Я вовсе не считаю, что потратил несколько тысяч часов на Доту впустую. Скорее наоборот, эта игра подарила мне много незабываемых моментов, которые вошли в историю моего игрового опыта, и научила меня множеству полезных навыков.
DotA 2 | Влияние Доты на личность человека
Ярость, ненависть и нетерпимость во время игры в Доту стали очень частыми явлениями. В этой статье мы попытаемся разобраться в причинах такого поведения, выяснить, почему наше игровое коммьюнити озлоблено и неприветливо, и обсудим возможные способы выхода из этой ситуации.
Один мой знакомый как-то сказал: «Дота — это плохая игра». И его мнение сформировалось не из-за того, что геймплей слабый, графика хуже, или что Баратрум не поддается контр-игре. Для него Дота является плохой игрой по двойной причине — она формирует злость у людей!
Начнем с истории
Я хотел бы начать обсуждение темы влияния Доты на личность с личной истории. Я помню, как играл с одним человеком, к которым я питаю глубокое уважение.
Этот человек был известным киберспортсменом, представлявшим свою страну на крупнейших турнирах. Сейчас он ушел из профессионального спорта, однако мы по-прежнему иногда играем вместе. Он начал осваивать Доту совсем недавно, и я был одним из тех, кто провел свои первые партии с ним, когда он только начинал изучать основы этой игры от АйсФрога.
Однако прошла некая время, и после очередной совместной игры я заметил, что его поведение изменилось. В начале своего киберспортивного пути он выглядел очень позитивным, просто наслаждаясь процессом игры, радуясь каждой удачно выполненной стратегии. А сейчас…
Сейчас его жажда победы проявляется таким образом, что мне становится некомфортно. Я понимаю, что у него, как у бывшего топового киберспортсмена, присутствует стремление к совершенству, стремление к победе закладывается в кровь. При этом мой уровень игры далек от профессионального. Но, несмотря на это, я не считаю, что это оправдывает создание атмосферы полного террора во время матчей. Более того, в каждой второй игре он начинает троллить так, как это часто происходит среди игроков — без причины и весьма жестко.
На мое восприятие человека, о котором идет речь, эта ситуация не повлияет, но она породила у меня много вопросов. Я стараюсь понять, где тот позитивный человек, поведение которого вдохновляло меня и вселяло надежду. В конце концов, он не типичный дотер-подросток: у него есть любящая жена и ребенок, что, казалось бы, должно быть причиной для счастья и желания делиться этим счастьем с другими. Почему же это общепринятое течение эмоций среди всех игроков в Доту выглядит так, будто оно проявляется в разных масштабах у разных людей? Я замечаю похожие симптомы не только у него, но и у других знакомых, которые также играют в Доту. Почему в других онлайн-играх это поведение проявляется менее заметно? Или, может, дело все-таки в нашем менталитете и особенностях региона?
А бросать-то зачем?
1 января 2023 года я заключил пари с самим собой, что не буду есть сладости, бургеры, пиццу, шаурму, чипсы и пить алкоголь в течение полугода — до 2 июля этого года. Я хотел протестировать свою силу воли и понять, есть ли в моей жизни вещи, которые затягивают меня вниз, потому что я от них зависим.
Шестого января, играя в одну из партий в Доту, меня осенило: ведь есть еще нечто, что является важной частью моей жизни (помимо семьи, работы и любимой игры «Что? Где? Когда?»). Я решил, что если проиграю эту катку, то откажусь от Доты на полгода — до 6 июля 2023 года.
К сожалению, ту партию я проиграл.
С учетом того, что так получилось, я решил в течение этого времени проверить несколько гипотез:
- Дота занимает все мое свободное время, и мне не хватает его на другие игры.
- Дота отбирает все мое свободное время, и я не успеваю заниматься другими активностями.
- Дота дает мне такую положительную эмоциональную привязанность, что жизнь без нее будет тусклой.
- Дота создает такую негативную эмоциональную зависимость, что без нее моя жизнь станет значительно лучше.
В тот момент мой эксперимент еще не подошел к концу, но я лишь недавно преодолел экватор, поэтому уже могу поделиться промежуточными результатами.
Промежуточные итоги
Начнем с гипотез, которые я сформулировал ранее.
1) Гипотеза: Дота занимает все мое свободное время, и мне не хватает его на другие игры.
Результат проверки: Да, это оказалось правдой. Без Доты в качестве основной игры я действительно смог закрыть свой игровой бэклог, начал проходить те игры, которые давно собирался начать, и довел до конца те, которые бросил. Вот полный список игр, которые мне удалось пройти за время отказа от Доты:
- Atomic Heart
- Borderlands 1
- Borderlands 2
- Celeste
- Cuphead
- Darkest Dungeon
- Spelunky
- TNMT: Shredder’s Revenge
- Rogue Legacy 2
- Slay the Spire
- Super Cyborg
- Neon White
Не знаю, сколько бы времени я тратил на их прохождение, если бы Дота продолжала оставаться в моей жизни. Гипотеза подтвердилась.
2) Гипотеза: Дота занимает все мое свободное время, и мне не хватает его на другие активности.
Результат проверки: Нет, это неправда. Без Доты я все равно проводил свое время, играл, но в других играх. Я не стал больше заниматься спортом, искусством и не превратился в сверхчеловека. Я лишь перераспределил время, которое раньше выделял для Доты (все время ушло на неё) на другие занятия, которые также были частью моей жизни.
3) Гипотеза: Дота дает мне такую положительную эмоциональную привязанность, что жизнь без нее будет отвратительной.
Результат проверки: Частично верно. Я не буду лгать, если скажу, что мне не грустно по поводу отсутствия Доты. Это игра, в которую продолжает играть мой лучший друг, а также множество других людей, с которыми я устанавливал связи временного характера в процессе игры.
Тем не менее, внутри меня нет чувства пустоты, ломки, как иногда бывает у людей, зависимых от чего-то. И в дни, когда у меня возникают особые душевные тревоги, я зайду и смотрю, как идет какой-нибудь матч. Я подумывал о том, чтобы запретить себе даже это, но потом решил, что это глупо, поскольку удовольствие от просмотра совсем не сопоставимо с тем, что я испытывал во время игры.
4) Гипотеза: Дота создает такую негативную эмоциональную зависимость, что жизнь без нее станет гораздо лучше.
Результат проверки: Нет, это неправда. Как я уже упоминал, Дота довольно гармонично вписывалась в мою повседневную жизнь и была важной ее частью, но без нее я просто перераспределил время на другие занятия, а эмоции — на игры, которые мне тоже нравятся.
Я не стал более спокойным, добрым или лучшим человеком от отказа от Доты.
От локальных лиг до потерянных друзей
Иногда я могу зайти в Доту, но уже очень далеко от тех времен, когда играл в клане по расписанию, — рассказывает реддитор Sosseres. – Основная причина моего увлечения – получение удовольствия. С первых дней первой Доты я наслаждался улучшением своего скилла вместе с друзьями: участвовал в маленьких локальных лигах, принимал участие во всех возможных играх и мероприятиях, связанных с Дотой. На заре второй Доты ничего не изменилось: я посвящал одинаковое количество времени игре и обсуждениям о ней, придумывая стратегии и проекты драфтов. Но вскоре я столкнулся с дилеммой: удовольствие или свободное время? Найти дни на Доту оказалось трудно при полном рабочем графике и вечерних занятиях. Поскольку времени на что-либо другое совсем не оставалось, я покинул лиги и начал играть всего по несколько раз в неделю (чаще всего – в нерейтинговом режиме) в компании.
Когда Valve добавили ранг Immortal, я загорелся желанием его достичь и вернуть утраченные навыки. Мне это удалось, но с тех пор я потерял много людей, с которыми играл, — поскольку Титаны могут играть только в компании Божеств и Титанов. Проигрывать рейтинг – это не для меня, поэтому я бросил рейтинговые матчи. Теперь поиск товарищей по команде занимает слишком много времени: вместо того, чтобы полчаса собирать людей в группе, я предпочитаю взять в руки книгу или переключиться на другую игру.
Дота приводит к депрессии
Я познакомился с Дотой в девятом классе, — рассказывает читатель Sports.ru Дмитрий. — Одноклассники начали играть, и они уговорили меня присоединиться. Я играл очень много в течение 2-3 лет, затем начал делать перерывы, возвращаясь через какое-то время. Теперь я бросил полностью, но за профессиональной сценой все еще слежу. В другие игры не играю.
Главная проблема Доты — она отнимает слишком много сил. После того, как я поиграю, мне уже ничего больше не хочется делать. Из-за этого начинаются проблемы в реальной жизни. Всё это может легко привести к депрессии. Но я не бросал игру по собственному желанию, скорее, мне само удавалось уйти, как только в реальном мире начинало происходить что-то интересное. Затем я возвращался, пока не заметил, что это повторяется как закономерность. В итоге, раз осознав это, я решил больше не возвращаться. Хотя иногда возникает желание снова развлечься, выбегая за Паджиком 🙂 Несмотря на это, я не жалею о времени, проведенном в Доте — эмоции были потрясающими. В итоге я наиграл около пяти тысяч часов.
Особенности Доты
Эта игра действительно является киберспортивной дисциплиной, и у неё есть свои особенности, которые создают ощущение настоящего занятия, в котором можно достичь успеха, становясь лучше и создавая иллюзию развития. Прямо как в традиционных видах спорта, наблюдение за соревнованиями вызывает те же ощущения: звезды достигают успеха, показывают свою успешную жизнь и транслируют свои модели поведения широкой аудитории. Благодаря популярности игры в СНГ в интернете можно услышать много неприятных выражений в адрес близких. Такие ужасающие слова не вызывают у игроков какого-либо осуждения, когда в Доте такие выражения воспринимаются как обычные пожелания сопернику. Проводя треть суток за игрой и общаясь на таком специфическом языке, легко привыкнуть к подобному, и границы адекватного поведения в реальной жизни начинают стираться. А еще хуже, если среди друзей есть такие же любители Доты — с ними можно обсудить свое увлечение, а вот с неиграющими людьми разговоры кажутся пустыми.
Бесплатная игра требует немалых затрат. В последние годы такая модель становится все более популярной среди разработчиков, и действительно, в Доту можно играть вполне неплохо, не потратив ни рубля; но такой подход не работает для ее фанатов. Монетизация игры основана на скинах, — это визуальные предметы для персонажей, которые не влияют на игровую механику. Вдобавок к этому каждый год выходят боевые пропуски, прокачать которые без реальных вложений невозможно. В итоге игроки ищут способ заработка не для нормальной жизни, а для доната в игру, и я, к сожалению, стал частью этого.
Игроки хотят становиться лучше, и это вполне естественно. Какой же главный совет дают, чтобы добиться успеха и повысить свой рейтинг? Совершенно верно: надо тратить еще больше времени, не только на игру, но и на пересмотр собственных игр. Дота это позволяет удобно делать, чтобы заметить детали и исправить свои ошибки. Однако сейчас я смотрю на эту ситуацию извне и нахожу в этом абсурдный подход: пересматривать свою собственную игру, которую ты считал развлечением. Разве можно допустить ошибку в отдыхе? Оказывается, можно.
Иронично, но я воспринимал Доту как способ расслабления, но на самом деле ощущал только растерянность. Игроманы меня поймут — уснуть после того, как выключил компьютер, довольно сложно, ведь эмоции все еще волнуют, и в голове прокручиваются только что завершенные партии. Вместо нормального сна я просыпался усталый, предстоящий день который отдалялся от вечернего погружения в мир Доты казался скучным и неинтересным. Это действительно ужасно!
Стадия борьбы
Подозрение о том, что я зависим, появилось очень быстро, но долго я врал себе, что ничего критичного не происходит. 13000 часов — это тот период, за который можно стать экспертом в любой сфере, достичь успеха в жизни и заниматься настоящими значимыми делами. В моем случае это время прошло впустую. Чем быстрее человек осознает это, тем проще ему будет справиться с ситуацией.
Я пробовал отказываться разными способами, осознанно лишая себя возможности играть, переходил на другие игры, но ничего не работало больше двух недель. Проблема была в образе жизни: я привык играть, я тратил все свободное время на это. Что делает человек, который выбивается из привычного круга? Он не знает, как себя занять, и старается заполнить свое время, которое тратил на игру. И просто так начать читать книги или заниматься рисованием не получалось — никакие хобби не могли сравниться с крепкой зависимостью по эмоциональному отклику.
Действительно помогло начало самостоятельной жизни. Я начал работать и подрабатывать, возвращаясь домой уставшим. В начале я продолжал играть — ведь это был мой способ расслабиться. Но со временем невыспавшаяся жизнь стала так некомфортна, что я начал убеждать себя, что лучше отдохнуть и поспать лишний час.
Времени у нас не так и много…
Мыслитель: Когда-то я тоже играл в одну игру (Метин2) 4 года… каждый день и даже ночью. Одноклассница прислала приглашение играть в ее игру на ВКонтакте, и я бросил Метин, чтобы начать играть в ее проект. За семь месяцев я ее обогнал и намного превзошел… а вскоре она тоже ушла.
Сейчас я оглядываюсь на потерянные годы (просто впустую уходящие годы) и не хочу тратить время на игры. Я даже придумал фразу… Мы не убиваем время, а время убивает нас. Надо наслаждаться каждой секундой… времени у нас не так много…
Что получаю от жизни без Доты сейчас…
Tayna: Я завершил карьеру дотера, и это привело к множеству последствий: у меня возник сколиоз, мышцы атрофировались, нервы испортились, психика нарушилась, я отстал в социальном плане, переживал психозы и депрессию.
Что я получаю от жизни без Доты сейчас: саморазвитие, настоящих друзей, реабилитацию здоровья, девушку, о которой мечтал, реальные жизненные цели и, главное, осознание того, что я принял правильное решение в 25 лет. Я советую всем молодым — берегите свое здоровье, ищите радость в реальной жизни; Дота — это проект, направленный на разрушение человека как душевно, так и физически.
(По материалам интернет-открытого доступа)