Ох уж эти критиканы! От их «оценки» иной раз настроение падает просто сиюминутно. Большинство людей воспринимает критику в свой адрес болезненно, и как правило, ответная реакция та же: как можно больнее задеть, ущипнуть самолюбие обидчика. Ну а там слово за слово….
Но критика критике рознь. Надо уметь отличить справедливую критику от обычной язвительности. Если начальник вам говорит, что «вот тут ты не права, потому-то и потому-то» (то есть обосновывает свое замечание), причем делает это спокойным тоном, то, скорее всего, ваше самолюбие останется незадетым. Вы реально увидите, в чем совершили промах. Не исключено, что критика-то абсолютно справедлива. Кстати, умение признать свои ошибки — достойно похвалы.
Критика
Однако нередко некоторые сотрудницы или сотрудники специально норовят задеть вас за живое, причем зная, что вам это слышать будет неприятно. К таковым относятся обычные энергетические вампиры. Знайте, что, если вы им выдадите ожидаемую ими ответную реакцию, то они над вами одержали победу и будут этому рады. Попробуйте сохранять нейтралитет, думайте в такой момент о том, какова цель вашего обидчика, не поддавайтесь эмоциям. И вы увидите, что постепенно язвительный сотрудник перестанет приставать к вам и найдет новую «жертву».
Более того, всегда имейте в виду, что когда вы слышите критику в свой адрес, то порицание адресовано не вам лично, а вашим действиям и поступкам — это совершенно разные вещи. На ваше внутреннее «Я» никто не может посягнуть. Потому что доступно оно только вам.
Чтобы отразить натиск критикующего, вносите небольшие поправки в его формулировки. Например, если донимающая вас сторона говорит: «Ты запорола всю нашу работу!» поправьте ее: «Сегодня, но не каждый раз» или что-то в этом роде. Право на ошибку имеют все, но это не значит, что человек постоянно все делает не так. А у критикана цель вывести вас из равновесия, указывая на то, что вы, якобы, всегда неправы и все делаете не так. Ну так поправьте его, пусть будет сражен вашим хладнокровным пониманием сути.
Один из вариантов отклика на критику — безразичие. Если вы сделаете вид, что вам абсолютно все равно, что тут пытается сказать или доказать этот человек, ему и самому будет неудобно, что все его порицания всего лишь колыхают воздух.
Наконец, вы можете обескуражить критикана вопросом: «Что конкретно ты хочешь?» Как минимум, такого расклада он никак не ожидает, поэтому после высказывания или выкрикивания общих фраз, ему нечем будет крыть.
Вы не обязаны любить абсолютно всех людей, но иногда полезно выработать для себя стиль общения с такими вот занудами. Защитный панцирь не помешает.