерты. Когда недалекие люди кричат, что артисты зарабатывают суммы, которые и не снились обычным людям, это совсем несправедливо. Они могут заработать хорошие деньги на корпоративных мероприятиях, но не так на массовых концертах, — заверил Иосиф Пригожин. — Кроме того, 5% от дохода с билета мы обязаны перечислять российскому авторскому обществу. Это правило, которое лишь добавляет расходов. Также нам нужно платить кассирам за продажу билетов — от 8 до 12%. Если у вас есть, к примеру, кредитное оборудование, ранее ставка была 6–8%, а сегодня она уже 15%.
В итоге из 100% стоимости билетов артисту остается лишь около 30%, а иногда только 10%. И он еще должен быть уверен, что соберет толпу зрителей
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер
По словам Пригожина, в отличие от западных исполнителей, которые начинают получать от 400 тысяч долларов и имеют все в наличии для организации концертов, российские артисты не могут себе позволить обойтись без строгих рамок в установлении цен на билеты. Если цены поднимаются слишком высоко, публика не приходит на шоу — не потому, что не хотят, а потому, что у них просто нет на это средств.
— Мы нацелены на то, чтобы зрители могли посетить концерт своего любимого исполнителя, а не на то, чтобы выставлять космически высокие цены. Средняя стоимость билета на концерт Валерии в Москве составляет около 3 тысяч рублей, — рассказал Пригожин. — А в других городах эта сумма может достигать 7 тысяч рублей. Залы там, как правило, по тысяче мест. Как можно сделать дешевле? Валерия, например, недавно выступала в Красноярске. Расстояние немалое, только дорога для всего коллектива может обойтись в крупные суммы.
SHAMAN может утверждать определенные условия
СМИ сообщают, что за год стоимость билетов на концерты певца SHAMAN возросла — раньше цена варьировалась от 1000 до 5000 рублей, а ныне установила диапазон от 2500 до 8000 рублей. Тем не менее, это не сказалось на числе желающих.
— Спрос рождает предложение. Все хотят попасть на концерт SHAMAN’а. Зная об этом, его маркетинг реагирует соответствующим образом, — пояснил продюсер, PR-технолог и маркетолог Вадим Горжанкин. — В целом, не так много артистов могут собрать большой зал или стадион. Если залы долго не работают, а популярная звезда обещает аншлаг, она может позволить себе выдвигать определённые требования. Это вполне касается и SHAMAN’a.
По словам Горжанкина, артист может запросить 30% от общей продажи всех билетов. Эта цифра считается оптимальной. Куда уйдет оставшаяся сумма — на рекламные мероприятия, на безопасность или что-то другое, его уже не волнует. Тем не менее, есть много примеров, когда исполнители получают лишь 10–15% своего дохода.
Большинство людей ошибочно полагают, что звезда получает практически все деньги от концерта. Это совсем не так
Вадим Горжанкин, PR-технолог, продюсер, маркетолог
Кстати, март стал таким насыщенным месяцем для концертной деятельности. На основе данных Яндекс Афиши, только в Москве пройдет более тысячи выступлений — в апреле запланировано в два раза меньше мероприятий. Но кто из множества артистов выставил самые высокие цены? Ранее мы рассказывали о пяти концертах, на которые будет не так просто попасть.