Пойдем вместе искать котенка. Чему научить ребенка, который гуляет один

Определить точный момент, когда следует начать отпускать детей гулять одних — в школу, магазин, в гости или на прогулки — очень сложно. Этот процесс зависит от множества факторов, включая возраст, характеристики личности ребенка и окружающую его среду. Тем не менее, существуют определенные ориентиры.

А Маша гуляет одна! Можно мне тоже? Психолог — о первых детских прогулках без родителей

Установить возраст, в котором можно разрешить ребенку гулять самостоятельно, является довольно сложной задачей, так как этот вопрос имеет индивидуальный характер и зависит от многих факторов. Тем не менее, данный вопрос рано или поздно встанет перед каждым родителем. В этом могут помочь рекомендации семейного психолога Марины Гогуевой.

Хотя каждый случай уникален, чаще всего дети начинают чувствовать потребность в самостоятельности в возрасте около шести-восьми лет. Это может проявляться в виде вопросов: «А можно мне выбросить мусор?», «Можно я сам схожу в магазин?».

Таким образом, дети неосознанно сигнализируют взрослым о готовности к самостоятельным действиям по выполнению рутинных задач, что дает возможность начать делегировать им определенные бытовые обязанности, как, например, выбрасывание мусора, и учить их ответственности за их исполнение.

Как понять, что ребенок готов выходить из дома один?

Обязательно включите наблюдательность. Как он себя ведет во время совместных прогулок? Ищет ли он взрослого, если тот отошел в сторону? Беспокоится ли он, оставаясь один? Или, наоборот, полностью увлечен игрой с другими детьми и не обращает внимания на вас?

Если, отвечая на эти вопросы, вы понимаете, что ребенок проявляет спокойствие и уверенность, постарайтесь дать ему небольшое поручение, как, например, сходить выбросить мусор. Вначале выполните эту задачу вместе, затем понаблюдайте, как он это делает с расстояния, а в дальнейшем можете вообще просто оставаться дома.

То же самое касается и похода в магазин. Когда вы пришли за продуктами, позвольте ему выполнить все действия самостоятельно: вот корзина, занимай очередь в кассе, вот деньги, а я буду ждать тебя у выхода. При этом вы сможете наблюдать за его действиями, как он выкладывает продукты на ленту, как справляется с оплатой и как получает свою сдачу.

Я была свидетелем ситуации, когда мальчик в магазине общался по видеосвязи с матерью, показывая ей разные конфеты, диктуя цены. Она подсказывала, что выбрать, и в итоге он самостоятельно отправился к кассе. Это замечательно, поскольку ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, имея за своей спиной поддержку родителей.

В какой-то момент взрослый начинает осознавать, что походы в магазин становятся привычным делом как для него, так и для ребенка. Обучение самостоятельности — это процесс, который требует настойчивости и маленьких шагов.

Со скольки лет можно отпускать ребенка гулять одного 2

Ребенок просит разрешить ему гулять одному. С какого возраста в городе ребенок может выйти на улицу без взрослого?

Как правило, родители начинают отпускать детей гулять самостоятельно, когда те идут в младшие классы: одни играют во дворе с друзьями, другие — идут в школу. В многодетных семьях родители часто предоставляют возможность детям гулять самостоятельно раньше, чем это делают семьи с одним или двумя детьми, согласно статистике.

Важно отметить, что многое зависит от желания и готовности ребенка, так как в современных реалиях многие дети не гуляют без присмотра до 12-13 лет и не ходят в школу самостоятельно.

  Признаки и симптомы аутизма у детей.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, что ваш ребенок готов к самостоятельным прогулкам, важно подготовить его. Для этого помимо разговоров об опасностях необходимо проработать несколько ключевых навыков поведения на улице и в общественных местах.

Родители зачастую заблуждаются, полагая, что достаточно лишь многократных объяснений, что делать нельзя. Однако дети могут знать о том, что опасно, но не понимать последовательность действий в различных ситуациях.

Основная проблема заключается не в том, что дети не знают о запретах, а в том, что они не умеют действовать в конкретных ситуациях.

Следовательно, если бы родители вместо долгих объяснений задавали вопросы и демонстрировали, как следует поступать, эффективнее ведение диалога могло бы помочь в обучении детей.

Многие родители учат детей неким паролям, считая это действенным. Однако важно помнить, что в реальных ситуациях, например, если родитель попадает в аварию, передать пароль будет сложно.

Гораздо разумнее заранее объяснить детям, кто может за ними прийти в случае необходимости — например, бабушка или тетя, которых ребенок знает хорошо. Также целесообразно научить ребенка запоминать номера телефонов этих людей, чтобы в любой момент он мог позвонить за помощью в случае опасности. Таким образом, незнакомцы не смогут притвориться знакомыми или родными.

Что важно учитывать

  1. Важно выяснить, чувствует ли ребенок потребность и готовность гулять самостоятельно. Если родителю комфортно, чтобы ребенок гулял один, а сам ребенок этого не хочет и предпочитает, чтобы его сопровождали — он еще не готов к самостоятельным прогулкам, даже если не может это вербализировать.
  2. Уверенность в себе. Может ли он отстоять свои интересы перед сверстниками? Умеет ли он взаимодействовать с окружающими? Что он делает, если ему становится неуютно или даже страшно — ищет ли помощи у других детей или их родителей? Может ли сказать «нет» неугодным предложениям? Дети младшего возраста часто испытывают авторитет взрослых, и им порой трудно отказать в чем-либо, особенно если кто-то убеждает их.
  3. Психологическая готовность к самостоятельности — может ли ребенок осознанно оценить, что он голоден или хочет пить, способен ли понять, когда ему жарко и как вовремя укрыться от солнечных лучей, может ли распознавать, когда ему становится некомфортно, и сообщить об этом или попытаться решить проблему самостоятельно? Насколько он способен ориентироваться в потенциальных опасностях, наблюдает ли за окружающей обстановкой и избегает ли опасных мест?
  4. Запомнил ли ребенок правила безопасности, соблюдает ли их без напоминаний взрослых или отвлекается на игру и не обращает внимания на свои действия, например, когда переходит дорогу?
  5. Ориентируется ли он в своем окружении: сможет ли найти дорогу домой, если заблудится или отойдет слишком далеко? Это можно тренировать, высказывая вопросы по ходу прогулки: «Где мы сейчас находимся? Как пройти к дому?» Пусть ребенок сам расскажет, как правильно пройти.

Анна Шипилова отмечает: Первые самостоятельные шаги часто вызывают у родителей тревогу, и это нормально. Но важно, чтобы в момент, когда ребенок окажется без взрослых, он умел самостоятельно принимать решения и не терялся в сложной ситуации. Если он не подготовлен и не имеет опыта, это может вызвать у него сильный стресс, что в свою очередь может быть небезопасно.

  Запах в холодильнике Ноу Фрост

Можно провести параллель с обучением ребенка ходьбе: несмотря на желание подстраховать его от падений, если постоянно делать это, он не научится правильно падать, что может привести к травмам. Так и с самостоятельностью — не попробовать, значит, не научиться.

Что делать

  • Во-первых, не стесняться испытывать страх и разрешать себе переживать о ребенке.
  • Во-вторых, доверять своему ребенку и учиться этому.
  • В-третьих, проводить тренировки по безопасности вместе с ребенком. Только через многократные повторения и проигрывание ситуаций он сможет правильно на них реагировать и вовремя реагировать на опасности. Все правила требуют регулярного повторения и практики.

Недостаточно лишь однажды сказать ребенку: «Смотри по сторонам, переходя дорогу» — важно показывать ему на практике, как это делать, и каждый раз напоминать правила, пока он не начнет говорить о них самостоятельно, а вы не будете уверены, что все запомнил.

Мнения родителей

Со скольки лет можно отпускать ребенка гулять одного 3

Обычно взрослые с большой заботой относятся к самостоятельным прогулкам своих детей и многократно обдумывают решение отпустить сына или дочь даже во двор без контроля.

В детстве меня отпускаали гулять на улицу в 3 года. Сегодня, когда я сама мама, мне это кажется странным. Но тогда было другое время: нашими крошками присматривали на скамейках бабушки. И атмосфера была спокойнее. В настоящее время моя дочь точно не сможет гулять одна, пока не достигнет школьного возраста.

Я сильно переживаю, когда мой сын гуляет один. Ему сейчас 7 лет, и я разрешаю ему выходить только со смарт-часами, чтобы видеть его местоположение.

Мы чаще всего гуляем вместе. Боюсь, что он может сбежать и я не смогу его найти. Он может потерять телефон, и у меня не будет возможности связаться с ним. Иногда он на часик выбегает с более старшим братом, так как я чувствую себя спокойнее, зная, что тот более ответственный.

Дочке сейчас 6 лет, и она у меня очень ответственная. Летом я разрешала ей играть одной во дворе, который ограждён забором. Я, конечно, переживала, но держала ситуацию под контролем. Я постоянно смотрела в окна, чтобы не терять её из виду. К тому же, во дворе всегда много ребят, она не одна.

О чем должен знать ребенок: правила безопасности на улице

Со скольки лет можно отпускать ребенка гулять одного 4

Перед тем как отпустить ребенка гулять одного, стоит объяснить ему правила безопасного поведения на улице:

  • Всегда оставаться на связи — заряжать телефон перед выходом;
  • Не перепрыгивать через дорогу в неположенных местах; лучше вовсе избегать проезжей части;
  • Знать безопасные места для прогулок и места, где лучше не находиться;
  • Сообщать, куда он идет и с кем;
  • Не бояться обращаться за помощью к работникам магазинов, полицейским или охранникам;
  • Не разговаривать с незнакомыми людьми или даже с далекими знакомыми родителей;
  • Возвращаться домой вовремя или предупреждать о задержке.

Будет разумно установить на телефон ребенка приложения для отслеживания его местоположения.

Вещи которые ребенок должен делать сам

Самостоятельность и ответственность не формируются сами по себе, поэтому не следует ограничивать свободу вашего сына или дочери, если они готовы гулять одни. Определите допустимые границы и придерживайтесь их. Разрешите ребенку пойти с друзьями на улицу, но при этом установите условие, чтобы он был дома к определенному времени. Излишние запреты лишь приведут к конфликтам и нехватке доверия.

  Лучшие пианино для детей на 2023 год.

Фото: ru.freepik.com, yandex.ru

С точки зрения закона

На данный момент в российском законодательстве нет единого федерального закона, который бы регламентировал возраст, в котором дети могут находиться на улице без сопровождения взрослых в дневное время. Существуют региональные нормы, которые Limit нахождение детей в неадекватных местах и задают комендантский час для несовершеннолетних.

В некоторых регионах России закон прямо указывает возраст, с которого дети могут гулять без взрослого: например, в Краснодарском крае детям младше семи лет не разрешается находиться в общественных местах без сопровождения взрослых в любое время суток.

На сегодняшний день вопросы, касающиеся детской самостоятельности, в основном регулируются моральными нормами.

Однако не следует забывать, что существуют юридические аспекты, позволяющие в зависимости от ситуации трактовать действия (или бездействие) родителей как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Психологическая точка зрения

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Поэтому нельзя установить единый возраст наступления готовности к самостоятельности. Как же определить, когда это время пришло? На этот вопрос отвечает детский психолог.

Комментирует детский и семейный психолог Мария Лапушкина:

  1. Одним из главных индикаторов готовности ребенка к самостоятельному поведению является жизненная потребность ребенка — желает ли он гулять один, есть ли у него такая потребность, или все-таки он испытывает неуверенность.
  2. Если родители замечают, что ребенок не может оценивать риски в общении, готов пойти с кем угодно куда угодно, не способен предугадывать опасности, часто выбегает на дорогу, легко вступает в конфликты, плохо ориентируется в пространстве и не умеет заботиться о себе или не может определить, голоден он или сыт, — все это признаки отсутствия психологической готовности к самостоятельным прогулкам. В противоположном случае, если ребенок проявляет бдительность на проезжей части, способен ориентироваться в пространстве и избегать угроз, умело выстраивает общение и может отказаться от нежелательного общения, имеет возможность обратиться к прохожим за помощью — это признаки психологической зрелости ребенка, позволяющие доверить ему ответственность за себя во время прогулки.
  3. Также важную роль играют социальные навыки. Если ваш ребенок уже способен самостоятельно ходить в магазин и расплачиваться, у него есть друзья во дворе, он взаимодействует со сверстниками, знает свою окрестность и умело ориентируется в районах, где проживает — это еще одно основание позволить ему гулять самостоятельно.
  4. Также стоит учитывать психологическую готовность самих родителей. Порой мамы и папы усиливают собственные страхи и чрезмерно обеспокоены возможными негативными последствиями, что может лишить детей уверенности и затруднить развитие их самостоятельности.

При принятии решения о готовности ребенка к самостоятельным прогулкам важно учитывать все вышеуказанные аспекты. Если параметры общей оценки скорее расстраивающие, то лучше отпускать ребенка постепенно, начиная с маленьких поручений, например, попросить его съездить в магазин, когда вы находитесь возле дома и ждете его на крыльце.

Однако нельзя и затягивать этот процесс: самостоятельные прогулки являются важным жизненным опытом для детей.

Регулярно взвешивая все за и против, вы сможете адаптироваться и в будущем к меняющимся обстоятельствам.

Оцените статью
Добавить комментарий