Тед Талли, будучи сценаристом, надеялся, что роль Клариссы Старлинг достанется Джоди Фостер. Тем не менее, режиссер Джонатан Демме решил пригласить на эту важную роль Мишель Пфайффер. Однако, после того как Мишель ознакомилась с сюжетом, она решительно отказалась участвовать в проекте, сочтя его слишком жестоким и кровавым для себя.
Смысл фильма «Молчание ягнят»
Фильм «Молчание ягнят» стал предметом многочисленных рецензий и обсуждений, в которых мнения были весьма противоречивыми. Я бы не рекомендовала этот фильм людям с чувствительной психикой, так как он может оказать чрезмерное эмоциональное воздействие. Однако для тех, кто ищет острые ощущения и желает задуматься о сложной природе отношений между людьми, представляющими совершенно разные социальные слои, этот фильм подарит необыкновенные эмоции и глубокие переживания.
Съемочный процесс завершился в 1990 году, но кинокомпания Orion Pictures отложила премьеру, чтобы не создавать конкуренции своему другому фильму «Танцующий с волками». В результате «Молчание ягнят» вышло на экраны только в январе 1991 года.
Я посмотрела фильм после прочтения одноименного бестселлера Томаса Харриса. Ранее у меня было стойкое мнение, что книга всегда превосходит экранную адаптацию. Я неоднократно убеждалась в этом, но в данном случае ситуация оказалась иной. Сказать, что кинокартина потрясла меня до глубины души — это значит сказать очень мало.
Преамбула к фильму
Томас Харрис создал роман «Молчание ягнят» за удивительно короткий срок. Его вдохновило шокирующее дело маньяка-убийцы Эда Гейна, который за короткий промежуток времени лишил жизни десятки людей. Этот человек, изначально казавшийся добрым и дружелюбным, постепенно превратился в чудовище, раскапывающего свежие могилы и сдирающего кожу с мертвецов. Из этой кожи он изготовлял чемоданы и накидки для мебели. После своего осуждения он был помещен в психиатрическую больницу, где много читал и пугал медсестёр своими долгими, немигающими взглядами.
Образ Буффало Билла, созданный Харрисом, представляет собой собирательный портрет, который объединяет реальных серийных убийц. В его характер были вплетены черты нескольких маньяков:
- — Теда Банди, который завлекал женщин в свои ловушки точно так же, как это делал Буффало Билл;
- — Гери М. Хейдника, который прятал своих жертв в глубокой яме;
- — Эдмунда Кемпера, дедушка и бабушка которого стали его первыми жертвами, подобно тому, как это произошло у Буффало Билла.
Нарастание напряжения
Кларисса Старлинг — единственный человек, который сумел найти способ заговорить с Ганнибалом Лектором. Их диалоги наполнены напряжением и драматизмом. Ганнибал заставляет Клариссу вспомнить детские травмы. Он как будто проникает в её внутренний мир, заставляя ее переживать моменты, когда она не смогла спасти ягнят, что стало причиной её выбора профессии — стремления помогать людям.
Работа над детскими травмами может происходить не только через подавляющее чувство стыда и постоянных неудач. Важно понять, какие сценарии из детства вы повторяете во взрослой жизни, и как наладить контакт с вашими родителями. Для этого получите информацию от психолога в саммари Как проработать детские травмы. Специально для читателей журнала открыт бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Ганнибал изучает Клариссу и пытается глубже понять её ощущения. Как психиатр, эстет и интеллектуал, он охотно распознает ее переживания и проблемы. Несмотря на страх, она открывается ему в надежде получить необходимую информацию о Буффало Билле. Кларисса внимательно слушает каждое слово маньяка, стараясь разобраться в его загадках и одновременно вспоминает ужасные события из своего прошлого. При этом она стремится не поддаваться на его манипуляции, ведь её главной целью является извлечение сведений о Буффало Билле.
Психотерапия для Клариссы Старлинг
Ганнибал Лектер, с одной стороны, получает удовольствие от переживаний Клариссы, а с другой — проявляет к ней глубокое уважение. Он противопоставлен сотрудникам ФБР, которые позволяют себе сексистские высказывания по отношению к героине. В отличие от них, преступник считает, что Кларисса — его равная партнёрша в интеллектуальной игре. Несмотря на свою безумную жестокость, он словно становится её наставником и, в конечном итоге, помогает девушке в поисках маньяка Буффало Билла.
Кроме того, Кларисса бессознательно воспринимает в нём образ своего погибшего отца. Ганнибал понимает, как помочь Клариссе справиться с её страхами и агрессией; в конечном итоге, только когда она поймает маньяка, она сможет избавиться от своих страхов и достичь спокойствия. В этот момент её внутренние «ягнята» замолчат.
Первоначально фильмы ужасов создавались на основе готических романов. Интересно, как же развивался жанр хоррор в дальнейшем? Подробности можно найти в нашей статье:
Сюжет
С первых кадров фильма зритель знакомится с Клариссой Старлинг (Джоди Фостер), которая является курсанткой академии ФБР, олицетворяющей будущую агента. Начало фильма довольно мрачное — девушка мчится по густому лесу под зловещую музыку. На деревьях помещены зловещие указатели с надписями «боль», «агония», «страдание» — «полюбите их». Прямо в середине тренировки Клариссу вызывают к её руководителю. В его кабинете она читает страшные новости о серийных убийствах, происходящих в их округе. За этим стоит маньяк, который получил прозвище Буффало Билл, убивающий молодых женщин и сдирающий с них кожу.
Её босс, Джек Кроуфорд (Скотт Гленн), дает ей сложное задание — встретиться с известным маньяком-каннибалом Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс). ФБР надеется получить из первых уст информацию о психологическом портрете убийцы, но Лектер отказывается идти на контакт. Клариссa должна найти способ привлечь его внимание и узнать всё, что он может сказать о Буффало Билле.
Она отправляется в психиатрическую больницу, где находится Лектер. Главный врач, доктор Чилтон (Энтони Хилд), сначала в ужасе рассказывает ей о Лектере и его преступлениях. Во время первой встречи с Лектером Кларисса понимает, что он — очень опасный, но умный человек, способный видеть людей насквозь.
Она не теряется перед доктором и смело задает ему вопрос: «Попробуйте взглянуть на себя и описать свой портрет. Что вы видите? Или вам страшно?». Никто до сих пор не говорил с Лектером в таком духе. Видно, что он заинтригован смелостью Клариссы и решает дать ей подсказку, говорит: «Разберитесь в себе, Кларисса. Найдите мою пациентку мисс Коста».
Старлинг удается проследить за следами и выйти на склад в Балтиморе под названием «Все в себе», где она находит заспиртованную голову в банке. Она вновь обращается к Лектеру, чтобы узнать, кто жертва. Доктор впечатлён её догадливостью и продолжает подсказывать ей, как выйти на след Буффало. Ганнибал признается, что несчастного, найденного девушкой, звали Бенжамин Распейл. Он также сообщает, что не убивал его, а только произвел анализ останков. Лектер обещает помочь Клариссе поймать маньяка, если она будет ждать.
Тем временем Буффало Билл уже сделал очередной выбор жертвы. На этот раз им стала 25-летняя Кэтрин Мартин (Брук Смит), дочь сенатора. Маньяк похищает девушку и заточает её в своём доме в глубоком колодце. Однако Кларисса и Джек ещё не знают о её похищении. Они отправляются в Западную Виргинию, где находят очередное обезображенное тело одной из жертв Буффало. При осмотре в горле девушки обнаруживают куклу мотылька.
Кларисса вновь встречается с доктором Лектером. Ганнибал предлагает Клариссе сделку: она делится чем-то из своего прошлого, а он предоставляет ей факты о маньяке. Кларисса рассказывает о своём отце, шерифе полиции, который был убит преступниками. В ответ Лектер объясняет ей, почему маньяк помещает в горло убитых девушек куколок бабочек. Это — символ трансформации: спервоначально — уродливая оболочка, а затем — красота. Буффало, подобно бабочке, тоже мечтает о преображении и желает стать женщиной.
Доктора Лектера везут в другой штат для встречи с сенатором Рут Мартин. Его помещают в полицейский участок в большую клетку. Кларисса опять приходит к нему, чтобы получить новые подсказки, но Лектер требует от неё больше фактов о её детстве. В ответ на это Кларисса рассказывает ему о том, как когда-то на ранчо её мучили ягнята. За это откровение Кларисса получает ключевые детали, необходимые для создания портрета маньяка Буффало.
Объяснение концовки
Заключительная часть фильма раскрывает силу связи между агентом Старлинг и Лектором. После своего побега Ганнибал не удержался и позвонил Клариссе. Ему было важно знать, замолчали ли её ягнята, получила ли она удовлетворение от развязки этого дела, принесла ли она ей счастье.
До этого момента душевное состояние Клариссы никого не волновало, и только маньяк-психопат стал для неё духовным наставником, личным психотерапевтом и даже, частично, другом. Также стоит отметить нехорошую судьбу доктора Чилтона, о котором Ганнибал сказал, что он «пожаловал к нему на ужин». Можно предположить, что Лектер планирует отомстить за унижения, которым подвергался в клинике.
Интерпретации названия
Многозначное название «Молчание ягнят» порождает множество интерпретаций, обогащающих восприятие фильма и превращающих его в объект обсуждений даже спустя десятилетия после его выхода на экраны.
Одной из интерпретаций является связь названия с темой подавленных эмоций и невысказанных травм. Кларисса Старлинг, одержимая воспоминаниями о кричащих ягнятах, вынуждена сталкиваться не только с ужасами преступного мира, но и со своими собственными тёмными страхами. В этом контексте «молчание ягнят» становится метафорой невыплаченных слёз, ненаправленного горя, которое угнетает героиню и мешает ей жить полноценной жизнью.
Другие исследователи акцентируют внимание на социальной слепоте и равнодушии общества. «Молчание ягнят» символизирует игнорирование страданий жертв, которые остаются незамеченными, поскольку общество предпочитает не замечать проявления жестокости и насилия. Буффало Билл, как и множество других серийных убийц, долгое время оставался безнаказанным, скрываясь за маской повседневности, в то время как его жертвы оставались неуслышанными.
Некоторые исследователи видят в названии «Молчание ягнят» аллюзии на библейские темы. Ягнёнок в христианской традиции символизирует невинность и жертвенность. В этом контексте фильм может быть интерпретирован как рассказ о жертвоприношении ради искупления грехов, где Кларисса Старлинг выступает в роли своего рода агнца Божьего, принесенного в жертву ради спасения других.
Какая бы интерпретация ни была выбрана зрителем, «Молчание ягнят» остаётся фильмом, который заставляет задуматься о сложности человеческой природы, природе добра и зла, а также о цене, которую люди платят за борьбу с собственными демонами и демонами мира вокруг.
Подбор актеров и прочие интересные факты
Создание данного фильма, как и его сюжет, полны контрастов. Ужасающая история о каннибале, помогающем поймать своих соперников, была снята режиссером, ранее работавшим исключительно в комедийном жанре. Роль каннибала исполнил великолепный Энтони Хопкинс, а образ смелой Клариссы воплотила на экране утонченная Джоди Фостер. Спокойным оказался лишь Тед Левин, исполнивший роль Баффало Билла, так как для него подобные злодейские роли не были новыми.
На этапе кастинга актерский состав выглядел иначе. В роли Лектора рассматривались многие известные актеры, в том числе Шон Коннери, Джин Хэкмен, Брайан Кокс и Джек Николсон. Роль Клариссы могла достаться Мег Райан, Мелани Гриффит или Мишель Пфайффер, которая, в итоге, решительно отклонила предложение, сославшись на излишнюю жестокость сценария.
Мишель Пфайффер говорила о жестокости сюжета правдиво; эта история предназначена не для впечатлительных зрителей. Работа над ней требовала крепких нервов от всей съемочной группы. Следующие факты подтверждают это:
- Принадлежность фильма к жанру ужасов обусловлена не только пугающими образами, но и тем, что его основа основана на реальных событиях. Главные антагонисты Лектер и Баффало не являются вымышленными персонажами, у них есть реальные прототипы — американские маньяки, наводившие страх на население страны в различные периоды.
- Вживаясь в роль убийцы, Хопкинс посещал судебные процессы, касающиеся схожих преступлений, бывал в тюрьмах, общался с заключенными и наблюдал за поведением психопатов. Собрав и проанализировав полученные материалы, сэр Энтони создал зловещий образ — непоколебимый, устрашающий взгляд, который стал его актерской находкой.
- Хотя Хопкинс появляется на экране всего двадцать минут из двух часов фильма, его незримое влияние ощущается в каждом кадре.
- Когда Хопкинсу предложили участвовать в «Молчании ягнят», он первоначально посчитал, что это детский фильм. Кто бы мог подумать!
- Фостер и Левин не испытывали недостатка в вдохновении и использовали собственные камеры для создания художественного замысла. Им предложили прослушать аудиозаписи допросов серийных убийц. Если актриса не нашла в себе сил следовать указаниям режиссера, то Левин, напротив, принял этот материал к сердцу. Это отвело его в мир ночных кошмаров.
- Во время работы над фильмом между Левиным и Фостер завязались серьезные романтические отношения.
- На кастинг на роль женского следователя подали свои заявки 300 актрис.
- После выхода фильма профессия следователя ФБР приобрела огромную популярность среди женщин. В последующие годы количество женщин в военной форме значительно возросло.
- На рекламных плакатах фильма ярким акцентом выделялась изображение бабочки с характерным названием «Мертвая голова». В природе окраска этого насекомого бывает разной. Для плаката была использована репродукция фотографии Филиппа Хальсмана и Сальвадора Дали «Смерть в наслаждении». На этой фотографии семеро обнаженных моделей схематично изображают человеческий череп.
- Специальные съедобные модели мармеладных и шоколадных бабочек были созданы для съемок. Создатели фильма застраховали второстепенных актеров на случай, если они случайно проглотят реквизит.
- Характер Баффало был отражён в музыкальных произведениях знаменитого американского хип-хоп исполнителя Эминема в песне «Buffalo Bill».
- В конце картины на экране появляется человек в синей бейсболке — это режиссер Джонатан Демме.
- Автор романа Томас Харрис не принимал участия в создании фильма, но с удовольствием его посмотрел. Он отправил бутылки шампанского актерам, получившим статуэтки «Оскар», как знак благодарности за их работу.
Актеры фильма «Молчание ягнят»:
Скотт Гленн, Брук Смит, Джоди Фостер
В фильме снялись достаточно известные актеры, что позволило «Молчанию ягнят» стать культовым творением своего времени, который завоевал «Оскар» в пяти номинациях, включая лучшую мужскую и женскую роли, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий. Таким образом, «Молчание ягнят» считается одним из величайших фильмов десятилетия. Главный актер удостоился заветной статуэтки, такую же награду получила Джоди Фостер.
Если проанализировать фильм «Молчание ягнят», актеры и их роли выглядят следующим образом (имеется в виду основной состав):
- Джоди Фостер — Клариса Старлинг
- Энтони Хопкинс — Ганнибал Лектер
- Брук Смит — Кэтрин Мартин
- Тед Левин — Джейм Гамб
- Скотт Гленн — Джек Кроуфорд
- Энтони Хилд — Фредерик Чилтон.
Благодаря участию в этом фильме молодые актеры получили возможность проявить себя. «Молчание ягнят» стало их билетом в Голливуд.