Как быстро выучить стихи с ребенком – способы для детей разного возраста.

При выборе стихотворения необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и соотнести их с возрастом и темпераментом. Кипучие и веселые стихи предпочтительнее для непоседливых детей, а спокойные — должны быть размеренными.

Ребенок не может выучить стих. Как помочь?

Многим детям трудно учить стихи наизусть. Их внимание рассеивается, детали ускользают, слова путаются — возможно, вы тоже сталкивались с этим в школьные годы. Добавьте к этому тот факт, что сейчас времени становится мало, ребенок должен выучить стихотворение быстро — за один-два вечера, а еще много других дел. Если вашему ребенку нелегко выучить строфу самостоятельно, вы можете помочь ему выучить ее. Вы даже можете сделать это занятие увлекательным, если у вас есть несколько простых советов, на которые можно опереться.

Самый важный совет — использовать свое воображение. Важный способ сделать это — визуализация. Вы можете представить себе строки из стихотворения и рассказать о том, с чем они у вас ассоциируются, как все это приходит на ум.

Ассоциативные рисунки

Вы можете запомнить строки с помощью ассоциативных рисунков. Например, возьмем стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парусник»:

Блестит парус одинокий.

В тумане синего моря.

Что ищет он в далекой стране?

Что оставил он на родине?

Распечатайте текст и обведите его построчно вместе с ребенком. Белый парус, синяя морская вода. Так ваш ребенок сможет представить себе стих и лучше его запомнить. Вначале ваш ребенок должен попытаться прочесть стихи, используя свой визуальный пересказ. После нескольких повторений ему уже не понадобятся рисунки, потому что он сможет все запомнить. Воображение у детей развито гораздо лучше, чем у взрослых, поэтому этот метод можно считать самым эффективным.

Как учить стихи с ребенком 3 лет 2

Как учить стихи с ребенком

Елена Рахманова Педагог-методист, специалист по раннему вмешательству

Хорошо, когда ребенку нравится сначала учиться, а потом читать стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда ему обязательно нужно выучить стихотворение (в детском саду, музыкальной школе и т.д.) и ребенок соглашается «ради жизни»?

Ребенок может отказаться под разными предлогами: «я не могу», «я не хочу», или просто уйти и заниматься своими делами без объяснений. В этом случае причина отказа обычно одна: слишком много новой информации, которую нужно запомнить. Мозг малыша просто пытается защититься от потока информации.

Как научить ребенка выразительно рассказывать стихотворения

Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости

Если ваш ребенок не хочет, сначала успокойте его: «Хорошо, — скажите, — мы не будем учить стихотворение. Я буду читать его, а ты будешь повторять за мной». Следует иметь в виду одну вещь: За один раз можно произносить только одну строчку стихотворения. Таким образом, ребенку будет легко повторять за вами, и он не будет волноваться.

Следующий шаг: выясните, есть ли в стихотворении слова или предложения, которые непонятны ребенку. Выяснить это очень легко: Во время повторения ребенок либо путается в непонятных словах, либо вообще отказывается повторять строчку, содержащую непонятное для него предложение. Поэтому нужно объяснить ребенку, что означает слово или фраза, и привести дополнительные примеры, где и как еще можно использовать это слово (фразу).

Когда все непонятные слова объяснены, начинается процесс запоминания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. Пока ребенок не может произнести эту строчку запинаясь, вторую строчку произносить не следует. Когда одна строка запомнена, можно учить вторую. Когда вторая строка будет повторяться легко и без запинок, соедините две строки. Теперь произносите эти две строчки одновременно, пока ребенок не начнет произносить их самостоятельно. Затем можно переходить к третьей строчке и так далее. Таким образом, ребенок может выучить все стихотворение, сам того не замечая.

Если же этот метод не срабатывает и ребенок продолжает сопротивляться, тогда приходится прибегать к крайним мерам: Мы должны взять ребенка так, как берет нас реклама — через бесконечное повторение. Начните с того, что прочтите стихотворение сами в присутствии ребенка. Сначала повторите его три раза полностью (дальнейшие повторения не нужны), а затем начните повторять один или два стиха непрерывно, в зависимости от громкости. Очень важно, чтобы вы сами получали от этого удовольствие. Читайте выразительно и передавайте настроение стиха с помощью интонации.

Можно брать игрушки и устраивать представления: Поставьте их в круг, одна игрушка выходит на «сцену» — пусть она расскажет стихотворение за остальных. А затем каждая игрушка повторяет стих или два своим голосом, отличным от других. В конце концов, ребенок присоединяется к игре. Повторение — мощное оружие. Вы запомните, даже если не хотите. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно.

Здесь есть очень важная рекомендация. Не учите ребенка более чем двум строкам за один день. Неделя — это хороший срок, чтобы выучить нужный стих к празднику.

Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Он называется системой запоминания. Его использовали индусы и другие народы для передачи своих священных и философских учений. Секрет этого метода заключается в том, чтобы начать с малого, постепенно расширять его и часто повторять.

Повторение здесь очень важно, потому что оно заставляет человека повторять то, что он узнал, и с каждым разом углубляет впечатление. Это частое повторение также служит для сглаживания линий, потому что каждая линия связана с предыдущей и последующей, и все они вместе кажутся выученными в одно и то же время. При таком методе память ребенка легко развивается, и он может запомнить много строк одновременно. Однако индусские ученые предостерегают от поспешного заучивания слишком большого количества строк в день, поскольку память должна привыкать к задаче постепенно.

  С какого возраста можно начинать депиляцию

С чего начать: общие правила для детей разного возраста

Мелодичные и напевные стихи хорошо воспринимаются детьми всех возрастов. Они с удовольствием слушают и любят стихи больше, чем монотонную и скучную прозу. Простые рекомендации о том, как заучивать стихи с детьми:

  • разъяснение непонятных слов. Прежде чем начать заучивание, взрослый, занимающийся с малышом, должен сам эмоционально прочитать текст. Если ребенок услышал незнакомые слова и выражения, нужно обязательно объяснить их значение. Когда все понятно – читается еще раз и заучивается;
  • постепенное увеличение объема. Для самого первого раза достаточно двустишия или четверостишия. Позже можно будет разучивать стихотворения большего размера, предварительно разделив на четверостишия;
  • визуализация. «Нарисовать» в воображении чада происходящие события, рассказав своими словами сюжет. Красочный рассказ о гусях, живущих у бабуси – вызовет визуальные картинки и желание узнать о них больше, выучив слова;
  • подключение эмоций. Невыразительность и поэзия – вещи несовместимые. Необходимо вкладывать эмоциональную составляющую в рифмы, иначе ребенок потеряет интерес и не проникнется красотой стихотворной формы литературы;
  • перевод рифмы в прозу. Если сын или дочь путаются и им трудно даются рифмы, нужно поэзию перевести в прозу и попросить рассказать, о чем идет речь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, формируется смысловой порядок, и заучивание происходит легче;
  • игра в театр. Можно инсценировать каждую строчку, подключив к представлению всю семью;
  • повторение выученного материала. Повторять: перед сном, утром следующего дня, через неделю. Можно схитрить и начав рассказывать стих, сделать вид, что подвела память, попросив интеллектуальной помощи у подрастающего поколения. Главное, не спешить выучить много стихов за короткий период. Они перепутаются в голове и через час не вспомнятся.
  • не заставлять. Нельзя принуждать учить стихи и наказывать за неудачи.

При выборе стихотворения необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и соотнести их с возрастом и темпераментом. Кипучие и веселые стихи предпочтительнее для непоседливых детей, а спокойные — должны быть размеренными.

Как заинтересовать малыша в разучивании стиха

Некоторые родители сталкиваются с тем, что дети неохотно учат рифмованные стихи. Ваша задача — заинтересовать детей и сделать все возможное, чтобы это было полезно и весело одновременно. Это поможет им:

  • стихотворное сопровождение действий детей во время: купания, одевания, прогулок и игр привьет любовь к поэзии. Родитель рассказывает – ребенок слушает;
  • пение детских песенок заинтересует детвору, особенно если они из любимых мультфильмов и подкреплены зрительными образами персонажей сказок. Дети с удовольствием делают то, что им нравится;
  • совмещение игры в мяч с заучиванием – хороший способ заинтересовать малыша. Мама бросает мячик, проговаривая строчку, а малыш ловит и бросает обратно, повторяя ту же фразу. Так нужно продолжать до тех пор, пока стих отложится в памяти, а дальше по очереди произносить строки в процессе игры;
  • дать право выбора литературы ребенку. Если ему будет интересно – он проявит инициативу и быстрее познакомится с удивительным миром поэзии;
  • перед тем, как учить стихотворение – вовлечь в процесс можно с помощью книжек-раскрасок или игрушек. Если в тексте есть упоминание о кошках, мышках или других животных – озвучивать их с выражением и частым повторением действий в игровой форме, поставив целью – выучить текст, сопровождающий подвижную игру.

Не бойтесь быть смешным, на мгновение вернитесь в детство, сделайте это весело и покажите, как собака, котенок или плюшевый мишка делают что-то — это может вызвать у детей настоящий интерес к литературе со стихами.

Малыш не умеет читать

В этом случае основная нагрузка ложится на родителей (правда, чаще всего на мать). Это требует настойчивости и в то же время терпения и ласки. Сначала прочитайте строфу полностью три раза, меняя интонацию и выражение. Это даст вам общее впечатление от стихотворения и поможет почувствовать рифму. Если строфа не состоит из отдельных столбцов, мысленно разделите ее на четверостишия, а затем запомните отдельные смысловые фрагменты. Читайте вслух снова и снова, прочувствовав сначала 2, а затем 4 стиха за раз. Если вам попадаются незнакомые слова или выражения, объясните их значение.

Укажите ребенку на форму рифмы. Многие дети при заучивании стиха инстинктивно делают непроизвольные движения во время рифмовки. Не останавливайте их; они помогают запомнить стих. Попросите ребенка представить себе, о чем идет речь в стихотворении. Часто возникающие образы не столь очевидны, как, например, когда он представляет себе знаменитое «Рядом с лукомори дуб зеленый». Позвольте ребенку разделить ваше воображение, но не заставляйте его — легче, если он позволит своему воображению руководить им.

Малыш учит стих, сосредоточившись на рифме

Очень полезно учить стихи, представляя себе картинки: Нарисуйте на листе бумаги действия, явления и персонажей стихотворения. У детей до 4-5 лет преобладает ассоциативная память. Это означает, что способность запоминать что-либо основана на способности узнавать объект, вызвавший сильную эмоциональную реакцию. Нарисованные картинки будут теми объектами, которые формируют память на стихотворение.

  Родителей не выбирают: почему моя мать меня ненавидит.

Повторяйте один столбик стихотворения снова и снова, пока не запомните его. Попробуйте добиться такого же эффекта с вашим ребенком. Следуя принципу запоминания по одному столбцу за раз, выучите весь стих, а затем попросите ребенка потренироваться в декламации всего стиха. Чтобы заинтересовать ребенка, попробуйте поиграть с ним. Возьмите мяч, встаньте перед ребенком и произнесите первую строчку стиха. Во время интонационной паузы бросьте ребенку мяч. После стиха попросите его/ее продолжить колонку и бросить мяч обратно вам. По очереди произносите стих и бросайте мяч, пока ваш ребенок не запомнит его.

Ребёнок умеет читать самостоятельно

В этом случае родители играют лишь вспомогательную роль. Постарайтесь с самого начала научить ребенка самостоятельно учить стихи наизусть. Расскажите ему, что только совсем маленькие дети, которые еще не умеют читать самостоятельно, учат стихи вместе с мамой. Убедите ребенка в том, что он самый лучший, самый умный и самый сообразительный. Скажите ему, что у него отличная память, которая может запоминать стихи в больших количествах. Поэтому он вполне справится с задачей выучить такое, как сейчас.

Чтобы ребенок правильно запомнил тональность и ударения, прочитайте стихотворение один раз выразительно и с чувством. Обращайте внимание ребенка на незнакомые слова. Объясняйте значение слов и подчеркивайте трудные места.

Создайте благоприятные условия для разучивания стиха. Убедитесь, что в комнате, где занимается ваш ребенок, тихо и спокойно.

Ребенок учит стих по методу визуализации образов

Если вы думаете, что ваш ребенок не может самостоятельно выучить стих, вы, вероятно, недооцениваете его и делаете его зависимым от вас. При умелом подходе и позитивном настрое с этой задачей может справиться практически любой ребенок. Главное, чтобы вы доверяли ему в том, что он сможет это сделать. Тогда он докажет, что он умнее, чем вы думаете. Например, многие дети, никогда не слышавшие об эйдетике (методе запоминания с помощью картинок), все равно отрабатывают рекомендации, бессознательно создавая картинки к стихотворению. Однако самый эффективный способ запоминания — построить последовательность событий стихотворения в виде логических картинок, а затем изобразить их на бумаге.

Дайте ребенку возможность побыть наедине с собой и найти свой собственный удобный способ заучивания стихотворения. Некоторым удобно раскачиваться на стуле в ритм строфы. Другие ходят взад-вперед по комнате, выразительно размахивая руками и пассивно декламируя. Третьи предпочитают сидеть неподвижно и шептать одними губами. Какую бы форму ни выбрал ребенок, главное, чтобы она помогала ему сконцентрироваться и сосредоточиться на разучиваемом стихотворении.

Чтение — вот лучшее учение

Дети, которые умеют читать, имеют явное преимущество перед детьми, которые не умеют читать, когда речь идет о запоминании стихов. Хорошо известно, что большинство детей учатся визуально с точки зрения восприятия и обработки информации. Это означает, что лучше всего запоминается информация, которую ребенок видел своими глазами. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок научился хорошо читать в дошкольном возрасте.

Работайте с ребенком над развитием его произвольной памяти. Если необходимо выучить стих, убедите ребенка в его важности. Он должен иметь конкретную цель: рассказать бабушке на день рождения, на дневном представлении в детском саду, на уроке в школе. Ваша задача — донести до ребенка эту необходимость и вызвать у него желание выучить наизусть определенный стих. И тогда все получится!

Теперь вы знаете, как выучить стихотворение с ребенком быстро, легко и безошибочно.

Учительница в классе: — Вовочка, почему ты не можешь выучить наизусть простое восьмистрочное стихотворение! — Марья Ивановна, мой папа — программист, спросите у него! — Что я должна у него спросить? — Почему он дал мне так мало памяти!

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком

как выучить с ребенком стих

Приветствую вас, друзья. Сегодня я расскажу вам секреты, как быстро запомнить стихотворение с ребенком. Стихи помогают развивать память, язык и способствуют общему развитию ребенка. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, будет намного легче в будущем, когда они пойдут в школу, где часто задают задания и им приходится заучивать стихи за относительно короткое время. Но многие родители не знают, как учить стихи вместе с ребенком, с чего начать и на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методах заучивания стихов.

Существует несколько методов, которые помогают учить стихи с детьми, из которых родители могут выбрать тот, который удобен им и их ребенку, или комбинировать их.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.
  Как родителям перестать кричать на ребенка.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Сейчас я расскажу вам, как мы начали учить стихи с Леней и Настей. Моему сыну сейчас 5 лет, он знает много стихов, но мы продолжаем учить новые, и он делает это с радостью. Насте 2 года и 8 месяцев, и мы тоже учим с ней стихи, конечно, это проще и она знает меньше, чем Леня. Но она счастлива, что может выразительно сказать (иногда пропускает несколько слов): «Барыня бросила зайца», «Миша упал на пол», «Бык дрожит», «Миша голый мужик» (всегда в конце постукивает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муха-цокотуха».

Как мы учим? Когда мы двигаемся, например, качаемся на качелях, гуляем или готовим еду, я говорю ей разные стишки. Дома мы всегда слушаем диск со стихами и детскими стишками А. Барто (она уже поет «Пусть бежит неуклюжий» с крокодильчиком Женей).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Он много написал, но это действительно несложно, все в игровой форме, и дочке очень нравится заниматься. А как она любит потом всем показывать, как хорошо она умеет рассказывать стихи, просто улыбка до ушей, глаза блестят:)

Вот и все секреты того, как правильно учить стихи с ребенком, не заставляя и не подгоняя его. Учите стихи в игровой форме, и ваш ребенок сохранит любовь к поэзии в будущем. Расскажите нам в комментариях, как вы учите стихи с детьми, есть ли у вас свои секреты?

Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь ею с друзьями с помощью кнопок социальных сетей. Если вы не хотите пропустить новые статьи блога, подпишитесь на обновления.

Оцените статью
Добавить комментарий