Когда вашему малышу исполняется год, он активен и оживлен, очень любопытен и с удовольствием познает мир. На этом этапе жизни мама должна уделять ему достаточно внимания и находить различные интересные занятия.
Как развивать ребенка в 1 год
В первый год жизни малыша время проходит очень быстро. В возрасте одного года ребенок обычно уверенно ходит, может брать в руки мелкие предметы, понимает язык мамы и папы, любит играть и, естественно, очень любопытен к окружающему миру. Главная задача родителей в это время — направить его развитие в нужное русло. Специалисты Центра раннего вмешательства «Каркуша» рассказывают, как правильно это делать.
Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игрушки должны быть направлены на то, чтобы он активно воспринимал зрительные, слуховые и тактильные впечатления, делал их осмысленными, запоминал и использовал.
- Сделайте тематические альбомы «овощи», «фрукты», «животные», «одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
- Ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
- Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
- Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
- Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
- Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
- Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
- Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
- Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
- Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.
Ограничьте занятия с телевизором и планшетом. Готовые» развлечения превращают ребенка в пассивного наблюдателя, а не в активного участника игрового процесса, как это должно быть.
Речевое развитие
Активный словарь годовалого ребенка обычно состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает целое предложение, и ребенок также дополняет слова жестами и мимикой. Этот возраст характеризуется развитием и совершенствованием способности говорить, что, однако, не происходит само по себе. Развитие речи требует полного внимания со стороны родителей. Что же следует делать?
- Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
- Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
- Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
- Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
- Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
- Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.
Уделяйте внимание упражнениям для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произношении звуков, привыкали к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и кончиках пальцев, которые отвечают за грубую и мелкую моторику, расположены рядом с центрами языка, мышления и памяти.
В мирное русло
Каждый уголок, шкаф, дверь и полка представляют интерес для малыша, который только учится ходить. Но даже если вы можете занять своего малыша в одиночку, не оставляйте его одного в комнате! Помните, что ваш малыш ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, страха высоты, страха задохнуться или отравиться…..
Малыш не имеет представления о последствиях своих игрушек! Чтобы ваш малыш не поранился и не разрушил ваш дом, направьте его энергию на спокойную, самостоятельную игру. Однако помните, что ваш ребенок всегда должен быть под присмотром.
Это можно сделать двумя способами: ребенок и мама играют вместе или ребенок сам о себе позаботится, когда маме нужно немного побыть одной.
Вместе с мамой
- Книжки с картинками. Обычно в этом возрасте малыши еще не способны слушать длинные сказки. Ограничьтесь чтением коротких стихов, называя и показывая различные предметы.
- Рисование. Под силу даже годовичку, нужно только обзавестись пальчиковыми красками. Они не токсичны, легко смываются с поверхностей и созданы специально для малышей. А самое главное — ими могут пользоваться юные художники, которые еще не умеют держать в руках кисточку. Детские художества развивают мелкую моторику, способствуют формированию цветового восприятия и к тому же прекрасно поднимают настроение. Для создания первого шедевра используйте обратную сторону листа старых обоев. Рисовать можно и в ванной, на кафельной стенке, это очень удобно, поскольку сразу можно помыть и стену, и самого художника.
- Кубики и пирамидки. Покажите ребенку, как складывать кубики (ставить их в ряд или один на другой). Три кубика — это башня, которую так весело ломать. Станете строить из кубиков домик или гараж, малыш обязательно подключится к вам и начнет играть сам. Тогда его на несколько минут можно оставить заниматься дальше кубиками самостоятельно. Пирамидки нужны для того, чтобы ребенок научился понимать цвета и размеры. Покажите, где самое большое колесико, где самое маленькое. Пусть попробует надеть колечки самостоятельно.
Источник: email protected
В возрасте полутора лет малыш уже может отнести белье в стиральную машину, поставить грязную бутылочку в раковину и собрать свои игрушки.
Развитие мелкой моторики и сенсорики
Развитие моторных и сенсорных навыков имеет огромное значение! Такие занятия — лучший способ для развития мозга, правильного восприятия окружающей среды и психоэмоционального формирования личности.
В этой области можно придумать множество веселых игр. Дети любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще все кладут в рот, лучше выбрать манную кашу. Она относительно безопасна, ее нельзя проглотить и она не забивает ухо или нос.
Читайте советы: Что должен уметь ребенок в год
- Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
- Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
- Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.
Необходимо насыпать манную кашу в большую емкость и закопать в нее игрушки. Затем ребенку предлагается найти то, что зарыто в манке. Игра очень увлекательна. Детям нравится копаться в манке, перебирать ее в руках и искать игрушки.
Очень хороши для отработки моторики игры с пальчиками — обычные «Ладушки» или «Вороватая сорока». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.
Дети любят играть с водой. Они могут играть в ванной, наливая воду из мисок разного размера, ловя маленькие резиновые или пластиковые игрушки в большой таз или ведро.
Полезно приобрести различные резиновые игрушки для ванны и специальные детские насадки для душа, которые сделают время купания веселым и интересным.
Развитие творческих способностей
Что должен делать ребенок в год для развития творческого взгляда на мир? Отлично подойдут рисование пальчиками и лепка из глины. Лепку лучше отложить до тех пор, пока ребенок не перестанет класть все в рот. Однако рисованием пальчиками можно заниматься с 1 года или раньше.
Отлично развивают моторику и мышление игры с кубиками, пирамидками и игры на сортировку. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать с 1 года или раньше. Активно играя с ребенком в эти игрушки, вы можете научить его строить башню и собирать пирамидку.
Идеально подходит для развития моторики и координации, когда ребенок пытается есть самостоятельно. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, поначалу большая ее часть будет проливаться на вашу одежду и пол, но через несколько недель вы сможете с удовольствием наблюдать, как ваш малыш ест самостоятельно.
Лучше всего выбирать специальные цвета, яркие и безопасные, и самый большой размер основания. В наши дни такие вещи можно купить в любом магазине канцтоваров или детском супермаркете.
Что же еще способно заинтересовать любопытного годовалого карапузика?
- Старые игрушки. Да, не только новая пирамидка привлечет внимание малыша, но и старые погремушки, которые мама спрятала в коробку, посчитав, что ее кроха уже вырос из всех этих «погремелок» и «шуршалок». Дитя с удовольствие займется их изучением и долго будет гадать, откуда же раздается звук.
- Музыкальные инструменты. Не настоящие, конечно же, а игрушечные, в виде трещотки, барабана или ксилофона. Стоит только маме показать, как всем этим пользоваться… Ну, сами понимаете, что со временем придется это добро даже прятать от чада.
- Говорящие игрушки – тоже вариант. Детям нравится, когда с ними общаются не только мама или папа. Но не стоит давать малышу айфон или планшет с говорящими голосовыми помощницами типа Алисы или Сири, если не желаете приучить ребенка к гаджетам. Лучше уж купите говорящую познавательную игру или азбуку.
- Различные варианты бизиборда надолго отвлекут внимание малыша от мамы. Доски с разными шнурочками, замочками, пуговками и ручками к тому же отлично развивают мелкую моторику. Если нет возможности приобрести такой тренажер в магазине, сделайте его сами, используя все, что есть под рукой:
- старый кнопочный телефон;
- башмачок со шнуровкой или с застежкой-липучкой;
- дверную цепочку;
- навесной амбарный замок с ключиком;
- старую кофту с большими пуговками.
- Если мама не боится беспорядка, то позволит крохе залезть в нижний ящик комода, кухонного шкафа или шкафа с обувью и разрешит ему там похозяйничать. Единственное, что следует учесть – чтобы все предметы (от кастрюлек, поварешек и летних туфель) были чистыми и безопасными для здоровья ребенка.
- Детки очень любят подражать взрослым. Поэтому если дать малышу совок и щеточку, то он с удовольствием будет мести пол или собирать с их помощью свои игрушки и складывать их в ведерко. Естественно, что это должны быть специально для него купленные вещи, а не настоящие – пыльные и грязные ведерки и веники.
- Очень нравятся карапузам все, что шуршит, гремит или летает, все, что интересно будет кинуть или уронить. Поэтому их на какое-то время отвлекут целлофановые пакеты, коробочки и пластмассовые баночки, наполненные разными сыпучими материалами (все гремят по-разному), воздушные шарики или игра в кегли с ее разноцветными шариками и кегельками.
- Очень заинтересуют кроху и игры-пазлы, в которых нужно разные геометрические предметы засовывать в кубик с соответствующими отверстиями, а также:
- пирамидки;
- башенки из кубиков;
- крупный конструктор;
- коробки или мешочки с разными небольшими игрушками, которые хорошо перекладывать из одной емкости в другую;
- пластиковые бутылки, в которых насыпан горох и которые так классно гремят, когда их трясешь или бросаешь.
6 способов как занять ребенка без игрушек: видео
Помимо основных идей, как занять ребенка в возрасте 1 года, есть и другие способы, которые можно использовать при минимальном участии мамы или папы. Вот некоторые из них.
- Краски. Искусство положительно влияет на развитие малыша. Конечно, в год ребёнку трудно будет пользоваться кисточкой для рисования, но он хорошо справиться пальцами или ладошками. Возьмите огромный лист бумаги или разрешите ему немного порезвиться на кафеле, который без проблем можно будет потом помыть. Пальчиковые краски для детей не представляют опасности (о том как сделать пальчиковые краски самостоятельно читайте в этой статье), а процесс игры будет весьма ярким и полным эмоций. Главное приглядывать за малышом, чтобы он не начал переносить своё творчество на мебель и стены.
- Мыльные пузыри. Одно из самых любимых развлечений всех деток. Во время этого занятия они приходят в настоящий восторг, начиная заразительно смеяться и пробовать ловить пузырируками.
- Катаем мячик. Годовалого малыша трудно удержать на одном месте, ведь ему хочется постоянно бегать и прыгать. Если приобрести небольшой резиновый мячик, можно научить дитё катать его по полу, пинать и бегать за ним.
Можно сделать небольшой боулинг, используя пластиковые бутылки или надувные шары вместо кеглей. Такое веселое занятие порадует не только малыша, но и всю вашу семью.
- Музыкальные книги. Это конечно не отвлечёт внимание крохи надолго, но на некоторое время все же займёт его. Хорошо, если книга будет большой и картонной, с яркими картинками персонажей, детали которых можно двигать.
- Машина-каталка. Ещё одно спасение для мамы, когда ей нужно немного времени. Это отличное приспособление, которое подойдёт даже тем деткам, которые чувствуют себя ещё не вполне уверенно на своих двоих. Более того, этот вид транспорта станет полезным на несколько лет вперёд. В машинке можно ездить дома, или же брать её с собой на прогулку.
- Шведская стенка. Это прекрасный современный тренажёр для всей семьи, модели которого имеют дополнительные функции, рассчитаны для совсем маленьких деток. Часто туда включён канат, лестница из верёвок, горка или качели. Конечно, для такого вида развлечения нужно присматривать за ребёнком, но он вполне может самостоятельно съёжат с горки, где внизу для страховки поставьте мягкие подушки или покрывало.Если у вас есть в наличии такая стенка, это значит, что ребёнок с самых ранних лет будет вести активный образ жизни, а это положительно отобразится на его развитии и здоровье.
- Палатка или домик. Наверняка все в детстве строили небольшие укрытия из подушек, одеял и других предметов, которые без проблем можно найти дома. Представьте, как будет здорово построить такое сооружение и для своего малыша.
Не секрет, что малыши любят играть в прятки и ползать в помещении (например, в туннелях на детской площадке). Если вы не хотите тратить на это время, то такой домик из ткани и полиэтилена можно купить в магазине.
Чем занять малыша на улице?
Мы подумали о том, чем занять ребенка в возрасте 1 года дома. Но как быть на улице, ведь иногда хочется пообщаться с другими мамами.
Прежде всего, самым оптимальным и увлекательным объектом будет обычная песочница, которую можно найти практически на всех детских площадках. Для длительных игр на ней не забудьте взять с собой стандартный набор в виде ведерка, лопатки и формочек.
Зимой тоже есть интересные занятия. Постройте вместе снеговика или порисуйте яркими красками на снегу. Весной возьмите палку и начните считать лужи вместе с ребенком. Можно также катать лодки или другие маленькие резиновые игрушки.
В целом, существует множество способов занять ребенка в возрасте 1 года. С некоторыми из них малыш точно справится сам, в то время как другие варианты требуют родительского контроля. В любом случае, следует менять занятия, потому что дети в этом возрасте очень непоседливы и все игрушки быстро надоедают.
Для эффективности процесса рекомендуется разделить игрушки ребенка на разные части и время от времени менять их местами.