Хочу работать в школе. Пошаговая инструкция для педагога, как устроиться на работу школьным учителем

К примеру, на данном ресурсе указано, что для успешного преподавания предмета «Математика» от педагога ожидается наличие определённых профессиональных навыков и умений.

Как устроиться на работу в школу: пошаговая инструкция

Если вы еще не имели опыта работы в классическом учительстве, но стремитесь стать наставником для большого числа учеников, погрузиться в жизнь школы и раскрыть потенциал детей, то эта пошаговая инструкция именно для вас! Итак, что нужно сделать, чтобы устроиться на работу в школу?

как устроиться на работу в школу

Как устроиться на работу в школу: 4 шага

Первоначальный и самый важный вопрос заключается в том: необходимо ли для работы в школе высшее педагогическое образование? Ниже представлены кодировки вузовских направлений подготовки в области педагогики:

44.03.01 — Педагогическое образование
44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

С наличием такого образования у вас, безусловно, не возникнет никаких проблем с трудоустройством.

Это означает, что вам необходимо соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, который подразумевает наличие определённых навыков и умений. В таком случае даже без диплома педагогического вуза вы вполне можете быть приняты на работу в школу. В данном стандарте прописаны трудовые действия, необходимые знания и навыки, а также условия, которые должны соблюдаться в любом образовательном учреждении.

Руководство учебного заведения также может рассмотреть возможность вашей кандидатуры при условии, что вы параллельно будете проходить курсы профессиональной переподготовки в форме внешнего обучения или онлайн. Такие курсы могут длиться от 2 месяцев до 2 лет в зависимости от программы. Без их завершения вам могут отказать в праве вести занятия в старших классах и профильных группах, а также в подготовке к олимпиадам.

Как работать в школе 2

А что если вы студент педагогического вуза, но еще не обладаете дипломом — возможно ли работать в школе?

Как работать в школе 3

В тексте вакансии вы можете встретить специфические термины и выражения, приведём их значения:

  • Час — подразумевается урок; здесь речь идет об академическом часе (40 или 45 минут), а не о стандартном астрономическом (60 минут).
  • Ставка (или нагрузка) — это фиксированное количество уроков в неделю. Например, полная ставка составляет 18 часов; в тексте вакансии вы можете увидеть от 0,5 до 2 ставок (больше встречается реже).

Согласно логике, чем больше часов, тем выше зарплата. Но будьте внимательны, существует известное выражение в учительском кругу: «На одну ставку жить невозможно, а на две — нет времени». Это означает, что работа учителя требует больших временных затрат, и рассчитывать только на одну ставку не всегда рационально.

Рекомендуйте коллегу и получайте 50 000 ₽!

Приглашайте учителей для проведения вебинаров по ОГЭ/ЕГЭ и получайте доход, когда ваши кандидаты успешно пройдут отбор!

Предметы: литература, история, физика, химия, математика

banner deti 1 Skyteach

  • Как устроиться на работу в школу, имея педагогическое образование: советы для педагогов.
  • Достаточно ли просто высшего образования?
  • Каковы требования профессионального стандарта для педагога?
  • Дополнительные требования к педагогам.
  • Что делать, если вы хотите работать, но у вас нет педагогического образования?
  • Хочу устроиться в школу, но я студент вуза: как действовать?
  • Мнения учителей.
  Как не позволить сотрудникам вас подсидеть.

Как устроиться на работу в школу, имея педагогическое образование: советы для педагогов

Чтобы получить педагогическое образование и устроиться работать в школу, важно учитывать следующие кодировки направлений подготовки.

44.03.01 — Педагогическое образование
44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

При наличии соответствующего педагогического образования вы сможете без затруднений занять должность учителя и работать в образовательном учреждении. Если же у вас нет педагогического образования, существуют пути, которыми мы будем заниматься в дальнейшем.

Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Свердловская область):

В настоящее время уровень безработицы достиг очень низкого показателя — 3% по всей стране (в Свердловской области — 2%). Однако в последние пять лет в России наблюдается нехватка преподавателей в школах, и эта проблема является актуальной. На данный момент, по разным данным, кадровый дефицит составляет от 10 до 40% в зависимости от региона.

Несмотря на это, средняя заработная плата в данной профессии составляет 63 631 рублей, что на 8-9% ниже средней зарплаты по стране. В этих условиях государство принимает меры для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации с нехваткой педагогических работников.

Какой предмет выбрать для преподавания?

Во-первых, выбранный для преподавания предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только при таких условиях работа сможет приносить удовлетворение, а уроки будут увлекательными и плодотворными для учеников. Поэтому желательно, чтобы предмет был связан с вашей профессией или соответствовал вашим личным интересам.

Важно также учитывать, насколько легко будет собрать необходимое количество часов для полной ставки по выбранному предмету. Учителю математики, русского языка или литературы требуется 18 уроков в неделю, которые могут предоставить даже небольшие школы. В то время как преподавателю музыки или основ безопасности жизнедеятельности будет сложнее достичь данного объема, поскольку на эти предметы в расписании чаще всего отводится всего 1-2 урока в неделю. Однако существуют программы переподготовки, по которым можно получить несколько квалификаций и одновременно преподавать несколько предметов, что значительно облегчит сбор часов. Кроме того, некоторые преподаватели совмещают должности в нескольких учреждениях, ведут внеурочные занятия, кружки и занимаются методической работой.

Если вы планируете работать репетитором или сделать эту деятельность основной, необходимо обратить внимание на востребованность вашей специальности. Чаще всего нужны репетиторы по тем предметам, которые сдаются на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранным языкам, обществознанию, биологии, химии, физике, истории и литературе.

Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?

Текущая версия профессионального стандарта «Педагог» не требует наличия исключительно высшего или среднего профессионального образования в области педагогики для трудоустройства учителем. Вам также будет доступно устройство в школу, если у вас есть:

  • Диплом вуза или ссуза по специальности, совпадающей с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы получили образование как историк, вы сможете вести уроки истории, а если как переводчик, то уроки иностранного языка. Тем не менее, потребуется прохождения курсов профессиональной переподготовки для получения знаний о том, как преподавать, знание основ педагогики, возрастной психологии, методик воспитания и обучения, ФГОС и актуальных образовательных программ.
  • Диплом различного высшего или среднего учебного заведения и документ о профессиональной переподготовке как учителя. К примеру, если вы получили квалификацию инженера и хотите преподавать географию, вам нужно будет пройти соответствующие курсы для учителей географии.
  Новости почты России: повышение зарплаты в 2024 году

Таким образом, для работы в школе без педагогического образования вам не обязательно затрачивать годы на обучение в вузе. Вам потребуется лишь несколько месяцев на прохождение профессиональной переподготовки.

Кого не возьмут на работу в школу

Профессиональный стандарт определяет категории лиц, которым невозможно трудоустройство в школе. Вот законные причины для отказа в приеме на работу:

  • наличие судимости;
  • отстранение от педагогической деятельности по решению суда;
  • официальное признание недееспособным;
  • наличие определенных серьезных заболеваний.

Также учитель может быть уволен, если у него возникли причины, являющиеся основанием для отстранения от работы в образовательном учреждении.

Перечень лиц, которым запрещена педагогическая деятельность, указан в статье 331 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

Профессиональная переподготовка — это наиболее короткий путь к работе в школе. Минимальный объем программы составляет 250 академических часов. Если вы будете заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, то сможете освоить учебный курс за 2-2,5 месяца.

На практике такое короткое обучение подходит лишь тем, кто обладает педагогическими предрасположенностями, или уже имеет минимальный опыт работы в данной сфере. Например, это может быть человек, который уже занимается преподаванием без педагогического образования. Остальным желательно выбирать курсы с объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.

Профессиональная переподготовка осуществляется как государственными, так и частными образовательными учреждениями, а также специализированными организациями дополнительного профессионального образования (ДПО). Первостепенное внимание при выборе места обучения следует уделить наличию у него лицензии на ведение образовательной деятельности.

Как правило, начать обучение можно сразу после подачи документов и зачисления. В большинстве случаев вступительные экзамены не требуются. Однако в некоторых учебных заведениях может потребоваться собеседование.

В большинстве образовательных учреждений существует возможность выбора удобной для слушателя формы обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • смешанная — очно-заочная;
  • дистанционная.

Последний вариант является наиболее удобным для работающих людей. Студенты самостоятельно выбирают наиболее подходящее время и место для занятий.

Обучение завершается итоговой аттестацией, форма которой зависит от учебного заведения. Проверка полученных знаний может проводиться в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или иным способом. Учебное заведение имеет право проводить один комплексный экзамен или несколько отдельных испытаний по каждому пройденному модулю.

Слушатели, успешно завершившие все предусмотренные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного учреждения, такой документ должен быть установленного образца, хотя он и не имеет государственного образца. Это означает, что внешний вид дипломов из разных учреждений может значительно различаться.

Отзывы специалистов

Ольга Костина, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, репетитор:

— Современный учитель – это профессия, полная трудностей, но одновременно и интересная. Проработав в школе 28 лет, с уверенностью могу заявить, что ни разу не пожалела о своем выборе. Мое филологическое образование дало мне возможность обучать детей русскому языку и литературе, а также помогать руководству в написании текстов делового характера (договоров, характеристик, представлений и заключений об аттестации педагогических работников). Вся моя педагогическая карьера связана с постоянным повышением квалификации: нужно было постоянно посещать курсы, проходить аттестацию, получать дополнительное образование (в какой-то момент я была вынуждена получить ещё и диплом педагога-психолога, так как мне не хватало знаний и навыков для грамотного ведения образовательного и воспитательного процессов). Когда в учебные заведения пришла компьютеризация, потребовались также курсы по информатике.

  Как найти (привлечь) и удержать клиентов начинающему мастеру в сфере красоты.

Школа – это образ жизни. Процесс обучения и воспитания нельзя отделять друг от друга, нельзя забыть, чем занимаешься, когда закрываешь последнюю проверенную тетрадь. Тем не менее, оплата труда учителя не соответствует физическим и моральным затратам. На протяжении длительного времени я работала на две ставки, а это натуральные 36 уроков в неделю, плюс консультации, внеурочные занятия, работа с родителями. Мой рабочий день длился 12 часов: 6 занятий в школе и ещё 6 часов уходило на подготовку к урокам и дополнительную работу. Но при этом заработная плата оставалась на низком уровне. Мы постоянно слышим о планах по увеличению зарплат педагогов, но на практике это часто оказывается далеко от реальности.

Отдельно стоит отметить огромную бюрократию и оформление отчетности, за которое никто не платит. Современному учителю часто не хватает времени на полноценную работу, так как требуется постоянная отчетность. Каждый год объём работы увеличивается, и учитель буквально тонет в бумагах. Поэтому молодым специалистам довольно сложно прижиться в школе, и им непросто понять, как организовано современное учительское дело.

Популярные вопросы и ответы

Комментирует Елизавета Ильенко, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №55 города Краснодара:

Можно ли стать учителем после 9 класса?

После 9 класса возможно стать учителем, но исключительно лишь для начальных классов и после завершения обучения в педагогическом колледже. Для преподавания в среднем и старшем звене требуется высшее педагогическое образование.

На какой факультет нужно поступить, чтобы стать учителем?

Во многих вузах существуют специальные педагогические факультеты, позволяющие получить образование в таких областях как педагогика, детская психология и дефектология. Если вы хотите преподавать конкретный предмет, рекомендуется уточнить, есть ли данное направление на выбранном факультете вуза.

Кому подходит профессия учитель?

На мой взгляд, для учителя крайне важны такие качества, как стрессоустойчивость и оптимизм. Работа в школе подразумевает множество стрессовых ситуаций. Если вы умеете легко справляться со стрессом, то будете более продуктивны в своей деятельности. А вот оптимизм является крайне важным, поскольку результаты работы учителя проявляются далеко не сразу. В начале пути можно столкнуться с разочарованием из-за отсутствия идеальных уроков и идеальных учеников. Это состояние свойственно всем, и нередко ведет к выгоранию. Однако обязательно помнить, что мастерство приходит через опыт. Нужно уметь радоваться даже маленьким успехам. Это позволяет превратить образовательный процесс в эффективный и приятный как для преподавателя, так и для его учеников.

Оцените статью
Добавить комментарий