Чем меньше вы будете слушать их жалобы, тем быстрее они поймут, что вы не «понимаете» их негативных чувств и не будете тратить на них энергию.
Человек, который все время жалуется, отбирает вашу энергию!
В нашей жизни много проблем. Конечно, они есть и у наших родственников и друзей, и нам часто приходится выслушивать жалобы на что-то или кого-то. С одной стороны, это естественно, что люди хотят избавиться от напряжения и выговориться. С другой стороны, выслушивание чужих жалоб истощает нашу энергию.
Хорошо сочувствовать друзьям и родственникам, когда им плохо, но слушать их постоянно — вредно.
И трудно этого не делать. Мы не хотим показаться бесчувственными или эгоистичными в глазах «жалобщиков».
Вот почему важно распознавать такие ситуации, знать, как они могут повлиять на нашу жизнь, и уметь реагировать на них должным образом.
Почему не стоит выслушивать жалобы?
Такие люди проклинают свою жизнь, изображают из себя жертву, жалуются на все и всех, но ничего не делают, чтобы изменить ситуацию, изменить свою жизнь.
Обычно мы какое-то время принимаем эти жалобы (что поделать, если человек находится в трудной ситуации и ему постоянно не везет…), но потом начинаем понимать, что виновата не ситуация, а сам человек, что его склонность жаловаться на все и всех стала частью его образа жизни.
Он использует (сознательно или бессознательно) эти жалобы в качестве манипулятивного инструмента, чтобы заставить нас чувствовать себя виноватыми, грустными и сочувствующими, снимая с себя ответственность за то, что с ним происходит.
Мы часто поддаемся этой манипуляции и чувствуем себя вынужденными решать его проблемы или, по крайней мере, сочувственно выслушивать его «вспышки» и утешать его.
У нас все all right, а у вас?
С американцами, кого бы вы ни спросили, все всегда в порядке или в порядке. Англичане и немцы также довольно сдержанны, когда речь заходит о проявлении чувств. И когда их спрашивают «Как дела?», они ничего не говорят о своих проблемах. У нас же все наоборот. В лучшем случае человек ответит: «Ничего, наверное». В худшем — он выплеснет на вас весь негатив, который у него накопился. Ему не будет важно, что у вас, возможно, еще больше проблем, чем у него.
Конечно, это не значит, что за границей люди вообще не жалуются. Согласно статистике, каждый человек жалуется от 15 до 30 раз в день. Мы часто сами не замечаем, когда жалуемся.
Но жаловаться — это не то же самое, что жаловаться. Иногда нам просто необходимо пожаловаться любимому человеку или партнеру на начальника, или поделиться своими опасениями по поводу здоровья ребенка. Это вполне нормально. Но дело не в этом, дело в том, что в большинстве случаев можно обойтись без жалоб, которые могут только навредить вам и окружающим вас людям.
Кто такой энергетический вампир
Представьте себе следующую ситуацию. Ваша начальница, с которой вы сидите в одном кабинете, взяла ипотечный кредит, а ее муж внезапно потерял работу. Теперь она каждое утро жалуется на банк, на законы, на работодателей, которые не любят ее мужа. Вы жалеете ее день, два дня, неделю, но потом вам это надоедает. Вы хотите поделиться тем, что ваш ребенок получил три пятерки за один день или что вы купили платье в Cardin’s с большой скидкой.
Но можете ли вы сказать что-то подобное, когда человек, сидящий рядом с вами, постоянно недоволен жизнью?
Начальник почти каждый день выливает вам на голову ведро грязной воды, после чего ваше настроение улучшается, но вы делаете его все хуже и хуже. Постоянные жалобы могут разрушить любой коллектив или семейные отношения. Если человек только жалуется и ничего не делает для решения проблемы, окружение быстро перестает его жалеть, и он становится энергетическим вампиром, убивающим позитивные чувства и хорошее настроение.
Энергетических вампиров можно встретить везде: на работе, в семье, среди соседей.
Вот типичный пример. Вероника приходит домой и жалуется мужу на пробки, постоянно растущие цены и сотрудников, которые не хотят выполнять свою работу. Ее жалобы все больше действуют мужу на нервы. В результате семейные ссоры становятся все более частыми. Попутно жалобы негативно сказываются на здоровье членов семьи, сотрудников, а иногда и самой вампирши. Исследователи из Стэнфордского университета обнаружили, что постоянное нытье приводит к сокращению участка мозга, отвечающего за принятие решений и даже память. Кроме того, постоянное нытье может повышать кровяное давление и уровень сахара в крови. Негативные события запоминаются лучше, чем позитивные, говорят психологи.
Как перестать жаловаться
Вам необходимо пересмотреть беспокоящую вас ситуацию и свой взгляд на вещи. Необходимо найти пути решения проблемы и попытаться что-то предпринять.
После разрешения ситуации необходимо пересмотреть свой взгляд на жизнь, чтобы понять, что в ней по-прежнему не устраивает. Нужно искать выход и не тратить свое время и время окружающих на бесконечные жалобы.
Ведь чем больше человек нуждается в постоянной поддержке и жалуется на жизнь, тем меньше вокруг него лояльных людей, готовых терпеть такое поведение.
Человек может изменить и исправить все, что его не устраивает в жизни. Не обязательно искать того, кто решит все проблемы. Важно осознать, что человек сам является творцом своей жизни. Не следует винить себя или кого-то другого, потому что это неэффективно и принесет всем что-то негативное. Не следует искать оправданий или причин, чтобы уклониться от ответственности. Когда хочется пожаловаться, нужно остановиться и задать себе вопрос: «Почему я это делаю?
Нужно всегда мыслить позитивно и не обременять окружающих своими проблемами. К негативным мыслям нужно относиться как к стороннему наблюдателю. Если мы будем бороться с ними, они могут окрепнуть и оказывать на нас более сильное влияние.
В жизни есть мудрость, которая гласит: не трать жизнь впустую, а учись чему-то. Вы должны работать над собой, воспитывая в себе личность с положительными качествами. Вы сами решаете, как жить, концентрироваться ли на положительных сторонах жизни или на отрицательных, жаловаться ли в минуты отчаяния или нет.
Важно не расстраиваться, когда негативные мысли берут верх. Они могут присутствовать в нашем сознании, но не нужно их переосмысливать или зацикливаться на них. Когда возникают негативные мысли, нужно сосредоточить свое внимание на чем-то позитивном, и тогда хорошие мысли вытеснят негативные. Вы должны научиться воспитывать в себе позитивный настрой, который поможет вам морально сдерживать себя и не жаловаться на жизнь. Важно помнить, что жаловаться — это удел слабых людей и детей. Самодостаточные люди не жалуются, они не перекладывают свои проблемы на других, а решают их сами.
Автор: практикующий психолог Ведмеш Н.А.
Пресс-секретарь медико-психологического центра «ПсихоМед
Что же делать?
Самый эффективный способ избавиться от такого энергетического вампира — отстраниться от него. Как только жалобщик захочет рассказать вам о своих испытаниях, вы должны сменить тему или сделать вид, что вам все равно. Год за годом он будет понимать, что это ему не помогает, и перестанет питаться вашей энергией.
Еще один хороший способ прекратить его бесконечные придирки — дать ему понять, что его проблемы — это его собственные проблемы. Вам не нужно жалеть его или пытаться ему помочь. Это ни к чему хорошему не приведет. Лучше попросить его решить свои проблемы самостоятельно, без участия других. Конечно, делать это нужно мягко, не обижая человека.
Если грустные истории окончательно успокоят слушателя, он попытается помочь. Однако этого не следует делать категорически. Во-первых, такая помощь не будет оценена по достоинству. Во-вторых, см. первый пункт. Любителю жалоб не нужно ничего, кроме вашей энергии и сострадания. Поэтому не следуйте за ним. Как только вы сделаете такого человека, материально или морально, стопроцентно вероятным, он от вас не уйдет.
Поэтому лучше пойти противоположным путем и в лучшем случае дать ему хороший совет, как улучшить ситуацию.
С людьми, имеющими привычку жаловаться, может помочь только личное осознание своей ситуации и ее влияния на других.
Если никто не слушает, возможно, что-то изменится к лучшему.
Как прекратить нытьё посторонних?
Первый шаг к тому, чтобы остановить поток жалоб, — показать свою незаинтересованность в разговоре. Внимание, с другой стороны, питает другого человека, и ворчание может утихнуть с удвоенной силой.
Продемонстрировать безразличие можно несколькими способами:
1.указать на важные дела («Срочный звонок», «Пора на работу»),
2. выйти из комнаты («Непредвиденные обстоятельства», «Важное дело забыто»),
3. прямо заявить, что вы не хотите продолжать разговор.
Третий способ следует использовать только в том случае, если друг осознает, что перешел черту, и сможет вовремя скорректировать свое поведение.
Второй шаг — найти решение проблемы. Это означает, что следует задавать вопросы, побуждающие друга к действию: «Как ты думаешь, что могло бы помочь в этой ситуации?», «Что ты уже сделал/делаешь для решения проблемы?». Наводящие вопросы побудят собеседника к действию, а придирки отойдут на второй план.
Самое эффективное средство против ворчания — «меньше говорить, больше действовать». Это делает личность более сильной, властной и успешной.
Опасность нытья и зачем люди это делают?
Человек, который постоянно жалуется, переключает все внимание на себя, вместо того чтобы тратить свое время и энергию на решение проблемы. Результат — пустая трата энергии и времени.
Жалобы также мешают человеку контролировать ситуацию, на которую он жалуется. Отсутствие контроля, соответственно, негативно сказывается на здоровье самого человека и на здоровье добровольцев, которые слушают эти речи.
Но почему человек ноет? Нытье избавляет человека от возможности когнитивного диссонанса. Почему он должен думать, что ситуация — это его вина или ошибка? Почему он должен анализировать собственное поведение и искать причины проблем в собственном характере? В конце концов, гораздо проще обвинить соседа, продавца, начальника или погоду. Вам не нужно решать проблему, не нужно развиваться — вы можете обвинять других и при этом считать себя добрым, честным и порядочным человеком.